Почти сорок лет работает в эвенкийском селе:
«Сам я с Поволжья. После школы поступил в мединститут в Белоруссии. Профессию врача выбрал, так как отец сильно болел, и хотелось его вылечить. После окончания вуза меня оставили в аспирантуре, но через год понял, что это не мое. Устроился на работу участковым терапевтом в одну из больниц Гродненской области.
О прошлом
В Амурскую область привела романтика. Тогда БАМ гремел на всю страну, и многие знакомые уезжали. Мне тоже захотелось поучаствовать во всесоюзной стройке. Переезд в село Усть-Нюкжу Тындинского района Приамурья состоялся в 1978 году.
Первое впечатление было не самым лучшим. Смотрел и думал: «Куда я попал?» Приехал в декабре, морозы – больше сорока градусов, а я – в одежде, пригодной для Белоруссии: в ботиночках, в пальтишке «на рыбьем меху». Но ничего, люди помогли утеплиться. Народ здесь замечательный, правда, эвенки (коренное население, живущее на территории села – прим. ред.) сейчас стали в общении более сдержанными, наверное, сказывается влияние времени, а тогда приняли радушно. Эта открытость проявлялась во всем. Жители даже свои дома не запирали, палочкой дверь подопрут – и все.
Больница в селе стояла старая, построенная в 1934 году. Условия в ней были, конечно, далеки от идеала. Сделали небольшой ремонт, стало получше. Больничка не большая, на десять коек. Помню, детишки из интерната любили у нас лежать: тепло, кормят вкусно.
В этом здании я проработал до 2011 года. Вышел на пенсию. В феврале этого года меня пригласили на торжественное открытие нового здания амбулатории. Знал, будут предлагать вернуться на работу, так как фельдшер уехала, и почти год в амбулатории была одна медсестра. Шел с твердым решением не поддаваться на уговоры, но попросили, и язык сам собой повернулся: «Согласен!»
В новой амбулатории по минимуму есть все необходимое оборудование. Конечно, хотелось бы еще больше, но я понимаю, что сейчас в районе очень тяжелое финансовое положение. Вообще со стороны власти изменилось отношение к медицине, чем может, помогает.
О расстояниях
Самая серьезная проблема в моей работе – расстояния. В Усть-Нюкже большинство жителей – эвенки. Девять семейно-родовых общин занимаются охотой, разведением оленей, которым требуются просторные пастбища. Люди практически круглый год живут в тайге, поэтому заболевших приходится эвакуировать вертолетами.
Санавиацию сейчас сложнее привлекать чем раньше, должна быть обоснованность таких вызовов. Но, как правило, необоснованных у нас не бывает. Так, недавно в стойбище заболел мальчик. Вертолет прилетел сначала в село, взяли проводника, прилетели «в стадо», забрали пациента. Позже врачи из районной больницы в Тынде подтвердили мой диагноз – аппендицит.
Это сейчас только санавиация задействована, а раньше до стоянок добирался самостоятельно. При больнице была моторная лодка, машина хорошей проходимости, а не раз и на нартах с оленеводами к больным ездил. Сейчас здоровье уже не то для таких дальних и трудных поездок.
Кроме лечебного учреждения в Усть-Нюкже под моим руководством находится еще два: ФАПы в селах Олекме и Чильчи. По сути, я единственный врач-терапевт на три поселения. Если брать центром Усть-Нюкжу, то от нее на восток восемьдесят километров до села Чильчи и на запад восемьдесят километров до Олекмы. Там работают фельдшеры, но все равно возникает необходимость выезжать на приемы и консультации. Добраться не просто. Наше село от большой земли отделено рекой, и чтобы попасть на вокзал, мне нужно сначала переправиться на другой берег. Летом – на моторной лодке, зимой – по льду, в межсезонье – почти никак. Потом на машине доехать до железнодорожной станции. К тому же поезд у нас ходит через день.
О болезнях
За тридцать лет стало больше людей с повышенным артериальным давлением. Количество остальных болезней примерно осталось на том же уровне, что и раньше.
Часто меня спрашивают, отличаются ли заболевания эвенков от заболеваний людей других национальностей. Нет, конечно, страдают теми же недугами. Единственное отличие – большая склонность к алкоголизму. Доказано, что у малочисленных народностей Севера в силу особенного обмена веществ болезнь развивается очень быстро. В 90-е годы, во времена распада СССР, спивались целыми семьями, пили целыми улицами, казалось, что люди методично себя убивают. Сейчас ситуация улучшилась, меньше стали употреблять.
Тесно общаясь с представителями этого народа, понял, что к эвенкам надо относиться более бережно, тщательнее взвешивать свои слова. Лишнее слово, на которое кто-то и внимание не обратит, их может больно ранить. Менталитет у эвенков несколько другой – они очень доверчивые, чуткие люди, чувствуют всегда фальшь. Если что не так, их не обманешь.
Но вне зависимости от национальности не люблю тех, кто матерится, пьет и курит. Стараюсь убеждать своих пациентов вести здоровый образ жизни. Если искоренить вредные привычки, то любая нация будет здоровой.
О случаях из практики
Конечно, специфика работы в этом села накладывает свои отпечатки. Приходилось сталкиваться со случаями, с какими терапевт из городской поликлиники за всю практику не встретится. Как-то пришлось помогать охотнику, которому медведь скальп снял. Человек потерял сознание, и зверь его бросил. Пострадавшему была оказана первая помощь, после чего он был вертолетом отправлен в Тынду. Там ему сделали операцию, и мужчина после этого еще долго жил.
Не раз приходилось принимать роды. Прилетаешь в тайгу к роженице, но отправлять ее в больницу уже поздно. Приходится на месте принимать ребенка. Те, кому я помог родиться в 78-м, 79-м, 80-м годах, уже сами рожали не по одному разу. Так что внуки у меня не только родные.
Таких ситуаций, когда требовались знания по хирургии, офтальмологии, педиатрии и другим врачебным специальностям, было очень много. Если нужно, могу и швы наложить, и укол сделать, и с отитом справиться. Жизнь здесь приучает быть ко всему готовым. Врачей, которые работали на селе, до революции 1917 года называли «земскими». Мне нравится это название.
Об Усть-Нюкже
Село у нас замечательное. Живет почти шестьсот человек. Все друг друга знают. Даже в больницу иногда заходят, чтобы просто пообщаться, а я и не против, если есть время, можно и поговорить. Ведь люди одинокие, и им необходимо высказаться.
У нас создана кочевая школа для школьников младших классов. Дети живут с родителями в стойбище, и туда на оленях привозят палатку с партами и школьной доской. Учитель занимается с ребятишками, а потом уже в обычной школе ребята сдают зачеты.
Школа, которая в самом селе, очень хорошая. Подобран сильный педагогический коллектив. Из двадцати двух учителей – девятнадцать выпускники разных лет, не каждое учебное заведение может этим похвастаться. Каждый год выпускается много медалистов.
Есть центр детского творчества. На его базе вел медицинский кружок. Ребята с удовольствием занимались, а некоторые в дальнейшем выбрали профессию, связанную с медициной.
Родовые общины славятся на всю Амурскую область. Эвенки занимаются традиционным ремеслами: шьют одежду и унты из оленьих шкур, делают национальные предметы быта.
О прямой линии
В апреле этого года я побывал на прямой линии с участием Президента. Приглашение неожиданное. Оказывается, редакторы меня увидели в телевизионном сюжете, рассказывающем об открытии новой амбулатории. Съездил в Москву, посмотрел, как проводится прямая линия. Но и здесь мне пришлось выполнять свои обязанности. Перед самым началом успел по телефону проконсультировать заболевшего оленевода.
Я подготовил вопросы о возвращении распределения в сельскую местность для молодых специалистов, о сохранении льгот для педагогических и медицинских работников, а также вопрос о государственных программах, касающихся поддержке малочисленных народов Севера. В прямом эфире их задать не удалось. Но нам сказали, что все передадут в аппарат Президента».
Серия сообщений "Гордость России":Истории простых людей о чьих подвигах знают немногие.
Часть 1 - Елена Черновская, музыкант, журналист из Москвы
Часть 2 - Иван Новчихин, экофермер из Крымска
...
Часть 7 - Владимир Васкевич, незрячий студент из Екатеринбурга
Часть 8 - Наталья Изотова, предприниматель из станицы Баракаевской Краснодарского края
Часть 9 - Александр Крысанов, врач из села Усть-Нюкжа Амурской области
Часть 10 - Мария Полковникова, выпускница лицея №93 из Тюмени
Часть 11 - Мария Клочкова, учительница начальных классов из города Красный Кут Саратовской области
...
Часть 32 - ЮРИЙ ВЛАСОВ: ЛЮДИ БЕЗ МОРАЛИ — ЭТО РАБЫ
Часть 33 - историко-биографическая кинодилогия о великом русском флотоводце Фёдоре Фёдоровиче Ушакове.
Часть 34 - А.С. Пушкин — поэт русской души