Штрихи к биографии А.Я. Головина

Пятница, 19 Октября 2018 г. 12:02 + в цитатник


Головин Александр Яковлевич
(1863-1930) 

 

0«Автопортрет» 1912 (524x700, 408Kb)

«Автопортрет»
1912
Бумага, темпера 88,6 x 68,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


 

1_ 1917 (601x700, 463Kb)

«Автопортрет»
1917 год
Картон, темпера 44 x 41
Собрание С. Н. Валка

 


Родился 17 февраля 1863 года в семье священника. Произошло это важное для русской культуры событие в Москве, на Плющихе. Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-Разумовское. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная "Тимирязевка").


Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные учебные заведения Москвы.

Сначала он учился в Катковском лицее. После смерти отца, случившейся в 1878 году, Александр перевелся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию, из стен которой, к слову, вышли поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, шахматист А. Алехин.

В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре он понял, что ошибся со "специализацией", и перевелся на живописное отделение. В свою бытность в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Коровин свел его с Врубелем. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е.Д. Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла громадную роль в судьбе нашего героя. По сути, она открыла и развила в нем грани его дарования, обусловившие то место, что занял Головин в русской культуре начала ХХ века.

После смерти матери, последовавшей в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. Первые годы после окончания Училища ему приходилось работать подмастерьем у декоратора А. Томашки; расписывал он, кроме этого, на заказ цветы на атласе для ширмовых панно и вообще не чурался никакой "грязной" работы.
В 1889 году он вместе со всей поленовской "когортой" съездил в Париж на Всемирную выставку. Новейшая французская живопись поразила его. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что "в своих прежних работах делал не то, что следовало делать". Вернувшись в Россию, он попытался делать "то". Вскоре первую головинскую пастель приобрел П.М. Третьяков.
В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Она родила художнику троих прекрасных детей, но сам брак не был долгим - он, в конце концов, распался. Головин по-настоящему страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика - в ноябре 1898 года умерла Е.Д. Поленова.
 

4 «Портрет М.К.Головиной» (493x700, 396Kb)


«Портрет М.К.Головиной»
1897 год
Холст, масло 46 x 32
Собрание Н. А. Соколова


 

5 Портрет М.К.Головиной, жены художника» (513x700, 342Kb)

«Портрет М.К.Головиной, жены художника»
1898
Картон, пастель, уголь 40 х 37
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Спасла художника театральная работа в которую он с головой окунулся. В 1787 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. Первым делом Теляковский пригласил работать в Большой театр в качестве оформителей "настоящих" художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался удачен, и дело пошло.


В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В Петербург вместе с ним переехал и Головин.
 

6 Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров (700x499, 262Kb)
«Групповой портрет служащих петербургских Императорских театров»
(А.Б.Сальников, Л.В.Калинов, В.Д.Щеголев)
1906 год
Холст, пастель 107 х 151
Государственная Третьяковская галерея
Москва


С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку.


Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. Мейерхольд, к тому времени уже успевший поиграть в Художественном театре, пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской. Но во взглядах на режиссуру они не сошлись, и Мейерхольд в 1907 году оказался "на улице". Вот тут-то ему и помог Головин, энергично рекомендовавший режиссера Теляковскому. Тот взял его на работу.

На протяжении следующих десяти лет Головин и Мейерхольд творили вместе, став близкими друзьями и в частной жизни. "Орфей и Эвридика" Глюка и "Маскарад" Лермонтова - самые громкие плоды этого сотрудничества.
 

7А.Я. Головин. Портрет режиссера В. Э. Мейерхольда (601x700, 433Kb)

«Портрет режиссера В. Э. Мейерхольда»
1917 год

В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу.


С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе (в 1918 году пушкинскую духовную родину переименовали в Детское Село - в 1937 году оно, в свою очередь, превратилось в город Пушкин). В последние три года жизни мастеру, отлученному от активной жизни, все время снились декорации. Он чувствовал себя забытым и мучился этим. 17 апреля 1930 года Александр Головин скончался в Детском Селе.

 http://www.artsait.ru/art/g/golovin/main2.htm

Серия сообщений "Головин А.Я.":
Часть 1 - Портрет Е.П. Носовой кисти Головина
Часть 2 - А.Я. Головин: Три пейзажа
...
Часть 6 - А.Я. Головин. Портрет Г.А. Беркман
Часть 7 - Е.Д. Поленова. Портрет А.Я. Головина
Часть 8 - Штрихи к биографии А.Я. Головина
Часть 9 - А.Я. Головин. Портреты испанок
Часть 10 - А.Я. Головин. Портрет певицы
Часть 11 - А.А. Ахматова. Разрыв
Часть 12 - Любитель красоты
Часть 13 - Весенние каштаны

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 18 пользователям