Виртуоз-балалаечник А. Архиповский в проекте "Этносфера". Virtuoso balalaika player A. Arkhipovsky
Алексей Архиповский. Юбилейный концерт
До сих пор в ортодоксальной истории не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки. Согласно одним гипотезам, балалайка была придумана на Руси; другим - заимствована у соседних народов (татар или киргизов).
Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра I (~1688 год). В те времена балалайка была распространена среди крестьян. Скоморохи пели песни, играли на балалайках, веселили народ на ярмарках. Балалайки того времени сильно различались и по форме и по строю, потому как не было единого стандарта и каждый мастер/музыкант делал инструмент на свой лад (встречались балалайки различной формы: круглые, треугольные, четырехугольные, трапецивидные, и с разным количеством струн − от двух до пяти). Знания о приёмах игры и репертуар передавались от отцов и дедов к сыновьям и внукам в устной форме.
Название инструмента «балалайка» («балабайка»), как и русские слова: балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого».
Историки и музыковеды спорят и из-за этого. Большинство придерживаются 1715 года, но эта дата условна, так как есть упоминания и более раннего периода – 1688 год. Одна из версий возникновения: балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить своё существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали на каком чудо-инструменте они играют.
Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер, и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.
Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке.
Сегодня инструмент так же переживает не лучшие времена, но, ни смотря ни на что, продолжает жить! Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку практически забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, но такие люди есть. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.
История балалайки глубока, многогранна и до конца не раскрыта. Уверены, что истоки возникновения инструмента своими корнями уходят намного глубже, чем предполагается. У этого удивительного русского народного инструмента были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря за пределами России является олицетворением русской культуры.
В завершении предлагаем посмотреть и послушать выступления талантливого русского виртуоза-балалаечника Алексея Архиповского – одного из тех немногих музыкантов, которым удаётся сочетать работу в традиционном «народном» русле с разработкой собственного яркого и самобытного пути. Блестящие успехи вне традиционно-фольклорного поля, однако, не становятся для музыканта причиной отказа от традиции. Алексей, которого по праву можно назвать лучшим балалаечником страны, уделяет одинаковое внимание как работе в ведущих народных ансамблях России, так и собственным проектам, в которых его незаслуженно непопулярный инструмент раскрывается в полной мере и заставляет самую «неудобную» аудиторию аплодировать.
🎶Послушайте и ощутите каждой клеточкой своего тела чудо преображения, которое происходит через погружение всеми фибрами своей души в Божественный поток Музыки. Творец создал народные музыкальные инструменты для того, чтобы мы могли физически слышать отражение Божественной музыки сфер. Видеозаписи же выступлений позволяют увидеть и прочувствовать преображающуюся атмосферу зала (особенно как меняются лица слушающих) под воздействием выступлений балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского.
Три струны, соло более часа. Казалось не осилить посмотреть.
Три струны, а столько красивой музыки - послушала с удовольствием, на одном дыхании. Спасибо, что предложили.