Центральный храм комплекса Ангкор Том — Байон, окрестности города Сием Рип, Камбоджа (Bayon Temple, Siem Reap, Cambodia).
Еще один кхмерский храм, обладающий отличительными чертами и оставляющий неизгладимые впечатления. Будучи объектом повышенного интереса наравне с Ангкор Ватом, Байон входит в обязательную программу посещения и даже если у вас есть пара дней на все, то, конечно же, Байон не ускользнет от вашего внимания. Однако надо иметь в виду, что в ретроспективе визита как раз таки Байон как таковой стоит более детального изучения и отнестись к нему надо повнимательнее.
1. Визитная карточка храма – огромные башни, на каждой из четырех сторон которых изображены объемные барельефы лиц. По уверению гидов лица принадлежат Бодхиса́тве, человеку, находящемуся на пути превращения в Будду. Вроде как, почти Будда, но еще не погрузившийся в состояние нирваны, хотя выражение лица и улыбка явно указывает, что до искомого состояние уже не далеко. Есть мнение, что лица имеют схожие черты с ликом первого буддиста на троне кхмерской империи — короля Джайявармана VII.
2. Издалека храм не очень напоминает чудо света, однако, подойдя поближе, начинаешь различать формы и улавливать симметрию. Это храм имеет пирамидальную форму и при обследовании можно подниматься на разные уровни, осматривая округлые башни с лицами с разных ракурсов.
3. Он находится в самом центре большой кхмерской столицы Ангкор Том, в давние времена задумывался как центр империи и чуть ли не центр вселенной. Если хочется побродить по Байону одному, то лучше ехать рано утром или ближе к вечеру, тогда и туристов поменьше и солнечное освещение более благоприятное для фото.
4. На путях, сходящихся к центру Ангкор Тома, подобно бандитам с большой дороги дежурят наглые обезьяны. Как и на Бали и других высокоинтенсивных туристических местах эти разбойники не привыкли довольствоваться малым – у зазевавшегося туриста могут отнять и еду, и броские аксессуары. С ними надо поаккуратнее.
5. Байон — один из самых важных и хорошо сохранившихся храмов кхмерской эпохи, принадлежащий к разряду поздних храмов кхмерского наследия, и построенный на рубеже 12 и 13 веков. Он посвящен нескольким религиям одновременно. В его оформлении встречаются элементы буддисткой и индуистской культур.
6. Высота центрального пика около 50 метров. Окружающие его башни около 30 метров, когда-то их было больше, но часть их них на данный момент утрачена. На каждой из сторон башни располагаются каменные лица, хорошо заметные даже с террасы у подножья храма.
7. Знаменитая кхмерская улыбка или как на французский манер (сказываются годы французского протектората) говорят в Камбодже — Sourire Khmer. Размерами лица около 3 метров, во многом похожие друг на друга, но есть и малозаметные различия. Некоторые лица повреждены: часть физиономии сколота или утратила рельефность. Возможно, камни раньше были покрыты слоем краски, и эти лица с нежно-таинственными улыбками смотрелись в цвете еще более впечатляюще.
8. Когда гуляешь по храму, может возникнуть ощущение, что за тобой подглядывают — как не обернешься, так на тебя смотрит каменное лицо.
9. У некоторых лиц глаза явно закрыты, а некоторые присмотришься и как будто осмысленный взгляд вперед.
10. Единое целое – больше, чем сумма его частей. У стен храма полно обломков, которые не производят никакого впечатления, а вот будучи в едином узоре блоки образуют шедевр. Насколько все это гармонично смотрится.
11. Некоторые башни с лицами находятся на отдалении и до них не добраться, а часть лиц можно даже потрогать. Променад на верхнем ярусе пирамиды как раз позволяет рассмотреть все в деталях.
12. Стены начальных уровней покрыты множеством барельефов, показывающих картины битв и мирной жизни. Тоже симпатично, но без объяснения кто-куда трудно понять эти барельефы. Чтобы обойти по периметру и прочитать все барельефы надо определенно обладать спокойствием и упорством буддиста.
13. Голых стен почти нет, повсюду завитушки, узорчики, что-то напоминающее каменные балясины и полуголые женщины, без них никак.
14. Барельеф-символ, часто встречаемый на сувенирах и футболках, — улыбающиеся и танцующие апсары. Богини в мифологии индуизма, изображенные в виде молодых красивых и частично одетых девушек, в данном случае танцуют в присядку.
15. Культурные шоу национальных танцев очень популярны в городских отелях, наверное, чем дороже отель, тем красивее девушки. Все эти национальные одежды, позолоченные украшения, цветочки, грациозные движения – все выглядит прекрасно. В давние времена при каждом храме жили до нескольких сотен танцовщиц, вот было веселье. Фотография моего товарища Кена.
16. Необычный ракурс. Среди девушек туристов популярны фото в виде «поцелуй с каменным мужчиной», надо так подобрать перспективу в кадре, чтобы голова человека была примерно равна размеру лица и находилась с ним на одном уровне.
darkind
17. Обработка с акцентом на лицо. При вечернем мягком освящении стены храма приобретают чуть красноватый оттенок. Это как раз одно из лиц с открытыми глазами.
18. В естественном углублении, расположенном спереди храма, даже в сухой сезон собирается дождевая вода и образуется неглубокий пруд. Очень красиво смотрится отражение храма в воде.
19. Пока я настраивал штатив и любовался пейзажем, неожиданно пришла компания камбоджийских гусей и, беззлобно попозировав, приступила к водным процедурам. Получилась необычная композиция.
автор Даркин Дмитрий