Учимся на ходу: Двигатель как... тормоз |
Уже начиная с автошколы, каждый водитель знает о возможности замедления автомобиля при помощи так называемого торможения двигателем. Подобный навык прежде всего оправдывает себя в сложных ситуациях, когда штатная тормозная система отказала либо не способна работать корректно.
Впрочем, так делать удобно и в других случаях - когда водителю ничего не мешает нажать ногой на соответствующую педаль. В этой статье мы рассмотрим основные способы торможения двигателем и выясним, для какой обстановки они будут актуальны.
В результате детонирования топливной смеси в камерах сгорания ДВС на коленвал автомобиля передается большой крутящий момент, благодаря которому с определенной скоростью должны вращаться колеса, тем самым толкая шасси вперед (или назад).
Но если, набрав некоторую скорость, автомобиль остается без подачи горючего в двигатель, наблюдается обратный эффект. Всего пару секунд назад мотор вырабатывал энергию, необходимую для вращения колес, но теперь его внутренние узлы и механизмы становятся потребителями этой самой энергии. В данном случае она уже черпается от вращения ведущих колес по инерции и в результате сил гравитации, воздействующих на все транспортное средство.
При этом решающим моментом следует признать стыковку ведущей оси с маховиком двигателя через шестерни трансмиссии, которые, к слову, также потребляют львиную долю инерционных сил. Еще большего эффекта можно достичь, если понизить передачу. Здесь наблюдается диаметральная противоположность: на пониженных передачах наибольшая разгонная динамика, но также, чем ниже передаче, тем ощутимее замедление при отпускании педали акселератора.
Торможение двигателем обычно сводится к следующему:
1. Двигаясь на передаче (не важно, какой - второй, третьей, четвертой) просто уберите ногу с педали газа. При этом не нужно выжимать педаль сцепления и ворочать рычагом коробки передач.
2. В результате вы отчетливо почувствуете, как ход автомобиля «тяжелеет», словно к нему пристыковали прицеп.
3. Чтобы еще больше замедлиться, дождитесь необходимого спада показателей спидометра, после чего выжмите сцепление и переключитесь на ниже идущую передачу. Имейте в виду, что в идеале переключение должно происходить без пропуска передач. Таким образом можно опуститься до первой передачи без воздействия на педаль тормоза.
Первый способ торможения двигателем предполагает постепенное замедление перед временной помехой на дороге, которая к моменту достижения автомобилем этого места должна перестать мешать проезду. Например, так можно делать перед затормозившим на «зебре» автомобилем, пешеходом, «красным» светофором и т.д.
При этом ожидается, что водитель не планирует полностью останавливаться и снова начинать движение с первой передачи. Для этого обычно достаточно просто убрать ногу с педали акселератора, не переключаясь на пониженную передачу.
Также подобный подход будет актуальным в условиях сколькой дороги, когда малейшие манипуляции с педалью тормоза могут привести к смещению траектории движения машины и заносу.
Трудно переоценить значение данного метода торможения в условиях обледенения дорожного покрытия. Всем известно, что в такую погоду даже легкое нажатие на педаль тормоза вызывает блокировку колес с вытекающими последствиями.
При торможении двигателем блокировки никогда не возникает за исключением ситуации, когда автомобиль движется на немалой скорости, а водитель «втыкает» первую передачу. Движение на пониженных передачах (2-3) более чем оправданно при спускании с обледенелой горки, где при блокировке тормозных механизмов возникает огромный риск слететь в кювет.
Впрочем, исправить ситуацию и без торможения мотором может наличие системы ABS, противодействующей блокировке колес.
Нельзя не упомянуть о редких, но опасных ситуациях, когда штатная тормозная система автомобиля просто отказывает в самый неподходящий момент и водитель не может остановить машину.
Сбавить скорость до минимального значения тогда позволит поэтапное переключение с передачи на передачу вплоть до первой. Полностью обездвижить транспортное средство позволит стояночный тормоз - «ручник».
Ну а если он не работает, то тогда эксперты рекомендуют выбрать себе относительно мягкое место для «приземления» или, подав аварийные сигналы, максимально аккуратно упереться в бампер впереди идущего автомобиля.
К отрицательным моментам, которые сопутствуют торможению двигателем, традиционно относят:
• невключение стоп-сигналов, отчего другие участники дорожного движения, следующие за вашим авто, не будут заранее уведомлены об изменении вашей скорости;
• резкое переключение на пониженную передачу с повышенной несет риски повреждения узлов автомобиля и блокировки колес на скользкой дороге;
• торможение мотором противопоказано необкатанному после первичной покупки или капремонта силовому агрегату.
Совет: если у вас автоматическая коробка передач, проштудируйте руководство по эксплуатации автомобиля, так как порядок торможения двигателем у каждого «автомата» свой.
avtor: Rokosovsky
Серия сообщений "АВТОМОБИЛЬ":
Часть 1 - ЧЕХЛЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Часть 2 - Варежка-скребок. Мастер-класс
...
Часть 39 - Как заставить задуматься хама
Часть 40 - Так прогревать ли машину в холода?
Часть 41 - Учимся на ходу: Двигатель как... тормоз
Часть 42 - Классификация женщин за рулем
Часть 43 - Можно ли смешивать разные моторные масла?
...
Часть 46 - Дорожная этика или жесты водителей между собой на дороге
Часть 47 - Как распознать и защититься от автомобильных мошенников на дорогах?
Часть 48 - Важная информация для АВТОлюбителей! Забирай на стену чтобы не потерять!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |