О, Париж, Париж…. Город моей мечты!
В Париж я хотела всегда (ну, или почти всегда - наверное с того момента, когда в молодости зачитывалась рассказами Мопасана, романами Дюма, Гюго....). В моем представлении столица Франции окутана романтикой и тайной - ведь это поле боя доблестных мушкетеров, сцена любовных побед Анжелики, место трагедии Квазимодо и прекрасной Эсмеральды.
И вот мой час настал. На пятом десятке лет жизни, ограниченная бюджетом и временем, а также обремененная работой, я добралась до Парижа.
Готовясь к поездке и изучая схему метро Парижа я не представляла, как вообще там возможно ориентироваться. Схема метро поражает обилием станций и переходов.
Но оказалось все не так страшно. Ведь станции метро в Париже расположены гораздо чаще чем в Питере. Если у нас расстояние между станциями поезд проходит за 5-7 минут, в Париже это время зачастую длится менее минуты. Из-за большого количества станций и веток, при посадке на свою вроде бы станцию, приходится изрядное время побродить по различным переходам чтобы сесть на нужный тебе поезд. Первое время нас с коллегой также сбивали с толку французские указатели. Так, направление движение прямо, у них указывается стрелкой вниз (при чем иногда вниз означает вверх). Я же видя такую стрелку искала спуск вниз. Когда находишься посреди огромного подземного пространства, где тут и там ответвляются во всех горизонтальных и вертикальных направлениях переходы, понять куда идти становится тяжело. Сейчас мне кажется, что в Париже инфраструктура скоростного транспорта очень понятная и продвинутая. Если я не ошибаюсь, более 90% территории этого города находится в пешей доступности от метро. Также метро эффективно связано с пригородами электричками, которые по сути то же самое метро, только ветки тянутся далеко за границы города.
Пригородные электрички называются RER, их линии обозначаются буквами. Линии метро обозначаются цифрами. Можно свободно переходить из RER в метро и обратно, так как билеты у них общие и цена зависит лишь от зоны поездки. Большой Париж разделен на зоны расходящиеся концентрическими кругами от центра. Чем дальше зона от центра, тем проезд становится дороже.
Разовый билет стоит 2 евро. Выгодно покупать сразу 10 билетов - тогда стоимость разового проезда уменьшается до 1,37 евро.
Один из символов парижского метро - кованые навесы над входами, созданные по проекту известного архитектора Гектора Гимара. До наших дней сохранилось 86 "воротец".
Первая наша вылазка в Париже - экскурсия с гидом Ириной Леонидовной на остров Ситэ, где якобы стояла галльская деревня, давшая начало Парижу. По преданиям, город возник, как небольшое рыбацкое поселение галльского племени паризиев на омываемом Сеной острове Сите. Назвали они его Лютеция, что переводится с галльского языка, как «болото». Произошло это предположительно в III веке до нашей эры, но археологи сегодня находят на территории бывшей Лютеции останки предметов, которым более 4 000 лет. В 52 году до нашей эры Лютецию завоевал Юлий Цезарь. Сделать это безукоризненно с точки зрения военной науки у него не получилось, так как паризии сожгли все мосты и не пустили римские войска на остров, и тогда римляне просто обосновались напротив острова Сите, на левом берегу Сены. Постепенно римляне стали контролировать все прилегающие к Лютеции территории и сделали их свой провинцией, а также возвели на берегу Сены все «знаковые» для своей цивилизации сооружения – амфитеатр, форум и термы. Римляне хозяйничали в Лютеции почти четыре с половиной века, и во время их правления, в 212 году уже нашей эры она была переименована в Париж (город паризиев). Примерно в это же время в Париж пришло христианство. Когда гунны разрушили Римскую империю, в 451 году они подошли и к стенам Парижа, но, согласно легенде, от разорения город спасла очень набожная женщина по имени Женевьева. С тех пор святая Женевьева считается покровительницей Парижа «на небесах». В V веке нашей эры вся Галлия была захвачена племенами франков, а их король Хлодвиг I сделал Париж столицей всех своих земель. Так возник город Париж – главный город современной Франции.
Кстати есть одна красивая легенда о городе Ис (ville d`Ys). Согласно этой легенде, у короля Градлона была красивая, но весьма непутевая дочка по имени Дахут (Dahut). Король построил для дочки чудесный город Ис, окруженный морем со всех сторон. Город был защищен крепостной стеной, а ключи от ворот хранились у короля. Дочка короля вела разгульную жизнь - каждую ночь приводила в свой дворец нового любовника, а наутро убивала его при помощи своей магии, и к тому же силами драконов топила корабли с золотом, чтобы обогащать свой город. Небеса прогневались на нее, и однажды под видом очередного прекрасного принца к принцессе явился посланник свыше с миссией покарать Дахут и ее город. Влюбленная принцесса по наущению незнакомца выкрала у короля ключи от ворот города. Незнакомец взял ключи и исчез, и в тот же миг в открытый город хлынула вода, затопив его. Король хотел спасти свою коварную дочь, но в итоге по приказу Святого Геноле бросил ее в волны. Так принцесса погибла и стала сиреной, завлекая своим пением моряков. По разным версиям, этот самый затонувший город Ис находится не то в заливе Des Trepasees, не то в заливе Одиерна. Говорят, что в хорошую погоду из глубины залива доносятся звуки праздничных колоколов погибшего города. А еще есть поговорка – «когда Париж затонет, восстанет город Ис». Считается даже, что название Парижа (Paris) происходит от словосочетания «похожий на Ис – PAReille a YS).
Перовой нашей остановкой был Собор Парижской Богоматери, знаменитый Нотр-Дам-де-Пари.
Собор Парижской Богоматери считается не только духовным центром Парижа (это главный городской храм), но центром города в прямом смысле слова. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Нотр-Дама. Раньше у публики особого интереса к собору не было. Но печальное повествование о Квазимодо и прекрасной Эсмеральде разнесло славу об этом величественном соборе по всему миру. И теперь толпы туристом нескончаемым потоком идут полюбоваться на собор.
На "паперти" возле собора находится точка "нулевого километра" всех французских дорог. Издревле на этом месте стоял позорный столб. Возле него осужденные приносили публичное покаяние, а затем выслушивали приговор. Они выходили на дорогу, босые, с веревкой на шее и свечой в руках, а на груди и спине висели таблички,сообщавшие об их преступлениях. Затем осужденные вставали на колени, публично признавались в своем проступке и просили суд простить им прегрешение.
В мире много величественных соборов, но не каждый из них известен, как Нотр-Дам. Секрет обаяния древнего храма объясняется временем его рождения. Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери на острове Сите началось в XII в. и длилось почти 170 лет. В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм. Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые формы. Благодаря сужающимся кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в восточном фасаде здания.
Главный фасад Нотр-Дама – «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен не были построены, чтобы не нарушать достигнутой гармонии.
Необыкновенный звук дает 6-тонный колокол, висящий в правой башне собора. Говорят, что своим чистым и выразительным звучанием он обязан золоту и серебру. Когда преподнесенный в 1400 году в дар собору колокол отлили в бронзе, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения. В этот колокол, по легенде, бил Квазимодо. Однако именно по легенде – раскачать его в одиночку не под силу никакому силачу.
С собором Нотр-Дам связано огромное количество легенд. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр-Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений – именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр-Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма». Говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр-Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: «Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора – пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он – Алхимик Нотр-Дама» – пишет Фульканелли.
Химеры, горгульи и другие фигуры Нотр-Дама передают нам психологические идеи его строителей, главным образом, идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, – что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль, как это делает, например, женщина в головном уборе монахини, которую видно над капителями колонн небольшой башенки, высоко на южной стороне собора. Скульптура совы вся блестящая от прикосновений, так как есть легенда, что у прикоснувшегося к скульптуре исполнятся все желания. Сатир – химера с человеческим телом – выглядит устрашающе. При близком рассмотрении заметна шерсть на спине и нечеловеческое выражение лица. Демон пожирающий душу человека – является предостережением и напоминанием того, что может случиться если вести неправедную жизнь. Мыслитель – задумчиво созерцает Париж со высоты птичьего полета. У каждой статуи есть свое имя.
Химеры и все фигуры Собора обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать – рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями.
Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора – такие круглые витражи иногда называют «розеткой». Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера.
Другой астрологический символ – лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 – тогда как лунный месяц имеет 28 дней – что вы на это скажете?
В Нотр-Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции – один в Нотр-Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий: всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, – из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.
Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила – согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям – три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина – Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.
По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем – Святым гвоздем – потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман – прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо – гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел – говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала. Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа – и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет – неизвестно. В любом случае – металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом – тогда как с гвоздем из Нотр-Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано – более того нотр-дамский гвоздь – ржавый.
И, наконец, еще одна легенда – о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр-Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, – струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр-Дама пришел поглядеть на работу – он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья – словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны – ворота было невозможно открыть! Пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр-Дама. Никто не знал, как они были сделаны – то ли это было литье, то ли они были выкованы – Бискорне – оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его – или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дама»...
Так и стоит этот архитектурный шедевр в самом центре Парижа. Многочисленные химеры, горгульи, ангелы и святые смотрят снисходительно на многочисленные толпы туристов каждый день наполняющих площадь перед собором. Они замерли в ожидании того, кто откроет их тайны.
В соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц. Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них — Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX.
В 1239 году святыня была доставлена в Париж. Король Людовик распорядился поместить венец в специально построенную часовню, в которой он находился до эпохи французской революции, когда толпы революционно настроенных граждан, опьяненных «свободой, равенством и братством», разнесли часовню в щепы. Однако Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться вот уже почти два века.
Сегодня собор — действующая церковь, где проводятся богослужения с использованием современных видеоэффектов: на прозрачный экран проецируются текст молитвы на французском и английском языках и изображение библейских сюжетов, а сквозь него просвечиваются собственные витражи Нотр-Дама. Представление сопровождает красивая музыка самого большого органа Франции. Собор потрясающе красив в вечернее время. Он как-бы парит над Сеной ....
Продолжение следует ....