-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в дочь_Царя_2

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2013
Записей: 4168
Комментариев: 21
Написано: 4879


КРУГОМ - ВРАГИ. КРОМЕ КИТАЯ; УГЛУБЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА; ЭКОНОМИКА - ПУЗЫРЬ; ЗАКЛЮЧЕНИЕ. АЛЬТЕРНАТИВА; ОБ АВТОРАХ; ПРИМЕЧАНИЕ

Воскресенье, 17 Мая 2015 г. 23:38 + в цитатник

КРУГОМ — ВРАГИ. КРОМЕ КИТАЯ

За время президентства Путина власти умудрились на ровном месте испортить отношения России с большинством стран окружающего мира. У России не осталось ни друзей, ни союзников. Мы ускоренными шагами движемся если не к изоляции, то к статусу страны, исключенной из процессов принятия важнейших международных решений.

Абсолютно неоправданно ухудшились отношения России со странами Запада. Запад — наш естественный партнер, открытый для сотрудничества с Россией. Как ни пытаются превратить нас в азиатскую страну противники интеграции с Западом, Россия — органичная часть европейской цивилизации. Западная модель открытого демократического общества и рыночной экономики — единственная подходящая для нас общественная модель развития, обеспечивающая высокий уровень жизни людей (богатые нефтью арабские княжества с микроскопической численностью населения не в счет). Западные демократии представляют наименьшую потенциальную угрозу для России — они никогда не нападали на другие демократические страны. США, которых власти очевидно считают главным противником, вообще никогда не нападали на Россию и во всех войнах были нашими союзниками. Государствам Запада принадлежит решающая роль в установлении нового миропорядка, сложившегося в мире после Второй мировой войны. Восстановление разрушенной войной Западной Европы по плану Маршалла и превращение ее в образец процветания для остального мира — результат плодотворного трансатлантического альянса между Европой и США, присоединение к которому должно стать стратегической целью России.

В отношениях с Западом не все так просто. К западным странам можно предъявлять много претензий — и по поводу того, как они в 1990-е годы заставили слабую Россию принять на себя советский долг в объеме более 90 млрд долларов, и по поводу более актуальных событий — например, иракской войны или размещения элементов американской ПРО в Европе.

Однако президент Путин полностью разучился использовать инструменты цивилизованного диалога, перейдя к тотальной конфронтации и провокациям. Например, о выходе из договора по ПРО США объявили еще в 2001 году — и за все это время не было сделано ничего, чтобы провести переговоры и подписать новый договор. Даже упертые советские руководители Брежнев и Громыко смогли сделать это. Путин пустил все на самотек. Теперь руки у США развязаны, и нам придется справляться уже с последствиями размещения элементов американской ПРО в Европе — возможность договориться с американцами была упущена в 2002–2005 годах.

Неудачи на дипломатическом поприще Путин попытался прикрыть провокациями — энергетическим шантажом, провокационными полетами наших бомбардировщиков к границам стран НАТО (как будто нельзя полетать над океаном в нейтральных водах), антизападной пропагандистской истерикой. В мире становится нормой бояться России, искать способы защиты от «российской угрозы».

Зачем нам эта конфронтация? На Западе никто не ищет войны с Россией — а нам не по силам новое противостояние. Гонка вооружений разорит Россию, доля которой в мировой экономике составляет 2 %, а доля США — 27 %26 (по размерам американская экономика превышает российскую более чем в десять раз). Новое противостояние возможно только за счет уменьшения пенсий, зарплат учителям и врачам, введения разорительных налогов для бизнеса.

Охлаждение отношений и медленное сползание России к изоляции препятствует возможности россиян свободно ездить за границу — из всех стран европейской цивилизации нам сложнее всего получать, например, шенгенские визы, в то время как граждане развитых демократических стран ездят друг к другу без виз. Между прочим, антизападная риторика наших руководителей не мешает их семьям жить и учиться во «враждебных» государствах — например, дочка министра иностранных дел Лаврова, особенно прославившегося на ниве агрессивных антизападных заявлений и внесшего заметный вклад в ухудшение отношений с Великобританией, учится не в России, а в Лондонской школе экономики.27

Нынешнее противостояние с Западом — искусственный результат прихода к власти в стране непрофессионального руководства с советскими инстинктами, его неумения наладить нормальный диалог, деградации нашей дипломатии. Путин ложным образом понимает природу нынешнего отношения к России. Официальная пропаганда распространяет мнение о том, что Россию в последние годы стали больше уважать. Это не так. Нас стали не уважать, а бояться, как боятся людей с неуравновешенной психикой. Нас перестают воспринимать как взвешенных, рациональных, трезвых партнеров. Кто знает, что дальше выкинет Путин — очередное энергетическое эмбарго или полеты бомбардировщиков? Это не авторитет, это страх. Такая «популярность» России не нужна.

Россия поссорилась со всеми соседями по СНГ. Путин фактически развалил Содружество. Грубое вмешательство в выборы на Украине, эмбарго в отношении Грузии и Молдовы, энергетический шантаж Украины, Белоруссии и стран Балтии, блокирование доступа среднеазиатских нефти и газа на международные рынки — почти с каждой из постсоветских стран у нас случился какой-либо конфликт. В результате российское влияние на постсоветском пространстве резко уменьшилось. Неудивительно, что в ответ на наши колониальные замашки многие бывшие соседи по соцлагерю потянулись к Западу, ища там помощи и поддержки.

Из путинских «интеграционных проектов» — Единого экономического пространства, Таможенного союза — ничего не получилась. Постсоветские страны одна за другой, опережая нас, вступают в ВТО. «Лучший друг России» президент Казахстана Назарбаев посещает Вашингтон, Брюссель, Пекин, раздавая обещания сотрудничества. Азербайджан отказался от закупок российского газа и использования наших нефтепроводов для транзита своей нефти и готовится к вступлению в НАТО. Отношения охладели даже с Арменией, для которой подняли цену на газ и оставили в заложниках объявленной Путиным транспортной блокады Грузии.

Между тем, у России есть альтернативная стратегия. Мы должны были стать гарантом распространения свободы и демократии на постсоветском пространстве, задать постсоветским странам стандарты демократии, отказаться от колониальной политики, строить отношения с партнерствами на принципах равноправия, а не пытаться распространить монополию «Газпрома» на всю территорию бывшего СССР. Только так Россия смогла бы не только крупнейшим авторитетом в СНГ, но и эффективным защитником прав русскоязычных меньшинств в этих странах.

Но пока что наши соседи возводят против нас барьеры.

Еще в 2000 году у России были нормальные отношения практически со всеми странами. Сейчас мы оказались в кольце врагов. Единственное исключение — Китай.

Путинскую политику по отношению к Китаю правильнее всего назвать капитулянтской. Российский ВПК в годы правления Путина вооружал прежде всего китайскую армию. Россия стала крупнейшим поставщиком оружия для молниеносно наращивающей боевую мощь армии Китая — эсминцев, самолетов, подлодок, ракетных систем «воздух-воздух» и «земля-воздух». Путин допустил китайские воинские соединения для проведения учений на российской земле — в 2007 году на учения в Челябинской области прибыли 1600 китайских военнослужащих. При попустительстве Путина Китай стремительно наращивал свое влияние в Центральной Азии, вытесняя оттуда Россию. Среднеазиатские страны строят новые нефте- и газопроводы в Китай, развивают транспортные связи, получают крупную финансовую помощь от китайских властей. Ради неких «высоких» геополитических целей Россия заключает кабальные соглашения по продаже нефти и газа Китаю по ценам намного ниже международных.

В пользу Китая Путин совершил крупные территориальные уступки — впервые со времен Никиты Хрущева, раздававшего российские земли другим странам. Согласно подписанному в 2004 году договору, Китаю отданы два крупных пограничных российских острова, Большой Уссурийский и Тарабарова. Общая площадь уступленной Китаю территории составила почти 340 квадратных километров. Сегодня на Большом Уссурийском острове, с которого открывается вид на Хабаровск, разворачивается массированное строительство города с населением 2,5 млн человек — площадки для продолжения китайской экономической и культурной экспансии на Дальний Восток.

Китай — реальная угроза для нашей страны. В отличие от стран Запада, Китай своих претензий на российскую территорию не скрывает. В то время как бывшему госсекретарю США Мадлен Олбрайт приписывают не сказанную ею фразу о том, что Россия «несправедливо владеет Сибирью» (как признался в 2005 году в интервью «Российской газете» один наш генерал, эта фраза была попросту выдумана), от китайских деятелей можно открыто услышать речи о том, что территория Восточной Сибири и Дальнего Востока была «несправедливо захвачена» царской Россией. Этой же мысли учат школьников китайские учебники истории и географии. В Китае свободно распространяются карты, где наши восточные земли закрашены одним цветом с территорией Китая.

Путин и другие представители прокитайского лобби в России убаюкивают нас разговорами о том, что «Китай не представляет опасности для России». Эти утверждения безосновательны. Напротив, анализ реального положения дел свидетельствует: пока в Китае у власти коммунисты, эта страна представляет непосредственную угрозу нашей безопасности. В нашей истории прямой вооруженный конфликт уже имел место — в 1969 году, из-за китайских претензий на остров Даманский. Китай уже превосходит Россию и по численности вооруженных сил, и по оснащенности всеми видами вооружений кроме стратегических. Сегодня Китай располагает примерно 700 оперативно-тактическими ракетами дальностью 300–600 км, которые легко могут быть переброшены к нашим границам и поразить Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, Читу. Конкурировать с Китаем по возможности мобилизации живой силы в случае военного конфликта мы не сможем.

В 2006 году китайская армия проводила масштабные учения в Пекинском и Шэньянском военных округах, где отрабатывалась стратегическая операция наступательного характера с переброской войсковых соединений большой численности по суше на расстояние более тысячи километров. Против кого готовится проводить такие операции Китай? Явно не против Тайваня, Японии, США, в отношении которых уместнее отрабатывать высадку десанта. Военные специалисты открыто трактовали эти учения как отработку сухопутной войсковой операции на российской территории.

Заключенное Путиным соглашение о создании 200-километровой зоны вдоль границ, свободной от войск, выгодно только Китаю: в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока вся инфраструктура и коммуникации находятся как раз у китайской границы, оставаясь незащищенными. Наши Вооруженные силы не готовы к потенциальному конфликту с Китаем: по сценариям Минобороны, основным вариантом развития событий на Дальневосточном театре военных действий, к которому готовят нашу армию, является отражение морских десантов (видимо, со стороны тех же США или Японии). К крупномасштабной сухопутной операции китайских войск с использованием авиационной и ракетной поддержки мы не готовы.

Российская армия не готова к отражению возможной агрессии с юго-востока, как в 1941 году оказалось не готова к агрессии с запада.

Хочется надеяться, что в будущем конфронтации между Россией и Китаем не возникнет. Но кто знает, что на уме у китайских коммунистов. «Прячьте ваши истинные намерения», — учил в свое время Дэн Сяопин. Мы должны быть надежно защищены от потенциальной китайской угрозы. Однако за время президентства Путина мы лишь шли на односторонние и весьма болезненные уступки Китаю.

Недавно в интервью американским журналистам Путин обвинил российскую оппозицию в пособничестве иностранным силам. Но его собственные действия скорее признак того, что он сам агент китайского влияния в России, допустивший беспрецедентную в истории последних десятилетий сдачу национальных интересов чужой стране.

Мы ничего не добились односторонними уступками Китаю. Агрессивное и неконструктивное поведение наших властей толкает Россию в сторону исключения из процесса принятия важнейших решений широким кругом стран мира. Мы поссорились с Западом, но на Востоке нас не ждут.

Это последствия глупой, непрофессиональной внешней политики. Отстаивая свои интересы, Россия тем не менее не должна забывать о необходимости сотрудничества, поддержания добрососедских отношений с другими народами, коллективного решения глобальных проблем. Навязанная нам конфронтация с Западом, неоколониализм, внешнеполитические капризы должны уступить место мудрому и взвешенному подходу к международным делам, трезвой оценке реальных стоящих перед Россией угроз, пересмотру действующей капитулянтской политики по отношению к Китаю. Только в этом случае Россию действительно станут уважать.

УГЛУБЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА

Россия — страна тотального неравенства. Оно проявляется в самых разных формах и в последние годы лишь усиливалось. Прежде всего речь идет о межрегиональной и социальной дифференциации.

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в Москве составляет около 20 тыс. рублей, в таких богатых природными ресурсами регионах, как Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ненецкий автономный округа, — 25–30 тыс. рублей. При этом реальные доходы тех же москвичей безусловно существенно выше. В то же время в Дагестане среднемесячная зарплата составляет всего 4,5 тыс. рублей, в областях Центрально-Черноземного района — 6–8 тыс. рублей. Менее чем в трети российских регионов средняя зарплата выше среднероссийского уровня (11 тысяч рублей в месяц) или равна ему, в остальной России — ниже.

В то время как в 4–5 регионах России люди живут уже не хуже, чем в развитых странах Запада, то в остальной стране — как в Мексике. Одна из причин такой дифференциации — в проводимой Путиным политике бюджетного колониализма: если в 2000 г. распределение бюджетных доходов между центром и регионами составляло 50/50, то сегодня — 65/35. Другая причина — в сложившейся в России экономической модели государственно-монополистического капитализма, построенного на эксплуатации природных ресурсов страны. Некрупный и несырьевой бизнес в бедных природными ресурсами регионах не имеет возможности адекватно развиваться — из-за высоких барьеров, поддерживаемых чиновниками и связанными с ними монополиями, налогового террора властей, риска потери собственности, плохо развитой инфраструктуры.

Для преодоления дифференциации очень важно поддерживать экономическую активность населения, развивать малый бизнес, вовлекать как можно более широкий круг людей в предпринимательство — только так можно сделать значительное число россиян богатыми.

Но за годы президентства Путина число малых предприятий в России практически не выросло и сегодня составляет около миллиона, или менее 7 предприятий на 1000 человек населения. Для сравнения, в странах ЕС численность малых предприятий составляет в среднем 45 на 1000 человек населения, в Японии — 50, в США — 75! Доля малых предприятий в структуре численности занятых в странах Запада составляет свыше 50 %, в Японии — почти 80 %. В России в малом предпринимательстве занято всего лишь около 9 миллионов человек, или всего 12 % общего числа занятых. Примерно такая же доля малого бизнеса в нашем ВВП. Для сравнения, в США доля малых предприятий в ВВП свыше 50 %, в Европе — свыше 60 %. Неудивительно, что люди в этих странах богаче живут, имеется многочисленный средний класс, а в России — нет.

В результате богатеют в основном те, кто близок к доходам от сырьевых ресурсов. Кое-что перепадает и гражданам. Но хотя доходы людей росли, их увеличение было непропорционально росту богатства российских олигархов. Среднемесячная зарплата в России выросла с 80 долларов в 2000 году до более 400 долларов сегодня. Однако в это же время в путинской России были побиты все рекорды по росту числа миллиардеров. Если в 1999–2000 годах в мировом списке миллиардеров, составляемом журналом Forbes, вообще не было ни одного россиянина, то в 2007 году — уже 53 человека с суммарным состоянием в 282 млрд долларов. Первое место заслуженно занял Роман Абрамович с 18,7 миллиарда. По числу миллиардеров мы — третья страна в мире после США и Германии.

Вот вам и «борьба с олигархами»! При Путине олигархи стали лишь богаче. Богаче всех безусловно те, кто сумел выстроить самые тесные отношения с Путиным — скажем, удачно продать ему «Сибнефть». При этом состояние высших чиновников и близких к ним людей — скрытых владельцев собственности, швейцарских нефтегазовых трейдеров, бенефициаров различных оффшорных фондов, близких к Путину и Ко., вообще неизвестно и остается недоступным для списка Forbes…

Мы вовсе не призываем к борьбе с миллиардерами. Миллиардеры России необходимы, это признак того, что у нас сформировалась зрелая рыночная экономика, сложились крупные национальные компании. Однако такой взрывной рост числа и состояния миллиардеров на фоне гораздо более скромного роста благосостояния остальной страны скорее свидетельствует о том, что в путинской России далеко не все в порядке, пресловутая «борьба с олигархами» — не более чем пропагандистский лозунг, прикрывающий покровительство властей отдельным олигархам.

Мы также считаем, что совершенно другая экономическая политика могла бы создать гораздо большие возможности разбогатеть для широкого круга россиян. Благоприятный предпринимательский климат, открытая конкурентная среда и нормальные условия для развития бизнеса, прежде всего малого и среднего, независимые суды, гарантии прав собственности, борьба с коррупцией — все это может способствовать более масштабному развитию предпринимательства и — главное! — среднего класса в стране. В России слишком высока концентрация активов в руках крупного бизнеса, а возможности для вовлечения более широких слоев населения в предпринимательство сдерживаются высокими барьерами входа на рынок — плодами альянса монополий и коррумпированных чиновников.

Рецепты решения этих проблем есть. Однако, чтобы добиться успеха в их решении, криминально-монопольная экономическая система, сложившаяся при Путине, должна быть демонтирована.

ЭКОНОМИКА–ПУЗЫРЬ

Сегодня принято восторгаться достигнутыми при Путине экономическими успехами. Однако в реальности все совсем не так благополучно. На фоне нынешних мировых цен на нефть достигнутый рост ВВП смотрится удивительно скромно — в период правления Путина средняя цена экспортной нефти была примерно в 2,4 раза выше, чем при Ельцине — 40 долларов в 2000–2007 гг. против 16,7 долларов в 90-е. При таком «нефтяном дожде» наша экономика должна была расти темпами в 10–15 % в год, как у наших соседей — экспортеров нефти, Казахстана или Азербайджана. Даже Китай и Индия, страны-импортеры нефти, покупающие ее на мировом рынке по нынешним сверхвысоким ценам, в последние годы росли на 8-10 % в год — против 6–7 % в России. Темпы экономического роста в богатой нефтью России — одни из самых низких в СНГ: если в 2000 году мы были на втором месте в Содружестве по приросту ВВП, то в 2007 году откатились на 8-е.

Рост ВВП — не заслуга Путина. Экономический рост в России начался еще в 1997 году, после кризисного 1998 года он продолжился — в 1999 году ВВП страны вырос на 6,4 %, т. е. на столько же, сколько в среднем составлял рост ВВП при Путине. Было бы странно, если бы нам не удалось достичь таких темпов экономического роста при столь высоких ценах на нефть. Кроме того, рос в эти годы в основном частный сектор, а госкомпании показывали весьма скромные результаты.

Но для того чтобы экономика развивалась быстрее, необходимы были структурные реформы и создание благоприятного климата для инвестиций в новые проекты, модернизацию экономики. Даже достигнутое не удалось конвертировать в реальную экономическую модернизацию страны, обновление производственных мощностей. Внезапно свалившееся на нас богатство в виде доходов от продажи нефти по сверхвысоким ценам оказалось во многом проедено: вместо модернизации страны путинский режим сосредоточил свое внимание на переделе собственности, упустив благоприятный момент для реформ. Такого шанса больше может не представиться — теперь болезненные социальные преобразования (например, ту же пенсионную реформу) придется, видимо, делать, когда цены на нефть опять упадут.

Жесткие действия в отношении частного бизнеса замедлили инвестиции в производство. Темпы роста инвестиций в нефинансовые активы были скромными — в 2000–2007 годах они составили в среднем всего 12,7 процента в год, тогда как в Китае, например, среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в 2002–2005 гг. превысили 26 %. Китайский рост в полной мере можно назвать инвестиционным. Российская же экономика во многом росла за счет потребления, разросшегося на притоке нефтедолларов и иностранного капитала.

Зато в это время раздулись мощные пузыри на рынке акций и недвижимости — вместо создания новых активов компании предпочитали инвестировать деньги в покупку акций других компаний и в недвижимое имущество. Двухкомнатная квартира в панельном доме советской постройки на окраине Москвы стоит 200 тыс. долл. — что это как не следствие разгона цен инвесторами, скупающими недвижимость для помещения капитала? Капитализация «Газпрома» выросла с менее 10 млрд долл. в 2001 году до 350 млрд, при том что добыча газа не росла, издержки и долг увеличились втрое, а вместо инвестиций в новые месторождения компания предпочитала скупать активы. Что это как не пузырь, способный вскоре оглушительно лопнуть?

Накопленный корпорациями долг, потраченный на скупку активов вместо производственных инвестиций, превысил 400 млрд. долл. и почти равен объему государственных финансовых резервов. Основные заемщики — госкомпании: «Газпром», «Роснефть», госбанки. Если эти корпорации постигнет дефолт, расплачиваться за него придется нам с вами, а финансовые резервы государства окажутся быстро растрачены на поддержание на плаву неэффективных госкомпаний.

Зато быстрее ВВП росли государственные расходы, причем основная их часть ушла на содержание растущего госаппарата и спецслужб. Расходы бюджета на госуправление, национальную безопасность и правоохранительную деятельность на 2008 год запланированы в сумме 39 млрд долларов (против 4 млрд в 2000 году) — втрое больше чем на «нацпроекты». При этом суммарная численность чиновников выросла на 600 тыс., но эффективность госуправления не растет, преступность в стране по-прежнему высока и в среднем даже выше чем в 1990-е.

Взятый курс на массовое создание госкорпораций лишь увеличивает аппетиты получателей бюджетных денег — эти корпорации не конкурентоспособны на рынке без государственного финансирования. Выброс бюджетных денег в экономику уже привел к всплеску инфляции, которая оказалась вовсе не абстрактной экономической категорией, а вполне болезненным явлением для простых людей. Рост потребительской инфляции до 15 % и более означает рост цен на продукты питания в десятки процентов в год. Масла в огонь подлила и расцветшая при Путине монополизация экономики — неизбежный результат крышевания коррумпированными чиновниками «своих» компаний, не допускающих конкуренции на рынках. Оценки концентрации собственности в российской экономике, проведенные экспертами Всемирного банка, показали, что государственные компании и 22 крупнейшие частные финансово-индустриальные группы контролируют почти две трети объемов продаж промышленной продукции. Более половины активов банковской системы контролируют банки, аффилированные с государством или властными чиновниками, из которых примерно 45 % — только 4 банка: Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ и Банк Москвы.

И все это называют путинским «экономическим чудом»? Нам нужна другая экономика — конкурентная, с низкими барьерами для инвестиций, низкой степенью участия государства в управлении предприятиями и перераспределении средств — и, напротив, сильной и эффективной системой государственного регулирования, прежде всего антимонопольного, направленной не на покровительство дружественным бизнесам и передел собственности, а на контроль за соблюдением всеми участниками рынка цивилизованных правил поведения, добросовестностью конкуренции.

Крайне важно, чтобы в стране развивался малый бизнес (подробнее мы уже говорили об этом в главе «Углубление неравенства»). Однако развиваться малому бизнесу в России мешают высокие административные барьеры, коррупция, монополизм коммерческих структур, близких к чиновникам. Барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса, должны быть демонтированы. Среди многих возможных мер поддержки малого бизнеса важнейшие — борьба с коррупцией на всех уровня власти и демонополизация экономики.

Бюджетные средства должны направляться не на помощь госкорпорациям и наращивание расходов на госаппарат и спецслужбы, а на здравоохранение, образование, армию. Расходование бюджетных денег должно жестко контролироваться. Необходимо резкое сокращение участия государства в экономике, возврат к честной приватизации, практика которой начала нарабатываться в 1997–2002 годах. Необходимо создать условия для развития малого и среднего бизнеса, прежде всего — путем ликвидации барьеров со стороны региональных и местных чиновников и аффилированных с ними бизнес-структур, модернизации физической инфраструктуры. Бизнесу нужны гарантии прав собственности, работающие законы, независимые суды.

Построить такую экономику мы можем. Но от услуг Путина и его группировки в этом вопросе придется отказаться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. АЛЬТЕРНАТИВА

Мы нарисовали довольно невеселую картину происходящего в России. Увы, но все, о чем мы рассказывали, правда. В этом можно убедиться, перестав обманываться, подогревая себя ура-патриотическими заклинаниями, о том, насколько «сильной» стала «возрождающаяся» Россия, «поднявшаяся с колен».

Мощнейшая анестезия в виде 100-долларовой нефти пройдет, и тяжелые болезни, которыми по-прежнему страдает наша страна, снова обнажатся. Мы поймем, что построенный при Путине коррумпированный государственно-монополистический капитализм латиноамериканского типа привел к процветанию только близких к Путину олигархов, а нас он привел в третий мир. Находясь в наркотическом дурмане, российское общество этого не осознает. Но когда дурман рассеется, все это станет банальной истиной.

Может быть, не будем ждать ломки, и займемся строительством свободной демократической России, где граждане будут чувствовать себя в безопасности и будут иметь полноценную свободу жизни и творчества? России, построенной на законности и порядке, а не на путинских «понятиях» и коррупции. Современной и эффективной экономики на месте раздувшейся от нефтедолларов экономики-пузыря.

Может быть, пора проснуться и заняться делом?

Альтернатива путинской спячке безусловно есть. Прежде всего нам необходимо понять, какая Россия нам нужна. Мы заслуживаем совершенно другой страны — современной, с устойчивой экономикой, развитой инфраструктурой, состоятельными гражданами, активно в предпринимательской деятельности, прежде всего малом и среднем бизнесе. Нам нужно, чтобы богатым в России было не только правительство и десятки близких к власти миллиардеров — нужно, чтобы в достатке жило максимальное число граждан. Чтобы люди, которые могут и хотят работать и зарабатывать, получили возможность беспрепятственно это делать.

Нам нужна здоровая Россия, граждане которой имеют право на здоровый образ жизни и качественное медицинское обслуживание. Нам нужна образованная Россия, дети которой имеют право на нормальное образование в детском саду и школе и право поступать в любые вузы, не платя взяток и скрытых поборов «репетиторам». Нам нужна безопасная Россия, в которой не страшно жить, и риски погибнуть от рук убийц или в ДТП минимальны. Нам нужны нормальные дороги. Нужна нормальная власть, которая обслуживала бы людей, а не правила ими. Собственно, все это уже есть в десятках стран, пошедших по пути построения либеральной демократии западного типа — например, в европейских странах. Россия должна наконец стать тем, чем она заслуживает быть: успешной европейской страной с достойными условиями жизни для людей.

Рецепты для этого нам ясны. Прежде всего нужно демонтировать полицейский режим и вернуть людям человеческое достоинство. Вернуть в нашу жизнь верховенство закона, свободу слова, полноценное право избирать и быть избранными. Создать в России независимые суды — для того, чтобы обеспечить защиту закона и обычным людям, и предпринимателям. Восстановить федерализм, вернув регионам и полноценную политическую власть в виде губернаторов, избираемых прямым голосованием, и необходимые финансовые ресурсы для реализации социальных и инфраструктурных программ. Все это в состоянии изменить атмосферу в стране, подавить апатию и страх, пробудить гражданскую и деловую инициативу людей.

Нужно реанимировать системные реформы, начатые в 1997 году, часть из которых была продолжена в 2000-м. Во многом именно эти преобразования — макроэкономическая стабилизация, урегулирование долговой проблемы, снижение налогов, укрепление законодательных институтов — стали основой некоторой нормализации жизни в стране. Но сделано было катастрофически мало, а немногое позитивное были дискредитировано разгромом демократии, правовых институтов и независимых судов, сворачиванием реформ, широкомасштабным «государственным рэкетом» и отъемом собственности у предпринимателей.

Эти реформы нужно продолжить. Важно быстро сделать это, пока возможности позволяют. Перспективы рецессии мировой экономики отводят нам крайне мало времени для проведения реформ в относительно благоприятной обстановке. Прежде всего, пока у государства сохраняются хорошие финансовые возможности, мы обязаны тратить больше денег не на госаппарат, спецслужбы и выплаты денег Абрамовичу, как Путин, а на здравоохранение, образование, армию, дороги. За счет сокращения расходов на чиновников и коммерческие проекты ассигнования на здравоохранение и образование можно будет удвоить. Необходимо соответствующим образом перераспределить структуру бюджетных расходов.

Но тратить эти средства необходимо по уму: воровская система расходования бюджетных средств нам не нужна. К тому же тратить деньги надо не столько на текущие расходы, сколько на создание инфраструктуры будущего, проведение системных преобразований. Важно провести военную реформу, реформу системы здравоохранения (прежде всего, создав в России эффективную систему государственного обязательного медицинского страхования, обеспечивающую гражданам минимальные стандарты качественного медицинского обслуживания).

Важнейшее дело на сегодня — пенсионная реформа. Здесь придется разгребать авгиевы конюшни, оставленные Путиным. Прежде всего, необходимо создать российский Глобальный пенсионный фонд, куда будут переданы госпакеты акций крупных компаний, сверхдоходы от экспорта нефти и средства от приватизации госимущества. Доходность от инвестирования этих средств будет направляться на выплату пенсий. Дальше, необходимо будет более решительно перейти к конкурентной накопительной пенсионной системе. Эти меры позволят создать в России эффективную пенсионную систему с достойным уровнем пенсий, размер которого будет составлять не ниже 40 % от средней заработной платы.

России нужна современная, компактная, боеспособная, хорошо вооруженная армия. Мы уже сказали, что необходимо для того, чтобы такую армию создать — демонтировать коррумпированную и непрозрачную систему закупок вооружений для армии и на ее месте создать новую, конкурентную и эффективную. Закупать вооружения прежде всего для собственной армии, а не продавать их в другие страны. Привести в чувство российский ВПК. Перейти на комплектование армии по контракту. Обеспечить контрактников достойной заработной платой, а семьи офицеров — жильем.

России нужна современная экономика, построенная, с одной стороны, на частной инициативе и частных инвестициях, а с другой — на эффективном государственном регулировании, прежде всего антимонопольном, пресекающем монополизацию рынков. Нам необходимо наконец построить конкурентный капитализм. Пока что наши граждане в целом не имели возможности испытать преимущества одной из главных сильных сторон капитализма — конкуренции. Отдельные примеры этого были — например, в начале 2000-х годов мы все имели возможность почувствовать, как жесткая конкуренция между операторами сотовой связи привела к быстрому снижению стоимости и повышению качества их услуг.

Так могло бы быть и в остальных сферах экономики — однако уровень конкуренции в российской экономике продолжает оставаться неприемлемо низким, везде доминируют монополии крупных компаний (как правило, связанных с государством) и аффилированных с ними чиновников. Эта система должна быть демонтирована. При этом государство должно выйти из бизнеса, оставить эту сферу частному сектору. Он уже доказал свою способность инвестировать и обеспечивать рост экономики в 1999–2007 годах: свыше 90 % экономического роста в этот период были результатом усилий частных компаний.

Государство должно создать для бизнеса нормальные условия деятельности, обеспечив защиту прав собственности и уменьшив бюрократические и монопольные барьеры для входа на рынок. Бизнес должен получить работающее и предсказуемое законодательство, адекватное право на защиту своих прав и интересов в независимых судах.

Необходимо создать условия для развития малого и среднего бизнеса, роста рабочих мест, вовлечения в деловую активность как можно большего числа людей. Нам нужно, чтобы право каждого человека работать на увеличение собственного благополучия и благосостояния своих близких было реализовано. Нам нужна не бедная и неравная, а богатая Россия, нужно, чтобы в стране наконец появился пресловутый средний класс — широкая масса достойно зарабатывающих на жизнь людей.

Сохраняющийся нерыночный сектор экономики, так и не реформировавшийся в постсоветские годы и продолжающего тяжким бременем давить на российскую экономику, должен быть приведен в соответствие с требованиями рыночной экономики. Речь идет прежде всего об инфраструктурных монополиях в электроэнергетике, газовой отрасли, железных дорогах, получающих многомиллиардные субсидии от государства. Речь идет также о ЖКХ. Сегодня эти сферы становятся главным тормозом развития экономики. С альянсом монополий и коррумпированных чиновников в этих сферах пора покончить.

Приватизация в России должна стать честной и прозрачной. Средства от приватизации должны целевым образом направляться в государственный Глобальный пенсионный фонд. Активы, нечестно выведенные из государственной собственности в последние годы (Газпромбанк, «Газпром-медиа», «Согаз», акции «Газпрома») необходимо будет через судебные процедуры вернуть в государственную собственность.

Мы не хотим спекулировать на теме «сырьевой зависимости», которая начинала муссироваться еще в программных документах КПСС. Разговоры на эту тему подогревают ложное отношение к сырьевым ресурсам как к «проклятию», хотя умное их использование может действительно привести экономику к процветанию — как в это было Австралии, Канаде, Норвегии.

Проблема не в том, что в России слишком развит природоресурсный сектор. Хорошо, что он у нас есть и работает, с ним не надо бороться. Проблема в том, что в недостаточной мере развиваются другие сферы экономики — не столько обрабатывающие отрасли промышленности (пора уже смещать свой менталитет в сторону построения постиндустриальной экономики), сколько сфера технологий, интеллекта. Для того, чтобы эти сферы развивались, и из России не утекали мозги, недостаточно вливать средства в нанотехнологии. Нужно, чтобы талантливые люди оставались в России, а не становились программистами-миллиардерами где-то на Западе. Для этого в России должно быть безопасно жить: в условиях, когда на улице продаются базы данных о доходах граждан, легко попадающие в руки преступников, способные люди будут уезжать отсюда.

Если мы хотим построить в России интеллектуальную экономику, нам нужно сохранить в стране мозги. Для того, чтобы мозги не утекали, государство должно повернуться лицом к людям, стать человечным.

В России нужна реформа госуправления. Не очередная перекройка структуры министерств, а качественные преобразования: смена мотивации чиновников (работа на результат), масштабная смена кадров — обеспечение прихода во власть новых людей, не аффилированных с бизнесом и не зараженных вирусом прежнего бюрократического менталитета. Нужно решительно победить коррупцию: мы уже рассказывали, какими методами этого можно добиться. Очень важно будет расследовать аферы путинского времени и добиться наказания виновных в беспрецедентном разворовывании страны.

Нужно восстановить нормальные отношения со внешним миром. Переход к политике сотрудничества вместо конфронтации и агрессии принесет массу выгод нашей стране. Расширится круг вопросов, на которые Россия сможет полноценно влиять. Против нас перестанут выстраивать различного рода барьеры. Россияне получат возможность свободно, без виз, путешествовать по всему миру.

Вместо агрессивной и недоразвитой России мир должен увидеть другую — умную и современную Россию, такую, какой ей и положено быть. Мы можем это сделать. Вообще-то многое из необходимого для этого власти должны были сделать в 2000–2007 годах. Именно за упущенные благоприятные возможности мы и критикуем режим Путина.

Исправить ситуацию можно. Но сегодняшняя российская власть, которая не является ни ответственной, ни профессиональной, ни честной, для этого не годится. Нынешнее положение вещей в России может измениться только в одном случае — если россияне возьмут судьбу своей страны в свои руки. Если, как пел Виктор Цой, дальше действовать будем мы.

ОБ АВТОРАХ

Борис Немцов — один из известнейших российских демократических политиков. Однако известность — не главное: Борис по праву считается одним из самых искренних и неравнодушных политиков в нашей стране, не боящийся открыто высказываться по поводу происходящего в России.

До начала политической карьеры Борис, выпускник радиофизического факультета Горьковского государственного университета им. Лобачевского, работал в области теоретической физики и астрофизики, занимаясь проблемами физики плазмы, акустики и гидродинамики. Активную политическую карьеру начал еще в конце 1980–х, борясь с планами строительства в Нижнем Новгороде атомной котельной. В 1990 году был избран в Верховный Совет РСФСР.

Б. Немцов имеет за плечами уникальный опыт государственного управления и публичной политики. В 1990–е — эффективный губернатор, пользующийся широкой народной поддержкой, четырежды завоевывавший несомненное большинство голосов на выборах в Нижегородской области. В 1997–1998 годах работал вице–премьером российского правительства, министром топлива и энергетики, и в этом качестве начинал важнейшие системные экономические реформы, в частности — реформу инфраструктурных монополий, коммунальную реформу. Автор важнейших антикоррупционных законов о госзакупках, программы предоставления жилья для военнослужащих, подготовки управленческих кадров за рубежом. Многие из предложенных им преобразований, призванных сделать Россию современным демократическим государством с эффективной экономикой, были положены в основу программы социально–экономического развития страны 2000 года, реализация которой позже оказалась провалена президентом Путиным.

В 1997 году Немцов отстоял «Газпром» в жесткой схватке с Вяхиревым и Березовским, не позволив приватизировать компанию за бесценок. Среди других важных итогов его деятельности — разработка системы упрощенного налогообложения малого бизнеса (вместе с Ириной Хакамадой), принятие правил равного доступа к трубопроводам «Газпрома» для независимых газодобывающих компаний.

В 2000–2003 годах Немцов возглавлял демократическую партию и одноименную фракцию в Государственной думе «Союз правых сил». В 2004–м, не попав в следующий состав Думы, ушел из политики — однако в 2007–м совершил громкое возвращение, в качестве одного из лидеров предвыборного списка партии СПС. Сказанные им впервые за долгое время в эфире государственных телеканалов слова правды о происходящем в путинской России стали глотком свежего воздуха для многих неравнодушных граждан нашей страны.

Владимир Милов — представитель новой генерации российских либеральных политиков. В свои 35 лет он уже имеет за плечами серьезный опыт государственного управления — в 1997–2002 годах он работал в федеральных органах исполнительной власти, всего за 5 лет пройдя путь от ведущего специалиста Федеральной энергетической комиссии до замминистра энергетики. В. Милов был одним из главных разработчиков российских энергетических реформ, призванных повысить эффективность энергетического сектора страны.

В. Милов — автор разработанной в 2002 году концепции реформы «Газпрома», направленной на преодоление нарастающего дефицита газа и предотвращение галопирующего роста цен на газ для российских потребителей. Эта концепция была отметена с порога президентом Путиным, в результате чего сегодня дефицит газа в России ощущается все острее, а цены ускоренными темпами приближаются к европейским. Милову принадлежит основное авторство принятого в 2003 году пакета законов о российской электроэнергетике, впервые создавших правовую базу для развития и реформирования российской электроэнергетической отрасли.

Добровольно покинув правительство в конце 2002 года, он стал крупнейшим российским независимым экспертом в области энергетики, получив, кроме того, и широкое международное признание. В последние годы В. Милов стал известен как публицист, его острые, критические статьи в таких российских изданиях, как «Ведомости», «Коммерсантъ», Газета.Ру, The New Times снискали ему славу смелого, честного и квалифицированного политика.

Пути авторов доклада часто пересекались. Оба пришли в федеральные правительственные структуры в 1997 году, период начала нового этапа российских реформ — переход от хаотичных преобразований к системным. Оба профессионально занимались проблемами энергетики, ключевыми для нашей богатой энергетическими ресурсами страны — Б. Немцов в 1997 году был министром топлива и энергетики, В. Милов в 2002 году дослужился до замминистра. Оба — ответственные политики, не замешанные в коррупции и активно боровшиеся с ней в период работы на государственной службе.

Интернет: www.nemtsov.ru www.milov.info

Примечания

1 Источник: Фонд «ИНДЕМ», «Динамика российской коррупции 2001–2005».

2 Источник данных в этом и предшествующем абзаце — статьи в газете «Ведомости»: «Согаз» продали в Питер. Самый прибыльный в России страховщик достался банку «Россия», 21 января 2005 г.; «Пристроили 3 % „Газпрома“». «Согаз» купил компанию, управляющую резервами «Газфонда», 23 августа 2006 г.; «В надежный карман. „Газпром“ передает свой банк „Газфонду“», 30 октября 2006 г.

3 Источник: финансовая отчетность Газпромбанка за 2005 год по международным стандартам финансовой отчетности

4 Источник: «Ведомости», «Дорогие медиа. „Газпром-медиа“ может стоить $7,5 млрд.», 6 июля 2007 г.

5 Источник: «Ведомости», «Почтальонов и банкиров проверят», 26 мая 2005 г.

6 Источник: «Ведомости», «Русские миллиарды. Сколько стоит Джеффри Гальмонд», 5 июля 2006 г.

7 Источник: финансовая отчетность «Газпрома» за 2005 год по международным стандартам финансовой отчетности

8 Источник: «Ведомости», «„Сибнефть“ разогрели», 28 сентября 2005 г.

9 Источник: финансовая отчетность «Газпрома» за 2005 год по международным стандартам финансовой отчетности

10 Пункт 4 распоряжения Президента РФ от 26 января 1993 г. № 58-рп

11 Источник: финансовая отчетность «Газпрома» за первое полугодие 2007 г. по международным стандартам

12 Источник: Luke Harding, ”Secretive Oil Firm Denies Putin Has Any Stake In Its Ownership“, The Guardian, December 22, 2007

13 Источник: «Ведомости», «Богданов доверил своим. Клерки „Сургутнефтегаза“ получили в управление активы на 0,5 трлн. руб.», 3 августа 2007 г.

14 Источник: «Ведомости», «Свидетель № 7», 23 мая 2006 г.

15 Источник: «Ведомости«», «В чем подозревают Леонида Реймана. Власти офшора нашли „неоспоримые доказательства“ причастности министра информатизации и связи к фонду IPOC», 15 ноября 2007 г.

16 Источник: «Черная касса Кремля», журнал The New Times, № 44, 10 декабря 2007 г.

17 Источник: Институт национальной стратегии. Доклад «Итоги с Владимиром Путиным: кризис и разложение российской армии», ноябрь 2007 г.; А. Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа, «Премьер новый — проблемы старые», «Независимая газета», 21 сентября 2007 г.

18 Источник: В. Литовкин, «Квартиры за счет президента», «Независимая газета», 2 ноября 2007 г.

19 Источник: РИА «Новости», 22 января 2008 г.

20 Источник: И. Плугатарев, «Контрактную армию штурмуют рэкетиры», «Независимая газета», 14 декабря 2007 г.

21 Источник: подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

22 Источник: Роспотребнадзор, «Государственный доклад „О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году“»

23 Источник: Роспотребнадзор

24 Источник: Е. Гурвич, «Перспективы российской пенсионной системы», «Вопросы экономики», № 9, 2007 год.

25 Источник: «Ведомости», «Новая победа „Юганска“. Он отсудил у налоговиков 5,6 млрд. руб.», 11 октября 2005 г.

26 Источник: Всемирный Банк, оценка номинального ВВП по странам мира, 1 июля 2007 г.

27 Источник: The Guardian, 15 января 2008 г.

КОНЕЦ

Серия сообщений "БОРИС НЕМЦОВ: 1 КНИГА; 8 ДОКЛАДОВ":
1. Исповедь бунтаря; 2. Путин. Война; 3. Жизнь раба на галерах; 4. Олимпийские игры Путина; 5. Сочи и олимпиада; 6. Путин. Итоги; 7. Путин. Итоги. 10 лет; 8. Путин и кризис; 9. Путин и "Газпром"
Часть 1 - КНИГА: ИСПОВЕДЬ БУНТАРЯ; 1. ПОВОД ДЛЯ ИСПОВЕДИ; II. КАК НАЙТИ СВОЁ МЕСТО В ПРЕЗИДИУМЕ
Часть 2 - III. ИСКУШЕНИЕ ВЛАСТЬЮ
...
Часть 33 - ЗАБЫТАЯ АРМИЯ; ЭХ, ДОРОГИ ...; ВЫМИРАЮЩАЯ РОССИЯ
Часть 34 - ПЕНСИОННЫЙ КРИЗИС; БАСМАННОЕ ПРАВОСУДИЕ; ПОПРАНИЕ КОНСТИТУЦИИ; КРАХ "НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ"
Часть 35 - КРУГОМ - ВРАГИ. КРОМЕ КИТАЯ; УГЛУБЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА; ЭКОНОМИКА - ПУЗЫРЬ; ЗАКЛЮЧЕНИЕ. АЛЬТЕРНАТИВА; ОБ АВТОРАХ; ПРИМЕЧАНИЕ
Часть 36 - ДОКЛАД 6: ПУТИН. ИТОГИ. 10 ЛЕТ; АННОТАЦИЯ; ОГЛАВЛЕНИЕ; ВВЕДЕНИЕ; ВЫМИРАЮЩАЯ СТРАНА; СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК; КАВКАЗСКИЙ ТУПИК
Часть 37 - ЭХ, ДОРОГИ ...; СТРАНА КРИЧАЩЕГО НЕРАВЕНСТВА; ПЕНСИОННЫЙ КОЛЛАПС; МНОГОМИЛЛИАРДНЫЕ АФЕРЫ; ЗИМНЯЯ ОЛИМПИАДА В СУБТРОПИКАХ; ТРУБОПРОВОДНЫЕ АФЕРЫ; САММИТ
...
Часть 40 - КРИЗИС И ЦЕНЗУРА СМИ; НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ЧТО ДАЛЬШЕ?; ОБ АВТОРАХ
Часть 41 - ДОКЛАД 8: ПУТИН И "ГАЗПРОМ"; АННОТАЦИЯ; ОГЛАВЛЕНИЕ; "ГАЗПРОМ" КАК ГЛАВНЫЙ ЛИЧНЫЙ ПРОЕКТ ПУТИНА; НАДЁЖНОСТЬ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ СТРАНЫ - ВСЁ ХУЖЕ; АФЁРЫ...
Часть 42 - ТРУБОПРОВОДНЫЕ АФЕРЫ; ГАЗОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СНГ; ПЛАТИТЬ ЗА ВСЁ ЭТО - РОССИЙСКИМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ; АЛЬТЕРНАТИВА; ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГИ; ПРИМЕЧАНИЕ


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку