-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кудряшка_Сью

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Северный_Парк

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 19537


счастье

Среда, 09 Июля 2008 г. 18:38 + в цитатник
Есть несколько слов, значение которых не может быть описано иначе, чем через индивидуальный опыт. Который обычно настолько индивидуален, что объективация данных значений (пришпиливание их к какому-нибудь культурному образцу) происходит обычно с большими смысловыми потерями, чаще всего фатальными. Я хочу сказать, что попытка описать индивидуальный опыт, сделавший индивиду понятным слово, например "счастье", обычно обречена на мучительный подбор слов, каждое из которых так или иначе коррелирует с какой-то культурной нормой - и чем больше коррелирует, тем меньше индивидуального остается в этом описании.

Таковы слова "любовь", "дружба", "горе", "счастье". Многочисленные культуры предлагают еще более многочисленные образцы того, какие значения могут быть у этих слов. Значения, в свою очередь, выражаются словами, которые "привязаны" к данному образцу стереотипно. Ну, например, есть представление о дружбе как о "настоящий друг всегда подставит плечо" (или что-то в этом роде, что-то такое гитарно-костровое). То есть существует некая цепочка слов, в данном культурном контексте образующая ассоциативный хвост слова "дружба". Даже если это последнее не употреблять, а просто расположить эти слова через запятую, то ассоциация с искомым стереотипным значением возникнет сама собой: "плечо", "рядом", "на выручку", "всегда", "пополам", "крепость", "верный", "помощь" и т.д. В этом дискурсе друг осознается просто-напросто как некая Помогающая Сила, и в ее безотказности и есть суть. Если откажет в помощи - то сразу никакой не друг, а - Предатель. Другое определение дружбы - интеллигентско-снобское - объективируется через такую цепочку: "понимание", "обсуждать", "ночи напролет", "интересно", "обо всем" и пр. В таком понимании идеи Помощи вообще нет - люди могут дружить десятилетиями и ни разу не обратиться друг к другу ни с какой просьбой, но ограничиваясь исключительно беседами, считать себя лучшими друзьями - именно потому, что один собеседник интересен и понимает другого, и отчасти через противопоставление "непонимающим", то есть подавляющему большинству. Есть милый моему сердцу стереотип дружбы как совместного приключения: "болтаться", "ржать", "передряги", "вспомнить на свалке" и пр. Чаще всего такого рода понимание дружбы случается в молодости и описывается впоследствии с исключительно добрым чувством, начисто лишенным драматической напряженности самой моей нелюбимой цепочки: "лучший", "знает обо мне все", "навсегда", "полностью доверять", "делиться", "совет" и пр.

Субъективное переживание обычно гораздо богаче стереотипа, но описываясь словами, которые хотя бы за самый хвостик значения могут быть привязаны к словам из Цепочки, - с жуткой неотвратимостью поглощается стереотипом, как черной дырой. Так, стоит только сказать, что такая-то отлично тебя понимает, как ее тут же запишут в твои подруги (а то и лучшие), хотя лично ты ничего подобного в виду не имел.

Чего-то преамбула затянулась ))) На самом деле я хотела о счастье. К несчастью, оказавшемся в числе бедных слов, волокущих на себе этот мертвый груз обессмысленных своей повторяемостью цепочек.

Как описать счастье? как сделать понятным то, что чувствуешь, когда чувствуешь себя счастливым? бедное слово тащит на себе "понимание", "любовь", "богатство", "детей", "здоровье", "родителей", "душу", "успех" и еще кучу разнообразной хрени. И по ... назовем его так - макропозицированию слова "счастье" в массовом сознании можно сделать вывод о его, массового сознания, состоянии.

Например, были времена, когда быть счастливым было не то чтобы немодно, но... не принято. Жизнь воспринималась как подвиг, как соревнование, как борьба с трудностями. Именно они (трудности и борьба) подлежали обсуждению, именно проблематика, от повседневной до цивилизационной, была дискурсообразующим фокусом внимания. И в самом деле, когда даже покупка детской коляски оказывается серьезной задачей, представление о счастье отодвигается на задворки сознания как не самое актуальное.

Мне кажется, советские люди не умели быть счастливыми (как не умели многого другого: например, понимать деньги) просто потому, что фокус их внимания сосредотачивался на многочисленных "неполадках". Точнее выражаясь, советские люди не научились осознавать счастье, рефлексировать и формировать его - и страстно возжаждали образца, стереотипа, какой-нибудь короткой цепочки, заполучив из которой все, можно было бы хотя бы считать себя счастливым - хотя бы потому, что "есть все, что нужно для счастья".

Официальная доктрина счастья как-то не очень коррелировала с повседневностью. Счастливый советский человек предлагался как "активный общественник", "друзья и коллеги", "уважают на работе", "крепкая ячейка общества" и пр. Весь этот набор фигурировал обычно в газетных статьях о передовиках производства, заканчивающихся обычно словами передовика: "И когда я смотрю, как <здесь результаты труда>, я счастлив". Даже если передовик производства не врал, особого доверия ему не было. Не станешь же, в самом деле, всю жизнь пялиться на результаты своего труда - тем более что они зачастую отсутствуют - а счастливым-то хочется быть всю жизнь.

И счастье советских людей потащило на себе "квартиру", "машину", "дачу", "жену/мужа", "детей" и "здоровье". Это было такое почти недостижимое счастье. К нему можно было стремиться всю жизнь. Поэтому возникла еще одна, более прагматичная цепочка: "достать дефицит", "выйти удачно замуж", "съездить на море" и прочая пошлятина, от которой зубы сводит.

Счастье советского человека маркировалось появлением в его жизни чего-то нужного, чего ему "не хватало для счастья" и получение чего было сопряжено с большими трудностями. То есть иначе чем через преодоление трудностей счастье не осознавалось.

Советское общество подошло к реформам с тремя неумениями: оно не умело зарабатывать деньги, понимать деньги и быть счастливым. Может, неумений было больше, но эти - самые главные. О деньгах я попозже напишу, а неумение быть счастливыми иначе чем через преодоление трудностей - трудности и породило. Да такие, что когда постсоветским людям твердо (тверже некуда) пообещали, что таких трудностей больше не будет, они почувствовали себя счастливыми и готовыми голосовать за это всю оставшуюся жизнь.

Время реформ вспоминается как тяжелейший опыт наученной беспомощности. Советское время было долгим, и каждый советский человек так или иначе знал, что нужно делать, чтобы побыть счастливым хотя бы недолго - получить что-то, преодолев трудности. Ельцинские реформы были относительно коротким периодом, в течение которого активность людей по преодолению трудностей постоянно натыкалась на их же собственную некомпетентность в этом странном полурыночном-полукриминальном мире, на дефолты и на пиар-технологии. Иными словами, трудности стали слишком запредельными, а результат их преодоления слишком непредсказуемым, чтобы оценивать это время как счастливое.

Радовалась только молодежь, которой стало можно получать несколько высших образований одновременно, делать карьеру с первого курса, получать гранты и ездить за границу. Для многих ныне тридцати-тридцатипятилетних ельцинское время ассоциируется с самым настоящим счастьем - на материальные трудности по молодости внимания особо не обращаешь, а вдруг распахнувшиеся горизонты с лихвой компенсируют то, что твой завтрак является одновременно и обедом, и ужином. Тем более что очень скоро в твоей жизни появляется и второй завтрак и ланч, и файф-о-клок, и черта в ступе. Но все равно дело не в них, а в энергии свободы и самостоятельности, которая и делает счастливым.

Счастье этого поколения стали составлять "успех" (о этот успех, сколько душ на его счету), "знания", "самостоятельность", "открытое общество" (вездесущий Сорос изобрел отличный брэнд), "свобода", "экспириенс" и прочее. Многие из них до сих пор так объективируют счастье и потому несколько охуевают от того, что теперь такое понимание счастья в России вдруг стало сопрягаться с некоторыми проблемами.

За более молодых взялись средства массовой информации и рекламы (я теперь так их буду называть). Настала эра гламура. Я о ней уже писала и повторяться не хочу. Идентификация себя с рекламным образом стала составлять сферу счастья тех, кто не может смотреть на себя иначе, чем глазами того, кто смотрит тот же рекламный ролик. Таких очень много.

Стало модно быть счастливыми. Хвастовство и показуха получили даже свои этикетные нормы. Но счастье еще не стало нормой социального дискурса. Оно по-прежнему является чем-то отклоняющимся от нормы - в российских культурах настолько глубоко укоренена идея страдания, терпения, преодоления трудностей, что даже генерация гламура лезет к своим бриллиантовым вершинам, сцепив зубы и плача в подушки. Иначе как-то не принято.

Уф. Я аффтар. Жалко, что мне не платят построчно.
Рубрики:  курлы

торрио   обратиться по имени Среда, 09 Июля 2008 г. 19:40 (ссылка)
Все правильно. Наличие реального горизонта и ощущение реальности наших возможностей позволяют быть счастливым даже имея не совсем обеспеченную материальную базу в настоящем.

А теперь социальные лифты заблокированы, перспектив и горизонтов нет, а та материальная база, которой мы владеем может быть реквизирована "по закону" тех, кто заблокировал лифты и свернул горизонты.

Да здравствуют 90-е!
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Среда, 09 Июля 2008 г. 20:30 (ссылка)
Или наша молодость, Торрио? )))
Ответить С цитатой В цитатник
торрио   обратиться по имени Среда, 09 Июля 2008 г. 21:17 (ссылка)
А я сейчас себя старым не полагаю и не ощущаю. Способен реки в Среднюю Азию повернуть будь на то необходимость и перспективы личного карьерного роста. )))
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Среда, 09 Июля 2008 г. 21:41 (ссылка)
Да я, в общем, тоже. В смысле старой не считаю. Но молодость все равно позади, чего уж там.

(смотрю правде в глаза)
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Среда, 09 Июля 2008 г. 22:49 (ссылка)
Осторожней со словами-стереотипами. Чаще всего люди недооценивают работу, проделаную человечеством.
Простой пример: "животное". Крайне интересно, когда появилось это слово, и как вначале звучало. Ведь буквально это означает "существо с животом". То есть, с энергетическим котлом отдельным устройством. Вдруг выясняется, что простейшие - кишечнополостные, черви, - и отличаются от растений органом переваривания.
То есть, "животное" - настолько точное слово, как будто его даровали инопланетяне. Точность этой классификации оценена только сегодня.Теоретически, такая точность определения вообще немыслима без хороших исследований!
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 00:08 (ссылка)
P.S. Это к тому, что цепь стереотипов не значит, что со счастьем у нас плохо. Стереотипы - это, возможно, очень глубоко и серьёзно. Это научная философия совокупного человечества, в отличие от придуманной каким- нибудь хмырём единолично.

Вообщем, по пьесе "Семейное счастье", Галчинского:

Учавствуют:
----------Папуля
----------Мамуля
----------Бабуля
----------Дитя
----------Гром и молния
----------Ослик Порфирион

На сцене - тихий аполитичный очаг вечером

БАБУЛЯ
Как мне хорошо!
МАМУЛЯ (глядя на Папулю)
Наконец-то мы вместе! (плачет от счастья)
ДИТЯ (играет плюшевым лилипутиком)
.....пауза....тишина...счастье...
ПАПУЛЯ (вдруг)
Нет, я сгнию в этой мешанской дыре! С меня хватит! Я создан для другого! Я ощущаю в себе неограниченные возможности! Держите меня!
(глядя на Мамулю и Бабулю)
Разрази всё это гром и и молния!

ГРОМ И МОЛНИЯ
(разражаются и полностью ликвидируют проблему тихого аполитичного семейного очага вечером)

ОСЛИК ПОРФИРИОН
Боже! А всё было так хорошо!

ЗАНАВЕС
Ответить С цитатой В цитатник
Субурбанит   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 00:17 (ссылка)
Ostreuss, за такие тексты аффторов надо пороть розгами, лучше публично. Или на стройку посылать принудительно, вместо манерных презентаций, и желательно подальше.

Кудряшка_Сью, почему бы не постулировать, что "счастье" - это основное неопределяемое понятие, как "точка" в математике.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 11:57 (ссылка)
Отчего же неопределяемое, Субурбанит. Вполне себе определяемое, вместе с любовью и пр, но - через субъективный индивидуальный опыт. Иными словами, индивид может определить это слово для себя. Но когда этот индивид начнет рассказывать другому индивиду (например, я - вам, а вы - мне), что для него значит счастье, то воленс-ноленс он непременно собьется на какую-то из цепочек. А если даже сам не собьется, то слушающий его индивид, скорее всего, попытается пристегнуть рассказываемое к какой-то из известных ему цепочек.

Остройс, а я не отрицаю силу и пользу стереотипов. Я просто хочу сказать, что именно пристегивание к ним затрудняет межиндивидуальное понимание (см. мой пример с подругой). И пытаюсь представить себе ситуацию, при которой можно попытаться определить несколько вот этих базовых категорий (счастье, горе, добро, зло, любовь, дружба, что там еще) и, определив их значение в контексте большой культуры, лучше понять эту самую культуру и историю.

Кстати, "живот" по старославянски - это не "жизнь" случайно? )))) то есть "животное" - просто "живое".
Ответить С цитатой В цитатник
Субурбанит   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 15:46 (ссылка)
Кудряшка_Сью, именно это и называется в математике "основным неопределяемым понятием" - когда самому очевидно, а письменно не выразить.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 16:00 (ссылка)
Я все же надеюсь, что если очень постараться (и если собеседник постарается понять), то выразить все-таки можно.

Например, одна моя знакомая почувствовала себя очень счастливой, едучи в машине с мужем и глядя то на красивые пейзажи за окном, то на его загорелые руки, лежащие на руле.

Вроде ничего особенного, но мне интуитивно понятно, что она испытывала.

А в какой-то жуткой английской книге я прочла историю женщины, которая была некрасивая, злая, глупая, никто ее не любил и она никого не любила. Большую часть своей долгой жизни она с кем-нибудь за что-нибудь боролась. Но когда ей было 16 лет, она стояла во дворе и смотрела на зеленую траву, на солнце и листву и почувствовала себя очень счастливой. Это чувство длилось минуту. Собственно, это и была единственная минута счастья за все 80 лет ее жизни.

Опять же интуитивно понятно. То есть основное - не пристегиваться к стереотипу, и тогда собеседник, проявив усилие и не пристегивая тебя к нему насильно, МОЖЕТ тебя понять.
Ответить С цитатой В цитатник
Пена_Морская   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 18:32 (ссылка)
Сью, ты какие-то мифы про советские времена рассказываешь. Что-то типа того, что и секса не было. А между тем трахались за милую душу и вовсе даже не без удовольствия.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 18:48 (ссылка)
Ну, я там утрирую, конечно, и не только про советские времена, а и про все остальные.

Но основной мой посыл в том, что анализ содержания базовых этических категорий в каждой конкретной культуре помогает эту культуру лучше понять. И мне все-таки кажется, что в советской культуре понимание счастья было весьма отличным от современной гламурной, например.

В частности, моя приятельница рассказывает своему папе (лет чуть за 60) о том, как съездила в Альпы на горнолыжный курорт. А папа всю молодость тоже прокатал на горных лыжах - в Приэльбрусье. И вот она рассказывает, какие там аккуратные подъемники, как там все разумно устроено на трассах, что лишних движений совершать не нужно - тут же рядом кафе, тут же подъемник, тут же туалет, тут же всяко разно. Он слушал-слушал, а потом спрашивает: "А кайф-то в чем?"
Ответить С цитатой В цитатник
Пена_Морская   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 18:57 (ссылка)
угу. Только это не про счастье. )))))
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 19:02 (ссылка)
Ну близко, близко. Ну попробуй сама советский паттерн счастья описать. Ключевыми словами, как я. Или в произвольной форме )))
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 19:15 (ссылка)
Субурбанит, Галчинского? Розгами? это можно. Памятники отстегать - их там куча, в Польше. Это его знаменитый театрик "Зелёный Гусь".

Кудряшка_Сью, классическим примером скрытой информации в языке служит плот, стакан, озеро, шимпанзе и жареные каштаны. Научили обезьяну заливать огонь водой и доставать лакомство - каштаны. Потом посадили на плот, где кострик, а на другом плоту поставили ведро с водой. Соединили досточкой.Обезъяна бегала по досточке до ведра, набирала в кружечку, и заливала костёрчик. Убрали досточку. Всё, ничего не можем. Вода в озере, по которому плавает плот, не ассоциируется.
Человек не умней обезъяны. Просто у него вода и в кружке, и в озере называется одним словом.
Гигантский скрытый объём информации - язык. Может, мозги на 90 % состоят из языка?
А со "счастьем" - особенно серьёзно.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 19:27 (ссылка)
Ну так напишите же эти слова заветные! про счастье. Не про свое личное - про советское как оно вам помнится. Ибо. Я был тогда мал. Я был дитя (с)
Ответить С цитатой В цитатник
Субурбанит   обратиться по имени Четверг, 10 Июля 2008 г. 20:32 (ссылка)
Исходное сообщение Ostreuss
Субурбанит, Галчинского? Розгами? это можно. Памятники отстегать - их там куча, в Польше. Это его знаменитый театрик "Зелёный Гусь".
Я не знаю, чем этот "Зеленый Гусь" такой знаменитый, но к подобному "авангарду" отношусь с брезгливостью. Даже умную мысль надо уметь высказать литературно, иначе она не мысль, а гламурный высер.

А пример с обезьяной я оценил, спасибо. Хорошее сравнение.
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 00:35 (ссылка)
Кудряшка_Сью, отмечу, что "выйти удачно замуж" как раз нехарактерно для советской эпохи. Богачи появились сейчас.
"Дефицит" - да, это очень. Например, книжка американской фантастики (в "Чародеях" герой совершает немыслимое - достаёт знаменитую подписку "Мир фантастики"). Я, к примеру, расту "оттуда" - мой старший брат отличался исключительными способностями к оболваниванию киоскёрш и библиотекарш.
На самом деле счастье было всё тоже. Семья, любовь, хороший человек. Оно не зависело от того "счастья", которое навязывали идеологически, и, честно, глубоко на это идеологическое счастье плевало. "Ударник" зачастую был равносилен "придурку".
Огромная часть "счастья" была заблокирована наглухо. Это и являлось причиной апатии, а апатия привела к Развалу. Однако устранение, обрезание возможностей увело "счастье" в области, далекие, и возможно - более истинные. Сейчас человек более обеспокоен достижением общественно-признанного "счастья" (вилла, доход), чем тогда. Поэтому хорошие книги и фильмы советского времени часто о "счастье", и след которого отсутствует в западном мире, и уже утеряно сегодня.
Например, всё более становится непонятным один из главных критериев того "счастья" - "он (она) - хороший человек".
....
Со словами круга "счастья" довольно сложно, но с антитезой - "горе" - легко. "Горе" советских времён":
рак, онкологическое
Афган
обком, секретарь обкома
спился
стукач
...
Может, ещё вспомню. Но понятно, что "горе" всё очень по-делу. Можно предположить, что и"счастье" - тоже.
Думаю, в некотором смысле произошла девальвация понятия.
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 00:53 (ссылка)
И ещё, о социалистическом сексе - может, прояснит.
Если б я делал эротический фильм, я бы сделал его в декорациях и временах ГДР. Новостройки, одинаковые квартирки.
Когда я смотрю на эти гдр-овские хрущобы, с картинки как будто возбуждение прёт. Мечтаю перенестись на месяцок. Зашел к соседке, - ну, ясно зачем.
Если мы такие несчастные, у нас ничего нет, кроме социализма, так хоть трахнемся. Ничего не убудет, ничего не прибудет, а приятно. Особенно приятно, что запретно.
А сейчас это дело приобрело торгашеский оттенок.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 09:22 (ссылка)
Остройс, я как раз думала о том, что "горе" и "зло" определяются гораздо легче (как индивидуально, так и в масштабе культуры), чем "счастье" и "добро". Спасибо за подробные ответы (остальные! берите пример!).

И еще я вчера подумала о том, что определение счастья, свойственное той или иной культуре, надо искать в том числе и в литературе, которая к этой культуре принадлежит. И стала вспоминать советскую литературу. И уперлась как раз в то, что вы и написали - официоз сильно расходился с практикой.

Я имею в виду, что советская литература, как и многое другое советское, делилась на две неравные части: издаваемую и читаемую. И для понимания повседневной культуры советских людей надо анализировать ту литературу, которую читали. "Доставали", "получали за макулатуру" (или как там это называлось?), "подписывались" и пр.

То бишь был какой-нибудь действительно популярный Шукшин, а был какой=нибудь ... ну я не знаю, я в них не сильна ... была какая-нибудь книжка типа "Устои" или там "Основы". Которую написал какой-нибудь член СП, которого никто не знал и в гробу видел, и которую давали "в нагрузку". Понятно, что в "Устоях" будет передовицкое счастье. А у Шукшина - скорее всего - народное.

Но! жопа в том, что ни я в детстве, ни мои родители не собирали советской литературы вообще. Русская и зарубежная классика - да, зарубежная литература - да, а из советской литературы книги в дом буквально "залетали". И из этого массива я читала всего ничего - Шукшина того же да Бориса Васильева. Ну и еще пару книжек про войну. И все!

А, вспомнила. Есть же еще кинематограф. Важнейшим для нас является. Но я не смотрю кино, никакое. И что постулировали хорошие советские фильмы в качестве счастья, я не знаю.

Теперь насчет "выйти удачно замуж". Я не имела в виду, что "удачно" - это за богатого. В советское время идея удачного замужества выглядела куда более скромно: "чтобы не пил, не курил, и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тещу мамой называл". То есть мужики, похоже, в совке настолько отморозились, что идея нормальной сотруднической семейной жизни стала идеей Удачного Замужества ))))

Ну то есть да, мамы говорили, что "человек должен быть хороший". И я не согласна с тем, что сейчас представление о "хорошем человеке" исчезло из дискурса. Напротив, я считаю, что сейчас "хороший человек" дефинирован значительно четче, чем тогда.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 09:25 (ссылка)
И да, Остройс, я хотела спросить: какая именно часть счастья была заблокирована для советских людей.
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 12:47 (ссылка)
Во, у меня комп временно починили.
...
Кстати, к "горю": сосед-алкаш, или сволочь (коммуналка), детдом.
Книги советские тоже не читал. На макулатуру и по подписке были иностранные, (детективы, беллетристика). Шукшин - свободно, один Пикуль удостоился.
Если брать литературу, то полнее всего ощущение "советского" счастья в фантастике Крапивина. "Звездолёт на желтой поляне" - вообще сильнейшее отражение совка: правят какие-то манекены, которых никто не видел, могут кокнуть за так. "Магистр" в этой эпопее - просто 100% ФСБ-шник.
Но главное - фильмы. "Летят журавли". Помню чистый фильм о счастье - по-моему, "Рано утром".
Отмечу, что, как и в сказке, опус о счастье заканчивался на женитьбе. Однако в жизни "хорошие люди" были, а сейчас я их как-то не встречал. Поясню.
В рассказе Дж.Лондона "Мексиканец" герой думает о тренере, который его часто ангажировал (имя не помню): "Ну да, Джон - хороший. Но тоже гринго".
"Гринго" - это белый. Эгоизм, выгода, если надо - ложь. Я и жду от людей, что они такими будут. Винить их за это нельзя: рыба ищет где глубже... Однако раньше попадались НЕ-ГРИНГО.
...
Заблокирована была собственность, независимое ни от каких людей продвижение наверх - на собственных талантах и разворотливости, возможность смены страны. Заблокировано было очень много. Все мечтали, фактически - о 90-х. Если б они наступили раньше, быть и мне Абрамовичем - но я дошёл уже полностью деформированный, апатичный, приспособленный к жизни в совковой тюряге.
Ответить С цитатой В цитатник
Пена_Морская   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 12:53 (ссылка)
" А что такое счастье, каждый понимал по-своему" (с) Аркадий Гайдар
Ответить С цитатой В цитатник
Пена_Морская   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 16:13 (ссылка)
В общем-то Редькин был
неплохим человеком, очень трудолюбивым, очень упорным, начисто лишенным
корыстолюбия. Он проделал громадную работу, собравши гигантскую
коллекцию разнообразнейших определений счастья. Там были простейшие
негативные определения ("Не в деньгах счастье"), простейшие позитивные
определения ("Высшее удовлетворение, полное довольство, успех, удача"),
определения казуистические ("Счастье есть отсутствие несчастья") и
парадоксальные ("Счастливее всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые,
ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся,
боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не
обольщаются").
Магнус Федорович положил на стол коробочку с ключом и, недоверчиво
глядя на нас исподлобья, сказал:
-- Я еще одно определение нашел.
-- Какое? -- спросил я.
-- Что-то вроде стихов. Только там нет рифмы. Хотите?
-- Конечно, хотим, -- сказал Роман.
Магнус Федорович вынул записную книжку и, запинаясь, прочел:

Вы спрашиваете:
Что считаю
Я наивысшим счастьем на земле?
Две вещи:
Менять вот так же состоянье духа,
Как пенни выменял бы я на шиллинг,
И
Юной девушки
Услышать пенье
Вне моего пути, но вслед за тем,
Как у меня дорогу разузнала.

-- Ничего не понял, -- сказал Роман. -- Дайте я прочту глазами.
Редькин отдал ему записную книжку и пояснил:
-- Это Кристофер Лог. С английского.
-- Отличные стихи, -- сказал Роман.
Магнус Федорович вздохнул.
-- Одни одно говорят, другие -- другое.
-- Тяжело, -- сказал я сочувственно.
-- Правда ведь? Ну как тут все увяжешь? Девушки услышать пенье... И
ведь не всякое пенье какое-нибудь, а чтобы девушка была юная, находилась
вне его пути, да еще только после того, как у него про дорогу спросит...
Разве же так можно? Разве такие вещи алгоритмизируются?
-- Вряд ли, -- сказал я. -- Я бы не взялся.
-- Вот видите! -- подхватил Магнус Федорович. -- А вы у нас
заведующий вычислительным центром! Кому же тогда?
-- А может, его вообще нет? -- сказал Роман голосом
кинопровокатора.
-- Чего?
-- Счастья.
Магнус Федорович сразу обиделся.
-- Как же его нет? -- с достоинством сказал он, -- когда я сам его
неоднократно испытывал?
-- Выменяв пенни на шиллинг? -- спросил Роман.
Магнус Федорович обиделся еще больше и вырвал у него записную
книжку.
-- Вы еще молодой... -- начал он.
Но тут раздался грохот, треск, сверкнуло пламя и запахло серой.
Посередине приемной возник Мерлин. Магнус Федорович, шарахнувшийся от
неожиданности к окну, сказал: "Тьфу на вас!" -- и выбежал вон.
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 16:21 (ссылка)
Какая прелесть. Кажется, именно эту книжку мне советовал муж.

Остройс, уверяю вас, что НЕ-гринго есть и сейчас, и очень много. Уверяю.
Ответить С цитатой В цитатник
Субурбанит   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 16:22 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 16:28 (ссылка)
А вы, Субурбанит, попробуйте дефинировать советское счастье? Вы же вроде старше меня? или мы ровесники? не помню. А то я уже убегаю, а когда прибегу, мне должно быть что почитать.
Ответить С цитатой В цитатник
Субурбанит   обратиться по имени Пятница, 11 Июля 2008 г. 16:37 (ссылка)
Я попробую объяснить, но Вы вряд ли поймете. Счастье - это когда играешь в общаге по рублю за вист, пуля в полном дерьме, спьяну берешь мизер типа 7-10-Д-К, а в прикупе восьмерка. А все остальное - здоровье, секс, "золотые" сессии - у меня и так было. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Кудряшка_Сью   обратиться по имени Суббота, 12 Июля 2008 г. 06:54 (ссылка)
Отчего ж не понять ))))

Только, ей-богу, первый раз слышу, что для счастья могут быть нужны еще и золотые сессии. Как это по-советски, действительно.

И все-таки мне кажется, что упущено что-то важное в советском определении счастья.
Ответить С цитатой В цитатник
zouty   обратиться по имени Воскресенье, 13 Июля 2008 г. 15:05 (ссылка)
"Доживем до понедельника".
Советское счастье поддается определению, а определение оценивается. Кем-то.
В засуху постоянно думаешь о дожде.

Субурбанит, за что люблю преферанс, так это за то, что счастье и удача там не необходимы. Пруха — вещь хорошая, но она всего лишь ветер в парус, которым ты или умеешь, или не умеешь управлять. Это в любом случае кайф, если есть свободное время после игры и партнеры выносливы, не дураки, не понтярщики и трезвые. А понтярщику любая халява за счастье. Боже упаси такого счастья. Видите, как всё относительно.

Рискну всё же предположить, что счастье — это ощущение, вызываемое повышением концентрации допамина и прочих подобные ему эндорфинов в нашем организме, обусловленным состоянием окружающей действительности и его восприятием . Универсально и ни о чем, но всем присутствующим желаю почаще, но естественно и без злоупотреблений.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку