Эмиль Вальдтейфель — французский композитор, дирижёр и пианист, автор многих известных вальсов. Род...
Hecлoжнaя pacтяжкa вceгo тeлa для «дepeвянныx». - (0)Hecлoжнaя pacтяжкa вceгo тeлa для «дepeвянныx». 1. 2. 3. ...
Прототип отеля Бертрам Агаты Кристи - Браун в Лондоне. - (0)Этот отель, который создали камердинер и горничная лорда Байрона, входит в топ мировых лите...
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА - (1)ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА Король Эдуард...
Либеральные наследники фюрера - (0)Призрак нацизма Отшумели торжества по случаю Дня Победы, отгремел праз...
Сотворение Адама. Почему это шедевр Микеланджело |
Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы в 1508-1512 годах по заказу Папы Римского Юлия II. Всего за четыре года он создал несколько десятков фигур!
Заказчику было достаточно 12 фигур апостолов, а остальное – покрыть растительным орнаментом. Но мастер настоял на собственной концепции, изобразив сюжеты из Ветхого Завета, в том числе “Сотворение Адама”. А также немалое количество фигур ветхозаветных пророков, древнегреческих сивилл и предков Христа.
Феноменально сложная работа за невероятно короткий срок. Но, несмотря на такой адский труд, работа вышла потрясающей. И особенно изумляет “Сотворение Адама”. Пожалуй, это самое известное изображение потолка Сикстинской Капеллы. Но с чем это связано?
Почему, допустим, “Сотворение Евы” не так известно?
Микеланджело. Сотворение Евы (фреска потолка Сикстинской капеллы). 1508-1512. Сикстинская капелла. Gallerix.ru.
Эта фреска находится также в центральной части потолка, рядом с “Сотворением Адама”.
Или почему изображение вот этой сивиллы менее известно, чем рассматриваемая нами фреска?
Микеланджело. Эритрейская сивилла. 1508-1512. Сикстинская капелла. Wikimedia Commons.
Уже не говоря о том, что “Сотворение Адама” гораздо более известно, чем любая фреска другого художника в Сикстинской капелле. А ведь её стены расписывал и Перуджино, и Боттичелли.
Перуджино. Передача ключей апостолу Петру. 1481-1482. Фреска в Сикстинской Капелле, Ватикан.
Давайте разберёмся, что же делает фреску “Сотворение Адама” такой узнаваемой и неповторимой.
Для своего времени Микеланджело создавал фигуры анатомически точные. И самое удивительное, что в этом он был в своё время одним из первых!
Дело в том, что мастера более старших поколений вообще не изображали обнаженных тел. Нельзя сказать, что это было запрещено. Всё-таки были сюжеты, где нагота была уместна. Например, при изображении Адама и Евы.
Не позволялось другое: нельзя было использовать модели для обнаженного позирования. И уж тем более посещать морги, чтобы изучать человеческую анатомию. Всё это считалось грехом.
В результате художники прятали своих героев в просторные одежды. Как Джотто.
Джотто. Тайная вечеря. 1315. Капелла Скровеньи, Падуя. Wikimedia Commons.
Либо фигуры были анатомически неточными.
Мантенья. Распятие. 1457-1459. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.
Но ближе к середине XV века совпало несколько факторов.
Начали раскапывать древнегреческие скульптуры. А они были с анатомической точки зрения очень реалистичны.
Бельведерский торс. 1 век до н.э. Музей Пио-Клементино, Ватикан. Wikimedia Commons.
И вот уже начали появляться изображения, гораздо более близкие к реальной анатомии человеческого тела. Первым был Мазаччо.
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.
К тому же в XV веке Флоренция была довольно независима от влияния Папы Римского. Художники почувствовали свободу. Один мастер, Полайолло, набрался смелости и начал посещать морг. Там он изучал, как крепятся мышцы к телу. И создал работы, в которых проявились уникальные для того времени знания. Но, конечно, под влиянием древнегреческих скульптур, того же Бельведерского торса.
В результате родились вот такие образы.
Поллайоло. Геркулес и гидра. 1475. Галерея Уффици, Флоренция. Wikimedia Commons.
Микеланджело было восхищён работами Мазаччо и Поллайоло. И именно у них он учился реализму человеческого тела.
Так и появилась прекрасная фигура физически крепкого Адама. Мало кому в то время такое ещё удавалось.
Микеланджело. Сотворение Адама. 1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан. Wikimedia Commons.
Давайте сравним с обнаженной фигурой, созданной Рафаэлем. Он был очень талантливым. Но в плане изображения анатомически правильного человеческого тела превзойти Микеланджело не мог. Вот на этой фреске видно, что Рафаэль не очень верно изобразил часть мышц, особенно на стопе, голени и бедре.
Рафаэль. Фрагмент фрески “Пожар в Борго”. 1514-1517. Станцы делла Сеньятура, Ватикан. Wikimedia Commons.
Обратите внимание на то, как много иллюзии движения в этом изображении. Это проявляется и в наполненном воздухом плаще вокруг Бога-Отца с ангелами, и в летящем ангеле с развевающейся зелёной накидкой.
Микеланджело. Сотворение Адама. 1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан. Wikimedia Commons.
Дело в том, что до Микеланджело живопись была более статичная. Современники мастера располагали героев в ряд или помещали их в условный треугольник, как Леонардо и Рафаэль.
Рафаэль Санти. Мадонна в зелени. 1505-1506. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikimedia Commons.
Фигуры получались застывшими. Нет никаких порывов или сложных ракурсов. Позы спокойные, расслабленные.
А вот Микеланджело буквально “заставляет” героев летать, да ещё с такой скоростью, что ткань раздувается, как паруса (это я о красном покрывале позади Бога и его свиты).
В результате получился очень эффектный контраст. Много иллюзии движения справа, в образах Бога и ангелов. И статичная, неподвижная фигура Адама. Словно столкнулись две эпохи живописи. Спокойное и размеренное Кватроченто (Возрождение XV века) и динамичное Высокое Возрождение.
Но не только в этом заключается секрет притягательности этой фрески.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Микеланджело использует ещё один новаторский приём. Обратите внимание на руки героев, которые вот-вот соприкоснутся пальцами.
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”.
С одной стороны идея Микеланджело очень ясная. Человек уже физически существует. Его рука вытянута. Но она более расслаблена по сравнению с более напряженной и прямой рукой Бога Отца. Очевидно, что для того, чтобы стать полноценным человеком, ему чего-то не хватает. А именно Божьей искры, души.
Именно Бог Отец своим прикосновением пробудит человека, сделает его по-настоящему живым, наполненным духом.
Но самое интересное в другом. Микеланджело изображает… “мгновение до”.
Их пальцы не соприкасаются! То есть ещё секунда – и их пальцы соприкоснутся.
Почему художник НЕ изобразил их соприкоснувшимися? Почему не показал кульминацию, а лишь секунду до неё?
Дело в том, что в этом “мгновении до” заключена большая энергия. Она держит наше внимание. Мы невольно напрягаемся и ждём, когда кульминация наступит.
Но она не наступит никогда! Это мгновение застыло во времени.
Микеланджело понял волшебное воздействие такого образа на психику человека. То, что это будет приковывать наш взгляд.
И именно это делает эту фреску самой запоминающейся из всех, что написал художник на потолке Сикстинской капеллы.
Микеланджело. Фрески потолка сикстинской капеллы. 1508-1512. Ватикан. Wikimedia Commons.
Но не только в этой фреске он применил этот приём. О воздействии такого композиционного решения он догадался раньше. Ещё когда создавал своего Давида.
Микеланджело. Давид. 1504. Академия изящных искусств, Флоренция. Wikimedia Commons.
Ведь он изобразил его тоже за “мгновение до”. Мастера до этого, как правило, изображали Давида уже в качестве победителя. Например, такой образ создал Донателло.
Донателло. Давид. 1440. Национальный музей Барджелло, Флоренция. Wikimedia Commons.
Но Микеланджело изобразил Давида за секунду до того, как герой замахнётся и бросит камень в Голиафа. Художник показал всё напряжение его сил, собирание воли в кулак, напряжение мышц перед ударом.
Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.
Так же он изобразил напряженную руку Бога Отца, которая готова через мгновение впустить в человека душу, вложить в него себя, свою искру.
Ничего удивительного, что это новаторство, может быть не до конца осознаваемое, так поразило современников мастера. И совершенно точно не оставляет равнодушными и нас.
Новаторства Микеланджело мы также изучаем в курсе “Дневник Возрождения”. Присоединяйтесь!
Угадайте, какую из этих работ создал Микеланджело, а какую – его подражатель.
Это изображение пророка Исайи. Однако одно из них создал Микеланджело, а второе – Рафаэль.
По сведениям их современников, Рафаэль увидел потолок Сикстинской капеллы ещё до завершения работ. Вообще Микеланджело работал при закрытых дверях и никому не хотел показывать незавершенные фрески.
Но Рафаэль тайно проник в капеллу. Он был так впечатлён увиденным, что внёс изменения в свою работу в церкви святого Августина. Он закрасил почти завершённый образ и создал другой под влиянием Микеланджело.
Именно такого пророка Исайю мы и видим на фреске слева (1513. Церковь Святого Августина, Рим. Gallerix.ru). Справа – тот же пророк, но созданный рукой Микеланджело (1508-1512. Сикстинская капелла, Ватикан. Artchive.ru).
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Рубрики: | Художники и картины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |