Эмиль Вальдтейфель — французский композитор, дирижёр и пианист, автор многих известных вальсов. Род...
Hecлoжнaя pacтяжкa вceгo тeлa для «дepeвянныx». - (0)Hecлoжнaя pacтяжкa вceгo тeлa для «дepeвянныx». 1. 2. 3. ...
Прототип отеля Бертрам Агаты Кристи - Браун в Лондоне. - (0)Этот отель, который создали камердинер и горничная лорда Байрона, входит в топ мировых лите...
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА - (1)ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЭДВАРДИАНСКОГО ПЕРИОДА Король Эдуард...
Либеральные наследники фюрера - (0)Призрак нацизма Отшумели торжества по случаю Дня Победы, отгремел праз...
О любви и о виоле д’Амур |
Любовь слепа. Это знали мастера-лютьеры, когда делали фигурную головку инструмента под названием виоль д’амур («виола любви») в виде головки Купидона с завязанными глазами.
Любовь полна и совершенна, когда твои чувства и мысли откликаются в чьем-то сердце — и это тоже знали лютьеры, которые дали виоле любви резонирующие (симпатические) струны, делающие звук объемным и сияющим.
/blagaya.ru/wp-content/uploads/2015/02/vda_Leidolff_angel-300x228.jpg" target="_blank">http://blagaya.ru/wp-content/uploads/2015/02/vda_Leidolff_angel-300x228.jpg 300w" title="vda_Leidolff_angel" width="299" />
.
Виоль д’амур (или виола д’аморе) — представитель блистательного семейства виол, аристократической ветви европейских смычковых. В каких точно отношениях это семейство находится со скрипичным семейством, нам знать сейчас не обязательно (хотя «Музыкальная энциклопедия» упоминает как одну из версий, что скрипка могла развиться и от виол, а про сами виолы пишет, что они произошли от средневекового смычкового инструмента фиделя/виелы/виолы, вобрав в себя к тому же черты лютни).
/blagaya.ru/wp-content/uploads/2015/02/333-300x193.jpg" target="_blank">http://blagaya.ru/wp-content/uploads/2015/02/333-300x193.jpg 300w" title="OLYMPUS DIGITAL CAMERA" width="430" />
Как бы то ни было, виолы когда-то считались драгоценными музыкальными инструментами для чутких ушей и изысканного общества, а скрипки — их грубоватыми, нагловатыми соперниками с улиц. И вот возникла «виола любви». «Британника» прямо называет эту виолу с резонансовыми струнами гибридом виолы и скрипки. «Музыкальная энциклопедия» пишет, что виола д’амур наряду с виолой-бастардой (да-да, есть и такой инструмент!) возникла «в процессе «борьбы» виол и скрипок». (Или — в результате кровосмесительной страсти?)
…Вот тут-то самое время вспомнить про violin и fiddle.
Помните, что это два имени скрипки, отражающие ее двойственность: одно уважительное, другое не очень?
Есть шутливое обозначение, как отличить «виолин» от «фиддла»: на «фиддл» не жалко пинту пива пролить. Fiddle — вообще слово с подмоченной репутацией. Мошенничество или надувательство — это в основном про «фиддл», даже глагол такой есть. (Подробнее).
Так вот, в каких бы ни были отношениях виолы и скрипки, факт в том, что сейчас в слове violin отчетливо слышно «viol». (А «большая скрипка» из семейства скрипичных — альт — так и называется сейчас: viola). Ну а fiddle — он и есть fiddle… только слово перенеслось со средневековой бродячей на классическую скрипку. (Кстати: пословица про «face as long as a fiddle» — «лицо вытянувшееся, как скрипка» — это, конечно, про вытянутую физиономию древних народных «пра-скрипок» — про какую-нибудь понтийскую лиру, очевидно? — но никак не про наш инструмент).
В общем, путаница. И получается, что в скрипке заложена двойственность: в ней видят сразу и бродячий простонародный фидель (та часть ее природы, которая связана с искусством улиц!), и благородство утонченных виол.
В игре это, кстати, очень даже проявляется. Чем лучше ты научился играть, тем звук получается более «округлый», благородный, глубокий… Чем хуже — тем он более скрипучий, резкий и плоский, или даже гнусавый, как у некоторых народных скрипок.
Правда, вне зависимости от уровня игры, «простонародность» иногда нужна как особая краска. И вообще если ты только и умеешь, что нежно петь — ты так долго не проживешь! Иногда нужно и ответить, и за себя постоять.
— В нашем деле надо рубать! — задумчиво сказала как-то одна известная профессор.
Кто смотрит со стороны на нежного скрипача, никогда бы не подумал. Очередной парадокс…
— —
P.S.
В связи с виолой д’аморе некоторые усматривают какие-то сюжеты, ведущие опять к Востоку. То в резонаторных отверстиях на верхней деке (затейливые вырезы вместо эфов) видят какой-то исламский символ, то вспоминают о резонирующих струнах на восточных инструментах — напр., на индийском саранги (см. видео о виоле д’амур выше на этой странице). А есть еще версия, что якобы и само название виоль д’амур на самом деле восходит не к амурам вовсе, а к маврам! (Viola d’Amore = Viola da More). Что якобы кто-то когда-то ослышался.
Рубрики: | Классическая музыкаСимфонии, Оратории, Мессы, Вальсы, Танцы, Увертюры, Оперы, БалетыМузыка Эстрада, Классика, Романсы, Поп исполнители, Рок, Фолк-музыка,Джаз |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |