Казахский орнамент |
Народное декоративно-прикладное искусство является основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда - все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков. Для него характерны асимметричность композиции, плоскостность рисунка, четкость крупных форм, объединенных цветом и ритмом. Народные названия элементов узора - "бараньи рога", "верблюжий след", "голова змеи" и др. дают представление о реальных основах и связи с сакским "звериным стилем".
Саки - народ, населявший Казахстан в VII - IV вв. до н.э. Их искусство было одним из важнейших звеньев скифской культуры. Для него характерны были изображения реальных и фантастических зверей, входящие в круг "звериного стиля": баранов, козлов, оленей, птиц, крылатых пантер и драконов.
В художественных изделиях первых веков н.э. преобладает геометрический орнамент.
В убранстве интерьера юрты главную роль играли узорчатые войлоки - "текемет" и "сырмок". Текемет - войлок с вваленным рисунком, главным образом белого и черного, а также желтого, розового и коричневого цветов (техника инкрустации). Для этих войлоков характерно сочетание белого и коричневого цветов в центре поля, красной ткани и белого войлока - в кайме. При этом мотивы фона и каймы повторяют друг друга. В орнаментике разнообразных тканых ковров и дорожек используются чередующиеся орнаментированные полосы. Для пестрых узорных безворсовых ковров характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Фон ковров - красный, реже оранжевый и синий, узоры - многоцветные.
Изделия из дерева (мебель, двери юрт, посуда, музыкальные инструменты) украшались преимущественно плоским рельефом, выжженным и расписным орнаментом, главным образом растительного характера. Отделка деревянных изделий осуществлялась ажурными костяными пластинами с растительным рисунком, в который вплетались мотивы рогов барана.
Ювелирные изделия украшались растительным и геометрическим орнаментом.
Среди традиционных и наиболее распространенных орнаментальных мотивов чаще всего встречаются трилистники, пальметки в сердцевидном обрамлении, волнистый стебель с полупальметками, отходящими от него, солярные знаки, S-образный завиток и роговидная спираль. С помощью этих мотивов создается богатый орнаментальный декор. Все перечисленные мотивы развиваются из одного элемента - рогообразного завитка. Этот элемент, близкий по закону построения к логарифмической спирали, имеет ярко выраженную тенденцию к развитию. В зависимости от контекста он может изображать и рог барана, и листок растения, и водный поток, и крыло птицы. Растительные композиции с вертикальной осью симметрии, символизирующие древо жизни или райский сад поздней мусульманской традиции, спиралевидный завиток, трилистник, сердцевидный знак - эти древнейшие и всеобъемлющие знаки-символы не просто сохранялись в отдельных деталях орнамента, а составляли главные формообразующие его элементы. Именно их символический характер, выраженный многозначительными и предельно лаконичными формами, сообщает казахскому орнаменту отвлеченность от конкретных деталей, характерную для передачи универсальной картины мира. Главным в космогонической картине мира была идея движения. Движение предполагает преодоление сопротивления, и это выражено в системе орнамента, которая материализовалась в равновесии узора и фона орнамента.
Динамизм казахского орнамента, его способность покрывать большие плоскости, не утрачивая ясности и структурности, ярко выраженная тенденция к развитию за пределы ограничивающих его рамок - эти качества придают ему своеобразные черты.
В орнаментации предметов быта и интерьеров юрты сказалось умение народных мастеров согласовывать декор вещи с ее формой. Принцип соподчинения формы предмета ее композиционному и цветовому решению декора, то есть единства утилитарных и эстетических свойств, лежит в основе развития всего прикладного искусства и говорит о глубине традиций, основанных на преемственности технических и художественных приемов и навыков, передаваемых из поколения к поколению.
Цветовой фон интерьера у казахов является главным, а предметы обихода и детали становятся второстепенными. Это стало одной из специфических особенностей орнамента тюркских народов.
В художественной вышивке, в металлических украшениях одежды и конской сбруи чаще всего используются S- и Х-образные фигуры, имеющие общие корни с искусством тюркских и монгольских народов.
Основным элементом, считается орнамент «рог» (мyйiз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. «Мyйiз» является истоком казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, «кошкармyйiз» - бараньи рога; «аркармyйiз» - рога архара; «бугымyйiз» - рога оленя; «кырыкмyйiз» - сорок рогов; «космyйiз - двойные рога; «сынармyйiз» - однорогий; «сыныкмyйiз» - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц - «торткулак» - крестовина; тyйетабан - верблюжья ступня; «сынарокше» - единственная пятка; «косалка» - двойное ожерелье; «кзтабан» - гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент - «мyйiз» - рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.
Орнаменты типа «мyйiз» иногда бывают очень мелкими, а порой - крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные - в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заоложен в самой основе войлока, в сырмаках - вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.
Народные мастера, используя орнамент «мyйiз» во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.
Мастера, используя новые орнаменты в соответствии с требованиями времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными.
В изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.
Продолжение в комментариях :)
Основные источники:
"Орнамент" Л.В. Фокина
"Традиционная культура казахов" М.Ш. Омирбекова
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |