Удивительные еврейские сокровища Нотр-Дама |
https://www.aish.com/ci/s/Notre-Dames-Surprising-Jewish-Treasures.html?s=mpw
Разрушенный собор до сих пор хранит бесценное искусство, изображающее еврейское наследие во Франции.
Мир был потрясен пламенем и облаками едкого дыма, исходящих из горящей крыши собора Нотр-Дам в центре Парижа. Когда Нотр-Дам горел, и обгоревшие руины теряли свой шпиль и крышу, люди во всем мире были в шоке вместе с Францией, ощущая потерю незаменимого религиозного и культурного наследия.
Нотр-Дам датируется 12-м веком и дает представление о том, какой была жизнь восемь веков назад. Когда он был построен, подавляющее большинство населения было неграмотным; многие люди жили так, как сегодня казалось бы что они живут в крайней нищете. Многие из тщательно продуманных фризов, статуй и витражей выполняли образовательную функцию, иллюстрируя библейские и другие религиозные истории и стремясь передать это христианам средневекового Парижа. Удивительно, но некоторые из самых выдающихся произведений искусства в Нотр-Дам касались евреев.
Над главным дверным проемом собора находится фриз или возвышенная резьба двух христианских святых: Анны и Иоахима, которые, как считается, являются прародителями Иисуса. Поскольку эти люди были евреями, художник использовал реальных местных евреев в качестве моделей.
Евреев во Франции едва терпели. Король Филипп II изгнал их из Франции в 1182 году, но через несколько лет евреи опять начали просачиваться в страну, поселившись в нескольких городах и поселках, включая Париж. Их деятельность была строго ограничена: Совет Латеранов, созванный Папой Иннокентием III в 1215 году, запретил евреям все европейские профессии, кроме раздачи пешек и продажи старой одежды. Кроме этого, евреи были вынуждены носить специальную смешную одежду, которая отличала их от христиан.
Мы знаем, какую специальную одежду носили евреи в Париже, потому что их подобия украшали собор Нотр-Дам в течение 800 лет. Еврейские свадебные гости на фризе в длинных одеждах и в высоких заостренных шляпах.
Слева на фризе изображена свадьба Анны и Иоахима и, по-видимому, точная копия средневековой французской синагоги. Раввин, проводящий церемонию, завернут в талит. Рядом находится ковчег, содержащий Тору, стопку книг и Нер Тамид , светильник, который вечно горит в синагогах.
Справа на фризе изображены Анна и Иоахим, приносящие жертвы в синагогу; художник даже вырезал свиток Торы, опираясь на биму . Рядом находится сходство с двумя средневековыми евреями, увлеченно беседующими в синагоге.
В то время, когда этот фриз вырезали, евреев беспощадно преследовали в Париже и в других странах Европы. В 1239 году папа Григорий IX направил письма церковным руководителям, а также королям Англии, Испании и Португалии, перечисляя десятки обвинений против Талмуда. Это привело к призывам собирать и уничтожать эту еврейскую святыню. Нигде это ужасное действие не проводилось с таким рвением, как в Париже. 3 марта 1240 года церковные чиновники ворвались в синагоги по всей Франции. Это был Шаббат, и синагоги были полны. Беспомощные евреи Франции наблюдали, как священные тома Талмуда были конфискованы и увезены.
Французский король Людовик IX призвал к суду над Талмудом. Четыре раввина защищали еврейские священные книги от ряда обвинений; неудивительно, что раввинов изгнали, а Талмуд был обречен на сожжение. 17 июня 1242 г. церковные чиновники привезли 24 вагона, заваленные томами Талмуда, около 10 000 книг во всех - всех известных копиях, существовавших тогда во Франции, - на парижскую площадь Греве, рядом с Нотр-Дамом. Там они были публично сожжены.
Раввин Меир из Ротенбурга, известный как Махарам, был свидетелем сожжения. Впоследствии он сочинил плач, в котором есть строки: «Мои слезы образовали реку, которая достигла Синайской пустыни и могил Моше и Аарона. Есть ли другая Тора, которая заменит Тору, которую вы отняли у нас?"
Две выдающиеся статуи на фасаде Нотр-Дама запечатлели чувства христиан и евреев в это время. Справа - одна женщина, потерпевшая поражение, ее глаза покрыты змеей, а голова склонена. Она держит сломанный скипетр, и таблички еврейского закона выскользнули из ее рук. Под ее ногами лежит корона, истоптанная в прах: она - «Синагога», представляющая синагогу или иудаизм в целом.
Католическая церковь хотела, чтобы те, кто въезжал в Нотр-Дам, верили, что иудаизм закончен, унижен и уничтожен. Слева от нее стоит изящно одетая женщина с чашей и посохом с крестом на вершине, казалось бы, торжествующая. Она известна как Экклезия, представляющая победившую католическую церковь.
Эти аллегории христианского господства и еврейского унижения считались настолько важными, что, после того, как оригиналы были уничтожены во время Французской революции, они были воссозданы и заменены в 1800-х годах.
Над ними находится еще одно изображение евреев: Галерея царей, в которой представлены 28 царей древней Иудеи и Израиля. Они также были заменены после разгрома во время революции.
В 1306 году французский король Филипп III сделал решительный шаг. Ему не хватало средств, и он решил захватить имущество евреев в своем королевстве. Это был не беспрецедентный шаг: евреи в средневековой Европе были, по латинской фразе того времени, серви камерами мосры или слугами короля, т. е. они были собственностью короля.
22 июля 1306 года, на следующий день после мрачного еврейского праздника Тиша-бе-Ав, 100 000 евреев были арестованы по всей Франции и отправлены в тюрьму. Там им сказали, что они были приговорены к изгнанию; каждому еврею разрешалось принести только одежду, которую они носили, и очень небольшую сумму в 12 су каждый. В последующие месяцы король Филипп III продал с аукциона имущество евреев. Его приказ об изгнании был отменен его сыном королем Людовиком X, но затем восстановлен в 1322 году. Лишь спустя столетия евреям стало опять безопасно жить во Франции, поскольку территория расширяющегося французского королевства расширилась настолько, что включила области, в которые бежали во время изгнания французские евреи, создав там новые общины.
При осматре обломков Нотр-Дама, видно, что передний фасад собора практически не поврежден. Эти незаменимые художественные сокровища, изображающие историю евреев во Франции, похоже, спасены. Они могут многое рассказать нам об истории и силе евреев во Франции и за ее пределами.
Рубрики: | По разным странам/Франция История Музеи История еврейского народа Архитектурные памятники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |