А знаете, какая одна из самых больших картин А.Я. Головина?
Это портрет Е.П.Носовой размером 285 х 210 см, который не экспонировался с 1915 года!
Евфимия Павловна Носова, урожденная Рябушинская была дочерью дочь одного из богатейших российских промышленников Павла Михайловича Рябушинского, а с 1910 года - замужем за текстильным фабрикантом Носовым. По свидетельству современника, в принадлежащем Рябушинским подмосковном имении Кучино (Соколово),
"она устраивала парфорсные охоты и пейпер-чейсы, где мужчины были одеты чуть ли не в красные фраки. Ее дочери воспитывались по английской методе, и в доме поддерживались английские порядки".
Свою модель, светскую львицу, в доме которой собрался весь цвет художественной и литературной элиты, Головин изобразил со всем присущим ему чувством стиля. Царственно восседающая на лошади, в наряде, исполненном безукоризненного вкуса и лоска, Носова отдаленно напоминает знаменитую "Всадницу" Брюллова. Это обращение Головина к искусству эпохи романтизма – неслучайно. Поклонник Идеала, возвышенно-опоэтизированной красоты, живописец не мог быть не пленен образами начала 19 века, столь созвучными внутренней природе самого художника.
Портрет экспонировался на "Выставке картин и скульптур русских художников для оказания помощи пострадавшим от войны бельгийцам", которая открылась 29 января 1915 г. по инициативе бельгийской коллегии в галерее Лемерсье в Москве. Художник Константин Сомов, участвовавший в выставке, так отозвался о портрете:
"Гвоздь – портрет верхом на лошади Носовой, – но скорее по своей необычайной величине, чем по художественным достоинствам. Очень похож на увеличенную до чрезвычайности обложку "шикарного" французского спортивного журнала".