Леон Жозеф Флорантен. «Портрет князя В.Н. Тенишева». 1896.
Репин И.Е. «Портрет княгини М.К. Тенишевой». 1896.
Репин И.Е. «Портрет княгини М.К. Тенишевой». 1896.
Репин И.Е. «Портрет М.К. Тенишевой». 1898.
Серов В.А. «Портрет М.К. Тенишевой». 1898.
Соколов А.П. «Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой». 1898.
Коровин К.А. «Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой». 1899.
Врубель М.А. «Портрет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии». 1899.
Судьбы русских меценатов конца XIX – начала XX столетия были блестящи и трагичны одновременно. И судьба княгини Марии Клавдиевны Тенишевой – не исключение. Родилась она 1 июня 1858 года. В девичестве носила фамилию Пятковская. По отчиму звалась Марией Морицовной фон Дизен.
Внешне жизнь её была вполне благополучной. А вот психологически – очень напряженной, ведь она была незаконнорожденной дочерью. Но вот чьей – это так и осталось тайной. Мать её не любила. Замуж Марию выдали за человека, который не любил её, да и она его тоже. Несколько лет, промучившись, они развелись.
Второй брак был словно глоток живительной влаги, она будто родилась заново – в 1892 году Мария вышла замуж за князя Тенишева Вячеслава Николаевича. Он был крупным российским промышленником. Ему в то время было сорок восемь лет, а ей шёл всего только двадцать шестой год. Прожили они счастливо 11 лет. Но родственники мужа не признали Марию Клавдиевну. В родословную князей Тенишевых она так и не была вписана… Князь Тенишев, помимо княжеского титула и духовной опоры, дал Марии возможность реализовать себя, распоряжаясь его состоянием, в качестве просветительницы и меценатки. Мария Клавдиевна дружила со многими светлейшими и просвещённейшими умами эпохи – такими как Репин, Тургенев, Чайковский, Врубель, Рерих, Бенуа, Серов, и многими другими знаменитостями.
Совместно с Репиным она открыла школу для рисования. Ею были открыты курсы для подготовки учителей, под Брянском создано ремесленное училище. В Петербурге и Смоленске она открыла несколько начальных школ. Но делом всей жизни княгини Марии Клавдиевны Тенишевой стало Талашкино. Это было родовое имение её подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четверинской. Тенишевы приобрели его в 1893 году. Управление делами имения они оставили в руках княгини. Эти две женщины воплотили в Талашкино мысль об «идейном имении». На рубеже веков Талашкино превращается в духовный и культурный центр России. Родом из Талашкино и неорусский стиль в искусстве. В 1894 году супруги Тенишевы купили ещё и хутор Фленово, который был рядом с Талашкино. Там готовились настоящие фермеры, которых требовала реформа Столыпина. Выпускники этой уникальной школы в сельском хозяйстве могли заниматься абсолютно всем. Там же, при школе, были организованы мастерские художественных народных промыслов. А в Москве, в Столешниковом переулке, был открыт магазин по продаже изделий, выпускаемых этими мастерскими. Мария Тенишева в 1911 году в дар Смоленску передала первый в России музей «Русская старина». Это музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства. Государственному Русскому музею, а в то время он назывался музеем императора Александра III, Тенишева подарила большую коллекцию акварелей русских художников…
Да и сама Мария не была обделена талантом. Она была замечательным художником-эмальером. Ее работы были очень высоко оценены профессионалами в Италии, Лондоне, Праге. Такая похвала была немыслимой для женщины, да к тому же еще и иностранки. Тенишева была избрана членом нескольких академий. Умерла она в Париже 14 апреля 1928 года, будучи там в эмиграции. Однако вклад Марии Тенишевой в развитие российской культуры трудно переоценить.
Источник:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-28357/