Вечер с семьей Гиршман

Вторник, 20 Января 2015 г. 16:51 + в цитатник

Владимир Осипович Гиршман

(1867 – 1936)

1 Серов Валентин Александрович (1865-1911) Портрет В. О. Гиршмана. 1911 (549x700, 284Kb)

В.А. Серов. «Портрет В.О. Гиршман». 1911.


Генриетта Леопольдовна Гиршман

(1885 – 1970)

2 Серов В.А. Гиршман Генриетта Леопольдовна. 1911 (548x700, 303Kb)

В.А. Серов. «Портрет Г.Л. Гиршман. 1911.



В.О. Гиршман — предприниматель, меценат, собиратель русской живописи, мебели работы русских мастеров, предметов декоративно-прикладного искусства.
Родился в семье мелкого фабриканта. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. По отзывам современников, Владимир Осипович отличался глубокими познаниями, начитанностью, широтой взглядов. Он владел несколькими иностранными языками, читал классиков в подлинниках, но особенно любил книги по истории изящных искусств, имел прекрасную библиотеку.

Широкую известность в Москве в начале XX в. получила его общественная деятельность. Он был близок со многими представителями художественной интеллигенции, участвовал в работе различных кружков, обществ, комитетов. Известно его участие в 1907 г. в благотворительной лотерее в пользу художника Н.А.Тархова.

Основным увлечением В.О.Гиршмана была современная русская живопись. Это сблизило его со многими известными художниками В.А.Серовым, К.А.Коровиным, К.А.Сомовым, М.В.Добужинским, А.Н.Бенуа, Б.М.Кустодиевым, Е.Е.Лансере.

Собирая картины художников-современников, Гиршман не пропускал ни одной выставки в Москве и Петербурге. Именно так и были сделаны им основные приобретения. Как правило, он приезжал на выставки до их открытия и приобретал лучшие работы до начала открытия выставки. Так, в Петербурге с выставки он купил картины «Водоем» и «Гобелен» В.Э.Борисова-Мусатова, «Окно в парикмахерской» М.В.Добужинского и «Даму в голубом» К.А.Сомова. Эти приобретения положили начало долголетней дружбе супругов Гиршман с М.В.Добужинским и К.А.Сомовым.

А Водоем - Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. 1902-1903. (650x585, 274Kb)

В.Э. Борисов-Мусатов. «Водоем». 1902-1903.

Б Борисов-Мусатов В.Э. Гобелен. 1901. (650x499, 288Kb)

В.Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901.

В М.В. Добужинский. Окно в парикмахерской. 1906. (509x700, 427Kb)

М.В.Добужинский. «Окно в парикмахерской». 1906.

При покупке картин с выставок В.О. Гиршман порою сталкивался с Советом Третьяковской галереи, который останавливал свой выбор на тех же произведениях. Болезненно и не без душевных волнений собиратель уступал просьбам музея. Именно поэтому не заняла своего места в коллекции Гиршмана уже приобретенная им картина Сомова «Дама в голубом».

Гиршман внимательно прислушивался к мнению друзей-художников. Например, рисунки З.Е. Серебряковой для его коллекции отбирал К.А. Сомов. Гиршман высоко ценил мнение И.Э.Грабаря. По его настоятельному совету он приобрел у М.В. Добужинского картину «Кукла».

Д Добужинский. Кукла.1905 (650x443, 333Kb)

М.В. Добужинский. «Кукла». 1905.

У Гиршмана было несколько работ художников-передвижников (И.И.Шишкина, В.П. Сурикова) и небольшая, но ценная коллекция портретов конца XVIII—начала XIX в. (Н.И.Аргунова, А.П.Антропова, В.Л.Боровиковского, В.А.Тропинина, О.А.Кипренского, П.А.Федотова).

Графическое собрание Гиршмана включало рисунки русских художников. Здесь была подборка силуэтных изображений, одна из немногих коллекций такого рода в России.
Помимо живописи и графики В.О.Гиршман не менее увлеченно собирал мебель. По словам историка искусства и коллекционера И.И.Лазаревского, эта коллекция была «почти единственная по красоте предметов и их сохранности и по вкусу выбора».

Сюда входила русская, французская, английская мебель. Самые ранние образцы восходили к XVI в. В 1917 г. тут было 373 предмета. Лучшую часть коллекции составляла мебель работы отечественных мастеров: 28 предметов (диваны, кресла, столы) относились к эпохе Петра I, 86 — к годам царствования Павла I, 92 — к Александровскому времени. Отдельные предметы были изготовлены по эскизам архитектора К.И.Росси. Почти вся мебель состояла из образцов выдающегося художественного достоинства.

«Отыскивая в большом доме подходящий для обстановочного портрета уголок, — писал И.Э.Грабарь в монографии, посвященной Серову, — он пришел в восхищение от очаровательной туалетной комнаты, уставленной бесподобной по красоте мебелью карельской березы. Дальше он просто не рассуждал; это было так красиво, так соблазнительно отражался хрусталь, а с ним и сам Серов в зеркале туалетного стола, что «обстановка» была найдена и портрет начат и окончен здесь» (8, с. 187). Так в доме Гиршмана у Красных ворот родился один из самых прославленных женских портретов В.А.Серова — «У туалетного стола» (портрет Г.Л.Гиршман).

Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства включала самые разнообразные вещи; особенно хороши были табакерки и изделия из серебра.

Дом четы Гиршманов был одним из известных центров художественной и артистической Москвы. Здесь в гостях у радушных хозяев бывали выдающиеся деятели отечественной культуры «серебряного века». Так что многие современники имели возможность познакомиться с собранной здесь коллекцией. «Дом у Гиршмана большой, старинный, полон роскошных вещей и старины», — вторил Добужинскому также часто бывавший здесь К.А.Сомов.

После 1922 года В.О.Гиршман жил в Париже и на первых порах содержал большой художественный салон на улице Сент-Оноре, специализировавшийся на торговле старинной стильной мебелью, устраивал там небольшие выставки художников группы «Мир искусства»: А.Н.Бенуа, М.В.Добужинского, З.Е.Серебряковой, Н.С.Гончаровой, Н.Д.Милиоти, В.И.Шухаева. Последняя выставка состоялась в 1927 году Салон был своеобразным клубом русских эмигрантов.

В 1929 году В.О. Гиршман вынужден был сменить салон на скромный магазин, а в 1931 году совсем прекратил торговлю. Последние годы своей жизни Владимир Осипович прожил в нужде. По всей видимости, В.О.Гиршман скончался в Париже.



Г.Л. Гиршман - собирательница русской живописи, мебели работы русских мастеров, предметов декоративно-прикладного искусства. Жена коллекционера В.О. Гиршмана.
Родилась 30 мая 1885 года в Петербурге в семье зерноторговца Леопольда Леона. Мать Генриетты Леопольдовны была профессиональным музыкантом: она закончила Берлинскую консерваторию по классу рояля. «Интерес и любовь к искусству, — отмечала Гиршман, — были мне привиты еще в детские годы. С детства мы слушали музыку родителей, их друзей — Ауэра, Вержбиловича, Камионского и многих других. Родители собирали картины Альберта Бенуа, Айвазовского, Галкина, Риццони. (Последние двое писали портреты матери и всех детей)». В Петербурге Леоны жили в одном доме с семьей архитектора Л.Н.Бенуа, профессора и ректора Академии художеств. Дети их росли вместе и на всю жизнь сохранили близкие отношения.
После получения аттестата зрелости в Петербурге Генриетта Леопольдовна поехала в Дрезден для занятий иностранными языками, музыкой (рояль, пение) и живописью. Здесь она прожила два года.

По возвращении на родину по совету И.Е.Репина поступила в частную художественную студию О.Э.Браза. «Он — Браз — первый обратил внимание на новое движение в живописи и ознакомил с исканиями «Мира искусства» (журнал, в котором Репин участвовал)» В это же время состоялась встреча Генриетты Леон с С.П.Дягилевым.

В 1903 году Генриетта Леопольдовна вышла замуж за московского предпринимателя Владимира Осиповича Гиршмана и переехала в Москву, с которой связан едва ли не самый значительный и счастливый период ее жизни.

«Принято было недоумевать, — вспоминал в конце своей жизни А.Н.Бенуа, — как такая очаровательная женщина, такая красавица - "самая красивая дама Москвы", как Генриетта Леопольдовна «могла выносить» такого совсем неподходящего мужа. На самом же деле они являли собой образцовую, тесно связанную пару и как будто друг другом не тяготились вовсе».

В Москве Г.Л.Гиршман продолжила занятия живописью под руководством художников А.Е.Архипова и К.Ф.Юона, музыкой — с композитором, пианистом и дирижером А.Н.Корещенко и пением — с профессором Московской консерватории А.И.Книппер (матерью актрисы О.Л.Книппер-Чеховой). Вместе с Владимиром Осиповичем она с головой окунулась в культурную жизнь города: осматривала выставки, музеи, участвовала в собраниях общества «Свободная эстетика» (первые заседания этого объединения художественной интеллигенции проходили в особняке Гиршмана), Литературно-художественного кружка, занималась устройством вечеров творческой интеллигенции.
В 1900-е гг. стремительно пополнялась коллекция русской живописи конца XIX—начала XX в., которую увлеченно собирал Владимир Осипович. Это собрание было широко известно в Москве, а его владелец принадлежал к числу крупнейших коллекционеров своего времени.

Выросшая в семье, где высоко ценили изобразительное искусство и даже собирали картины, Генриетта Леопольдовна целиком разделила увлечение своего мужа.
В поисках новых приобретений супруги Гиршманы имели обыкновение одними из первых знакомиться с многочисленными выставками, проходившими в Москве и Петербурге. Иной раз они приобретали картины еще до вернисажа, опережая, таким образом, не только других собирателей, но и представителей художественных музеев.

«Постепенно, — вспоминала Гиршман, — я стала принимать самое деятельное участие в выборе и покупках картин, стала ездить на выставки, большею частию до открытия, увлеклась исканиями мужа и вынуждена была бросить свои занятия живописью».

В доме четы Гиршманов многократно бывали видные деятели русской культуры: В.А.Серов, К.А.Сомов, А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский, Б.М.Кустодиев, Е.Е.Лансере, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, С.А.Кусевицкий, К.С.Станиславский, В.И.Качалов. Близкие отношения связывали их с С.П.Дягилевым. Генриетта Леопольдовна помогала Дягилеву в организации выставки русского искусства в Париже в 1906 г. В частности, она убедила мужа в необходимости экспонировать там некоторые вещи из их личного собрания (картину М.А.Врубеля «Демон Сидящий» и его акварель «Тридцать три богатыря»). В 1906 году Г.Л.Гиршман вместе с мужем была избрана пожизненным почетным членом Salon d'Automne.

3 Валентин Серов. Портрет Г.Л.Гиршман, 1906 (469x700, 280Kb)

В.А. Серов. «Портрет Г.Л. Гиршман. 1906.

Генриетта Леопольдовна вдохновила многих русских художников: ее не раз писали такие видные мастера, как В.А.Серов, К.А.Сомов, З.Е.Серебрякова, Ф.А.Малявин, К.Ф.Юон, Н.Д.Милиоти, А.А.Риццони, И.С.Галкин, Л.О. Пастернак.

4 Сомов К. А. Портрет Г. Л. Гиршман. 1910-1911 (435x700, 269Kb)

К. А. Сомов. « Портрет Г. Л. Гиршман». 1910-1911.

Особенно широкую известность получили ее портреты работы В.А.Серова. Их знакомство относится к 1903 году. «Мой муж был очень дружен с Валентином Александровичем не только как коллекционер и большой поклонник его искусства — их связывала большая человеческая дружба, — вспоминала на склоне лет Гиршман. Вскоре добрые отношения установились у Серова и с Генриеттой Леопольдовной.

5 Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман.1907 (650x678, 363Kb)

В.А. Серов. «Портрет Г.Л. Гиршман. 1907.

В 1908 и 1910 гг. два портрета Генриетты Леопольдовны — большой масляный и овальную пастель — выполнил К.А.Сомов. Работа над этими произведениями проходила также в особняке Гиршманов, где останавливался, приезжая в Москву, Константин Андреевич. С Сомовым у Генриетты Леопольдовны сложились дружеские отношения, которым было суждено продолжиться в годы эмиграции.

В 1915 году Г.Л.Гиршман помогала К.А.Сомову при развеске его произведений на «Выставке картин и скульптур русских художников, устроенной в пользу пострадавших от войны бельгийцев» в галерее К.Ф.Лемерсье (Салтыковский пер., 8).

После 1922 года Г.Л.Гиршман вместе с мужем эмигрировала. В особняке у Красных ворот остались не только часть коллекции, но и архив: письма и документы.

6 Серебрякова З.Е. Портрет Гиршман Г.Л. 1925 (568x700, 349Kb)

Серебрякова З.Е. Портрет Гиршман Г.Л. 1925.

«Когда я пришел около 10 вечера к Гене и Володе, — писал в те дни в письме к А.А.Михайловой К.А.Сомов, — меня поразило такое количество цветов, какого я никогда не видел. Не было ни одного пустого стола, камина, уголка, где бы не стояли громадные роскошные цветочные сооружения. Даже на шкафах!»

Во Франции Гиршманы занимались торговлей антиквариатом, однако промышленный кризис начала 1930-х гг. поставил их на грань разорения и вынудил прекратить дело. В связи с болезнью Владимира Осиповича Генриетта Леопольдовна взяла на себя все заботы о семье: работала в книжном магазине, а затем в женской гимназии в одном из предместий Парижа.

Последние годы жизни Г.Л.Гиршман прошли в Нью-Йорке. По свидетельству А.Н.Бенуа, она до последнего времени продолжала быть очаровательной, несмотря на весьма почтенный возраст, живой, всем интересовавшейся, особенно музыкой. Известно, что она сотрудничала с одним из нью-йоркских музыкальных издательств.

Источники: http://www.artpanorama.su/index.php?category=article&show=subsection&id=168
http://www.artpanorama.su/index.php?category=article&show=subsection&id=169


Рубрики:  = Живопись. Вблизи шедевров /Портреты/автопортреты
= Лабиринты прошедших веков /Меценаты
= Серебряные звоны
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 9 пользователям