Александра Николаевна Романова- "Соловей гатчинских рощ" |
Александра Николаевна Романова-"Соловей гатчинских рощ" Часть 2
Великая княжна Александра Николаевна
Почти все оставшееся до пышного торжества время - 16 января 1844 года - Адини не покидала своих комнат в Царском, Гатчине и Зимнем.
Комната Адини Э.П.Гау
Вел.кн.Александра,"Моя комната в Царском селе "
Фридрих навещал певунью-затворницу по утрам, с неизменною улыбкою и букетом свежих, еще не распустившихся примул или гортензий в руках… Иногда среди них нежно сверкала росою камелия или благоухала изящная фиалка… И тогда уже Адини знала точно: к букету Фридриха приложила руку ее милая, любящая Олли . И чувство нежной благодарности, тоски и невысказанной любви к сестре, вызывало невольные слезы на ее глазах. Она прятала их, эти слезы, спешно проглатывала ком в горле, и пыталась трогательно развеселить милого нареченного, (неизменно грустневшего при виде ее лихорадочного румянца или жаркой испарины на лбу!).
Условности дворцового протокола… Как часто они мешали Адини быть по-детски, полно счастливою! С какою непосредственностью, с каким пылким, живым огорчением рассказывала она Фридриху о балах, на которых столь часто блистали ее Царственные родители, и с которых ей надобно было до пятнадцати лет уходить строго после девяти вечера! Она всегда так сетовала в отрочестве на то, что не может просто взять и - остаться на позднюю мазурку, этот пленительный, волшебный танец, похожий на долгую песню, с замысловатыми вокализами и пассажами, рулладами и кодами, песню-романс, песню-признание…
Бал в концертном зале Зимнего дворца
МамА, ее восхитительная, ее обворожительная МамА, словно волшебное видение Лала Рукк царившая на всех праздниках Зимнего, почти всегда танцует мазурку и вальс–лансье с самыми красивыми кавалергардами своих полков! Странно, их, ее пажей, почему-то называют так смешно: «красными» или – «синими», словно Сашиных оловянных солдатиков… Кавалергарды пылко обожают своего Шефа, жаль только что МамА по вечному нездоровью своему, все реже бывает на их праздниках и парадах.
Бал ,А.Менцель
Адини не так везло на балах, как МамА, она могла с позволения строгого ПапА танцевать полонез и кадриль, как и ее сестры, только с генералами или флигель-адъютантами. Генералы все были отменно стары и неуклюжи, а адъютанты - робели и смущались и наступали на ее платье. Небольшое, надо сказать, удовольствие - танцевать со столь неловкими кавалерами! Слава Богу, теперь ее партнером на балах всегда будет только ее милый Фредди, какое же это счастие, право! Счастливый жених при этих словах Адини смущался и приятно краснел, а она смотрела на него с тихой, теплою улыбкою, от которой снова появлялись милые, манящие ямочки на ее щеках, уже тронутых болезненной худобою…
Великая княжна Александра Николаевна
…На том настоящем своем, полном, январском свадебном, взрослом балу, в вечер после венчания, Адини была столь обворожительна, столь оживлена и мила, что все вокруг, казалось, забыли о предостережениях докторов…
Великая княжна Александра Николаевна.Кристина Робертсон
За высокими окнами сверкавших огнями парадных зал гулко звенели соборные и церковные колокола, блистали огни фейерверка: город радостно праздновал в белом серебре роскошной русской зимы браковенчание певуньи-великой княжны и гессенского Герцога, и кое-кто из придворных уже сокрушенно качал головою: улетит, улетит скоро русский соловушка в земли чужие, и где-то будет звенеть голос его, прозрачный, как ручей, как горный хрусталь - в какой выси, в каких далях? Никто и не думал, что - в Небесных..
…Все строили планы на будущее, надеялись отчаянно видеть Адини вполне здоровою, ибо вскоре после свадьбы она почувствовала себя в ожидании наследника, и седовласый доктор, старый Вилие, лейб-медик еще покойного дядюшки - кесаря Александра Павловича, робко осмелился высказать венценосным родителям надежду, что сие новое состояние Великой княгини Александры Николаевны изменит течение ее роковой болезни в лучшую сторону.
Великая княгиня принцесса Генссен-Кассельская Александра Николаевна
Таково ведь и древнее поверье русское: будущая мать в ожидании чада, часто расцветает столь неожиданно, что только диву даешься! Да, да и все хвори без следа тают, ибо Господь Всемогущий - милостив и дает новые силы…. Кроветворение ведь в организме меняется в этот миг!
Великая княгиня принцесса Генссен-Кассельская Александра Николаевна
Мужчины всей большой Романовской семьи от мала до велика развлекались охотою в Гатчинском парке на тетеревов и гоном оленей, несколько манкируя всеми остальными своими занятиями.
Женщины днями и вечерами корпели над более изнеженным, привычным для их тонких рук занятием: шили приданное для ожидаемого в семье очередного царскородного младенца. Но изысканные узоры ришелье и просветы алансонских кружев уже не подчинялись исхудалым пальцам Адини. Она роняла из рук иглу и пяльцы, все как-то зябла, просила подкинуть дров в камин, и то и дело прижимала к бледным губам платок. Он моментально пропитывался кровью. Во время приступов лихорадочного кашля, она чувствовала резкие или, напротив, замедленные, словно растерянные, толчки ребенка, и даже самые слабые, они причиняли ей невыносимую боль. Закусив губы, она морщила бледное, в холодной испарине, чело и беспомощно, умоляюще смотрела на МамА, Олли, Мэри или верную Анну Алексеевну, тотчас подступавших к ней с вопросами и уговорами лечь в постель…
Постель. Болезный одр… Иногда Адини лежала в ней дни напролет, пытаясь в полумраке спущенных гардин разглядеть слабый солнечный луч или услышать пение снегиря или синицы.. У нее же самой все слабее выходил птичий посвист: силы убывали, да и боялась, что услышит сии потуги встревоженная МамА, почти не выходившая в такие дни от нее, и ночевавшая в соседнем будуаре, на кушетке.
И.Е.Репин
Умница графиня Дарья Феодоровна была очаровательна в своем платье из бледно-сиреневого шелка и гипюра, в стиле маркизы де Помпадур и завитом, пудреном парике осьмнадцатого столетия. Она вся походила на изящную фарфоровую фигурку, которую боишься ненароком сломать при неосторожном движении! Ради костюма супруги дуайена вообще-то и был придуман весь этот маскерад – костюмированный праздник эпохи Людовика Четырнадцатого.....
Адини вздохнула, чуть приоткрыла ресницы и сомкнула их снова. Она погрузилась в сон, тяжелый, полный спутанных, странных видений, самым четким из которых было лицо ее покойной тетушки, палатины венгерской, Александры Павловны, старшей сестры ПапА, очаровательного создания, пленившего ее воображение навсегда, с младенческих лет. Она не знавала тетушку живою.
Великая княжна Александра Павловна.Боровиковский Владимир Лукич
Та умерла в молодости, родами, в далеком от родного дома месте, в долине реки Ирем, неподалеку от своего дворца в Офене – старинной части Пешта - столицы владений своего мужа, Палатина, эрцгерцога Иосифа... Адини не была сильно похожа на нее, только знала, что тетушка тоже любила розы и пение соловьев... Они очень сильно напоминали ей родину. Юное лицо тетушки с прелестным мягким овалом подбородка и фамильною тонкостью черт, словно со старинного медальона, (наподобие того, который она недавно подарила ПапА) внезапно четко предстало перед спутанным горячкою мысленным взором Адини.
Тезка-Палатина, похожая на белую птицу, в полупрозрачном, кисейном одеянии, обшитом шелковою тесьмою, сияя неизъяснимою прелестью улыбки, тихо прошла по садам, в которых утопала долина Ирем, и внезапно остановилась у креста, увитого плющом. Ветви плюща, свисали прямо над кручею обрыва... У Адини и во сне внезапно захватило дух, закружилась голова, словно она вдруг птицею взлетела над всем увиденным.. С высоты небесной взору ее приоткрылась картина, щемящая сердце: у подножия креста она увидела плиту с выбитыми славянскою вязью буквами: «Александра Романова»...
Тетушка Александра Павловна стояла возле увитого плющом надгробия не шелохнувшись, закрыв лицо руками, странным знаком – знамением: крест-накрест... В ту же секунду паренье Адини над родной, но такой далекой, почти бестелесною, фигурою, оборвалось, сердце камнем устремилось куда-то вниз... и она очнулась, поняв, что в мареве мучительной дремоты, устроенной ей заботливым доктором Мандтом, только что видела свою собственную Смерть. Но она ее больше не пугала, эта властная госпожа... Напротив, принесла мятущейся душе какое-то странное успокоение.
Адини внезапно поняла, чем так всегда влекло ее к себе пение, чем вечно чаровала, околдовывала музыка.. Просто она дарила ей ни с чем не сравнимое чувство полета в поднебесной выси, чувство оторванности от всего, что тяготило, тревожило, печалило несказанно здесь, на Земле.
"Воспоминания "
" Реальность "
Закончив арию, Адини бросила в сторону сестры усталый, нежный взгляд. Окровавленный рот ее странно искривился. Она едва удерживалась от слез. Но внезапно - улыбнулась, заслышав редкие, нежно-робкие толчки внутри себя, словно дерганье шелковой тончайшей нити.. На ее пение отозвался всем существом тот, кто еще не родился.. Он словно просил продолжения. Словно желал вместе с нею подняться к тем чистым хрустальным высям, где только что витал ее голос... И, вняв сей молчаливой просьбе, она тотчас же запела снова. По подбородку ее тоненькой черно-алой струйкой непрерывно стекала кровь. Но она все пела. Пела до самой темноты. Пока не иссякли последние силы.
Но доподлинно известно одно - после 1844 года Государь Император Николай Павлович почти что не посещал оперных спектаклей и домашних концертов.
К.Брюллов. Св. царица Александра, возносящаяся на небо. Портрет-икона вел. кн. Александры Николаевны. 1845.
Церковь мученицы царицы Александры при Образцовом детском приюте. Фото Н. Г. Матвеева, 1890-е гг.
Г.Виклес. Вид открытой капеллы в Александровском парке Царского Села, воздвигнутой согласно замыслу Николая I в 1845 году в память вл.кн. Александры Николаевны
Неизвестный художник. Мраморная скамейка по проекту И.Штакеншнейдера с бюстом вел. кн. Александры Николаевны, работы И.Витали в петергофском парке Александрия. 1845. Акварель, гуашь. Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Скамья -памятник Великой княгини Александре Николаевны
Рисунки Великой княжны Александры Николаевны
Автопортрет великой княжны Александры Николаевны. 1836
Папка для рисунков великой княжны Александры Николаевны
Великая княжна Александра Николаевна. Спальня императора Александра I в Большом Царскосельском дворце. 1830-е
Великая княжна Александра Николаевна. Архитектурная композиция. Учебный рисунок. 1832
Великая княжна Александра Николаевна. Детская комната с домиком. 1836
Великая княжна Александра Николаевна. Комната. 1838
Великая княжна Александра Николаевна. Интерьер с рыцарями. 1837
Письмо великой княжны Алесандры Николаевны отцу от 12 сентября 1842. Автограф
Письмо императрицы Александры Федоровны старшему брату, прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, с сообщением о помолвке младшей дочери, написанное на почтовой бумаге с изображением Коттеджа в парке Александрия. 1843. Цветная литография. Тайный государственный архив Фонда прусского культурного наследия. Архив дома Гогенцоллернов
Приданое Великой княгини Александры Николаевны
Письменный шкафчик розового дерева из приданого вел. кнж. Александры Николаевны. Фирма братьев Гамбс и Императорский фарфоровый завод. 1843/1844. Фонд Гессенского ландграфства, дворец Фазанери
И.Ф.Фалк, Ф.Кернинг, И.Б.Херц, Х.А.Ландт. Части чайного серебряного сервиза. Санкт-Петербург, 1843. Фонд Гессенского ландграфства, дворец Фазанери
Карл Тегельстен. Зеркало с жирандолями из 34-частного серебряного туалета. 1842. Фонд Гессенского ландграфства, дворец Фазанери
Предметы из позолоченного бронзового плато работы Жана-Франсуа Дениера. Париж, 1840. Фонд Гессенского ландграфства, дворец Фазанери
Часть столового фаянсового сервиза «Этрурия». Мастерская Джозайи Веджевуда II. 1843. Фонд Гессенского ландграфства, дворец Фазанери
Части бирюзового столового сервиза. Императорский фарфоровый завод. 1843. Фонд Гессенского ландграфства, дворец Фазанери
http://s-makarenko.narod.ru/articles8.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/5505.php
http://ru-oldrussia.livejournal.com/
http://rostislava.livejournal.com/10036.html
Восстановленный пост от 21.09.2012 г.
Серия сообщений " ***Николай I, его близкие":
Часть 1 - Император Всероссийский Николай I.
Часть 2 - Царицы, восхитившие Пушкина.Часть 2. «Звезда-харита средь харит»
...
Часть 12 - Петергоф. Мистическая обитель императрицы Александры Федоровны.
Часть 13 - Александра Николаевна Романова. "Соловей гатчинских рощ" (Очерк из цикла "Царский альбом") Часть 1.
Часть 14 - Александра Николаевна Романова- "Соловей гатчинских рощ" (Очерк из цикла "Царский альбом") Часть 2.
Рубрики: | = Династии /Романовы |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |