Последний прерафаэлит: Джон Уильям Уотерхаус - художник, писавший сильных женщин со сложной судьбой
![](https://kulturologia.ru/files/u23467/234675129.jpg)
"Леди из Шалот", Джон Уильям Уотерхаус.
Джона Уильяма Уотерхауса часто называют последним прерафаэлитом. Прекрасные длинноволосые девы, мифологические и средневековые сюжеты, дикие травы и заросшие пруды роднят его работы с полотнами Милле и Россетти. Однако биография Уотерхауса сильно отличается от жизнеописаний романтиков и скандалистов XIX века.
![](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676155.jpg)
"Ариадна".
Он родился на севере Италии в семье известных художников и первые годы жизни прожил в этой прекрасной солнечной стране. Ранние работы Уотерхауса наполнены ностальгией по Италии – рынки, руины, итальянские дворики…
![Слушая сладкие песни свирели.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234675011.jpg)
Слушая сладкие песни свирели.
Впоследствии он нередко писал своих героинь на фоне итальянских пейзажей, одевал их в тонкие античные платья, воплощал в своих полотнах образы нежной Психеи и коварной Цирцеи – героинь античной мифологии. В дальнейшем Уотерхаус часто возвращался в эти места, чтобы напитаться их животворящим воздухом.
![Флора и зефиры.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234672934.jpg)
Флора и зефиры.
С детства Джон был свидетелем творческой жизни римских художников и поэтов, наведывавшихся в гости к его родителям, долгие часы проводил в отцовской мастерской, где и получил первые уроки живописи. Атмосфера Рима располагала к занятию искусством. Юный Джон рос среди величественных скульптур и полотен великих художников. Можно сказать, у него не было выбора, кроме как пойти по стопам родителей и посвятить искусству всю свою жизнь.
![Эхо и нарцисс.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676879.jpg)
Эхо и нарцисс.
Несмотря на очарование Рима, семья приняла решение вернуться в Англию. В двадцать один год Джон поступил в Королевскую Академию художеств, где не был замечен ни в бунтах, ни в особой тяге к экспериментам. Его обучение было ровным, но вполне успешным, и спустя годы Академия не раз предоставляла ему возможность выставлять работы в своих стенах.
![Пробуждение Адониса.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234674498.jpg)
Пробуждение Адониса.
В те годы самым высокооплачиваемым художником Великобритании был Лоуренс Альма-Тадема, изображавший повседневную жизнь Древнего Рима – в основном прекрасных молодых женщин в легких одеждах, предающихся неге на шкурах и среди рассыпанных розовых лепестков. Часть работ Альма-Тадемы посвящены античной поэтессе Сапфо и наполнены скрытым эротизмом, однако чопорная викторианская публика принимала каждое его полотно с неизменным восторгом. Первые работы Уотерхауса – отчетливое подражание Альма-Тадеме. Другой его «учитель» - прерафаэлит Фредерик Лейтон, чьи работы связаны с рыцарством, культом Прекрасной Дамы и британской историей.
![Гилас и нимфы.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676729.jpg)
Гилас и нимфы.
Однако Уотерхаус довольно быстро выработал собственный стиль, опираясь не только на академизм, но и на творческую манеру импрессионистов – он не стремился к идеальной гладкости изображения, применяя зачастую широкие, грубые мазки, чтобы передать движение.
![](https://kulturologia.ru/files/u23467/_.jpg)
"Леди Шалот"(слева), "Моя сладкая роза
Одной из самых известных его картин стала «Леди из Шалот», написанная по мотивам легенды артурианского цикла. Бледная рыжеволосая девушка плывет по заросшей реке в старинной лодке, ее лицо исполнено страдания, а пейзаж проникнут тревогой.
![Офелия, лежащая в траве.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234670917.jpg)
Офелия, лежащая в траве.
Биографам неизвестна ни одна пикантная история из жизни Уотерхауса, он не был замешан в скандалах или интригах.
![Благовещенье.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234673374.jpg)
Благовещенье.
В отличие от большинства прерафаэлитов, не ввязывался он и в сомнительные истории с натурщицами – он приглашал позировать нескольких женщин, и все они отмечали его вежливость и корректность. Он никогда не флиртовал с женщинами, которых писал, и относился к ним с глубоким уважением.
![Тщеславие.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234678684.jpg)
Тщеславие.
Любой, кто хотя бы бегло ознакомился с творчеством Уотерхауса, может заметить, что часто он писал стройную рыжеволосую девушку с тонким профилем, напоминающую музу прерафаэлитов Лиззи Сиддал. Известно ее имя – Мюриэл Фостер, однако биография остается загадкой.
![Волшебница.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234679572.jpg)
Волшебница.
Несмотря на множество работ и эскизов, выдающих явное восхищение Уотерхауса красотой мисс Фостер, это увлечение было чисто художественным, эстетическим. Сердцем Джона Уотерхауса владела другая женщина.
![Женщина с розами](https://kulturologia.ru/files/u23467/234672154.jpg)
Женщина с розами"(слева), эскиз к картине Офелия (справа).
В 1883 году он женился на успешной художнице Эстер Кенуорти. Их брак был крепким и счастливым, но оказался омрачен потерей двоих детей в раннем возрасте.
Многие исследователи ищут облик Эстер в работах Уотерхауса, но мнения разнятся – кто-то считает, что она изображена в образе леди Шалот, кто-то утверждает, что Уотерхаус никогда не писал жену в романтических образах.
![Миранда.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234678813.jpg)
Миранда.
Любимые героини Уотерхауса – леди Шалот, Офелия, Цирцея, Психея.
![Офелия](https://kulturologia.ru/files/u23467/234678504.jpg)
Офелия (варианты разных лет).
Его интересовали судьбы сильных, властных, ярких женщин.
![Ясон и Медея](https://kulturologia.ru/files/u23467/234677275.jpg)
Ясон и Медея(слева), Цирцея(справа).
В работах Уотерхауса женщины – не абстрактные образы, запечатленные «для красоты», они не кокетливы, иной раз невинны, а подчас суровы.
![Леди Клэр](https://kulturologia.ru/files/u23467/234671694.jpg)
Леди Клэр (слева), Джульетта (справа).
«Прекрасная беспощадная дама», соблазняющая рыцаря, выглядит скорее злой колдуньей, заманившей несчастного в свои сети.
![Прекрасная беспощадная дама](https://kulturologia.ru/files/u23467/234678911.jpg)
Прекрасная беспощадная дама (слева), Ламия (справа).
Сочетание жестокости и невинности, сила личности, фатализм и загадка отличают героинь Уотерхауса. Здесь есть и влияние его жены – яркой, неординарной женщины, достигшей значительных успехов в той области, которая на рубеже веков еще была преимущественно мужской.
![Сирена](https://kulturologia.ru/files/u23467/234677123.jpg)
Сирена (слева), Русалка (справа).
Уотерхаус написал более двухсот работ, вызывавших одобрение как членов Академии, так и непросвещенной публики. Критики отмечали, что своим успехом Уотерхаус, разумеется, обязан красоте своих натурщиц.
![Психея открывает дверь в сад Эрота](https://kulturologia.ru/files/u23467/234678042.jpg)
Психея открывает дверь в сад Эрота(слева), Нимфы находят голову Орфея (справа).
Однако искусствоведы отмечают его идеальную композицию, тонкую работу с цветом, умение сосредоточиться на внутреннем мире изображенной женщины. Он никогда не писал «красиво», украшательски, искренне восхищаясь и любуясь красотой природы, полевыми цветами и зарослями камыша. Он предпочитал писать цветы и пейзажи с натуры.
![Борей](https://kulturologia.ru/files/u23467/234673233.jpg)
Борей (слева), Ветреницы (справа).
В последние годы жизни художник страдал от тяжелого онкологического заболевания, от которого и скончался в возрасте шестидесяти семи лет, не прекращая творить до тех пор, пока это было возможно. Эстер пережила его на двадцать семь лет.
![Декамерон.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234670069.jpg)
Декамерон.
В наши дни творчество Уотерхауса все так же восхищает зрителей, а вклад в развитие искусства Великобритании считается неоценимым.
![Марианна перед зеркалом](https://kulturologia.ru/files/u23467/234675709.jpg)
Марианна перед зеркалом (слева), Тристан и Изольда (справа).
В 1992 году его изображение появилось на британской почтовой марке. Коллекционеры готовы отдать любые деньги за то, чтобы получить одну из его работ – например, «Святая Цецилия» была продана за шесть миллионов фунтов стерлингов фонду Веббера. Многие молодые художники и фотографы, наши современники, вдохновляются живописью Джона Уотерхауса – и интерес к творчеству этого загадочного художника только возрастает.
Текст: Софья Егорова.
https://kulturologia.ru/blogs/030918/40255/