«Отцы пустынники и жены непорочны…»

Вторник, 12 Ноября 2013 г. 21:31 + в цитатник


1 Мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, середина XI века (600x585, 490Kb)

Мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, середина XI века


Ефрем (Ефим) Сирин – (ок. 306, Низибия — 9 июня 373, Эдесса) — один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт.



2 Преподобный Ефим Сирин (460x700, 211Kb)

Преподобный Ефрем Сирин


Ефрем Сирин - один из самых почитаемых древних святых Православной Церкви. Духовное наследие его весьма обширно. Однако, пожалуй, самое известное его творение - краткая молитва, которую в течение всего Великого поста (за исключением суббот и воскресений) читают верующие, как в храме, так и дома. Написана она много лет назад и из такой глуби веков дошла до наших дней благодаря тому, что из года в год повторялась за церковным богослужением.

Великий пост – особенное время в церковном году. Он готовит нас к главному христианскому празднику – Пасхе. И в то же время Великий пост – это, прежде всего особое богослужение. Кто заходил в православный храм в эти дни, тот наверняка чувствовал особую атмосферу – светлую печаль поста. На службах во время Великого поста бывает больше чтения, чем пения, а песнопения поются особым великопостным напевом. Несколько раз в течение службы на амвон выходит священник и, совершая земные поклоны, читает молитву Преподобного Ефрема Сирина. Канонический текст ее звучит следующим образом:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия
И празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
Терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети
Моя прегрешения и не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков. Аминь.


Покаяние – главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина. Поэтому Церковь и называет его учителем покаяния.

***


3 (499x700, 195Kb)

Соколов П.Ф. Портрет А.С.Пушкина. 1836 год.


Незадолго до смерти, 22 июля 1836 года А.С.Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…»:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.



4 (541x700, 248Kb)

Черновик стихотворения с рисунком А.С.Пушкина.


Вторая половина данного стихотворения А. С. Пушкина является не чем иным как поэтическим переложением великопостной молитвы Ефрема Сирина «Господи и владыко живота моего...». Стихотворение Пушкина условно подразделяется на две части. Собственно переложение молитвы составляет его вторую часть, предваряет же его вступление, подготавливающее читателя к восприятию "молитвенного стиха", как выразился сам поэт.

Как и у Пушкина, ранняя молодость Преподобного прошла бурно. «В молодые годы был я злоязычен, – вспоминал он о себе, – бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». Но после особенного вразумления Божия он раскаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах. «На ложе моем, – писал он в одном из своих гимнов, – помыслил я о Тебе, Человеколюбец, и в полночь восстал прославить благость Твою. Привел себе на память долги и грехи свои и пролил потоки слез».

Автор воспетой поэтом молитвы – преподобный Ефрем Сирин – жил в Сирии (отсюда и его прозвание Сирин) и был одним из пустынников, о которых говорит Пушкин в первой строке стихотворения. Вполне возможно, что Пушкин чувствовал сходство между его судьбой и своей.

А.С.Пушкин. «Отцы Пустынники». Читает Николай Обабков.






***


Поскольку речь идет о молитве преподобного Ефрема, жившего в IV веке, естественно предположить, что под "отцами пустынниками" поэт имел в виду монахов-отшельников эпохи расцвета монашества (IV-VI вв.), а также современников и последователей знаменитого сирийского подвижника. Многие из них были не только аскетами, но и духовными писателями. Их произведения - это "опытное богословие", то есть концентрация личного духовного опыта Богопознания и Богообщения. Их писания часто начинались с молитвы, сопровождались молитвой, перетекали в нее и ею завершались. Богословие этой эпохи, которую называют "золотым веком святоотеческой письменности", - богословие молитвенное. Наиболее точно его сущность и особенность выразил преподобный Нил Синайский: "Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов".

Не следует думать, будто бы большинство монахов замаливало свои грехи тяжкие. Вовсе нет. Среди пустынножителей были настолько набожные люди, что один из них всю жизнь упрекал себя лишь за то, что, когда молоденьким пастушком пас стада, подобрал и съел фигу, украденную другими мальчишками. А другой монах пришел в Скит настолько молодым, что не подозревал о существовании женщин до тех пор, пока бес не показал ему ее во сне.

Эта же тема отчетливо прослеживается и в творчестве замечательного художника М.В.Нестерова.



М.В.Нестеров. Автопортрет. 1915 (659x600, 239Kb)

М.В.Нестеров. Автопортрет. 1915 год.


Именно он первым с такой искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы.



5 Нестеров Михаил  - Пустынник. 1888 (593x700, 321Kb)

М.В.Нестеров. Пустынник. 1888 год


Его старик-монах - простец, с наивной верой в Бога, не искушенный в религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, - это и делает его таким счастливым. Старец, тихо семенящий вдоль бережка, пригнут тяжестью прожитых лет к земле. Но если внимательней вглядеться в согбенную фигуру человека, то можно заметить: годы могут состарить тело, душа же его в вечном стремлении к высоким идеалам, она молода и окрыленна, непобедима временем. «Зачем я пришел в этот мир? - кажется, спрашивают молодые глаза старца, вопрошает душа Пустынника. - Не затем же, чтоб насытить себя едой, ублажить свою похоть, состариться и отойти в небытие?.. Нет, не за этим природа соединила в себе все живое и в том числе - человека...»Нестеровский герой был навеян русской литературой - Пименом в "Борисе Годунове" Пушкина, "Соборянами" и другими героями, особенно, старцем Зосимой в "Братьях Карамазовых" Ф.Достоевского.

Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Художник относится к ним как к живым существам. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси.

Словосочетание "жены непорочны" также заслуживает внимания. Слово "непорочный" в богослужебных текстах относится прежде всего к Богоматери: Всенепорочная, Пренепорочная Дева. Его употребляют и по отношению ко Христу - "Агнец Непорочный", то есть безгрешный. По Библии, человек должен быть непорочен сердцем. Выражение "жены непорочны" может быть навеяно и посланием Апостола Павла к Ефесянам, в котором он проводит следующую параллель: как Церковь перед Христом, так и жена перед мужем должна быть свята и непорочна. Отметим также, что в каноне на утрене вторника первой недели Великого поста непорочным называется сам пост. Таким образом, у Пушкина уже в первой строке возникает сложный многомерный образ, вызывающий ассоциативные связи с эпохой начала монашества вообще и женского монашества в частности, непорочным зачатием, непорочной жертвой Христовой, непорочностью и жертвенностью христианской жизни в ее идеале, а также с Великим постом и его богослужениями.



6 Нестеров Михаил Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932 (600x476, 189Kb)

М.В.Нестеров. Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932 год.


И наконец, важно отметить, что эта картина написана под впечатлением от одноименного стихотворения А.С.Пушкина. В письме Александру Андреевичу Турыгину художник писал: «Кончил картину, что носил в чреве своем с 19 года. <...> Затеваю другую, на пушкинский стих «Отцы-пустынники и жены непорочны...». Предполагается винегрет из Нестерова. Да и что иное ждать, когда малому через два с половиной месяца стукнет семьдесят один год!». Несмотря на некоторую иронию, звучащую в этой характеристике, картина показывает, что художнику были дороги темы, сюжеты и герои, к которым он обращался в ранний период своего творчества.

Вот так и следует цепочка передачи слова Божиего: Ефрем Сирин - А.С.Пушкин - М.В.Нестеров. Началась она на заре христианства и не прервалась до наших дней. Будут и последователи, непременно.
Рубрики:  = Мир православия
= Пушкиниана


Процитировано 3 раз
Понравилось: 10 пользователям

Откровения_Красоты   обратиться по имени Вторник, 12 Ноября 2013 г. 22:40 (ссылка)
Великолепный пост, благодарю, Галочка, очень интересен аспект преемственности...да не прервется эта цепочка!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Ноября 2013 г. 07:10ссылка
Сабиночка, спасибо! Как хорошо Вы понимаете мои усмотрения.
Tatjanuschka   обратиться по имени Вторник, 12 Ноября 2013 г. 23:09 (ссылка)
Спасибо, Галина за познавтельный и интересный пост. Возьму в копилку, потому как такие вещи мало знаю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Ноября 2013 г. 07:09ссылка
Танюшенька, а я только "такие вещи" и знаю в основном. Они как бы сидят внутри меня, причем весьма прочно. К тому же обожаю сопоставлять разные эпохи и жанры.
Svetlana-k   обратиться по имени Пятница, 15 Ноября 2013 г. 02:49 (ссылка)
Изумительный пост!
Для меня все в нем вновь. Читала с повышенным интересом.
Спасибо, Галина, за тему.
Хорошо ее донесла.
Ответить С цитатой В цитатник
ГалаМаг   обратиться по имени Пятница, 15 Ноября 2013 г. 03:01 (ссылка)
Пожалуйста, Светлана. Опять же писала для себя. Люблю делать сопоставления. В данном случае - Пушкин и Нестеров. Каждый по-своему представил видение одной проблемы: отцы-пустынники. А изначалие - Ефрем Силин.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 16 Ноября 2013 г. 17:55 (ссылка)
Замечательное объединение прекрасных имён! Спасибо, Галина!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 16 Ноября 2013 г. 18:07ссылка
Тамара, спасибо за отзыв!
К дневнику Страницы: [1] [Новые]