Преподает детям уроки мужества и благородства в своем историческом клубе «Монсальват»:
«В прошлом представители дворянского сословия помимо традиционных дисциплин, которые по сей день изучают в школе, получали дополнительный пласт образования – его можно коротко обозначить как «уроки благородства». Мы стараемся возродить это недостающее ныне звено: два раза в неделю, по вечерам, наши воспитанники получают уроки мужества, хороших манер, этикета… То есть то, что раньше было привилегией аристократов, мы делаем доступным каждому.
О мотивах
Начинал я с посещения одного из клубов исторической реконструкции. Там занимались скрупулезным восстановлением каких-то событий прошлого, образов, реплик, предметов… Люди делают это, в основном, ради удовольствия, ради удовлетворения своего интереса к историко-культурным традициям прошлого и часто ограничиваются какой-то определенной эпохой, которая им нравится. А мне хочется чего-то большего, хочется развиваться самому, а также передавать накопленный опыт, работать не с развлекательной, а именно с образовательной программой. Для этого я и создал с группой единомышленников творческий клуб «Монсальват». Хорошие люди помогли устроиться на базе образовательного учреждения, что позволило нам официально набирать для обучения детские группы (возраст – от 10 лет).
О методике
Мы не называем себя клубом исторической реконструкции, потому что этим термином нельзя объять все, что мы делаем. Главное – это просветительская и воспитательная деятельность, направленная на раскрытие личностного потенциала. А историческая реконструкция – это одна из форм преподавания наряду с литературой, кинематографом… Мы делаем упор не на то, чтобы человек научился эффективно драться мечом или стрелять из лука – мы посредством этой привлекательной исторической оболочки стараемся привить ценности, основанные на идеалах чести, доблести, благородства.
О поединке
Я считаю, что поединок – это упрощенная модель нашей жизни, где в роли противника может выступать все, что угодно, любая трудность. На мой взгляд, любая сложная жизненная ситуация сводится к принципу «бей – беги», то есть либо одно, либо другое. Это не про уличную драку, а про то, как человек встречает препятствия на своем пути: либо он их преодолевает, либо опускает руки. Часто сила проявляется именно в умении избежать конфликта – а это уже искусство.
Об оружии
Во время боевых тренировок мы используем так называемое «протектированное оружие», то есть мягкое, безопасное – пораниться таким инструментом невозможно. Помимо этого используем массогабаритные пластиковые макеты (это имитация вооружения при полном соответствии размера и массы) – для учеников более опытных; а также ребята из старшей группы, имеющие соответствующую физическую подготовку, работают с металлическими точными копиями исторического оружия. Разумеется, они не заточены, плюс к тому правилами боя запрещено наносить колющие удары во избежание каких-то травм, пусть и несерьезных. Те предметы, которые по сути являются именно колющим оружием (копья, пики, шпаги..) оснащены специальными безопасными наконечниками.
О танцах
Помимо поединков мы устраиваем балы. Классическая танцевальная культура – это язык общения, в котором присутствует большая прослойка правил этикета, языка жестов, определенных манер… Это весьма эффективный инструмент для достижения успеха в обществе.
Об альтруизме
Работаем на базе станции технического творчества «Мечта» – это бюджетное учреждение дополнительного образования. Все финансирование сводится к весьма скромным зарплатам педагогов (нас двое), и, может быть, иногда, когда мы участвуем в городских мероприятиях, нам оплатят издержки (призы участникам конкурсов, например).
Костюмы, доспехи, историческая атрибутика, все, что на данный момент мы имеем – приобретено на личные средства, сделано своими руками. Иногда мы проводим коммерческие выступления: со старшей группой готовим номер и выступаем на различных площадках, например, в кинотеатрах во время предпремьерного показа исторического кино. Прибыль полностью идет на развитие клуба, его материальной базы – это можно назвать спонсорской помощью со стороны участников выступления.
Когда начали набирать детские группы, мне пришлось научиться шить костюмы самостоятельно – представляете, как увеличился диапазон размеров! Покупать или заказывать у кого-то – дорого, клуб не может себе это позволить. На свои личные деньги купил швейную машинку, поставил ее в клубе, и вот – сам теперь шью.
О детях
На данный момент в клубе занимается 40 человек, большая часть из них – это дети 10-13 лет. Среди ребят от 16 лет и старше есть уже «профессионалы» – они помогают вести занятия, если мы с моим коллегой не справляемся, и всегда принимают активное участие в жизни клуба. Некий «провал» с возрастной категорией 14-15 лет очевидно связан с Единым государственным экзаменом. В этом возрасте дети много времени посвящают подготовке к ЕГЭ – у нас даже бывает, что ребенок со стопроцентной посещаемостью в 15 лет вдруг пропадает, а после госэкзамена возвращается и продолжает заниматься в прежнем режиме.
Верхнего предела по возрасту нет: повзрослевшие воспитанники становятся «друзьями клуба» и продолжают помогать нам и участвовать в общем деле по мере возможности.
О занятиях
Занятия проводятся в форме ролевого моделирования. Выбираем эпоху или какое-то историческое событие, стараемся максимально воссоздать антураж: педагоги и дети одевают костюмы, доспехи, используют соответствующую атрибутику. Распределяются роли, задается общий сценарий, и участники ставятся в такие ситуации, где им приходится делать моральный выбор, опираясь на исторические авторитеты или оценивая поступки литературных персонажей.
У современных детей после опыта, полученного в компьютерных играх, все это вызывает колоссальный интерес: многие хотят побыть рыцарем или принцессой не в игре, а наяву. Можно побыть и сказочным персонажем. Когда ребенок примеряет на себя какую-то роль, он сбрасывает привычную социальную модель поведения, ведет себя более раскрепощенно (ведь это как будто не он, а некий персонаж) и в итоге обнаруживает скрытые способности.
О результатах
Недавно ко мне приходил мой ученик (он сейчас учится в авиационном училище, в Краснодаре) и благодарил за те навыки, которые он получил в клубе. Рассказывал, что они очень помогают ему в учебе – трудности, которые раньше его наверняка испугали бы, теперь, напротив, вызывают почти спортивный интерес, воспринимаются как очередная возможность выйти из зоны комфорта и стать еще сильнее.
Есть девушки, которые из нашего клуба ушли в профессиональные бальные танцы, выступают теперь в разных городах, в том числе и на соревнованиях международного уровня. В общении с ними сразу видно, что они вынесли из нашего клуба: этот их шарм, манера держаться, красивая речь… То есть они стали настоящими леди.
Об истории
Как говорили великие: «Кто не знает своего прошлого, у того нет будущего». В этом смысле изучение истории (не только своей страны, а вообще человечества) несет огромную пользу. В прошлом чего только не происходило: всегда можно найти какую-то сложную ситуацию с уже готовым решением, расписанным в подробностях, и мы даже знаем, к чему это решение в реальности привело.
О программе
Как я уже говорил, клуб носит образовательную функцию, поэтому мы не ограничиваемся какой-то одной эпохой: мы охватываем период от античности до, например, эпохи Ампир 19-го века. На данный момент нами разработана инновационная образовательная программа, с которой наш представитель поехал в Крым на молодежный форум. Рассчитываем получить грант на реализацию наших идей. На основе уроков прошлого мы помогаем людям бесстрашно смотреть в будущее!»
Серия сообщений "Гордость России":Истории простых людей о чьих подвигах знают немногие.
Часть 1 - Елена Черновская, музыкант, журналист из Москвы
Часть 2 - Иван Новчихин, экофермер из Крымска
...
Часть 4 - Владислав Савельев, начальник Транскавказского поисково-спасательного подразделения из Моздока
Часть 5 - Татьяна Сибирцева, учитель истории из города Саки, Крым
Часть 6 - Никита Панкин, педагог из Рязани
Часть 7 - Владимир Васкевич, незрячий студент из Екатеринбурга
Часть 8 - Наталья Изотова, предприниматель из станицы Баракаевской Краснодарского края
...
Часть 32 - ЮРИЙ ВЛАСОВ: ЛЮДИ БЕЗ МОРАЛИ — ЭТО РАБЫ
Часть 33 - историко-биографическая кинодилогия о великом русском флотоводце Фёдоре Фёдоровиче Ушакове.
Часть 34 - А.С. Пушкин — поэт русской души