-Цитатник

ЧЕРНАЯ ЛУНА В ОВНЕ - (0)

Овен символизирует первое проявление, импульсивность и действие. Способность Овна придавать мысля...

ЧЕРНАЯ ЛУНА В ТЕЛЬЦЕ - (0)

Телец – это воплощение в материи огненного импульса Овна, придание ему осязаемой формы. Под влиян...

ЧЕРНАЯ ЛУНА В БЛИЗНЕЦАХ - (0)

Близнецы – знак, воспринимающий и передающий информацию. Его качества – контактность и взаимообмен...

ЧЕРНАЯ ЛУНА В РАКЕ - (0)

Рак символизирует приспособление ради выживания и сохранения внутренних возможностей организма, и ...

ЧЕРНАЯ ЛУНА ВО ЛЬВЕ - (0)

Лев – это творчество и созидание. Ему присущи благородство, великодушие, постоянство, лидерство, с...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Тахра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2013
Записей: 1346
Комментариев: 1074
Написано: 4426


Русалки-ликбез

Воскресенье, 26 Мая 2013 г. 12:58 + в цитатник
Цитата сообщения Vedma_ELENA

Бог Солнца Оа́нн (или Оа́ннес, или У-Ан) — по преданию шумеров, герой с головой и телом рыбы, но с человеческими ногами (и с человеческим лицом), вышедший из Персидского залива), а мантия из рыбьей чешуи.


остепенно Оаннеса вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек, и можно предположить, что возникновение в греческой мифологии мифов о тритонах, вызывающих штили и штормы, связано именно с ним. А богиня Атаргатис (Атаргатида, Деркето), полуженщина-полурыба, была предшественницей русалок.



Женщинами с рыбьими хвостами иногда изображались сирены, персонажи древнегреческой мифологии, обладательницы прекрасных голосов. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: "Siren, Sirene, Sirena, Syrena " или "Sereia ".


Морская нимфа на морском льве. Фрески Помпейи и Геркуланума.



Jacopo de Barbari

КОРФУ. Одиссея» говорит о том , что Посейдон , полюбил нимфу Керкиру . После медового месяца, проведенного на острове Керкира, у четы родился сын Навситой (НАВСИФОЙ)– вождь феаков. Сейчас древняя Керкира носит искаженное латынью название – Корфу. А жители Корфу считают себя потомками Посейдона и нимфы Керкиры.


Мужчины с рыбьими хвостами — тритоны, Нерей. Дочери Нерея — нереиды, зачастую хвостатые, входили в процессию Посейдона и Амфитриты. В озёрах и реках жили нимфы (человекоподобные, без хвостов). Древнегреческий и римский каноны очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.


Giovanni Andrea Maglioli 1580-1610
"Русалка" с двумя хвостами у скифов, а позже у греков почиталась как змееногая богиня Апи. В древних греческих мифах есть история о том, как Геракл провел у неё некоторое время, в результате чего появились три сына, младший Скиф стал прародителем царских скифов, которые всех остальных считали своими рабами.





Мелюзина (Мелюзайн, Мелизанда)— фея из кельтских и средневековых легенд, дух свежей воды в святых источниках и реках. Часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже, иногда с крыльями, двумя хвостами. Выходит замуж за смертного, поставив ему условием, чтобы он никогда не видел её в зверином обличье. Когда он застает ее в таком виде, бросает его. Считается родоначальницей дома Лузиньянов.


Обнаружение секрета Мелюзины. Гиллебер де Мец, ок. 1410.
Французская Национальная Библиотека

Было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море.


Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками. Шелки представляются как миролюбивые и добрые существа, но могут отомстить за обиды, вызывая шторм или переворачивая рыбацкие лодки. Шелку можно вызвать, сев ночью на камень у воды и уронив в воду семь слезинок. Если парень или девушка найдёт сброшенную шелкой шкуру, то может принудить шелку к супружеству. Дети от таких браков рождаются с перепонками между пальцев ног и обладают целительными способностями. Но такой брак, как и в случае с русалками, часто длится очень недолго.



Греция. Сирены - прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо ног и птичьими когтями. Прекрасными голосами зачаровывают мореплавателей.


Прибалтика и Германия. Ундине и наре. Корень "унда" ("вода") присутствует во многих германских и прибалтийских языках. В мифологии этих народов издревле известны ундины - духи воды. Это красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие.


Спящая барышня и русалки .

Другое дело - ундине, существующие в народных поверьях. Они - типичные русалки с рыбьими хвостами. Кроме ундине, в литовских водах в старину обитали еще и наре. Внешне они точно такие же: до пояса - женщины, ниже - рыбы. И собою красавицы. Однако они отличаются по характеру от своих водяных сестер.


Персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелей (Loreley) — красивая русалка, которая сидит на одноименной скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает пением рыбаков. Сюжет обработан Гейне, существует балет и опера.



Ирландия. Мерроу - дальние родственницы морских дев, настоящие красавицы, но с рыбьими хвостами вместо ног и перепонками между пальцев рук. Мерроу женского пола красивы, а мерроу-мужчины, наоборот, безобразны, у них зеленые лица и тела, красные острые носы и поросячьи глазки. Тем не менее обычно они веселые и дружелюбные. Появление мерроу предвещает шторм, однако они куда благосклоннее других русалок относятся к людям и часто влюбляются в смертных. Порой мерроу выходят на берег в облике маленьких лошадок, а под водой им позволяют жить красные шапочки с перьями. Если украсть такую шапочку, мерроу уже не сможет вернуться в море.



Русский исследователь XIX века профессор В.Ф. Снегирев считал, что все поверья о русалках имеют одно, весьма близкое происхождение. Разница в деталях определяется исключительно разницей в климатических условиях, почве и народных традициях.


Самое древнее предание говорит, что русалки явились на свет в момент падения с неба сатаны. Некоторые из его единомышленников, также изгнанные из рая, упали в воду. Из нее они и начали творить всякого рода козни против рода человеческого. В языческие времена русалки считались не только речными богинями, требовавшими себе многочисленных жертв, но и владелицами сокровищ и чаровницами. Даже в XVII столетии в России веру в существование этих представительниц древней формы жизни официально именовали волхвованием и чарованием.


В местах, удаленных от моря, русалок знали в двух видах: в традиционном, с рыбьим хвостом, и без хвоста - с ногами. Во втором случае русалка отличалась от обычной женщины только тем, что жила в реке.Такие русалки часто выходили на сушу, таились в прибрежных кустах и лесу.



А вот в некоторых странах русалки существа достаточно коварные и кровожадные. Поймав и усыпив свою жертву, они раздирали ее на кусочки острыми зелеными зубками. Менее жестокие забирали жертвы в свое подводное царство, полное сокровищ. Поэтому для моряков русалка была плохой приметой. Увидевший ее должен был вскоре утонуть в море.



В исландских хрониках XII века «Speculum Regale» упоминается о полуженщине-полурыбе, наблюдавшейся возле острова Гримсей. «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют „Маргигр“. Существо это до пояса выглядит, как женщина, у неё женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у неё во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе — у неё рыбий хвост, чешуя и плавники. Чудовище это имело совершенно отталкивающий лик: широкие брови, пронзительный взгляд, огромный рот и двойной подбородок».



АХТИ – водяной демон у народов севера. Не злой и не добрый. Хотя любит пошутить и с шутками может переборщить так, что человек окажется при смерти. Однако если его разозлить, то может убить.



БЕРЕГИНИ живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду. Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Однако, люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом - все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.



БОЛОТНИЦА (Омутница, Лопатница) - это родная сестра русалкам, тоже водяница, только живет она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок — с черными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину. Болотницам, вообще, повсеместно приписывалась особая зловредность. По некоторым поверьям, болотницы могут иногда насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди и разрушительный град, а также похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна.



БРОДНИЦЫ- девицы- красавицы с длинными волосами, охранительницы бродов. Они живут вместе с бобрами в тихих заводях, подправляют и стерегут броды, мощенные из хвороста. Перед вражьим наступлением бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или омут.



БЛУДНИЧКИ- (словацк. Bludičky), в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков, иногда появляются в виде детей или полужаб-полудетей. Иногда блудички помогают людям найти дорогу через трясину, но могут и наоборот завести в топь человека, который побеспокоил их громким криком. Блудичками обычно становятся души утонувших детей, но считается также, что блудичками становятся души людей, которых специально утопил Водяной, для того, чтобы они сторожили пруд, озеро или болото.



ВОДЯНИЦА — утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними — рвут сети, портят жернова.



ВОДЯНИЦЫ- МОРЯНЫ. (а они обычно великанши), поднимаясь в бурю из волн, качают корабли так, что те переворачиваются. Иногда на мостах или на мельницах водяницы нападают на людей, норовя утащить их под воду. Обессилить такую злую деву можно, выдрав у нее как можно больше волос. Родственны античным сиренам. Они таятся у прибрежных скал, так что их длинные волосы можно принять за морскую пену, и стоит кораблю подойти поближе к опасным рифам, моряны высовываются из волн. Испуганный рулевой теряет голову, корабль сбивается с курса, становится игрушкой бурных волн, а корабельщики оказываются в воде, где их поджидают моряны.



ГРЕЧУХИ. На Украине для русалок, кроме лоскотух существует еще одно наименование: гречухи. Так называют тех русалок, которые собираются на нивы и с возгласом: «Ух, ух, соломенный дух!» весело бегают по колосистой ржи или катаются по ней взад и вперед, отчего рожь волнуется, как бы от дуновения ветра. Где русалка каталась – там рожь колосистей, да краше выросла. Но больше всего они любят прятаться в гречихе, за что и получили свое название



ЗАЗОЎКА (рус. Зазовка) - русалки Белоруссии. – демоническое лесное существо, которое имело вид необычайно красивой девушки с русыми густыми волосами настолько длинными, что ей не нужны были одежды. Когда она показывалась какому-либо человеку, тот, несмотря на предостережения, как завороженный, шел за ней. Она звала его по имени благозвучным, сладким голосом, переливчато смеялась, то показывалась, то исчезала, заманивая глубже в лес пленительными движениями своего стройного тела. Редко какой мужчина возвращался от зазовки, некоторые погибали от ее ненасытной любви. Те, которые все же возвращались к своим женам и возлюбленным, через некоторое времы опять уходили назад в лес, чтобы больше уже никогда оттуда не вернуться. Не каждого зазовка принимала дважды, и тогда они сами губили свои жизни. На зиму зазовка куда-то исчезала: впадала в зимнюю спячку или на морозы переходила в какой-то свой личный мир, настоящими лебедями отлетала в теплые края.Зазовка представляет собой разновидность русалок. Упоминалась на Вилейщине, район города Вилейка.



ЛОБОСТА- русалка, шутовка, водяниха.Слово «албаста», по-видимому, заимствовано из тюркских языков. У татар и киргизов албаста (албасты, албосты) — злой дух. В Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку «страшную». Это отталкивающего вида нагая женщина с огромными грудями и длинными космами волос. Как и русалка, албаста обычно сидит у реки или озера на камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении человека бросается в воду и исчезает. Лобаста, лобоста, лопаста — несколько измененное название той же «страшной» русалки.



Албаста (чуваш. Алпаст?) — злое, враждебное людям существо в чувашской мифологии. Обычно представляется в виде женщины с длинными распущенными волосами и четырьмя грудями, свисающими почти до земли.



ЛОСКОТУХА (Щекотуха, Казытка), Лоскотка - особый вид русалок. «Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». По мнению Д.К.Зеленина, лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т.е. щекочущая, щекотунья. В наших источниках (относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии) нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей». Лоскотухи - русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек.



МЕМОЗИНА- водяной дух в облике женщины. Упоминания о мемозинах, полурыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго - западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок. “Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки (Зеленин 1916). Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.



МАВКИ - (слав.миф) вид русалок. Особенно любят при полном месяце появляться. Распоясывается так что не ставит ни во что ни охранительный чеснок, ни траву полынь. И через железную цепь не побоится перешагнуть. Мавки плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его мавкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти. Мавки могли сбить путника с дороги и завести его в глушь; защекотать до смерти; оторвать человеку голову или наслать на него болезни. В некоторых гуцульских селах верили, что Мавки проникают по ночам в дом и сосут грудь спящих людей (и мужчин, и женщин), и тогда те начинают болеть, чахнуть и в конце концов умирают.



НАВИ— южнославянские, украинско-карпатские и украинские мифологические персонажи — души некрещеных младенцев, мертворожденных детей (иногда — души женщин, умерших в родах). В украинских Карпатах и на Украине теми же именами могут обозначаться женские персонажи, приближающиеся как к восточнославянским и карпатским русалкам, так и к болгарским русалиям. Они появляются чаще всего на троицкой неделе или в Петров пост; танцуют и вытаптывают траву; приглашают к себе на игрище овчара, который играет для них на сопелке; они обитают в воде и могут затащить туда человека, решившего в это время купаться; насылают засуху, вихри, болезни. Иногда Страстной и пасхальный четверги, у восточных славян называемые «Навскими», посвящались непосредственно «мавкам» и «нявкам».



САМОДИВЫ - лесные нимфы, родные сестры самовилам - нимфам горным. В народном представлении это русоволосые, черноглазые красавицы, с весны до осени живущие в реках, озерах, родниках, среди лесов, полей, долин. Любимое их занятие - ночные игрища с плясками, песнями, хороводами, на которые случайному путнику лучше не забредать: либо сойдет с ума, либо умрет. Одни сборщики целебных трав да овчары не подвластны злым чарам: самодив пленяют звуки медных рожков. В конце игрища самодивы любят купаться - с шумом, визгом, хохотом. На время таких купаний вода в речушках и озерцах заметно прибывает, а родники бьют фонтаном в человеческий рост. Самодивы никогда не старятся.



БЕЛОРУССИЯ. ЯДЗЕРКИ (или Ядерки) - мифические жительницы моря, три родные сестры, морские королевны. Представлялись высокими, тонкими, златовласыми девушками в серебрянных платьях и туфельках. С лица Ядзерки были необычайными красавицами. Выходя из моря, Ядзерки излучали блеск, от которого в глазах светилось. Если Ядзерка шла, пред нею катилась, как звезды, бриллиантовая роса. При всей своей красоте Ядзерки были очень дикими, и ближе как на милю к ним нельзя было подступиться, иначе они наделали бы такого крику, и подданные, услышав, могли схватить и наказать такого человека. Кроме подданных, у Ядзерок есть кони и разные животинки.



СЕРБИЯ. Вилы - крылатые красавицы, духи гор, озер и колодцев. Они носят длинные волшебные платья. Симпатизируют мужчинам, обиженным и сиротам. Разгневавшись, способны убить взглядом. Вилы обладали почти традиционной внешностью русалок, с той лишь разницей, что тело у них прозрачное Вилы - дети туч. Они хозяйки чистых родников. Если же вилам, когда они танцуют, как и русалкам, удается затащить в свой хоровод юношу - зачаруют. По верованию словаков, вилы – души невест, умерших во время помолвки. В Польше вилы признаются душами красивых девушек, которым за грех суждено вечно носиться между небом и землёю. В болгарской народной поэзии встречается упоминание о юдах — водяные вилы, отличающиеся враждебным отношениям к людям.

 

Серия сообщений "сказочные,мифические существа":
Часть 1 - Славянская мифология: ЙОГИНЯ - МАТУШКА
Часть 2 - Славянская мифология: ЗЕРКАЛИЦА
Часть 3 - Дракон
Часть 4 - Русалки и сказы народов мира
Часть 5 - Русалки-ликбез
Часть 6 - Как и зачем задабривать русалок?
Часть 7 - ДОМОВОЙ
...
Часть 9 - Бог добрых и сладких сновидений — Кот Баюн
Часть 10 - Мифические существа. Единорог.
Часть 11 - Единорог - символ чистоты и света

Метки: