-Метки

австрия англия антиквариат архитектура балет блокада ленинграда великий пост вов война вторые блюда грузия домашнее хозяйство домашний уют евромайдан европа ес женщина в семье житие святых закуски зарядка интересное испания кино классика композиторы компьютерные вирусы компьюторная помощь кофе кошки кулинария литература лондон любимые мелодии мадрид макияж мода моя рiдна украiна музыканты наш организм олимпиада отношения память пасха печенье пироги пирожные писатели питер подвиги простых людей политики православие православные иконы православные праздники православные святые праздники прибалтика притчи проповеди священослужителей психология соцума пятая коллона пятая колонна работа в лиру работа на компьютере рождество россия русские спортивные состязание старинные штучки стихи страны азии страны мира страстная седмица танцы тбилиси театр тест фарфор фотография христос художники цветы ювелиры и их работы япония

 -Рубрики

 -Цитатник

Пленительные вальсы "французского Штрауса" (Эмиля Вальдтейфеля) - (0)

Эмиль Вальдтейфель — французский композитор, дирижёр и пианист, автор многих известных вальсов. Род...

Hecлoжнaя pacтяжкa вceгo тeлa для «дepeвянныx». - (0)

Hecлoжнaя pacтяжкa вceгo тeлa для «дepeвянныx». 1. 2. 3. ...

Прототип отеля Бертрам Агаты Кристи - Браун в Лондоне. - (0)

Этот отель, который создали камердинер и горничная лорда Байрона,  входит в топ мировых лите...

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА - (1)

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА    Король Эдуард...

Либеральные наследники фюрера - (0)

  Призрак нацизма Отшумели торжества по случаю Дня Победы, отгремел праз...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных. Зарегистрироваться!

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мила_Никиточкина

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

грузия. индия и япония классика в музыке и литературных произведениях легенды поэты серебряного века православие страны европы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.04.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3903


Гектор Берлиоз. Три великолепных симфонических эпизода из «Осуждения Фауста»

Понедельник, 25 Ноября 2019 г. 19:33 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto


«Осуждение Фауста» — вершина творчества Гектора Берлиоза(1803— 1869). Это грандиозное произведение занимает такое же положение в наследии композитора, как вдохновившая его трагедия «Фауст» в творчестве Гёте. И не случайно образ героя волновал обоих творцов на протяжении не одного десятилетия.

Фауст — персонаж исторический, живший в протестантской Германии XVI века, — то ли ловкий шарлатан, морочивший народ на ярмарках своими фокусами, то ли действительно выдающийся ученый. Первое упоминание о нем относится к 1507 году. По легенде Фауст учился в Кракове, где заключил договор с дьяволом, который сопровождал его в скитаниях по всей Германии в виде собаки или лошади. В конце своей разгульной жизни Фауст раскаялся и обратился к Богу, но это не спасло его душу.

Величайший немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749— 1832), знавший с детских лет «народную книгу» о Фаусте 1599 года, работал над своим «Фаустом» с 1771 года на протяжении всей творческой жизни. Это — колоссальное философское произведение, полное размышлений о предназначении человека, жизни и смерти, завершающееся апофеозом героя.

В Париже перевод первой части появился в декабре 1827 года и потряс 24-летнего Берлиоза, ученика консерватории: «Чудесная книга очаровала меня с первого раза, я не расставался с ней, я читал ее не переставая, за столом, в театре, на улице, повсюду». Тогда же композитор впервые положил некоторые эпизоды на музыку: в феврале 1829 года закончил 8 сцен из «Фауста» и задумал симфонию «Фауст».

Симфония так никогда и не была написана, а спустя более пятнадцати лет, в августе 1845 года родился замысел другого крупного произведения, сочетающего черты оратории и оперы с большими балетными эпизодами, — «Осуждение Фауста». Берлиоз бесповоротно осудил героя, подчеркнув это в названии, и закончил свою «драматическую легенду» скачкой Фауста и Мефистофеля на черных дьявольских конях, приносящих их прямо в ад, торжествующий победу над героем; небесный апофеоз ожидает лишь Маргариту.

Работа была завершена 19 октября 1846 года с посвящением другу и пропагандисту его творчества Листу. Премьера 6 декабря того же года в театре Комической оперы в Париже под управлением автора закончилась полным провалом.

Это грандиозное творение и теперь звучит не часто, тогда как три оркестровых эпизода, не связанных между собой и заимствованных из разных частей «Осуждения Фауста» (No 3, 12, 18), приобрели популярность на концертной эстраде.

Первый из них, Венгерский марш, первоначально не относившийся к «Фаусту», позднее завершил I часть. Действие этой части у Берлиоза, в отличие от Гёте, происходит в Венгрии. Композитор сделал в партитуре следующее примечание: «Тема этого марша, которую я инструментовал и разработал, знаменита в Венгрии под именем Ракоци, она очень древняя и принадлежит неизвестному автору. Это боевой напев венгров».

Венгерский марш




О сочинении Венгерского марша Берлиоз в своих «Мемуарах» рассказал почти детективную историю, достоверность которой, однако, вызывает серьезные сомнения исследователей. В ноябре 1845 года композитор гастролировал в Вене, дирижируя своими произведениями. Накануне отъезда к нему явился один любитель музыки, просивший сохранить его имя в тайне, и принес сборник старинных венгерских мелодий; он же посоветовал выбрать тему Ракоци, как пишет Берлиоз, — «священную тему, которая на протяжении стольких лет заставляет биться венгерские сердца и опьяняет их вином свободы и славы». Ференц Ракоци II (1676—1735) — правитель Трансильвании, в начале XVIII века возглавил народную борьбу против Австрии, поработившей Венгрию. В XIX веке освободительная борьба разгорелась с новой силой, и накануне революции 1848—1849 годов Ракоци-марш стал подлинным национальным гимном венгров. Его обрабатывали венгерские композиторы, в том числе Лист в Пятнадцатой рапсодии, однако именно версия Берлиоза, родившаяся, по его утверждению, за одну ночь, приобрела наибольшую популярность.

Впервые Венгерский марш прозвучал под управлением автора в Национальном театре в Пеште 6 марта 1846 года и имел потрясающий успех. «Крики и неслыханный топот потрясли весь зал. Затаенная ярость всех этих кипящих душ взорвалась с таким грохотом, что я задрожал от страха. Казалось, что мои волосы встали дыбом, и с этого рокового такта я должен был махнуть рукой на все заключение этой вещи: буря в оркестре оказалась бессильной побороть извержение этого вулкана, которое не могли удержать никакие силы». А 15 лет спустя Общество венгерской молодежи в память об этом событии прислало композитору серебряный венок с гербом города Дьёра.

«Балет сильфов»




Тему «Балета сильфов» Берлиоз заимствовал из «Концерта сильфов» — шестиголосного хора, который входил в 8 сцен из «Фауста» 1829 года. Композитор характеризовал его как «нежный и чувственный»: светлые духи воздуха — сильфы, повинуясь воле Мефистофеля, убаюкивают Фауста, навевая любовные грезы.

«Менуэт блуждающих огней»




«Менуэт блуждающих огней» написан специально для «Осуждения Фауста». У Гёте Блуждающий огонек (притом один) появляется лишь в сцене Вальпургиевой ночи, после того как Фауст покинул Маргариту. У Берлиоза эти образы демонической фантастики, вызванные ночными чарами Мефистофеля, помогают обольстить Маргариту: сопровождают ироническими хоровыми возгласами его издевательскую серенаду, танцуют причудливый менуэт.

http://www.belcanto.ru/sm_berlioz_faust.html

Серия сообщений "Музыканты":
Классика, Рок, поп музыка, этно, джаз
Часть 1 - Ночь на Лысой горе или Иванова ночь
Часть 2 - "Карнавал животных" Сен-Санса
...
Часть 22 - Кантата Cessate omai, cessate Антонио Вивальди.
Часть 23 - Пахельбель Иоганн
Часть 24 - Гектор Берлиоз. Три великолепных симфонических эпизода из «Осуждения Фауста»
Часть 25 - "Могучая кучка" русских музыкантов
Часть 26 - Пленительные вальсы "французского Штрауса" (Эмиля Вальдтейфеля)

Рубрики:  Классическая музыка
Симфонии, Оратории, Мессы, Вальсы, Танцы, Увертюры, Оперы, Балеты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку