Тернер, в полном Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, ( родился 23 апреля 1775 года, Лондон, Англия - умер 19 декабря 1851 года, Лондон), английский романтический пейзажист, чьи экспрессионистские исследования света, цвета и атмосферы были непревзойденными в их диапазоне и возвышенности.
Тернер был, пожалуй, величайшим пейзажистом 19 века.
Хотя он был воспитан в академических традициях XVIII века, он стал пионером в изучении света, цвета и атмосферы.
Он предвосхитил французских импрессионистов в разрушении традиционных формул репрезентации; но, в отличие от них, он полагал, что его произведения всегда должны выражать значительные исторические, мифологические, литературные или другие сюжетные темы.
Линия развития может быть прослежена от его ранних исторических пейзажей, которые формируют обстановку для важных человеческих предметов, до его более поздней концентрации на драматических аспектах моря и неба. Даже без фигур эти поздние произведения являются выражением важных тем: отношения человека к окружающей его среде, силы природы, проявляющейся в ужасе бури или благодати солнца.
Непревзойденный в свое время по масштабам своего развития, Тернер также не имел себе равных в широте своей тематики и в поиске новаторства своей стилистической трактовки.
В начале 19-го века Тернер подвергся резкой критике со стороны консервативных критиков за его динамичные композиции и высокоточный колорит.
К концу своей жизни, хотя его венецианские сюжеты и более законченные акварели все еще привлекали некоторых покупателей, его забота об атмосферных эффектах развивалась по линиям, которые отошли от тенденции современного вкуса к реализму и высокой отделке, характерной для популярности сложной повествовательной живописи.
Растущая репутация Тернера во второй половине 19-го века была фактически в значительной степени обусловлена чемпионатом влиятельного английского художественного критика Джона Раскина, который опубликовал первую часть современных художников в 1843 году, чтобы доказать превосходство Тернера перед всеми предыдущими пейзажистами и превознести его точное изображение естественного внешнего вида.
В XX веке новая оценка абстрактных качеств поздних цветовых композиций Тернера укрепила его статус одного из самых новаторских и технически одаренных художников своего века. / © Encyclopædia Britannica, Inc.