Страна Этрусков находилась на берегу Тирренского моря, простираясь на восток до Апеннинского горного хребта. Северная граница Этрурии в конце VII в. до н.э. доходила до реки По, а на юге захватывала Кампанью (Неаполитанскую область); с конца VI в. до н.э. этруски занимали территорию нынешней Тосканы.
На этрусское искусство большое влияние оказала Греция. В орнаментике этрусков сначала преобладали образы реальных и фантастических животных, а в более поздний период главной темой орнаментов становится человек.
Часто в этрусских орнаментах появляются геральдические мотивы: украшенные перьями шлемы, мечи, воины. Иногда в орнаментике встречаются изображения ювелирных изображений.
Наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к VI - началу V в. до н.э. В это время Этрурия испытывала сильное воздействие греческой культуры, и в этот же период этрусское искусство переживало свой расцвет.
Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. От VI - начала V в. до н.э. дошло несколько десятков росписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето и др. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона. Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа.Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей, изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов»); средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей.
Сюжеты росписей сравнительно немногочисленны и часто повторяются. Обычно это сцены, где умерший изображен участником веселого, многолюдного пира, сопровождаемого танцами юношей и девушек. Изображения эти насыщены множеством характерных черт как в позах, жестах, мимике человеческих фигур, так и в тщательно переданных костюмах, узорчатых тканях, подушках, утвари и мебели. Пир и танцы происходили, повидимому, в саду под открытым небом, на что указывают деревья и птицы. Иногда встречаются портретные изображения умерших, сопровождаемые надписью. Распространены изображения гладиаторских боев, состязаний атлетов, торжественных погребальных шествий, в единичных случаях встречаются сцены охоты и пейзажи. В некоторых гробницах преобладают мифологические сюжеты, как в гробнице Орка в Корнето, где фигурируют боги подземного царства - Гадес и Персефона - и трехликий великан Герион, а также крылатые гении этрусского пантеона. Судя по мифологическим сюжетам, этрусская религия и мифология имели мрачный характер, были лишены светлой гармонии миропонимания греков.
Фреска "Флейтист с двумя флейтами" из гробницы «Леопардов» . V в. до н. э. Тарквиния, Этрурия
Музей Виллы Джулиа, Рим
Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э. Тарквиния, Этрурия.
Музей Виллы Джулиа, Рим
Фибула из гробницы Реголини-Галасси . VII в. до н. э.
Золото.
Неотъемлемой частью декораций этрусских зданий были терракотовые расписные рельефы и статуи, столь распространенные в период архаики по всему античному миру. Кровли зданий украшались акротериями (Акротерий (от греческого - вершина, фронтон) - скульптура или скульптурно исполненный орнаментальный мотив над углами фронтонов зданий, построенных в античных ордерах), с рельефными изображениями отдельных фигур или групп, и антефиксами (Антефиксы - украшения из мрамора или терракоты, обычно помещавшиеся по краям кровли вдоль продольных сторон античных храмов и домов.
Антефиксы имели разнообразную форму (листа, растения, плиты, щита и т. п.) и обычно украшались исполненными в рельефе орнаментами, головами людей или фантастических существ), на которых часто изображали голову Медузы Горгоны, отвращающей зло от живущих в доме, голову силена или девушки. Эти изображения были ярко раскрашены. Фризы снаружи и внутри зданий также покрывались терракотовыми раскрашенными рельефными плитами с изображениями мифологических сцен, эпизодов состязаний и битв.
Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры.
Рис.1Образец тонкого буккеро конца VII в. до н. т. — кувшин почти абстрактной формы: возничий правит странными существами, похожими одновременно и на птиц, и на лошадей.
Рис.2К VI в. до н. э. ремесленники Кьюзи и Орвието начинают создавать менее изысканные и более реалистичные буккеро, получившие название тяжелых. Изящная гравировка поверхности сменяется рельефом. Сосуд для вина ойнохоя с горлышком в форме трилистника и с утяжеленным низом, на котором воспроизведена рельефная сцена: Персей готовится срубить голову Медузе.
Рис.3. В конце VII в. до н. э. из Афин приходит новый стиль керамики и быстро завоевывает популярность. Эти изделия легко узнаваемы по черным глянцевым силуэтам людей и животных на розовато-красном фоне. Вроде этой гидрии (ок 500 г. до н.э.) с сюжетом странствий Диониса, наказавшего пиратов.
Рис.4. Кратер (ок. 540 г. до н.э.) на котором изображены скорее всего, приготовления к конным состязаниям.
После 525 г. до н. э. появляются вазы с фигурами охристых оттенков на черном фоне, например, как этот килик из Чивита Кастелльяно (350-300 гг. до н.э.), внутри которого художник изобразил прихорашивающихся девушек.
В течение длительного времени этруски были бесспорными и непревзойденными мастерами в искусстве бронзовой скульптуры, и вызывали восхищение, как у греков так и римлян.
Атеней в своем "Симпозиуме" цитирует поэму Крития в высказывании - " даже битый этрусский золотой кубок - царь, а любая бронза украсит любой дом".
Даже сегодня вызывают восхищение великолепные скульптуры: Капитолийская волчица ( VI в. до н.э.,Ромул и Рем был включены в группу в XV в.). Эта волчица и по сей день - символ Рима.
В Ареццо другой городской символ - бронзовая Химера, борющаяся сама с собой.
Имена мастеров создавших эти скульптуры, неизвестны, и это почти все, что осталось на сегодня от огромного богатства Этрурии, вызывавшего зависть Рима. Это богатство исчислялось не только в денежном выражении, но и в бесчисленных художественных ценностях, большинство, из которых навсегда утеряно.
Рис.1. Этрусская богиня Ванф в облике фурии, олицетворяющей неотвратимость судьбы.
Рис.2. Этрусский бог солнца Усил перескакивает по волнам, взлетая выше ионической капители, которая опирается на кошачую лапку. Это одна из трех ног, которые поддерживали круглую цисту. (Вульчи, ок. V в. до н.э.).
К концу эпохи эллинизма, когда самостоятельности Этрурии был положен конец, этрусское искусство следует уже рассматривать вместе с римским искусством.