-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина_Петрович

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.04.2013
Записей: 12701
Комментариев: 4585
Написано: 19822


Русские на "Оскаре"

Пятница, 02 Марта 2018 г. 19:32 + в цитатник

Русские на "Оскаре": наши победы и поражения


 

Русские на "Оскаре": наши победы и поражения

В этом году российский фильм снова номинирован на "Оскар": "Нелюбовь" Андрея Звягинцева поборется за награду в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Последний раз в этой номинации мы выигрывали 23 года назад — тогда заветная статуэтка досталось "Утомленным солнцем" Никиты Михалкова. В преддверии главной киноночи года взвешиваем шансы на успех и вспоминаем победы и поражения прошлых лет.

"Разгром немецких войск под Москвой", "Оскар-1943"

Первый "Оскар" нам принес вовсе не художественный фильм, а документальный: награда досталась кинолетописи, фиксирующей один из самых драматичных моментов Великой Отечественной войны — наступление немцев на Москву и яростное сопротивление Советской армии.

Фильм начал сниматься в 1941 году по заданию Сталина и был создан в рекордно короткие сроки, ведь перед режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным, помимо эстетических задач, стояли и чисто утилитарные. Лента должна была служить целям пропаганды — поднимать боевой дух народа, показывать первые победы над фашистами и фиксировать зверства немецкой армии. Однако назвать эту хронику, снятую фронтовыми операторами в нечеловеческих условиях, агиткой — язык не повернется, настолько искренней, драматичной и безжалостно правдивой получилась картина.

Неудивительно, что она удостоилась "Оскара". В американском прокате, кстати, фильм был переозвучен и перемонтирован, а также получил другое название — "Москва наносит ответный удар" (Moscow Strikes Back).

 

"Разгром немецких войск под Москвой"

"Баллада о солдате", "Оскар-1962"

И снова киноакадемики не смогли пройти мимо военной темы, только на этот раз в художественном воплощении: военная драма о солдате Алеше Скворцове, который берет увольнительную и едет повидать мать, чтобы потом снова уйти на фронт, в тот год покорила мир.

Но на "Оскар" фильм Григория Чухрая претендовал не в категории "Лучший иностранный фильм", а, пожалуй, в более престижной номинации — "Лучший оригинальный сценарий".

Правда, сам Чухрай узнал об этом только годы спустя. Несмотря на то что фильм завоевал множество международных наград, в том числе и в Каннах, успешно прошел в зарубежном прокате и был обласкан критиками и зрителями во всем мире, советские власти встретили его прохладно — и просто не сообщили режиссеру о номинации. А жаль.

 

"Баллада о солдате"

 

"Война и мир", "Оскар-1969"

И снова война, но теперь уже 1812 года. Экранизация классического романа Льва Толстого, произведения, давно ставшего за рубежом символом России и одной из первых ассоциаций с ней (наряду с водкой, икрой, балалайками и медведями — все это, кстати, можно найти и на страницах романа), обернулась настоящим триумфом для режиссера Сергея Бондарчука.

Да, киноведы были недовольны — ругали за дословное следование книге, недостоверность, консерватизм, бедный киноязык… Но это у нас, а на Западе картину приняли восторженно — даже "Игре престолов" не снился такой успех. Фильм, в котором снялись ведущие советские звезды, собрал ворох наград, в том числе и "Золотой глобус". На "Оскаре" у других картин на иностранном языке просто не было шансов. Получать награду вышла сама Наташа Ростова — актриса Людмила Савельева. А вот Бондарчук на церемонию не приехал — вовсю снимал другой фильм.

 

"Война и мир"

 

 

Людмила Савельева на премии "Оскар"
Людмила Савельева на премии "Оскар-1969"

 

"Братья Карамазовы", "Оскар-1970"

Еще одну номинацию на "Оскар" нам принес другой русский классик — Федор Достоевский. За плечами Ивана Пырьева на тот момент уже было несколько экранизаций романов писателя, в том числе и классический "Идиот" с Юрием Яковлевым в роли князя Мышкина, но к программному роману писателя "Братья Карамазовы" режиссер подступился только в конце жизненного пути. Поразительный факт: и для писателя, и для режиссера это произведение стало последним — Достоевский умер спустя два месяца после публикации романа, а Пырьев скончался во время съемок, так что актерам пришлось самим заканчивать третью серию. Кстати, и по сей день эти роли считаются одними из лучших в карьере Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова и Андрея Мягкова.

Фильм получил международное признание и был номинирован на "Оскар", однако в тот год победа досталась не "Братьям". Не можем не отметить, что сейчас, конечно, Пырьеву — советскому Харви Вайнштейну, за которым закрепилась дурная слава (режиссер не давал прохода молодым актрисам, а в случае отказа преграждал им дорогу в кино), — номинация бы и не светила.

 

"Братья Карамазовы"

 

"Чайковский", "Оскар-1972"

Советский двухсерийный фильм Игоря Таланкина о жизни и судьбе великого русского композитора Петра Чайковского получил сразу две номинации на "Оскар" — "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший саундтрек", но не выиграл ни в одной.

Зрительский успех тоже был так себе: творческие искания создателя "Щелкунчика" и несостоявшаяся история любви с Надеждой фон Мекк интересовали не многих. А ведь будь в фильме хоть что-то про гомосексуальную сторону жизни Чайковского, то все, как поется в одной известной песне, "возможно, могло быть иначе".

 

"Чайковский"

 

"...А зори здесь тихие", "Оскар-1973"

...зато успех получился громким: пусть драма о девушках, которым вместо счастливой семейной жизни на долю выпала война, и не получила своего "Оскара", зрителей во всем мире она просто покорила.

Особенно сильно фильм фронтовика Станислава Ростоцкого про нежных и отважных зенитчиц полюбился в Китае, где даже сняли сериал по мотивам картины. В 2015 году вышел ремейк и у нас.

 

"...А зори здесь тихие"

 

"Дерсу Узала", "Оскар-1976"

Второй художественный "Оскар" СССР разделил с Японией: формально производство фильма было нашим, но снимал картину японский режиссер Акира Куросава со своим же оператором, бессменным Асакадзу Накаи. Фильм стал для Куросавы первым и последним, снятым не на японском языке.

"Изменить" стране режиссера заставила история исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева, который во время своих экспедиций по тайге тесно подружился с "лесным человеком" по имени Дерсу Узала.

 

"Дерсу Узала"

 

"Белый Бим Черное Ухо", "Оскар-1979"

Непонятно, как можно считать "Хатико" самым грустным фильмом всех времен и народов, если есть "Белый Бим Черное Ухо" Станислава Ростоцкого про собаку, замученную людьми.

Трагическая и пронзительная история шотландского сеттера, на долю которого выпали сплошные несчастья, не могла не растрогать киноакадемиков, но все же в номинации уступила фильму про холокост ("Вся жизнь впереди"). Зато картину до сих пор хорошо знают и любят во всем мире.

 

"Белый Бим Черное Ухо"

 

"Москва слезам не верит", "Оскар-1981"

А вот Владимир Меньшов не поверил, что его фильм выиграл: режиссер был невыездным и на церемонию не поехал, а о победе ему сообщили 1 апреля, так что новость он воспринял как розыгрыш.

Зря: фильм, в центре которого была история сильной самодостаточной женщины, той самой self-made woman, не мог не понравиться киноакадемикам. Ну а про всенародный успех картины в Советском Союзе, фразы, ушедшие в народ, и миллионы женщин, влюбившихся в Гошу (чьи жизненные принципы сегодня, конечно, вызывают вопросы), и говорить нечего!

 

"Москва слезам не верит"

 

"Частная жизнь", "Оскар-1983"

И режиссера Юлия Райзмана, и Михаила Ульянова, сыгравшего главную роль, номинация на "Оскар" удивила — мало кто предполагал, что страдания вышедшего на пенсию героя сталинской закалки, который отдал жизнь заводу, а не своей семье, окажутся понятны западному зрителю. Но общечеловеческая проблематика картины сделала ее фаворитом среди критиков: "Оскар" фильму не достался, зато успех ждал на Венецианском кинофестивале и других киносмотрах.

 

"Частная жизнь"

 

"Военно-полевой роман", "Оскар-1985"

Говорят, что в тот год у пронзительного фильма Петра Тодоровского "Военно-полевой роман" не было соперников по кинематографической линии — только по политической. Награда в итоге и досталась картине "Диагональ слона" с явным антисоветским настроением.

Но сердца зрителей и критиков все равно были на стороне фронтовика Саши и санитарки Любы, чью жизнь и историю любви война разделила на до и после.

 

"Военно-полевой роман"

 

"Очи черные", "Оскар-1988"

А здесь история, противоположная той, что случилась с фильмом "Дерсу Узала": хотя снимал мелодраму о любви иностранца к русской красавице наш Никита Михалков, а Советский Союз участвовал в производстве картины наравне с Италией, на международные награды лента "Очи черные" выдвигалась все-таки именно как итальянская.

Впрочем, на "Оскаре" номинацию получил не сам фильм, а сыгравший главную роль Марчелло Мастроянни, который претендовал на звание лучшего актера. Победа досталась другому, зато актер получил приз Каннского фестиваля.

 

"Очи черные"

 

"Урга — территория любви", "Оскар-1993"

Вторая оскаровская номинация в фильмографии Никиты Михалкова, но на этот раз уже от России. Ироничная история о монгольской паре, которая по китайским законам больше иметь детей не может, но на законы эти внимания не обращает и продолжает заниматься любовью, нашла признание на Западе. "Оскар" фильму в итоге не достался, а вот главный приз Венецианского кинофестиваля — да.

 

"Урга — территория любви"

 

"Утомленные солнцем", "Оскар-1995"

С третьего раза удача Никите Михалкову улыбнулась — драма об одном жарком дне 36-го года, который перемалывает жизнь комдива Котова и его семьи, стала для режиссера настоящим прорывом на международной арене. И дело оказалось даже не в любимой на Западе теме тоталитарного режима, а в том, как сочно, густо и безжалостно это было снято — в реалиях сталинского режима разворачивалась настоящая античная трагедия.

У соперников "Утомленных солнцем" в тот год на "Оскаре" не было шансов — уверенная победа в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

 

"Утомленные солнцем"

 

"Кавказский пленник", "Оскар-1997"

Не только фильмы Михалкова часто оказывались на "Оскаре", но и картины с участием его любимого актера Олега Меньшикова. В 1997 году чести представлять Россию на премии удостоилась лента Сергея Бодрова-старшего "Кавказский пленник" с актуальной для того времени историей про Чечню, пленников, культурные и социальные различия — вольной интерпретацией классического рассказа Льва Толстого.

Увы, картина, в которой Меньшиков и Бодров-младший сыграли одни из лучших своих ролей, осталась без награды киноакадемиков.

 

"Кавказский пленник"

 

"Вор", "Оскар-1998"

Сын режиссера "Баллады о солдате" Григория Чухрая, Павел Чухрай, тоже добрался до "Оскара" — с фильмом о послевоенной жизни СССР. История харизматичного вора Толяна, который выдает себя за военного и обольщает доверчивую Катю и ее маленького сына, была полна разоблачительной риторики против советской власти, что, конечно, не могло не понравиться киноакадемикам.

Кстати, в тот год среди номинантов была еще одна российская работа, но анимационная — "Русалка" Александра Петрова, представленная в категории "Лучший короткометражный анимационный фильм".

 

"Вор"
Рубрики:  кино
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 24 пользователям

Leon_Meusi   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 20:32 (ссылка)
Спасибо, Ниночка за великолепный пост. Конечно же, видел эти все фильмы и помню их, но почитать было интересно и познавательно.
5570014_2699942 (600x600, 416Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
олег_из_Киева   обратиться по имени Пятница, 02 Марта 2018 г. 23:24 (ссылка)
"Непонятно, как можно считать "Хатико" самым грустным фильмом всех времен и народов, если есть "Белый Бим Черное Ухо" Станислава Ростоцкого про собаку... " !!!
Ответить С цитатой В цитатник
CASH1B72   обратиться по имени Суббота, 03 Марта 2018 г. 08:00 (ссылка)
Интересно , какие жизненные принципы Гоши из фильма "Москва слезам не верит " вызывают вопросы ?
Ответить С цитатой В цитатник
Михаил_Зенькович   обратиться по имени ЖАДНОСТЬ НЕ ИМЕЕТ ГРАНИЦ Суббота, 03 Марта 2018 г. 12:26 (ссылка)
Жадность не имеет границ!


Более $40 млн. (из предполагаемой максимальной годичной прибыли в $120 млн.) может отойти в организацию РСП (а, значит, и в карман) к Никите Сергеевичу.
Кстати, некоторые специалисты в области защиты прав действительно считают, что Михалков ет использует РСП для личной наживы.
Тот факт, что Михалков «обдирает» все структуры, к которым прикасается, доказывается «раздербаниванием» имущества Союза Кинематографистов.
Среди наиболее известных случаев «отъема» имущества у СК со стороны Никиты Сергеевича – это продажа здания «Киноцентра» на Красной Пресне (с находящимся там Музеем кино) владельцам развлекательного комплекса «Арлекино».

Кроме этого Никита Сергеевич активно содействовал передаче частным инвесторам здания пансионата «Дом ветеранов кино» в Матвеевском . Поговаривают, что он делал это отнюдь не бесплатно.
Кроме этого есть «распил» бюджетных денег на фестивале «Золотой Орел»...
Стоит отметить и скандал, когда Никита Сергеевич избивал ногами по лицу скрученного охранниками активиста НБП.
А педофилия Михалкова.
Композитор Александр Журбин рассказал, как он лично поставлял для Михалкова молоденьких мальчиков, «кастинг» которым Никита Сергеевич устраивал прямо в квартире Журбина в Нью-Йорке .
И, самое главное, какое влияние теперь Михалков будет оказывать на «Фонд Кино»?..
— мерзкая, грязная, завистливая, бездарная личность.

***.
Когда жадность не знает границ
Олег Александров, 29 мая 2012 г.
Грандиозный скандал, связанный с коммерческой деятельностью «Режиссера Всея Руси» - главы РСП Никиты Михалкова, потряс Интернет.
Как выяснилось, стареющий мэтр, увлеченно собирающий «налог на болванки», решил обложить этим же налогом Рунет и собирать деньги за проигрывание музыки на сайтах и в социальных сетях, сообщили корреспонденту The Moscow Post в авторском сообществе.
Когда жадность не знает границ
Более того, в Госдуму уже пришло соответствующее письмо, где глава Российского союза правообладателей (РСП) режиссер Никита Михалков предлагает дать ему право собирать деньги за проигрывание музыки на сайтах и в социальных сетях.
То есть Никита Сергеевич, позабыв всякий стыд (и антимонопольное законодательство в придачу), хочет объявить себя единоличным сборщиком податей со всего Рунета.
Причем, по мнению экспертов, при разработке этого закона (если таковая все же будет начата), руководствуясь инициативой Никиты Михалкова, под «налог на музыку» подпадут не только социальные сети, но и другие ресурсы – файлообменники, торренттреккеры, тематические сообщества блогосферы, личные сайты, каналы на YouTube.
Да и к списку музыкальных композиций вскоре добавятся видеоклипы, рисунки, авторские литературные произведения и даже анимация.
Ведь жадность Михалкова не знает границ!
Ответить С цитатой В цитатник
cot3011   обратиться по имени Суббота, 03 Марта 2018 г. 16:19 (ссылка)
Спасибо, отличный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку