Спросили меня тут давеча, почему мое отношение к советской власти такое личностное. Цитировать не буду (наверное; ведь это же не нужно?).
Причин несколько. И они связаны не с внешней активностью советской власти, на которую следовало бы как-то реагировать, а с моими собственными характеристиками. Я девушка впечатлительная, а в детстве (которое аккурат пришлось на Советский Союз, так как я закончила школу в год его распада) была вообще... очень впечатлительная. Кроме того, меня сильно избаловали родители. И еще кроме того, папа привил мне любовь к логике. И еще я всегда предпочитала правду неправде. И еще я не мыслю жизни без свободы. И еще я гуманист ))))
Поэтому я не люблю любую традиционную культуру, советская не исключение. Но если у традиционных культур есть какое-то... обаяние архаики, так скажем, то советский вариант лишен этого обаяния. Там, где в традиционных культурах есть вежливость, взаимопомощь, добродушие - там в советской культуре произрастает хамство, странная кривая корысть (блат), настороженность. Русских узнают во всем мире по "заебанным" лицам, как выразился один мой испанский знакомый. Я согласна. Там, где люди свободного мира открыто улыбаются, русские смотрят недоверчиво. Для меня очевидно, что это результат долгих сношений с таким общественным устройством, в котором человек ничего не значит и выебать его можно в любой момент без всякого повода.
Да, кстати. Я отнюдь не хочу сказать, что в советское время СОВСЕМ не было всего того милого, архаичного. Ну а-ля "где без спроса ходят в гости, где нет зависти и злости". Было, конечно. Но общее впечатление о Советском Союзе сложилось у меня именно такое: искаженная, уродливая культура повседневности,проявляющая в человеке худшее, а не лучшее. Лучшее в человеке как бы существовало вопреки. И это было нелогично и негуманно )))
Теперь конкретика.
1. Меня очень сильно угнетало тотальное советское хамство. Я могла расплакаться, если в магазине в очереди люди начинали давиться и ругаться. Тетки в ЖЭКе или на почте вводили меня в ступор на весь день. Я не понимала этой тотальной наглости и злобы. Мне не нравилось, что в школе учителя (не все, не все) могут себе позволить такие выходки в адрес учеников, за которые сами ученики друг другу могли бы и морды набить. Я не понимала, почему человеку "можно" повести себя по-хамски. И почему, если человек вдруг почувствует, что "можно", то почти наверняка поведет. А когда окажется в ситуации, в которой другому "можно" по отношению к нему, - стерпит. Меня это правда - очень рвсстраивало.
2. Ситуация несвободы, причем абсолютно необъяснимая. В то ли 11, то ли 12 лет я прочла "Собор Парижской Богоматери". Потрясенная, растрепанная пришла к папе и говорю: "Я хочу в Париж посмотреть Нотр-Дам". (Папа у нас был человеком, которому объявлялось о своих желаниях и о сроке их выполнения ))) И тут он - р-раз! - и не задумываясь, ни секунды не поколебавшись, говорит: "Это неосуществимо". Я только открыла рот, чтобы объяснить, что мне очень надо, как он меня остановил и сказал, что он очень хотел бы мне помочь, но тут он не в силах. Это неосуществимо. И необъяснимо - он не может мне объяснить, почему это невозможно. Просто поверь. Нам, советским людям, очень трудно поехать за границу куда-нибудь, кроме Болгарии и других соцстран.
Если уж папа был не в силах... Это было катастрофой.
3. Ложь, которая была всюду. Я даже не беру партийное вранье по телеку и в газетах. Школа была пропитана ложью. Быт тоже. Например, чтобы купить хорошие яблоки или мандарины, надо было сказать продавщице: "Выберите, пожалуйста, получше, нам в больницу". Что за бред вообще!
4. Не просто алогизмы, а какие-то антилогизмы были повсюду. Например, чтобы поступить в институт, надо было стать комсомольцем и получить характеристику. Какая-то херня вообще. Какое отношение комсомол и характерика имеют к уровню знаний? Правда, меня лично это не коснулось - это положение было отменено где-то в 88 году, как раз когда мне надо было вступать в комсомол, и я не стала вступать.
Антилогизмы, как я заметила, были как раз направлены на подавление свободы. Они создавали множество препятствий, рогаток, рвов на пути к собственной биографии. Поэтому для меня раз и навсегда свобода и логика связаны между собой - свобода это как бы логичное устройство мира, несвобода - нелогичное. К советской власти это уже не имеет отношения.
Окончание школы совпало с распадом Советского Союза и с началом реформ. Честно говоря, первые два-три курса мне было совсем не до общественных изменений. А потом в легкие хлынул воздух свободы. Да, ельцинская свобода тоже была очень кривой и искаженнй. Один разгул криминала чего стоит. Но главным стало другое - исчезли рогатки на пути к биографии.
И я забыла о советской власти вплоть до начала нулевых годов. А потом она стала все сильнее напоминать о себе. Поэтому сейчас я говорю о ней очень лично, даже болезенно. Это все равно как если бы человек, например, болел, потом выздоровел и несколько лет прожил нормально. А потом вдруг стала возвращаться болезнь. И вот он ее ненавидит, эту болезнь, не может говорить о ней спокойно. А если бы она не возвращалась, то он бы о ней и не вспоминал.
Опять многабукаф получилось. Извините.