Елена Тахо-Годи
Л. Н. Андреев
Шукшинское дело |
Метки: Шукшин Алексей Варламов |
Валентин Распутин: „Это в каждом из нас…“ |
В июле 2007 года писатель побывал на Киренге, притоке великой Лены, и дал интервью, оставшееся неизвестным широкому кругу читателей.
Но прежде в составе группы из нескольких человек, включавшей издателя Геннадия Сапронова и служителей православных храмов, Валентин Распутин посетил Усть-Кут – небольшой портовый город в Иркутской области. Его ещё называют «воротами на Север», поскольку сюда стягиваются все виды грузового транспорта – авиационный, железнодорожный и автомобильный, а дальше, в Якутию, движение осуществляется только по Лене. В Усть-Кут иркутяне прилетели самолётом. Гости осмотрели Исторический музей и встретились с журналистами обеих местных газет, после чего отправились на машине в старинное село Казачинское соседнего Киренского района. Уже оттуда на большой моторной лодке двинулись по Киренге, в верховьях которой бьют целебные Мунокские источники, ставшие концевой точкой маршрута. Там, на берегу северной красавицы, и состоялась встреча писателя с автором очерковой заметки, публикуемой ниже. Замечу, что собеседником писателя выступил не профессиональный журналист, но тем неприглаженней и, соответственно, правдивее детали, которые обнаружит читатель – главным образом, в ответах Валентина Григорьевича. Мне кажется, уже эта непосредственность в пересказе есть подлинное достоинство текста.
Я не могла и мечтать о такой встрече, соотнося масштаб его личности с нашей будничной суетной жизнью, но и на этот раз убедилась в истине, что все по-настоящему великие люди просты и доступны в общении…
Они поднялись вверх по Киренге на моторных лодках, а мы с Владимиром Фёдоровичем Огарковым, главой администрации посёлка Улькан, встречали их в дивно красивом местечке под названием «Талая». Это база отдыха посреди северной тайги.
Метки: Распутин Валентин Распутин |
Василий Федоров " Другу" |
Не удивляйся,
Что умрешь.
Дивись тому,
Что ты живешь.
|
Фёдор Сологуб "Измотал я безумное тело" |
Измотал я безумное тело,
Расточитель дарованных благ,
И стою у ночного предела,
Изнурён, беззащитен и наг.
И прошу я у милого Бога,
Как никто никогда не просил:
«Подари мне ещё хоть немного
Для земли утомительной сил!
Огорченья земные несносны,
Непосильны земные труды,
Но зато как пленительны вёсны!
Как прохладны объятья воды!
Как пылают багряные зори!
Как мечтает жасминовый куст!
Сколько ласки в лазоревом взоре
И в лобзании радостных уст!
И ещё вожделенней лобзанья,
Ароматней жасминных кустов
Благодатная сила мечтанья
И певучая сладость стихов.
У Тебя, милосердного Бога,
Много славы, и света, и сил,
Дай мне жизни земной хоть немного,
Чтоб я новые песни сложил».
fsologub.ru/lib/poetry/poetry_1276.html
Метки: Сологуб |
Поэзия Бунина И.А. для начинающих |
http://arzamas.academy/materials/795
Лектор Arzamas Лев Соболев выбрал 10 стихотворений, по которым лучше всего начинать знакомство с Буниным-поэтом
Иван Бунин. Портрет Юрия Анненкова. 1914 год© Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Метки: Бунин |
Иосиф Бродский" НАПУТСТВИЕ" |
Метки: Бродский Напутствие |
Выставка «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников» |
«В нашей семье только папаша и Маша говорят правду, а остальные все врут», – такую чеховскую фразу, ставшую импульсом к созданию выставки, приводит в своих мемуарах о писателе его сестра Мария Павловна.
Выставка из фондов Государственного литературного музея не ставит своей задачей обвинить и обличить кого-то из родственников или современников писателя. В её основе – желание поговорить о свойствах памяти, о реальном и мифологическом образе человека, о фактах, данных в источниках второго ряда – мемуарах. В собрании музея немало рукописных воспоминаний близких знакомых писателя: «короля московских репортёров» В.А. Гиляровского, художниц А.А. Хотяинцевой и М.Т. Дроздовой, поэта и переводчицы Т.Л. Щепкиной-Куперник, а также сестры Чехова – Марии Павловны. Многие из них представлены широкой публике впервые.
Воспоминания – единственный источник нашего знания о том, как говорил Чехов, как смеялся, как общался с людьми, как работал, какие привычки ему были свойственны.
Но воспоминание – это всегда реконструкция виденного ранее, всегда некоторый домысел, а иногда и вымысел. Огромный комплекс воспоминаний о Чехове, многие из которых стали появляться в печати сразу после смерти писателя, таит в себе удивительные противоречия.
О писателе размышляют разные люди, знавшие его в разные годы, видевшие в разных состояниях и настроениях, ценившие его при жизни или признавшие талант только после его смерти, одновременно влюблённые и завидовавшие… Возможно, это разнообразие точек зрения, представленное на выставке, послужит составлению более живого представления о Чехове – писателе и человеке.
Кураторы выставки: Эрнест Орлов и Виктор Зайцев.
Тел. для прессы: 8 495 691-38-37, 8 910 413-54-70
Выставка продлится до 15 сентября 2016 года.
- See more at: http://goslitmuz.ru/visitors/exhibitions_activity/...oon/2611/#sthash.hHzFbwaB.dpuf
Метки: Чехов |
Обращения А.П.Чехова в письмах к жене О.Л.Книппер |
Метки: Чехов |
Музыка и скульптура |
Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура
А.Рубинштейн
Метки: Музыка и скульптура А.Рубинштейн |
Хочу парить... |
Лариса Миллер
|
Коллекция вопросов, заданных русской литературой |
Вечные вопросы «что делать?» и «кто виноват?» хорошо известны даже тем, кто не прочитал произведения с соответствующими названиями. Но ими не исчерпывается все богатство вопросов, которые задала человеку, человечеству, мирозданию русская литература.
Вот еще несколько десятков для неспешного чтения (а заодно и припоминания источников). Особенно рекомендуем их выпускникам—2016, обдумывающим житье: над этими вопросами самое время ломать голову, проснувшись после выпускного вечера.
Чего тебе надобно, старче?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Почему люди не летают так, как птицы?
Дар напрасный, дар случайный / Жизнь, зачем ты мне дана?
Но будучи я столь чудесен, / Отколь я происшел?
Зачем крутится ветр в овраге, / Подъемлет лист и пыль несет, / Когда корабль в недвижной влаге / Его дыханья жадно ждет?
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Делать жизнь с кого?
Метки: Русская литература Вопросы русской литературы |
Афоризмы Пикассо |
Бог — такой же художник, как другие художники. Он создал слона, жирафа и кошку. У него нет настоящего стиля, но он придерживается новых идей.
Вдохновение существует, но оно должно застать вас за работой.
Все имеют право меняться, даже художники.
Всё, что можно вообразить — реально.
Дайте мне музей, и я его заполню.
Если бы все дороги, что я прошёл, отметить на карте и соединить в одну линию, она выглядела бы в виде минотавра.
Если бы мы могли избавиться от нашего мозга и пользоваться только глазами…
Если бы правда была одна, ты бы не смог нарисовать сотню полотен на одну и ту же тему.
Если ты изберёшь путь солдата, быть тебе генералом, если захочешь быть монахом, станешь папой, — говорила мне мать. Но я избрал путь художника и стал Пикассо.
Есть ли что-либо опаснее, чем сочувственное понимание?
Есть только два типа женщин — богини и подстилки.
Метки: Пикассо |
Терри Пратчетт |
Terry Pratchett
Великобритания, 28.4.1948
Автор популярнейших юмористических романов-фэнтези.
Родился в Беконсфилде. В 1959 году поступил в высшую техническую школу Уайкомб. Первый рассказ "The Hades Business" опубликовал в школьном журнале в 1961 году, а в 1963 этот же рассказ появился в профессиональном издании. В 1965 году ушел из школы в журналистику. В 1971 году опубликовал первый роман "The Carpet People". Настоящий успех пришел к Пратчетту в 1983 году с публикацией блистательного юмористическо-фэнтезийного романа "Цвет волшебства", с которого начался гранидиозный цикл бестселлеров "Discworld" ("Плоский мир"), насчитывающий сейчас более 20 книг. В настоящее время Пратчетт является одним из самых читаемых британских писателей, за вклад в литературу он удостоен в 1998 году звания Кавалера Ордена Британской Империи.
По данным статистики, Пратчетт на протяжении 90-х годов является самым читаемым в Великобритании автором, его книг, изданных в твердой обложке, продано больше, чем у любого другого живущего ныне писателя. По некоторым оценкам, его книги составляют примерно 1% отвсех книг, проданных в Великобритании.
Метки: Пратчетт |
Фернандо Ботеро (Fernando Botero) |
Метки: Ботеро |
3 сентября. Литературный календарь |
Годы жизни: с 03.09.1941 по 24.08.1990
Русский писатель, журналист. В СССР при жизни писателя не было опубликовано ни одного его значительного произведения, он был известен исключительно по самиздату. Эмигрировал в США, где и были изданы его работы. Стилю Довлатова присущ лаконизм, в его писательской манере тесно переплетены абсурдное и смешное, трагическое и комическое, ирония и юмор.
Сергей Довлатов (по паспорту Довлатов-Мечик) родился в Уфе, в семье эвакуированных во время войны из Ленинграда: театрального режиссёра, еврея по происхождению Доната Исааковича Мечика (1909—1995) и литературного корректора, армянки по национальности Норы Сергеевны Довлатовой (1908—1999).
В 1944 году семья Довлатова возвращается в Ленинград. После окончания школы писатель недолгое время проработал в типографии им. Володарского. В 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского университета имени Жданова и учился там два с половиной года. Был отчислен за неуспеваемость (по собственным словам не сдал экзамен по немецкому языку). Общался с ленинградскими поэтами Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Иосифом Бродским и писателем Сергеем Вольфом («Невидимая книга»), художником Александром Неждановым.
После отчисления из университета был призван в армию. Отслужил три года (1962-1965) во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми (посёлок Чиньяворык).
После армии Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке морского технического университета «За кадры верфям», писал рассказы. Был близок к литературной группе «Горожане», основанной Марамзиным, Ефимовым, Вахтиным и Губиным. Работал литературным секретарём Веры Пановой.
В 1972-1975 годах жил в Эстонии, где работал штатным и внештатным сотрудником в газетах «Советская Эстония» и «Вечерний Таллин». Писал рецензии для журналов "Нева" и "Звезда". Набор его первой книги под общим названием “Городские рассказы” в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.
В 1975 году вернулся в Ленинград. Работал в журнале «Костёр», экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское). Довлатов неоднократно пытался напечатать свои рассказы, но журналы за редким исключением отказывались их принимать. Довлатов публиковался в самиздате, а также в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». За публикации в западной прессе в 1976 году был исключен из Союза журналистов СССР.
В 1978 году из-за преследований, невозможности работать и отсутствия средств к существованию Довлатов эмигрировал вслед за своей женой и дочерью сначала в Вену, а затем поселился в Нью-Йорке. Был одним из создателей и главным редактором русскоязычной газеты «Новый американец» (1980-1983), много работал на радио «Свобода». Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился читательского успеха, печатался в престижных журналах «Партизан Ревью» и «The New Yorker».
За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».
Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на еврейском кладбище «Маунт Хеброн» (Mount Hebron).
Личная жизнь Довлатова была очень непростой. Он дважды состоял в официальном браке: с Асей Пекуровской (1960-1968) и Еленой Довлатовой (1969-1971), и один раз в гражданском с Тамарой Зибуновой (1975-1978). Его первая дочь (Катя) родилась в 1966 г. от его второй жены, а вторая (Маша) – в 1970 от первой. Третья дочь Довлатова (Александра) родилась от его гражданской жены в 1975, а последний ребенок: сын (Коля или Николас Доули), — в 1984 г. в эмиграции снова от Елены Довлатовой.
Лучшая биография Довлатова написана им самим: "Я родился в не очень-то дружной семье. Посредственно учился в школе. Был отчислен из университета. Служил три года в лагерной охране. Писал рассказы, которые не мог опубликовать. Был вынужден покинуть родину. В Америке я так и не стал богатым или преуспевающим человеком. Мои дети неохотно говорят по-русски. Я неохотно говорю по-английски.
В моем родном Ленинграде построили дамбу. В моем любимом Таллине происходит непонятно что.
Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь, все это достаточно грустно, чтобы я мог продолжать заниматься литературой…“
Ни одного своего текста, опубликованного в СССР до 1978 года, Довлатов перепечатывать ни при каких обстоятельствах не позволял.
В 1995 году была учреждена Литературная премия им. Сергея Довлатова. Присуждается за лучший рассказ года петербургского автора или напечатанный в С.-Петербурге.
Довлатову была присуждена премия американского ПЕН-клуба за лучший рассказ 86-го года. От премии писатель отказался. По условиям конкурса премия присуждалась неопубликованной вещи, а Довлатов предпочел опубликовать свои рассказы.
Зона (1964-1982)
Невидимая книга (1978)
Соло на ундервуде: Записные книжки (1980)
Компромисс (1981)
Заповедник (1983)
Наши (1983)
Марш одиноких (1985)
Ремесло (1985)
Чемодан (1986)
Иностранка (1986)
Не только Бродский (1988)
Встретились, поговорили (1988)
Филиал (1989)
Комедия строгого режима (1992) реж. В. Студенников, М. Григорьев. Фильм не является экранизацией в прямом смысле, скорее он снят по мотивам Довлатовской "Зоны".
Метки: 3 сентября. Литературный календарь |
Вечера на хуторе близ Диканьки |
СЕГОДНЯ, 2 СЕНТЯБРЯ
1831 год — вышла первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, принесшая славу 22-летнему писателю. В письме А. С. Пушкину он делился своими впечатлениями в этот день: «Любопытнее всего было мое свидание с типографией: только что я просунулся в двери, наборщики, завидя меня, давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке. Это меня несколько удивило; я к фактору, и он, после некоторых ловких уклонений, наконец, сказал, что «штучки, которые изволили прислать из Павловска для печатания, оченно до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву». Из этого я заключил, что я писатель совершенно во вкусе черни».
Метки: Гоголь События дня 2 сентября Вечера на хуторе близ Диканьки |
Алфавит инакомыслия. Галансков |
Метки: Галансков |
Марлен Дитрих и Константин Паустовский. История одной фотографии в трех рассказах |
"И если правда, что человек жив, пока о нем помнят, то она была, есть и будет - наша Орлова!" (с) - народная артистка СССР Ия Саввина
Олег Осетинский
31 мая 115 лет со дня рождения Константина Паустовского. И вот какая вспомнилась удивительная история...
Я был когда-то советским библиотечным ребенком, любил читать сентиментальные рассказы советского писателя Константина Паустовского.
Все мы тогда бредили Западом, русской культуры как бы стеснялись. Шла оттепель - первая духовная "перестройка". Однажды мне в руки попала моя детская книжка Паустовского - отшатнулся с краской стыда. И тут как раз - звонок Андрона Кончаловского: "Марлен Дитрих приехала! В Доме кино!"
Вечером у Дома кино на Воровского - не пробиться. Но - Андрон ведь сын баснописца! Сидим в партере. И вот - О н а. Узкое белое платье. Потрясающая фигура. Колье из сияющих бриллиантов. Запела! - чуть хрипловато, бесстрастно, как бы сверху - и чудовищно эротично!.. "Лили Марлен!" Мы лопались от священного восторга! Вот оно! Вот он - волшебный Запад! Зал ревел...
Напились мы тогда у Андрона - по-страшному. Орали, визжали - к черту Россию лапотную, - только Запад! Его изощренность, его раскрепощенность, его свобода! Проснулись днем, страстно продолжили восторги, и сил пойти вечером на второй концерт Марлен Дитрих уже не было.
Метки: Паустовский |
Не исчезай |
Не исчезай... Исчезнув из меня,
развоплотясь, ты из себя исчезнешь,
себе самой навеки изменя,
и это будет низшая нечестность.
Не исчезай... Исчезнуть — так легко.
Воскреснуть друг для друга невозможно.
Смерть втягивает слишком глубоко.
Стать мертвым хоть на миг — неосторожно.
Не исчезай... Забудь про третью тень.
В любви есть только двое. Третьих нету.
Чисты мы будем оба в Судный день,
когда нас трубы призовут к ответу.
Не исчезай... Мы искупили грех.
Мы оба неподсудны, невозбранны.
Достойны мы с тобой прощенья тех,
кому невольно причинили раны.
Не исчезай. Исчезнуть можно вмиг,
но как нам после встретиться в столетьях?
Возможен ли на свете твой двойник
и мой двойник? Лишь только в наших детях.
Не исчезай. Дай мне свою ладонь.
На ней написан я — я в это верю.
Тем и страшна последняя любовь,
что это не любовь, а страх потери.
Е. Евтушенко
Метки: Не исчезай |
Андрон Кончаловский рассказывает о Михаиле Врубеле |
|
Жизнь столько смеется, сколько и плачет… |
Такой закон вывела однажды Надежда Александровна Лохвицкая, прославившаяся когда-то на всю Россию под псевдонимом Тэффи. Популярность ее коротких, смешных (впрочем, не без нотки печали, а порой и горечи) рассказов была безмерна. Ее читали все — от императора Николая II до гимназиста. Корреспонденты «ВП» отыскали в современном Петербурге адреса, связанные с жизнью писательницы, которую читают и любят до сих пор.
Он не идиот, раз в меня влюблен!
С виду она — дама как дама. Из немногочисленных дошедших до нас фотографий самая знаменитая — где она в большой черной шляпе, из тех самых, воспетых Блоком, — с траурными перьями. Облик ее вполне вписывается в общий стиль эпохи декаданса, модных игр в демонизм, разочарованность.
Но она была слишком умна для того, чтобы играть в эти игры. После прочтения ее рассказа «Демоническая женщина» сразу расхочется строить из себя загадочную «незнакомку» с подведенными черным печальными глазами и томной улыбкой на ярко накрашенных губах.
Метки: Тэффи |
Елена Шипицова... ~Гений чистой красоты... |
|
Искандер Улумбеков...~ Из-за Пушкина... |
Здравствуйте !
Мне очень нравится этот художник ... Да что там - я влюбилась в него!...
"Размазало" вчистую... )
Искандер Улумбеков:
«…нет ни одного пейзажа, ни одной сцены в русской жизни, которые бы так или иначе не имели отношения к поэту – буквально всё измеримо с помощью Пушкина и всё, в конечном счете,из-за него...».
|
Праздник для глаз/ Ладо Тевдорадзе |
Влюбилась с первого взгляда в удивительные картины Ладо Тевдорадзе!Ладо автор более 3000 картин !! На многих рисует себя, жену, своих детей,родственников, друзей и соседей.Его солнечная, яркая и жизнерадостная живопись - настоящий праздник для глаз.
|
Интересное о Н.В. Гоголе |
|
Единственная работа Микеланджело, которую он подписал |
Молодости свойственно тщеславие
Великий Микеланджело Буонаротти ещё не был великим и не знал, каким великим даром он обладает, какова сила его таланта. Когда будущему Великому Художнику было двадцать четыре года, он получил заказ от французского кардинала Жана Билэра на изготовление скульптуры на будущую гробницу самого кардинала. В качестве материала для скульптуры был выбран огромный монолит каррарского мрамора.
|
Литературные герои |
Метки: Литературные герои |
Иосиф Бродский: «Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы» КультураУроки жизни |
Фрагменты из знаменитой речи Иосифа Бродского, с которой он выступил перед выпускниками Мичиганского университета в Анн Арбор на стадионе в декабре 1988 года.
1. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху — хотя впоследствии возможно и это, — и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель — ваше равновесие.
|
500-летняя история женского портрета |
|
Достоевского ещё при жизни называли пророком |
Игорь Волгин, писатель и историк, президент Фонда Достоевского,
В прошедшем на днях телесериале «Достоевский» Евгений Миронов, исполняющий главную роль, вдохновенно читает пушкинского «Пророка» — стихотворение, которое, очевидно, неслучайно так любил его герой. Автора «Преступления и наказания» ещё при жизни называли пророком: по истечении времени это «звание» утвердилось.
Между тем следует задуматься о сути его пророчеств. Ведь Достоевский никогда не предсказывал ни конкретных политических событий (войны, революции), ни тем более их точных дат. Он говорил о другом.
В страшном сне Раскольникова люди, в которых вселились некие «трихины», не могут согласиться, что считать злом, а что добром, и убивают друг друга «в
В «Дневнике писателя» 1877 г., касаясь дикой резни, учинённой турками над мирным населением Болгарии, Достоевский — по контрасту — рисует идиллическую картину Невского проспекта, где матери и няньки мирно выгуливают своих питомцев. И только автор «хотел воскликнуть про себя в восторге: „Да здравствует цивилизация!“ — как вдруг во всём усомнился». Уж не мираж ли это? И «если не сдирают здесь на Невском кожу с отцов в глазах их детей, то разве только случайно, так сказать, „по не зависящим от публики обстоятельствам“, ну и, разумеется, потому ещё, что городовые стоят».
Писатель угадывал ход вещей
Никакая цивилизация, если она бездуховна, не гарантирует от людоедства и геноцида. Лишённая нравственного стержня, она существует лишь потому, что «городовые стоят». Поэтому, говорит Достоевский, «если б
Кстати, не обольщался Достоевский и по поводу возможного развития отношений с освобождаемыми русским оружием народами. «…По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными!.. Начнут они непременно с того, что… объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись…» Это не политические прозрения писателя, это «всего лишь» знание души человеческой.
Не потому ли так зорко смотрел? Ведь Достоевский — не Ванга. И не гадалка на рынке. Он угадывает не вещи, а ход вещей.
Пушкинский Пророк получает только один дар — видения и понимания. Он постигает всё сущее: «И внял я неба содроганье…» Только после этого он начинает жечь глаголом сердца людей. Дар, обретённый Достоевским, ровно такой же. Только постигнув глубины человеческой природы («Человек есть тайна»), можно предвидеть, как эта природа явит себя на роковых поворотах истории.
Булгаковский Воланд говорит, что за тысячелетия люди мало изменились. Бесы гнездились уже в том времени, в котором жил Достоевский. Но надо было быть Достоевским, чтобы их опознать. Пророки предвидят будущее, потому что прозревают его в настоящем. Они просто знают людей.
Для Достоевского это было профессией.
Метки: Достоевский |
Искусство выдувания стекла |
Искусство выдувания стекла – сложный, кропотливый процесс. Подобная техника походит к первому веку до н.э., появилась она в Сидоне (ныне прибрежный Ливан). Оттуда искусство распростран
Метки: искусство работы самое главное robert роберт стекла работе выполнение уровнем точности им &ndash выдувания аккуратности стеклодувов микелсен |
Жвалевский А, Пастернак Е. «52 февраля» |
|
Хармс |
|
Третьяков и художники: дружба и разногласия с В. Г. Перовым |
|
Загадочный маскарад Михаила Лермонтова |
|
Мастерство писателя |
Лев СОБОЛЕВ
Слово "мастерство" термином не является и в словари не входит. Тем не менее оно часто встречается в темах сочинений в самых разных сочетаниях: «Мастерство Грибоедова-драматурга», «Мастерство психологического анализа в романах Тургенева», «Поэтическое мастерство Тютчева» и тому подобное. В 1969 году был издан сборник «Мастерство русских классиков», а ещё раньше — монографии разных авторов, посвящённые мастерству Некрасова (К.И. Чуковский), Тургенева (А.Г. Цейтлин), Пушкина (А.Л. Слонимский), Л.Толстого (Л.М. ышковская) и других. Чем больше мы прочтём учёных сочинений на тему "мастерство писателя", тем яснее нам станет тот простой факт, что каждый автор вкладывает в это слово своё собственное значение; при этом простой здравый смысл подсказывает нам и нашим ученикам некоторые общие соображения, которые, по-видимому, следует сформулировать, не прибегая к авторитетам.
Во-первых, мастерство писателя означает незаурядность его мировосприятия, его мироощущения: художник, способный выражать лишь банальности, не заслужит в своих читателях звания мастера. Именно поэтому прописи в стихах, популярные у некоторых (впрочем, многих) читателей и читательниц, при всей симпатии к их высоконравственным авторам, поэзией не стали и вполне оправданно забылись. Во-вторых, мастер — мастер формы; он пишет так, как до него писать не умели (впрочем, это справедливо лишь для искусства XIX–XX веков; традиционные, канонические искусства — например иконопись — имеют совсем другие критерии). И, наконец, главное: то, что говорит писатель, соответствует тому, как он это говорит; пожалуй, согласие между формой и содержанием художественного текста, единство их — важнейший признак подлинного мастерства. Из этих нехитрых постулатов мы и будем исходить.
Речь пойдёт о «Войне и мире». Из всего многообразия аспектов, которые можно обсуждать в связи с этой книгой, выберем три: историософию Льва Толстого, его новаторский психологический анализ и особенности жанра «Войны и мира».
* * *
Начнём с тех особенностей книги, которые вызывали наибольшее неприятие у современников. Очевидно, что новаторство писателя, его особенное, новое слово, как раз и раздражает читателей своей непривычностью; лишь потомки, признав художника, объявив его классиком, включив в школьную программу, оценят (в более или менее полной мере) его вклад в отечественную и мировую словесность. Более всего современников раздражали исторические отступления в книге и исторические воззрения автора, его взгляд на роль личности в истории и его изображение Наполеона, Александра, Сперанского и других исторических деятелей.
Метки: Толстой |