Ахматова в «Бродячей собаке»

Четверг, 05 Марта 2015 г. 07:26 + в цитатник
«Бродячая собака»
И тем ты хороша,
Что всякая со всякой
Здесь встретится душа»
В.Городецкий

В художественной жизни Петербурга десятых годов заметным явлением стало литературно-художественное кабаре «Бродячая собака». Владельцем и душой его был Борис Пронин, энтузиаст-театроман, успевший поработать и в МХТ, и в театре Комиссаржевской.

1 Б.К.Пронин. Фотография. 1904. (450x583, 122Kb)
Борис Константинович Пронин. Фотография. 1904.

«Бродячая собака» открылась под новый 1912 год в подвале дома на углу Итальянской улицы и Михайловской площади. Кабаре было задумано в рамках Общества интимного театра. В нем устраивались концерты, вечера поэзии, импровизированные спектакли, в оформлении которых художники стремились связать зал и сцену. Помещение «Бродячей собаки» расписывали С. Судейкин, В. Белкин, Н.Кульбин, А. Яковлев, Н. Сапунов, Б. Григорьев. Здесь бывали Хлебников, Маяковский, Мейерхольд, Таиров, во время ежегодных гастролей МХТ заходил Вахтангов.

2 Сергей Судейкин (1882-1946) (450x577, 115Kb)

Современники так описывают обстановку «Собаки»: «Окон в подвале не было. Две низкие комнаты расписаны яркими, пестрыми красками, сбоку буфет. Небольшая сцена, столики, скамьи, камин. Горят цветные фонарики. В подвале душно, накурено, но весело».

В кафе у входа лежала огромная книга, переплетенная в кожу синего цвета (так называемая «Свиная книга»), в которой оставляли свои имена, автографы и отзывы известные посетители.

Борис Садовской посвятил этому ночному кабаре свой иронический экспромт:

Прекрасен песий кров, когда шагнуло за ночь,
Когда Ахматова богиней входит в зал,
Потемкин пьет коньяк, и Александр Иваныч
О майхородусах Нагорской рассказал.

«Цех поэтов» облюбовал подвал с самого его возникновения. Уже 13 января 1912 года на вечере, посвященном Бальмонту, выступали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, В. Гиппиус.

3 А.Ахматова рисунок С.Судейкина (450x648, 68Kb)
А. Ахматова рисунок С. Судейкина

Б. Лившиц, пришедший в «подвал» уже на втором году его существования, очень красочно описывал приход А. Ахматовой и Н. Гумилева: «Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, вплывала Ахматова, задерживаясь у входа, чтобы по настоянию кидавшегося к ней навстречу Пронина вписать в «свиную» книгу свои последние стихи. <…> В длинном сюртуке и черном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины, отступал, пятясь между столиков, Гумилев, не то соблюдая таким образом придворный этикет, не то опасаясь «кинжального» взора в спину».

Об Ахматовой в «Бродячей собаке» писал и Г. Иванов: «Ахматова сидит у камина. Она прихлебывает черный кофе, курит тонкую папироску. Как она бледна! <…> Ахматова никогда не сидит одна. Друзья, поклонники, влюбленные, какие-то дамы в больших шляпах и с подведенными глазами».

О том, что Ахматова всегда была окружена в «Собаке», вспоминает и Г. Адамович, участник «Цеха поэтов» и частый гость кабаре: «Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позднее в ее наружности отчетливее обозначился оттенок трагический: Рашель в «Федре», как в известном восьмистишии сказал Осип Мандельштам после одного из чтений в «Бродячей собаке», когда она, стоя на эстраде, со своей «ложноклассической», «спадавшей с плеч» шалью, казалось, облагораживала и возвышала все, что было вокруг. Но первое мое впечатление было иное. Анна Андреевна почти непрерывно улыбалась, усмехалась, весело и лукаво перешептывалась с Михаилом Леонидовичем Лозинским, который, по-видимому, наставительно уговаривал ее держаться серьезнее, как подобает известной поэтессе, и внимательнее слушать стихи. На минуту-другую она умолкала, а потом снова принималась шутить и что-то нашептывать. Правда, когда, наконец, попросили и ее прочесть что-нибудь, она сразу изменилась, как будто даже побледнела: в «насмешнице», в «царскосельской веселой грешнице», — как Ахматова на склоне лет сама себя охарактеризовала в «Реквиеме», — мелькнула будущая Федра. Но ненадолго. При выходе из семинария меня ей представили. Анна Андреевна сказала: «Простите, я, кажется, всем вам мешала сегодня слушать чтение. Меня скоро перестанут сюда пускать…» — и, обернувшись к Лозинскому, опять рассмеялась».

Здесь же состоялось знакомство Ахматовой с художником Ю. Анненковым, автором портретов многих деятелей серебряного века.

4 А.А.Ахматова. Портрет работы Ю.Анненкова. Гуашь. 1921 (450x698, 157Kb)
А.А.Ахматова. Портрет работы Ю. Анненкова. Гуашь. 1921

Акмеисты любили «Собаку». Там устраивались их поэтические вечера и диспуты, там рождались шутки и экспромты. К «Собаке» относятся ахматовские строки:

Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.

Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.

Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.

О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
<1913>

Позднее она написала еще одно стихотворение:

Да, я любила их, те сборища ночные, –
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Датировано оно 1917 годом и было опубликовано в «Белой стае» с посвящением Артуру Сергеевичу Лурье.

pic_243 (450x302, 76Kb)

В марте 1922 года он уехал в заграничную командировку в Берлин; в Россию больше не вернулся. Впоследствии Ахматова была вынуждена снять посвящение. Однако именно в «Бродячей собаке» они и познакомились. Он был одним из завсегдатаев этого заведения. Здесь исполнялись его первые музыкальные произведения. В 1914 году А. Лурье написал цикл романсов на стихи Ахматовой из книги «Четки»

С «Бродячей собакой» связано возникновение одного из лучших стихотворений
Мандельштама.

5 Zelmanova_Portret_Mandelshtama (450x550, 117Kb)
А. М. Зельманова. Портрет О. Мандельштама. 1913. (1914?)

Вот что рассказывает Ахматова: «В январе 1914 г. Пронин устроил большой вечер «Бродячей собаки» не в подвале у себя, а в каком-то большом зале на Конюшенной. Обычные посетители терялись там среди множества «чужих» (т. е. чуждых всякому искусству) людей. Было жарко, людно, шумно и довольно бестолково. Нам это наконец надоело, и мы (человек 20–30) пошли в «Собаку» на Михайловской площади. Там было темно и прохладно. Я стояла на эстраде и с кем-то разговаривала. Несколько человек из зала стали просить меня почитать стихи.

Не меняя позы, я что-то прочла. Подошел Осип: «Как вы стояли, как вы читали» и еще что-то про «шаль». Так возникло «Вполоборота, о, печаль...»

Вполоборота, о, печаль!
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.

Зловещий голос – горький хмель –
Души расковывает недра:
Так – негодующая Федра –
Стояла некогда Рашель.
<1914>

Пророчески предсказав трагическую судьбу Ахматовой, поэтически воплотив историческую монументальность ее фигуры, Мандельштам сближает ее образ с окаменевшей расиновской Федрой через посредничество третьей героини – актрисы Рашель. Своей игрой в пьесах Корнеля и Расина она способствовала реабилитации классицистической трагедии и ее победе над романтической драмой; в 1843 году Рашель сыграла Федру, и эта роль стала самым прославленным ее созданием.

Позднее Ахматова в «Листках из дневника» писала: «Таким же наброском с натуры было четверостишие «Черты лица искажены» Я была С Мандельштамом на Царскосельском вокзале (10-е годы). Он смотрел, как я говорю по телефону, через стекло кабины. Когда я вышла, он прочел мне эти четыре строки».

Черты лица искажены
Какой-то старческой улыбкой:
Кто скажет, что гитане гибкой
Все муки Данта суждены?
<1913>

Самой же А. Ахматовой судьбой были уготованы еще две встречи с «Собакой» — реальная и творческая.

«В новогоднюю ночь 1941 г., спустя почти 30 лет после ночи 1913 г., тени близких и таких далеких современников явились к ней накануне пришествия в Россию другой мировой войны и навсегда остались в «Поэме без героя»: «Полночной Гофманианой» пронесся перед ней весь серебряный век: Мейерхольд, Гумилев, Блок, Глебова-Судейкина и Вс. Князев, — пронеслось все, в том числе и «Бродячая собака», вошедшая в поэму такими строками:
«На Исакьевской ровно в шесть...»
«Как-нибудь побредем по мраку,
Мы отсюда еще в "Собаку"...»
«Вы отсюда куда?» —
«Бог весть!»

Реальная же встреча с «Собакой» произошла в августе 1941 г., когда уже шла война. Ахматова вместе с Б.В. Томашевским ехали через Михайловскую площадь, где «их застала воздушная тревога, и все из трамвая бросились в подворотню, поглубже, налево, в подвал». Этот подвал и оказался помещением «Бродячей собаки».

Встреча с тенью прошлого произвела сильное впечатление на Ахматову. Можно сказать, что ей повезло: память пришла к ней в реальном, осязаемом виде в отличие от других посетителей кабаре. Но все равно все они помнили, так или иначе, о «Собачьем» приюте во втором дворе на Михайловской площади, где разыгрывались нешуточные страсти, рождались и умирали произведения искусства и гибли люди, именно тогда, когда:

…серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.


По мотивам эссе Б.А.Школьника «Мандельштам в Петербурге», В.Ю. Рыженкова «Во втором дворе подвал» и воспоминаниям современников Ахматовой.
Рубрики:  = Авторские этюды/Вокруг Ахматовой
= Серебряные звоны /Мандельштам О.Э.
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 14 пользователям

Rozochka13   обратиться по имени Четверг, 05 Марта 2015 г. 09:16 (ссылка)
Спасибо Галочка! Цитирую с удовольствием!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Марта 2015 г. 18:32ссылка
Всегда - пожалуйста!
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 05 Марта 2015 г. 18:13 (ссылка)
Спасибо, Галина! Сообщение очень понравилось! Забрала!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Марта 2015 г. 18:34ссылка
Удивили Вы меня, думала у Вас уже все имеется! Материала - изобилие, но не люблю делать длинные посты. Предпочитаю лишь обозначить проблему. Кому интересно - найдут.
Откровения_Красоты   обратиться по имени Четверг, 05 Марта 2015 г. 22:33 (ссылка)
Образ Ахматовой очаровал!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Марта 2015 г. 08:24ссылка
Непостижимая женщина! Чем больше о ней читаю и узнаю, тем больше возникает вопросов, на которые хочется получить ответ.
ОльгаВлади   обратиться по имени Пятница, 06 Марта 2015 г. 01:02 (ссылка)
Спасибо Галина, читала с интересом.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Марта 2015 г. 08:23ссылка
Ольга, спасибо за прочтение и отзыв! Все не могу успокоиться: вношу и вношу дополнения в текст. Интересной оказалась тема.
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Марта 2015 г. 12:42ссылка
Эта тема неисчерпаема и в сегда будет интересна.
Agnieszka75   обратиться по имени Пятница, 06 Марта 2015 г. 13:32 (ссылка)
А тема "песьего крова" и будет бесконечно будоражить! Какими именами отмечен... Одним бы глазком взглянуть туда, вовнутрь... Рыженков вообще на одном дыхании прочитывается. Помню, находила , чтоб узнать историю названия.
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
К дневнику Страницы: [1] [Новые]