-Рубрики

 -Цитатник

Изабелла Юрьева. - (0)

100 лет - это неприлично много, но так хочется ещё пожить! Она умерла 20 января 2000-го на 101-м ...

Салтычиха. - (0)

Салтычиха Историю с Тургеневым я рассказал не для осуждения, а для размышления. Не знаю, как бы я...

Жан Маре. Роман с жизнью /продолжение/ - (0)

✨ Жан Маре. Роман с жизнью /продолжение/  Режиссер был категорически против, не...

Жан Маре. Роман с жизнью - (0)

✨ Жан Маре. Роман с жизнью   У него было столько талантов, что,...

Как красиво носить брошь - (0)

Как красиво носить брошь Автор статьи Ника Бажанова Разбираемся, как ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт-кафе

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.06.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 6338


Светлана Тома и Эмиль Лотяну.

Четверг, 29 Августа 2013 г. 09:29 + в цитатник
Цитата сообщения Дзидра

Светлана Тома и Эмиль Лотяну.
 

Эми́ль Влади́мирович Лотя́ну (6 ноября 1936, село Клокушна, жудец Хотин, Бессарабия, Королевство Румыния (ныне Окницкий район Молдавии) — 18 апреля 2003, Москва) — молдавский советский кинорежиссёр, сценарист, поэт.

 


Его называли последним романтиком советского кино. Одна из любимых его актрис – Светлана Тома – была его женой и талисманом.


Артистка, сыгравшая главную роль в киноленте «Та­бор уходит в небо», завораживала и испепеляла с экрана карими очами юной красавицы Рады миллионы зрите­лей. В одно мгновение Светлана стала самой загадочной кинозвездой 1970-х годов и «главной цыганкой» Совет­ского Союза.



Свою встречу с Лотяну актриса называла «судьбонос­ной». Ведь именно этот режиссер помог ей сделать первые и самые удачные шаги в кинокарьере. А выход на экраны фильма «Табор уходит в небо» (1976) обеспечил Светлане Тома международный успех и признание.

Светлана Андреевна родилась 24 марта 1947 года в Ки­шиневе. Ее настоящая фамилия – Фомичева, а псевдо­ним Тома (с ударением на последнем слоге) она взяла от фамилии бабушки-француженки. Отец актрисы был родом  из Воронежской области. Зоотехник по образованию, он еще молодым ушел на фронт. А после войны его в числе «тридцатитысячников» Коммунистическая партия посла­ла в Молдавию поднимать отсталый колхоз. Здесь он и женился на студентке мединститута.
В школе девочка занималась спортом и собиралась стать юристом. Но когда готовили школьные представления, всегда складывалось так, что Света принимала в них учас­тие, хотя стать актрисой она не мечтала.

 


После десятого класса в один из летних дней абитури­ентка юридического факультета Кишиневского универси­тета Светлана Фомичева стояла на троллейбусной оста­новке. В эти дни режиссер киностудии «Молдова-фильм» Эмиль Лотяну начинал съемки своей новой киноленты «Красные поляны» и искал актрису на роль Иоанны, дочери немолодого чебана Илуцэ. Ассистент режиссера уви­дел на остановке девушку и понял – это она!

«Ко мне подошел импозантный мужчина и предложил как в классических историях про уличное знакомство, сни­маться в кино, – вспоминала в одном из интервью актри­са. – А я не соглашалась, отбрыкивалась, думала, мало ли что у этого дяденьки на уме. Я же из деревни приехала... Но потом пошла с ним на студию показаться главному режиссеру. Эмиль много дней меня уговаривал, попросил мой адрес, чтобы родители отпустили меня на съемки, по­скольку я тогда еще была несовершеннолетней.

Отец страшно этому сопротивлялся, в отличие от мамы, он считал, что артистка – это не профессия. Когда меня пригласили на кинопробы, блюсти мою невинность от­правились все мои тетушки и дядюшки. Меня, как прин­цессу, сопровождала многочисленная свита родственни­ков. Через неделю после кинопроб мы уехали на съемки "Красных полян" в Карпаты, где и начались наши с Эми­лем удивительные и вместе с тем сложные отношения».

Эмиль Владимирович умел не только любить, но и за­жигать новые звезды в кино. Окончив школу, приехал из Буковины в Москву. В то время он уже сочи­нял стихи. Казалось само собой разумеющимся, что путь его лежит в Литературный институт им. Горького. Но он в 1953 году поступил на актерский факультет Школы-сту­дии МХАТа.

 

 

Эмиль обладал ярким темпераментом и артистизмом. Это привлекало внимание к талантливому студенту перво­го курса, и его начали вводить в студийные спектакли, в том числе в пьесах Мольера. А стихи Лотяну все чаще зву­чали на семинарах М. Светлова в Литературном институ­те, который был для Эмиля поэтической школой в тече­ние пяти лет.

В 1955 году после второго курса Лотяну неожиданно для всех оставил Школу-студию МХАТа и выдержал экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники). Первая студенческая работа Лотяну – ко­роткометражный фильм «Большая хора» (1959), в котором он показал веселую щедрость молдавского народного празд­нества.

После защиты в 1962 году диплома кинорежиссера Эмиль получил распределение на студию «Молдова-фильм» в Ки­шиневе. Он начал с остросюжетной драматургии – взял сценарий о разведчиках времен Гражданской войны (ста­рейшего советского драматурга Иосифа Прута). Кинолен­та называлась «Ждите нас на рассвете».

Спустя три года Лотяну по собственному сценарию (как и все свои последующие фильмы) снял «Красные поля­ны» – лирический рассказ о молдавских пастухах, об их любви, юности. Перед съемками Эмиль и познакомился со своей музой – Светланой Фомичевой, сыгравшей глав­ную роль в этой картине и ставшей его гражданской же­ной. Он всегда отличался хорошим чутьем на актерский талант, умел его различить и взлелеять.

«Во время подготовки съемок фильма "Красные поля­ны" мои ассистенты нашли Свету Тома на остановке, ког­да она шла поступать на юрфак, – вспоминал в одном из интервью режиссер. – Когда девушка вошла ко мне в ка­бинет, были сумерки. Никакая не актриса, не фотогенич­ная. Но как только я увидел ее, понял, что из этого чудес­нейшего материала можно лепить. Мы еще не включили освещение, а комната уже вся наполнилась светом. Его излучало ее тело, ее глаза. Было безусловное ощущение: появилась личность».
Эмиль уговорил Светлану переквалифицироваться из юриста на актрису, во время съемок фильма у них завязал­ся роман и они стали жить вместе.
«Лотяну был моей первой любовью, невероятно обая­тельным и интересным молодым человеком, – признава­лась актриса. – До нашей встречи он уже был дважды женат. А я же до него ни с кем даже не встречалась. Эмиль был старше меня на 12 лет. Когда мы познакомились, мне только-только исполнилось 18 лет. Он умел ухаживать по всем светским правилам, был очень галантным, сочинял стихи и рассказы, нравился женщинам, всегда элегантно одевался. В те годы в СССР наблюдался дефицит на мод­ную одежду и обувь, а у Лотяну в Бухаресте жила мама, которая присылала ему красивые вещи.

Он был очень властным, сильным, целенаправленным человеком, что выражалось во всем. Но при этом мембраны, которыми этот человек воспринимал мир, были не­обыкновенно чувствительны и настроены на очень тонкие колебания, на полифоническое восприятие. А это чрезвы­чайно важно – на кого выводит тебя судьба, особенно в начале пути.

Я попала во власть настоящего светского льва, влюби­лась без памяти и просто потеряла голову. Он открыл во мне и актрису, и женщину, был для меня и другом, и благород­ным человеком, и учителем. Эмиль заменял мне родителей лечил меня, перед поездками на съемки всегда укладывал мои вещи в чемодан. В общем, относился ко мне, как к ре­бенку. Я чувствовала себя с этим человеком как за каменной стеной. Он же и посоветовал взять псевдоним.
– Света, что за фамилия для кинозвезды – Фомиче­ва? – рассуждал режиссер. – Надо что-то более емкое, сильное. Тома... Как тебе? На огромных афишах будет на­брано: Светлана Тома. Звучит?»

 

Эту фамилию и написали в титрах фильма «Красные поляны». Как бы сложилась ее карьера, останься она Фо­мичевой, можно только предполагать.
Дебют Светланы в этой картине знаменовал собой рож­дение яркой и интересной актрисы. Вышедшая на экраны в 1967 году кинолента имела успех. За роль Иоанны вче­рашняя школьница была отмечена жюри как лучшая де­бютантка на VII Региональном кинофестивале в Кишиневе.

В одном из интервью журналист поинтересовался у Лотяну, мол, почему режиссеры женятся на актрисах, ко­торые у них снимаются? Эмиль Владимирович ответил так: «Во-первых, не все женятся на актрисах. Во-вторых, это вещь очень серьезная, потому что избранница – не про­сто главная актриса, она подобна любимому творению, которое Всевышний дал тебе, чтобы помочь в исполнении твоего замысла. Ты идешь к своему открытию, мечтаешь о воплощении в картине лучшего из того, что есть на земле, и это, естественно, соответствует твоим человеческим чув­ствам. Бывают короткие романы, бывают романы длин­ные. Например, встреча Григория Александрова и Любови Орловой – великий пример счастливейшего романа. Это больше чем обыкновенная любовь. Такое происходит не так уж часто. Режиссеры могут снимать актрис, но восхи­щения при этом не испытывают. Женитьба – также опре­деленный уровень отношений. Есть спокойная, нормаль­ная женитьба: просто люди полюбили друг друга. Но есть великая вспышка, которая овладевает мозгом человека, его физикой и психикой. Это столкновение двух индивидуу­мов, в результате которого они счастливы».

Лотяну организовал перевод Светланы в Кишиневский институт искусств имени Г. Музыческу, на актерский фа­культет, сразу же на второй курс, в мастерскую чудесного педагога и режиссера – Надежды Аронецкой.

В 1967 году режиссер приступил к съемкам новой кар­тины – «Это мгновение» – о молдавских бойцах интер­национальных бригад в Испании, о тех, кто не вернулся из первых боев с фашизмом. На небольшую роль связной-француженки Лотяну утвердил Светлану без проб.

Критика заметила маленькую роль молдавской актри­сы, искренность и простоту чувств ее героини. Небольшая по объему роль, но важная по авторскому замыслу органично легла в лирико-драматическую канву фильма.
А вот супружеская жизнь Эмиля со Светланой не скла­дывалась.

«У нас с Лотяну были сложные отношения, – вспомина­ла Тома. – Мы то расходились, то снова сходились. Эмиль – очень эмоциональный и сложный человек. Невероятно та­лантлив: поэт, режиссер, сценарист. Жить с ним было не­просто, хотя по характеру я – натура покладистая, неконф­ликтная. И любовь у нас была. Потом все это исчезло.
Эмиль Лотяну
Наверное, мы так устроены – сами все и разрушаем. Я видела, как он нравился женщинам, ему было интерес­но еще за кем-то ухаживать. Кто-то обычно из двоих на­чинает разрушать первым.

В молодости я была вся нараспашку. Но как только по­лучила первый урок – появилась отстраненность. Созна­тельно или бессознательно человек ищет в своей жизни эмоциональных потрясений. Мы всегда к этому стремим­ая, и особенно это касается творческих людей, им эмоцио­нальная подпитка нужна вдвойне. Иногда люди уже не в состоянии эту подпитку давать друг другу, и они ищут ее на стороне.

Развода, как такового, не было. Мы с Эмилем не рас­писывались, потому что я так хотела. Очевидно, штамп в паспорте – не главное. Важно было то, что мы были вме­сте, чувствовали и понимали друг друга. Его преданность была безграничной. Когда не стало моих родителей, имен­но он стал для меня поддержкой и опорой. После расста­вания мы с ним остались друзьями».

В 1969 году по завершении учебы в институте Светлана со своими сверстниками и художественным руководителем переехала в Тирасполь, где они создали новый театр-сту­дию. Тома вышла замуж за светловолосого красавца Олега Лачина. Они были красивой парой в жизни и на сцене.

«Олег был моим сокурсником, – вспоминала актриса. – У нас был русский курс, который отправили учиться в Ленинград, готовили труппу для Кишиневского драмтеатра. Мы учились вместе четыре года, и я его в упор не виде­ла. Тогда я ходила гордая, у самого Лотяну снималась. Потом мы работали вместе в театре. Но, наверное, нельзя сказать, что я его сильно любила. Просто я к нему сбежала от Эмиля».

В 1972 году 26-летний муж трагически погиб – во вре­мя купания в Днестре Олег попал под лопасти несущегося катера на подводных крыльях. Их дочери, Ирине, было всего лишь восемь месяцев.

Светлана тяжело перенесла утрату, но ее утешением оставалась дочка (ее взяли на воспитание родители Тома). Впоследствии Ирина успешно окончила театральное учи­лище им. Б. Щукина, стала кинозвездой и заметным явле­нием в театральной жизни Москвы.

Но и тогда, в сложный жизненный период, Светлана снималась у режиссера Я. Бургиу в главной роли в фильме «Дом для Серафима». Она переехала из Тирасполя в сто­лицу Молдавии и начала работать в Русском драматиче­ском театре им. А. П. Чехова, в Театре-студии киноактера при «Молдова-фильм».

В 1973 году Лотяну пригласил свою бывшую возлюб­ленную сыграть в кинокартине «Лаутары», рассказывающей о замечательном племени молдавских народных музыкан­тов. Роли Марии – невесты гайдука Раду – в сценарии не было. Эмиль придумал ее специально для Светланы уже в процессе активной работы над фильмом.

Звездный час для актрисы наступил спустя три года, когда романтическая драма Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» заняла в советском прокате первое место. В основу лег рассказ М. Горького «Макар Чудра», или, вернее, ле­генда о Лойко Зобаре и Раде, о любви, которая не смогла победить стремления к свободе.

 

Фильм принес актрисе огромный международный успех. Ее цыганка Рада стала любимицей миллионов, воистину народной героиней. Картину купили 112 стран. До сих пор этот рекорд не побила ни одна из советских или российских кинолент.

Светлана Тома вспоминала: «Я не верила в то, что я сыграю, не верила, что буду утверждена на эту роль, но мне ужасно хотелось, конечно. Тот триумф, который пережили актеры, вся съемочная группа, конечно, благодаря в первую очередь Эмилю Лотяну, незабываем. Спустя много лет я должна признаться, что все хорошее, что у меня про­изошло в творчестве и в жизни, – это заслуга Эмиля Вла­димировича. Не будь его, не было бы и меня. Спасибо Лотяну и судьбе; я думаю, что я их не подвела».




«Табор...» получил Гран-при на кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1976 году, а «главной цыганке» Советского Союза вручили несколько международных призов. На прошедших в 2000 году торжествах «Гала молдавского кино. XX век» Светлану Тома назвали лучшей актрисой молдавского кино прошедшего столетия, не забыв отметить и 64-летнего Э. В. Лотяну.

 

 

Одно время Тома даже выступала как модель. Первый раз – еще в советские времена, в Риме, куда ездила пред­ставлять картину «Табор уходит в небо». Просто актриса никому тогда об этом не рассказывала, чтобы не было не­приятностей с советскими чиновниками. (Считалось, что в «СССР секса нет», а за самовольство артистку могли боль­ше не выпустить за границу.) После премьеры фильма Светлане предложили поучаствовать в показе мод, потом она снялась в Италии для нескольких дамских журналов, демонстрировала на подиуме верхнюю одежду и даже ниж­нее белье. Организаторы дефиле посчитали, что «главная цыганка» Советского Союза справится, так как в фильме она снималась обнаженной.

 Между тем у Лотяну начался роман с Анной Интенберг – фоторедактором журнала «Советский экран». Вот как она сама об этом рассказывала в интервью:

«Однажды в нашей редакции появился веселый и шум­ный автор кинохита "Табор уходит в небо" Эмиль Лотяну с ящиком превосходного молдавского вина. Он праздновал окончание очередной картины. Когда пьешь, с человеком на " ты" переходишь легко. "Когда у тебя отпуск? Приезжай ко мне в Кишинев!" – пригласил он. И я поехала...

Роман с Эмилем – одно из самых прекрасных воспо­минаний в моей жизни. Сначала был Кишинев, позже он снял для меня домик в Дубоссарах. Мужчина Лотяну был сказочный. В постели он был просто ураган, но даже не это главное. Он так умел себя преподнести, такие стихи читал (их он сочинял сам), что казалось – ты самая пре­красная женщина на земле.

Помню, он уговорил хозяйку нашего дома, чтобы мы помогли ей делать вино. Для этого надо было хорошенько вымыть ноги у колонки с холодной водой, а затем в сарай­чике забраться в огромный деревянный чан, доверху за­полненный виноградом, и голыми пятками выдавливать из него сок, который потом превратится в пьянящий на­питок. Мы делали это вместе, громко пели молдавские песни, и я была счастлива...

И потом я продолжала общаться с Эмилем, но наши отношения плавно перетекли в дружеские. Когда тебе под сорок, то не хочется быть смешной – не тягаться же мне с 20-летней Галей Беляевой».


Когда Лотяну приступил к экранизации чеховской «Дра­мы на охоте» (фильм назывался «Мой ласковый и нежный зверь», 1978), у него появилась новая муза – 18-летняя Галина Беляева из Воронежского балетного училища. Она сыграла роль Оленьки Скворцовой и в год выхода фильма на экран вступила с режиссером в брак.

 



«Я делал Беляеву как актрису и горжусь, что она ею стала, – говорил Лотяну. – Можно блеснуть в одной кар­тине с помощью режиссера и остаться уникальным явле­нием. А можно стать мастером постепенно. Я горжусь тем, что есть Светлана Тома и Галина Беляева!»

Светлана вспоминала: «У нас с Галей всегда были хоро­шие отношения, никакой ревности не было. Она – заме­чательный человек. Я с ней познакомилась и поняла Эми­ля, который не мог ее не полюбить. Когда он встретил Галю, у меня была уже своя личная жизнь, хотя мы оста­вались с Эмилем духовно близкими друг другу людьми.

 
 

Однако их брак оказался непрочным. И когда отноше­ния разладились, Лотяну похитил и полгода скрывал от жены их общего сына, тоже Эмиля. Он любил своего ре­бенка без памяти и отнять его у супруги, видимо, считал благом для самого этого ребенка. Галя же с ума сходила от неизвестности, где ее сын. Из женской солидарности я помогла ей вернуть ребенка. Кстати, Лотяну так и не узнал о нашем тайном сговоре с Галиной».

Беляева призналась как-то в интервью: «Эмиль был сильным человеком, может, мы потому и расстались. Я хо­тела больше свободы. Он ведь намного старше меня. И я, как маленькая девочка, должна была подчиняться. Эмиль Владимирович не хотел разводиться. Скорее, мне не хва­тило житейской мудрости».

 
Галина затем вышла замуж за преуспевающего бизнес­мена, у них в семье – четверо детей. Эмиль Лотяну-младший поступил на юрфак МГУ, а прежде, сочинял стихи, киносценарии, но чувствовалось, что рядом нет любимой женщины, музы. И известный среди московской богемы франт поблек.

12 лет Лотяну искал меценатов (и нашел), чтобы по сво­ему сценарию снять фильм «Яр» – потрясающую историю любви молодой цыганки и красавца-композитора. Испол­нительницу главной роли он отыскал в маленьком городке в Словении. Ею оказалась Петра Фильчакова, кото­рая приехала на фотопробы в Москву с мамой.

В апреле Лотяну улетел в Софию. Съемки «Яра» долж­ны были начаться сразу после его возвращения. В аэро­порту столицы Болгарии Эмиль Владимирович неожиданно потерял сознание. Таможенники помогли ему сесть в самолет, в Москве его сразу же доставили в реанимацию. А 18 апреля 2003 года автор нескольких сборников стихов и рассказов, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1969), народный артист России (1980), обладатель премии «За вклад в мировой кинематограф» (1999) Эмиль Владимирович Лотяну скончался.

Для Светланы он останется человеком, у которого «в груди всегда была шаровая молния». Тома считала, что ре­жиссер «сгорел оттого, что не смог реализовать себя до конца».

«Когда не стало Эмиля, я окончательно ощутила себя сиротой, – с горечью призналась актриса. – Мы сходи­лись с ним, расставались. Но он всегда шел по жизни где­-то рядом. Лотяну никогда не жаловался на боль, не впадал в депрессию, был настоящим мужчиной. Даже инфаркт перенес на ногах. "Эмилюшка" – звала его моя внучка Машенька. А он ее – "ангелом" и "златовлаской". И очень хотел снимать ее в кино.

А то, что у него рак, Лотяну, очевидно, догадывался. Только не хотел нам говорить, чтобы не расстраивать. Последние дни, когда он умирал в больнице, мы с Галей Беляевой приходили к нему».

 

 

Позже Тома вышла замуж за молодого драматурга Анд­рея Вишневского. Познакомились они на закрытии Мос­ковского кинофестиваля и затем пять лет встречались. А свадьбу сыграли в Малайзии согласно обычаям этой стра­ны. На молодых были национальные костюмы, расшитые золотом, у невесты на голове – корона, у жениха – тюр­бан. Они танцевали малайзийские танцы, а гости собра­лись чуть ли не со всех континентов.


«А Эмиля я забыть никогда не смогу, – вздыхает Свет­лана Андреевна. – Такие мужчины встречаются раз в жизни и не забываются...»

 

© Fammeo.ru Все права защищены. Полное или частичное копирование материала и фото разрешено только с указанием автора и активной ссылки на сайт http://fammeo.ru

3021237_7 (250x150, 21Kb)

 

Серия сообщений "ИСТОРИИ ЛЮБВИ":
Часть 1 - ИРИНА ПЕЧЕРНИКОВА
Часть 2 - Жанна Моро и Пьер Карден.
...
Часть 12 - Фрэнк Синатра и Ава Гарднер
Часть 13 - Музыка слов. Из писем Марины Цветаевой к Константину Родзевичу
Часть 14 - Светлана Тома и Эмиль Лотяну.
Часть 15 - Ширли и Андрей.
Часть 16 - Безобразная красавица Полина Виардо.
Часть 17 - Трагическая любовь жизни Фицджеральда
Часть 18 - Зельда и Френсис С. Фицджеральд.
Часть 19 - Музы серебряного века.
Рубрики:  истории любви
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку