-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Еленочка1004

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Релакс_и_вдохновение WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.07.2013
Записей: 2621
Комментариев: 13
Написано: 2682


Без заголовка

Пятница, 05 Декабря 2014 г. 13:27 + в цитатник
Цитата сообщения замечательнаяя Полотенце

Полотенце
ou.tsu.ru/school/natureslav/412.html
Нарядные льнотканые полотенца на протяжении многих веков слыли в славянорусской культуре, пожалуй, самыми популярными "оберегами". Б.А. Рыбаков отмечает, что в ранних бронзовых изделиях восточных славян находят имитацию вышитого полотенца с фигурой женщины-богини. Они сопровождали ("оберегали") человека на протяжение всей жизни - от рождения до кончины, в разных жизненных событиях, трудовых и праздничных.

Полотенца, праздничные поневы, покосные блузы, подзоры в "красном" углу светлицы, украшенные осмысленным повествующим орнаментом, не что иное, как древний славяно-русский календарь. Он образно и четко отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные торжества, свойственные земледельческой культуре славян. К сожалению, многие "листки" этого календаря утеряны. А ведь еще в начале нашего века без полотенца не обходился ни один обряд и праздник. Рождество, Масленица, Пасха, чествование урожая, "летние Святки", свадебные обряды, постройка дома, рождение и крещение детей, похоронный обряд, ритуальные торжества аграрного цикла для строительства - наиболее древние в отечественной культуре.

Древние земледельцы считали, что, нарушая первозданную девственность природы (вспахивая поле или срывая, как бы "убивая" растения), они посредством магических ритуалов должны вымолить "прощение" у духов-покровителей природы. В этом истоки и многих славяно-русских "оберегов", отраженных в образах льна и полотенца. Полотенцами-оберегами вместе с лентами, травой и ветками встречают весну, "завивают" березы, наклоняя их ветви к земле. Так, по древнему преданию, растительная сила дерева передается матушке - сырой земле. Узорные полотенца приносили на поклонение старым деревьям, особенно дубам, березам и липам. Поклонение природе, солнцу, сохранившееся со времен язычества, прослеживается в разных регионах и до сих пор. Так, в Галиче жители ходят на Поклонную Ярилину гору, где украшают деревья лентами, полотенцами, водят хороводы.

В Переяславле - Залесском поклонение природе проходит в форме народного гуляния в роще на Ярилиной горе, куда приносят узорные полотенца. Священные рощи с часовнями отмечены также на русском Севере, куда жители также приносили полотенца.

Полотенце - один из древнейших типов женского головного убора, называвшийся "убрус". Полотенчатый головной убор широко бытовал в Брянской, Тульской, Калужской и других губерниях. Женщины этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с затканными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в четыре ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах.

Есть немало тканых и шитых полотенец, посвященных тем или иным календарным и семейно-родовым праздникам, но, пожалуй, самыми нарядными выглядят "девичьи" и "свадебные" полотенца. Девичьи полотенца изготовлялись к самым популярным в народе праздникам: Святкам, Масленице, Красной горке. Пасхе, а также на традиционные посиделки, девичники, гадания. На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви, хлеб-земля - милость. Полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства.

Полотенца - "обыденники" ткали против мора, для испрашивания дождя или ведра. Обыденное полотенце в древности ткали тайно за сутки или за один световой день. Обыденное полотенце после обряда позже стали не сжигать, а приносить в церковь и вешать на икону. В некоторых губерниях девушки, желавшие выйти замуж, ткали "обыденную пелену" - длинное полотенце. Для тканья объединялись несколько девушек , чтобы закончить работу за один день. В этих местах пелену ткали к Покрову и, закончив работу, несли полотенце в церковь к иконе Покрова, иногда такое полотенце готовили ко дню Параскевы Пятницы - покровительницы женских работ.

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД. Девушке к поре замужества готовили столько рушников, чтобы ими можно было одарить всю родню жениха, украсить стены в доме в день свадьбы. Вышитыми полотенцами перевивали дугу и увешивали спинку свадебной телеги или саней, связывали жениха и невесту во время обряда держали их в церкви во время венчания и по окончании церемонии дарили их священнику. Во время обручения руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке. С тем же смыслом во время родов "бабка" принимала младенца на новое полотенце.

Начиная с первых дней сватовства, полотенце выполняет определенную роль в обряде. Если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним браные полотенца, с женихом невеста посылает полотенце его родственникам - рукобитное. В день свадьбы невеста дарит приехавшим дружкам жениха полотенца, которые они тотчас перебрасывают через левое плечо, подружки невесты "перекрещивают" дружков через другое плечо кушаками. В давние времена орнамент каждого полотенца по сюжету соответствовал месту, где его располагали во время свадьбы. В некоторых областях такие полотенца называют "занавесы". На "занавесе" по красному кумачу было вышито праздничное застолье, его растягивали по стене над молодыми.

Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длиной до трех метров, на концах нашивалось красное кружево. По стороне, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники - охранный орнамент. Он охранял невесту "от сглазу". Поверх свадебного полотенца на невесту накидывали и красное покрывало. На свадьбах был своеобразный смотр рукоделия невесты, которое развешивались по стенам. Полотенца подразделялись на "накрючники", "наспичники", "пристены" - с метровым узором на концах, "зеркальные" - для зеркал, "маховики" - имеют один орнаментированный конец, "набожники" вешали над божницей - над иконами, иногда такое полотенце имело 7 метров в длину. После праздников полотенца убирали - "чего их каждый день в саже-то мотать по избе".

В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось с целью поддержания с ними добрых отношений. Дары имели престижное значение как показатель обеспеченности невесты, ее рукодельности и трудолюбия.

"Дары вы, дары,

Тонки были полотняны,

Не год я вас шила,

А в один час раздарила".

На "девичник" - предсвадебный обряд, подруги невесты приглашали девушек, опоясавшись пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. После первой брачной ночи в дом гостей вызывали "вызывалыцики" - товарищи жениха, перевязанные специальными полотенцами. На Масленице новобрачная дарила полотенце-"блинник" родным мужа за угощение блинками. В первое брачное утро молодой положено было выходить и умываться со своим полотенцем, которое называли "утренник". Первое хождение новобрачной за водой также считается обрядом. Молодая привязывала к коромыслу полотенце как дар провожавшим ее женщинам - свекрови, золовке. В других губерниях за водой шли с мужем, дружкой и свахой. Дружка нес на руках пояс-выкуп, который бросал в воду, а молодая доставала пояс и дарила кому-либо из родных мужа.

С момента вступления молодухи в дом мужа в семье употреблялись только ее полотенца.

Известный исследователь В. Стасов утверждал, что "у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений". Излюбленные три цвета у русских: белый, красный и черный - имеют свою символику. Красный цвет у многих народов древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство - способствовать жизненным силам человека.Черный цвет - смерть, конец жизни, белый - пространство, в котором пребывают жизнь и смерть. Женщина - богиня, которую упоминает ученый Б. Рыбаков, в разные времена называли по-разному: в далекие - Берегинями, потом - Ладою, а в XIX веке Макошь - покровительница женской судьбы и женских рукоделий.
Ромб - лягушка
            
Репей    Засеянная земля

Глубокий смысл узоров полотенец откроется нам, если мы попытаемся вникнуть в древнее языческое миропонимание славян. По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: " Царицы - Водицы", "Батюшки - Огня" "Матери-Земли", "Воздуха-Господина". Вода родственна Земле, является её составной частью, потому и сыра - Земля. Для крестьянина земля всегда была живой засыпающей на зиму и пробуждающейся весной от горячих лучей солнца. Она пьет воду и растит урожай, нежно, по-матерински, заботится о людях: кормит, одевает, охраняет от бед.

Существенное значение имели полотенца в похоронном обряде. На полотенцах выносили гроб из дома. В церковь и до могилы гроб несли также на полотенцах. После похорон эти полотенчики вешали на могильный крест, а затем передавали в церковь. Вешали полотенца и в день поминовения. Сохранился обычай вывешивать полотенца на сорок дней с внешней стороны оконной рамы. По народному поверью, в течение сорока дней душа умершего возвращается на ранней заре к своему дому, умывается росой и утирается вывешенным полотенцем. Через сорок дней это полотенце, украшенное скромной небольшой узкой каймой по, краям, передавалось также в церковь на поминовение души. Вывешенное на доме полотенце - знак, оповещающий, что в доме умер человек. В таких случаях полотенце вывешивали и на ворота.

В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленных расшитыми полотенцами.

Огонь и воздух, без которого он не может жить, составляет другую группу стихий. К огню человек издавна питал глубокое уважение. Ну, а Огонь и Солнце находятся в родстве: оба они сыны Неба. Среди привычных мотивов народного орнамента особенно часто встречаются кресты и ромбы, хотя разновидности их бесконечны. Прямой равноконечный крест в народной символике означал солнце. А наконечный крест связывался с огнем земным, который представлялся как разновидность огня небесного.

Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и, чадородия, то есть символом женского начала в природе, неразрывно связанного с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась как Мать-Природа. В орнаменте она выглядит как "ромб-лягушка" с крючками вверху и внизу.

Наши предки видели в природе и в жизни человека регулярные повторения явлений. Не изменение, не исчезновение, а повторение являлось определяющим мотивом их сознания и поведения. Это мироощущение передается еще в одном популярном узоре - "репей" - ромб с крючками с четырех сторон. Это и бесконечность во все четыре стороны, это и движение, и Родина, и дом. Ромбы с точками означают засеянное поле. На похоронных полотенцах можно увидеть узоры воды -реки, несущей душу в другой мир, либо воздуха - символа небес, а еще дальше от нас во времени похоронным узором считался огонь как священный, погребальный.

Часто в геометрических тканых орнаментах встречается мотив руки - ладони. Ладонь - благодать, обращение к небу. С воздетыми руками изображали богиню Ладу, покровительницу брака, семьи, любви, веселья. Потому ее чаще можно увидеть на полотенцах весенних обрядов и на свадебных. На повседневных мы увидим больше растительные мотивы, светлые образы птиц, Древо жизни.

Полотенце - самый распространенный вид народного искусства в интерьере, в быту, в обрядах и до сих пор. Они хранят и несут богатую информацию из прошлого в настоящее.

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПОЛОТЕНЕЦ: блинник, божник, дарье, занавес, зеркальное, крючковое, маховик, наквашенник, наметка, намитка, наспишник, накрючник, обыденник, убрус, перемитка, пивка, плат, подножник, полка, постинник, пристен, пулка, рукобитное, рукотер, рукотерник, рукотерт, ручник, рушник, серпанок, ска-рач, скледнячка, спичное, стеновое, утренник, утиральник, утирка, ширинка, ширинка подавальная, "грядка" - ряд полотенец.

Серия сообщений "СЛАВЯНСКАЯ ОБЕРЕГОВАЯ ВЫШИВКА":
Часть 1 - Вышивка – структурированная матрица
Часть 2 - Древние образы в народном искусстве.
...
Часть 9 - Значение вышивки – приметы в вышивании
Часть 10 - Славянская вышивка
Часть 11 - Полотенце
Часть 12 - Мастер-класс: Изготовление ОБЕРЕГА в стиле пинкип.
Часть 13 - Орнаменты-обереги
...
Часть 33 - Русский орнамент
Часть 34 - Славянские обереги - схемы вышивки.
Часть 35 - Обереговая вязь
Рубрики:  обереги

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку