100 лет - это неприлично много, но так хочется ещё пожить! Она умерла 20 января 2000-го на 101-м ...
Салтычиха. - (0)Салтычиха Историю с Тургеневым я рассказал не для осуждения, а для размышления. Не знаю, как бы я...
Жан Маре. Роман с жизнью /продолжение/ - (0)✨ Жан Маре. Роман с жизнью /продолжение/ Режиссер был категорически против, не...
Жан Маре. Роман с жизнью - (0)✨ Жан Маре. Роман с жизнью У него было столько талантов, что,...
Как красиво носить брошь - (0)Как красиво носить брошь Автор статьи Ника Бажанова Разбираемся, как ...
Светлана Тома и Эмиль Лотяну. |
Светлана Тома и Эмиль Лотяну.
Эми́ль Влади́мирович Лотя́ну (6 ноября 1936, село Клокушна, жудец Хотин, Бессарабия, Королевство Румыния (ныне Окницкий район Молдавии) — 18 апреля 2003, Москва) — молдавский советский кинорежиссёр, сценарист, поэт.
Его называли последним романтиком советского кино. Одна из любимых его актрис – Светлана Тома – была его женой и талисманом.
Артистка, сыгравшая главную роль в киноленте «Табор уходит в небо», завораживала и испепеляла с экрана карими очами юной красавицы Рады миллионы зрителей. В одно мгновение Светлана стала самой загадочной кинозвездой 1970-х годов и «главной цыганкой» Советского Союза.
Свою встречу с Лотяну актриса называла «судьбоносной». Ведь именно этот режиссер помог ей сделать первые и самые удачные шаги в кинокарьере. А выход на экраны фильма «Табор уходит в небо» (1976) обеспечил Светлане Тома международный успех и признание.
Светлана Андреевна родилась 24 марта 1947 года в Кишиневе. Ее настоящая фамилия – Фомичева, а псевдоним Тома (с ударением на последнем слоге) она взяла от фамилии бабушки-француженки. Отец актрисы был родом из Воронежской области. Зоотехник по образованию, он еще молодым ушел на фронт. А после войны его в числе «тридцатитысячников» Коммунистическая партия послала в Молдавию поднимать отсталый колхоз. Здесь он и женился на студентке мединститута.
В школе девочка занималась спортом и собиралась стать юристом. Но когда готовили школьные представления, всегда складывалось так, что Света принимала в них участие, хотя стать актрисой она не мечтала.
После десятого класса в один из летних дней абитуриентка юридического факультета Кишиневского университета Светлана Фомичева стояла на троллейбусной остановке. В эти дни режиссер киностудии «Молдова-фильм» Эмиль Лотяну начинал съемки своей новой киноленты «Красные поляны» и искал актрису на роль Иоанны, дочери немолодого чебана Илуцэ. Ассистент режиссера увидел на остановке девушку и понял – это она!
«Ко мне подошел импозантный мужчина и предложил как в классических историях про уличное знакомство, сниматься в кино, – вспоминала в одном из интервью актриса. – А я не соглашалась, отбрыкивалась, думала, мало ли что у этого дяденьки на уме. Я же из деревни приехала... Но потом пошла с ним на студию показаться главному режиссеру. Эмиль много дней меня уговаривал, попросил мой адрес, чтобы родители отпустили меня на съемки, поскольку я тогда еще была несовершеннолетней.
Отец страшно этому сопротивлялся, в отличие от мамы, он считал, что артистка – это не профессия. Когда меня пригласили на кинопробы, блюсти мою невинность отправились все мои тетушки и дядюшки. Меня, как принцессу, сопровождала многочисленная свита родственников. Через неделю после кинопроб мы уехали на съемки "Красных полян" в Карпаты, где и начались наши с Эмилем удивительные и вместе с тем сложные отношения».
Эмиль Владимирович умел не только любить, но и зажигать новые звезды в кино. Окончив школу, приехал из Буковины в Москву. В то время он уже сочинял стихи. Казалось само собой разумеющимся, что путь его лежит в Литературный институт им. Горького. Но он в 1953 году поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТа.
В 1955 году после второго курса Лотяну неожиданно для всех оставил Школу-студию МХАТа и выдержал экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники). Первая студенческая работа Лотяну – короткометражный фильм «Большая хора» (1959), в котором он показал веселую щедрость молдавского народного празднества.
После защиты в 1962 году диплома кинорежиссера Эмиль получил распределение на студию «Молдова-фильм» в Кишиневе. Он начал с остросюжетной драматургии – взял сценарий о разведчиках времен Гражданской войны (старейшего советского драматурга Иосифа Прута). Кинолента называлась «Ждите нас на рассвете».
Спустя три года Лотяну по собственному сценарию (как и все свои последующие фильмы) снял «Красные поляны» – лирический рассказ о молдавских пастухах, об их любви, юности. Перед съемками Эмиль и познакомился со своей музой – Светланой Фомичевой, сыгравшей главную роль в этой картине и ставшей его гражданской женой. Он всегда отличался хорошим чутьем на актерский талант, умел его различить и взлелеять.
«Во время подготовки съемок фильма "Красные поляны" мои ассистенты нашли Свету Тома на остановке, когда она шла поступать на юрфак, – вспоминал в одном из интервью режиссер. – Когда девушка вошла ко мне в кабинет, были сумерки. Никакая не актриса, не фотогеничная. Но как только я увидел ее, понял, что из этого чудеснейшего материала можно лепить. Мы еще не включили освещение, а комната уже вся наполнилась светом. Его излучало ее тело, ее глаза. Было безусловное ощущение: появилась личность».
Эмиль уговорил Светлану переквалифицироваться из юриста на актрису, во время съемок фильма у них завязался роман и они стали жить вместе.
«Лотяну был моей первой любовью, невероятно обаятельным и интересным молодым человеком, – признавалась актриса. – До нашей встречи он уже был дважды женат. А я же до него ни с кем даже не встречалась. Эмиль был старше меня на 12 лет. Когда мы познакомились, мне только-только исполнилось 18 лет. Он умел ухаживать по всем светским правилам, был очень галантным, сочинял стихи и рассказы, нравился женщинам, всегда элегантно одевался. В те годы в СССР наблюдался дефицит на модную одежду и обувь, а у Лотяну в Бухаресте жила мама, которая присылала ему красивые вещи.
Он был очень властным, сильным, целенаправленным человеком, что выражалось во всем. Но при этом мембраны, которыми этот человек воспринимал мир, были необыкновенно чувствительны и настроены на очень тонкие колебания, на полифоническое восприятие. А это чрезвычайно важно – на кого выводит тебя судьба, особенно в начале пути.
Я попала во власть настоящего светского льва, влюбилась без памяти и просто потеряла голову. Он открыл во мне и актрису, и женщину, был для меня и другом, и благородным человеком, и учителем. Эмиль заменял мне родителей лечил меня, перед поездками на съемки всегда укладывал мои вещи в чемодан. В общем, относился ко мне, как к ребенку. Я чувствовала себя с этим человеком как за каменной стеной. Он же и посоветовал взять псевдоним.
– Света, что за фамилия для кинозвезды – Фомичева? – рассуждал режиссер. – Надо что-то более емкое, сильное. Тома... Как тебе? На огромных афишах будет набрано: Светлана Тома. Звучит?»
Эту фамилию и написали в титрах фильма «Красные поляны». Как бы сложилась ее карьера, останься она Фомичевой, можно только предполагать.
Дебют Светланы в этой картине знаменовал собой рождение яркой и интересной актрисы. Вышедшая на экраны в 1967 году кинолента имела успех. За роль Иоанны вчерашняя школьница была отмечена жюри как лучшая дебютантка на VII Региональном кинофестивале в Кишиневе.
В одном из интервью журналист поинтересовался у Лотяну, мол, почему режиссеры женятся на актрисах, которые у них снимаются? Эмиль Владимирович ответил так: «Во-первых, не все женятся на актрисах. Во-вторых, это вещь очень серьезная, потому что избранница – не просто главная актриса, она подобна любимому творению, которое Всевышний дал тебе, чтобы помочь в исполнении твоего замысла. Ты идешь к своему открытию, мечтаешь о воплощении в картине лучшего из того, что есть на земле, и это, естественно, соответствует твоим человеческим чувствам. Бывают короткие романы, бывают романы длинные. Например, встреча Григория Александрова и Любови Орловой – великий пример счастливейшего романа. Это больше чем обыкновенная любовь. Такое происходит не так уж часто. Режиссеры могут снимать актрис, но восхищения при этом не испытывают. Женитьба – также определенный уровень отношений. Есть спокойная, нормальная женитьба: просто люди полюбили друг друга. Но есть великая вспышка, которая овладевает мозгом человека, его физикой и психикой. Это столкновение двух индивидуумов, в результате которого они счастливы».
Лотяну организовал перевод Светланы в Кишиневский институт искусств имени Г. Музыческу, на актерский факультет, сразу же на второй курс, в мастерскую чудесного педагога и режиссера – Надежды Аронецкой.
В 1967 году режиссер приступил к съемкам новой картины – «Это мгновение» – о молдавских бойцах интернациональных бригад в Испании, о тех, кто не вернулся из первых боев с фашизмом. На небольшую роль связной-француженки Лотяну утвердил Светлану без проб.
Критика заметила маленькую роль молдавской актрисы, искренность и простоту чувств ее героини. Небольшая по объему роль, но важная по авторскому замыслу органично легла в лирико-драматическую канву фильма.
А вот супружеская жизнь Эмиля со Светланой не складывалась.
«У нас с Лотяну были сложные отношения, – вспоминала Тома. – Мы то расходились, то снова сходились. Эмиль – очень эмоциональный и сложный человек. Невероятно талантлив: поэт, режиссер, сценарист. Жить с ним было непросто, хотя по характеру я – натура покладистая, неконфликтная. И любовь у нас была. Потом все это исчезло.
Эмиль Лотяну
Наверное, мы так устроены – сами все и разрушаем. Я видела, как он нравился женщинам, ему было интересно еще за кем-то ухаживать. Кто-то обычно из двоих начинает разрушать первым.
В молодости я была вся нараспашку. Но как только получила первый урок – появилась отстраненность. Сознательно или бессознательно человек ищет в своей жизни эмоциональных потрясений. Мы всегда к этому стремимая, и особенно это касается творческих людей, им эмоциональная подпитка нужна вдвойне. Иногда люди уже не в состоянии эту подпитку давать друг другу, и они ищут ее на стороне.
Развода, как такового, не было. Мы с Эмилем не расписывались, потому что я так хотела. Очевидно, штамп в паспорте – не главное. Важно было то, что мы были вместе, чувствовали и понимали друг друга. Его преданность была безграничной. Когда не стало моих родителей, именно он стал для меня поддержкой и опорой. После расставания мы с ним остались друзьями».
В 1969 году по завершении учебы в институте Светлана со своими сверстниками и художественным руководителем переехала в Тирасполь, где они создали новый театр-студию. Тома вышла замуж за светловолосого красавца Олега Лачина. Они были красивой парой в жизни и на сцене.
В 1972 году 26-летний муж трагически погиб – во время купания в Днестре Олег попал под лопасти несущегося катера на подводных крыльях. Их дочери, Ирине, было всего лишь восемь месяцев.
Светлана тяжело перенесла утрату, но ее утешением оставалась дочка (ее взяли на воспитание родители Тома). Впоследствии Ирина успешно окончила театральное училище им. Б. Щукина, стала кинозвездой и заметным явлением в театральной жизни Москвы.
Но и тогда, в сложный жизненный период, Светлана снималась у режиссера Я. Бургиу в главной роли в фильме «Дом для Серафима». Она переехала из Тирасполя в столицу Молдавии и начала работать в Русском драматическом театре им. А. П. Чехова, в Театре-студии киноактера при «Молдова-фильм».
В 1973 году Лотяну пригласил свою бывшую возлюбленную сыграть в кинокартине «Лаутары», рассказывающей о замечательном племени молдавских народных музыкантов. Роли Марии – невесты гайдука Раду – в сценарии не было. Эмиль придумал ее специально для Светланы уже в процессе активной работы над фильмом.
Звездный час для актрисы наступил спустя три года, когда романтическая драма Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» заняла в советском прокате первое место. В основу лег рассказ М. Горького «Макар Чудра», или, вернее, легенда о Лойко Зобаре и Раде, о любви, которая не смогла победить стремления к свободе.
Фильм принес актрисе огромный международный успех. Ее цыганка Рада стала любимицей миллионов, воистину народной героиней. Картину купили 112 стран. До сих пор этот рекорд не побила ни одна из советских или российских кинолент.
Светлана Тома вспоминала: «Я не верила в то, что я сыграю, не верила, что буду утверждена на эту роль, но мне ужасно хотелось, конечно. Тот триумф, который пережили актеры, вся съемочная группа, конечно, благодаря в первую очередь Эмилю Лотяну, незабываем. Спустя много лет я должна признаться, что все хорошее, что у меня произошло в творчестве и в жизни, – это заслуга Эмиля Владимировича. Не будь его, не было бы и меня. Спасибо Лотяну и судьбе; я думаю, что я их не подвела».
«Табор...» получил Гран-при на кинофестивале в Сан-Себастьяне в 1976 году, а «главной цыганке» Советского Союза вручили несколько международных призов. На прошедших в 2000 году торжествах «Гала молдавского кино. XX век» Светлану Тома назвали лучшей актрисой молдавского кино прошедшего столетия, не забыв отметить и 64-летнего Э. В. Лотяну.
Одно время Тома даже выступала как модель. Первый раз – еще в советские времена, в Риме, куда ездила представлять картину «Табор уходит в небо». Просто актриса никому тогда об этом не рассказывала, чтобы не было неприятностей с советскими чиновниками. (Считалось, что в «СССР секса нет», а за самовольство артистку могли больше не выпустить за границу.) После премьеры фильма Светлане предложили поучаствовать в показе мод, потом она снялась в Италии для нескольких дамских журналов, демонстрировала на подиуме верхнюю одежду и даже нижнее белье. Организаторы дефиле посчитали, что «главная цыганка» Советского Союза справится, так как в фильме она снималась обнаженной.
Между тем у Лотяну начался роман с Анной Интенберг – фоторедактором журнала «Советский экран». Вот как она сама об этом рассказывала в интервью:
«Однажды в нашей редакции появился веселый и шумный автор кинохита "Табор уходит в небо" Эмиль Лотяну с ящиком превосходного молдавского вина. Он праздновал окончание очередной картины. Когда пьешь, с человеком на " ты" переходишь легко. "Когда у тебя отпуск? Приезжай ко мне в Кишинев!" – пригласил он. И я поехала...
Роман с Эмилем – одно из самых прекрасных воспоминаний в моей жизни. Сначала был Кишинев, позже он снял для меня домик в Дубоссарах. Мужчина Лотяну был сказочный. В постели он был просто ураган, но даже не это главное. Он так умел себя преподнести, такие стихи читал (их он сочинял сам), что казалось – ты самая прекрасная женщина на земле.
Помню, он уговорил хозяйку нашего дома, чтобы мы помогли ей делать вино. Для этого надо было хорошенько вымыть ноги у колонки с холодной водой, а затем в сарайчике забраться в огромный деревянный чан, доверху заполненный виноградом, и голыми пятками выдавливать из него сок, который потом превратится в пьянящий напиток. Мы делали это вместе, громко пели молдавские песни, и я была счастлива...
И потом я продолжала общаться с Эмилем, но наши отношения плавно перетекли в дружеские. Когда тебе под сорок, то не хочется быть смешной – не тягаться же мне с 20-летней Галей Беляевой».
Когда Лотяну приступил к экранизации чеховской «Драмы на охоте» (фильм назывался «Мой ласковый и нежный зверь», 1978), у него появилась новая муза – 18-летняя Галина Беляева из Воронежского балетного училища. Она сыграла роль Оленьки Скворцовой и в год выхода фильма на экран вступила с режиссером в брак.
«Я делал Беляеву как актрису и горжусь, что она ею стала, – говорил Лотяну. – Можно блеснуть в одной картине с помощью режиссера и остаться уникальным явлением. А можно стать мастером постепенно. Я горжусь тем, что есть Светлана Тома и Галина Беляева!»
Светлана вспоминала: «У нас с Галей всегда были хорошие отношения, никакой ревности не было. Она – замечательный человек. Я с ней познакомилась и поняла Эмиля, который не мог ее не полюбить. Когда он встретил Галю, у меня была уже своя личная жизнь, хотя мы оставались с Эмилем духовно близкими друг другу людьми.
Однако их брак оказался непрочным. И когда отношения разладились, Лотяну похитил и полгода скрывал от жены их общего сына, тоже Эмиля. Он любил своего ребенка без памяти и отнять его у супруги, видимо, считал благом для самого этого ребенка. Галя же с ума сходила от неизвестности, где ее сын. Из женской солидарности я помогла ей вернуть ребенка. Кстати, Лотяну так и не узнал о нашем тайном сговоре с Галиной».
Беляева призналась как-то в интервью: «Эмиль был сильным человеком, может, мы потому и расстались. Я хотела больше свободы. Он ведь намного старше меня. И я, как маленькая девочка, должна была подчиняться. Эмиль Владимирович не хотел разводиться. Скорее, мне не хватило житейской мудрости».
12 лет Лотяну искал меценатов (и нашел), чтобы по своему сценарию снять фильм «Яр» – потрясающую историю любви молодой цыганки и красавца-композитора. Исполнительницу главной роли он отыскал в маленьком городке в Словении. Ею оказалась Петра Фильчакова, которая приехала на фотопробы в Москву с мамой.
В апреле Лотяну улетел в Софию. Съемки «Яра» должны были начаться сразу после его возвращения. В аэропорту столицы Болгарии Эмиль Владимирович неожиданно потерял сознание. Таможенники помогли ему сесть в самолет, в Москве его сразу же доставили в реанимацию. А 18 апреля 2003 года автор нескольких сборников стихов и рассказов, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1969), народный артист России (1980), обладатель премии «За вклад в мировой кинематограф» (1999) Эмиль Владимирович Лотяну скончался.
Для Светланы он останется человеком, у которого «в груди всегда была шаровая молния». Тома считала, что режиссер «сгорел оттого, что не смог реализовать себя до конца».
«Когда не стало Эмиля, я окончательно ощутила себя сиротой, – с горечью призналась актриса. – Мы сходились с ним, расставались. Но он всегда шел по жизни где-то рядом. Лотяну никогда не жаловался на боль, не впадал в депрессию, был настоящим мужчиной. Даже инфаркт перенес на ногах. "Эмилюшка" – звала его моя внучка Машенька. А он ее – "ангелом" и "златовлаской". И очень хотел снимать ее в кино.
А то, что у него рак, Лотяну, очевидно, догадывался. Только не хотел нам говорить, чтобы не расстраивать. Последние дни, когда он умирал в больнице, мы с Галей Беляевой приходили к нему».
«А Эмиля я забыть никогда не смогу, – вздыхает Светлана Андреевна. – Такие мужчины встречаются раз в жизни и не забываются...»
© Fammeo.ru Все права защищены. Полное или частичное копирование материала и фото разрешено только с указанием автора и активной ссылки на сайт http://fammeo.ru
Серия сообщений "ИСТОРИИ ЛЮБВИ":
Часть 1 - ИРИНА ПЕЧЕРНИКОВА
Часть 2 - Жанна Моро и Пьер Карден.
...
Часть 12 - Фрэнк Синатра и Ава Гарднер
Часть 13 - Музыка слов. Из писем Марины Цветаевой к Константину Родзевичу
Часть 14 - Светлана Тома и Эмиль Лотяну.
Часть 15 - Ширли и Андрей.
Часть 16 - Безобразная красавица Полина Виардо.
Часть 17 - Трагическая любовь жизни Фицджеральда
Часть 18 - Зельда и Френсис С. Фицджеральд.
Часть 19 - Музы серебряного века.
Рубрики: | истории любви |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |