Дни особого поминовения усопших. 2015 год. |
Родительские субботы - дни поминовения всех от века усопших православных христиан, как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами.
Это день общерусского поминовения усопших предков, приходящийся на субботу Пёстрой недели (перед Масленицей), главный зимний поминальный день. В такие дни у православных христиан принято посещать храмы, в которых проводят заупокойные службы. А также приносить жертвы на панихидный стол – разные продукты, но только не мясные.
Во время вселенской панихиды в этот день Церковь молит Праведного Судию явить всем усопшим православным христианам, включая особенно всех, кто умер внезапно и остался без узаконенного погребения, Свою милость в день нелицеприятного воздаяния.
Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни.
Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда не относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.
В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Поминовение усопших воинов. За веру, Отечество и народ жизнь свою положивших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
История показывает, что отечественные Вооруженные Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли.
День Победы уже давно стал одним из наиболее почитаемых праздников, для всего нашего народа, независимо от возраста. Это праздник окончания Великой Отечественной войны, в которой всему миру был выказан подвиг воинов-победителей. И в самих воинах, и в подвиге их, пожалуй, наилучшем образом воплотился человеческий идеал, который создавался человеком в течение всей истории, во многих веках: спаситель, освободитель, защитник.
9 мая - День Победы стал третьим воинским поминальным днем добавившись к уже существующим двум (Дмитриевская суббота и день Усекновения главы Иоанна Крестителя). Этот день - День памяти воинов, кто отдал жизнь свою в жертву войне для того, чтобы подарить нам свободу, чтобы мы с вами жить могли свободно, в свободной стране и под небом мирным. Традиционно в этот день также проводятся молебны о здравии ветеранов наших, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Во вторник второй недели после Пасхи, через день после Фоминого воскресенья (или Антипасхи), Православная Церковь установила день поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. Этот день называется Радоницей и считается Пасхой для усопших.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
Троицкая суббота - день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Днём Святой Троицы.
В церковном календаре именуется Вселенской Родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.
Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы.
В эту субботу справляли летние поминки-тризны по усопшим предкам. Это главный весенне-летний поминальный день у православных христиан.
В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных. В народных обрядах Троицкой субботы сохранилось немало языческих реликтов, с которыми всегда боролась Церковь. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
День мученической кончины Крестителя Господня Иоанна в 32 году по Рождестве Христовом воспоминается Православной Церковью 11 сентября по новому стилю и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Святой Иоанн велик своим непримиримым отношением ко греху. Нет другого человека, который был бы таким беспощадным врагом греха, как он. Он преследует и гонит грех всюду, где его видит. Это великий проповедник борьбы с грехом и великий провозвестник Того, Кто стер главу змия - грех. Как повествуют Евангелия, Иоанн Креститель был арестован за обличительные речи против правителя Галилеи Ирода Антипы и обезглавлен по наущению Иродиады, жены Ирода. В 362 году по приказу императора Юлиана Отступника язычники вскрыли могилу Иоанна Крестителя и сожгли его останки, однако, христианам удалось спасти часть этих останков и переправить их в Александрию. Но на сегодняшний день местонахождение их загадочно и неоднозначно.
В этот день положен строгий пост как выражение скорби христиан о
насильственной смерти великого пророка.
Димитриевская суббота установлена после Куликовской битвы и напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие.
После битвы на Куликовом поле (8) 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской посетил Троице-Сергиеву обитель и совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского. Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов — утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния.
Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали. В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей — особенно родителей.
Рубрики: | Семья Христианство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |