В 2008 году вышла книга «Михаил Перхин − ювелир фирмы Фаберже». Издание подготовлено в серии «Жизнь замечательных ювелиров». Для многих она открыла нашего земляка, уроженца села Ялгуба, который был одним из лучших ювелиров фирмы Фаберже.

Михаил Перхин

Михаил Евлампиевич Перхин, 22 мая (4) июня 1860— 28 августа (10) сентября 1903, — российский ювелир, ведущий мастер фирмы «Фаберже».

 Михаил Перхин родился в зажиточной крестьянской семье в деревне Окуловской Шуйской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии, ныне село Ялгуба Прионежского района Республики Карелия. Родители — обельный крестьянин Евлампий Арсеньевич и Анна Трефиловна, оба православного вероисповедания.

Миниатюрный створчатый полиптих с портретами детей Александра III и Марии Федоровны, под которыми указаны даты их рождения (слева направо: Николай, будущий император Николай II, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга) Идея Фаберже, исполнитель – мастер Михаил Перхин (до 1896 года). Золото, эмаль. Рокайльный орнамент, включающий мотивы цветов и листьев, не повторяется ни на одной из пяти створок складня

 

.

Часы в стиле картель, Фаберже, мастер Михаил Перхин, 1890Часы вырезаны из агата с золотой отделкой, на обратной стороне выгравирована монограмма Великой Княгини Марии Александровны.

Был пятым из семи детей в семье, но трое умерли до его рождения. Крестным отцом Михаила Перхина был дьякон Матфей Почезерский. Рос, как и все дети, занимался крестьянским трудом. Был таким же трудолюбивым, как и отец. Возможно, учился в Ялгубской церковно-приходской школе. Северная природа, предметы крестьянского быта, праздничная одежда, домовая резьба не могли не повлиять на чуткого к красоте подростка.

Яйцо "Империал",1916

В возрасте 16—17 лет, то есть в 1877—1878 годах Михаил уехал в Санкт-Петербург. Он поступил в обучение ювелиру, имя которого неизвестно. 24 января 1884 года записался подмастерьем Петербургской Ремесленной управы по золотых дел ремеслу, в том же 1884 году становится мастером золотых дел. 

1900-е. Флакон для духов в футляре. СПб, фирма К.Фаберже (?), мастер М.Е. Перхин (?). 1900-е. Выставка "Поставщики Императорского двора", проводимая ГМЗ "Царское Село" в 1913 году.

В столицы России ездили многие северные крестьяне, это называлось «отходничеством», но оставались далеко не все. В 1884 году, окончив учебу у ювелирного мастера, Перхин уже мог содержать семью и женился.

 

Татьяна Владимировна Финикова:

Женитьба на дочери известного ювелира В.Финикова способствовала карьерному росту Перхина. В 1886 году он получил звание мастера и был приглашен работать в ювелирную фирму «Фаберже». Глава фирмы Карл Фаберже был Поставщиком Императорского Двора.

Михаил Перхин. Настольный звонок. Золото двух цветов, гильошированная эмаль. 1899-1903

В 1888 году Михаил Перхин получил разрешение на открытие собственной мастерской, где он стал главным мастером, имел свое личное клеймо. Фирма «Фаберже» обеспечивала его заказами, эскизами, драгоценными металлами и камнями, открывала кредит и обеспечивала реализацию через собственный магазин.

 

Коробочка восьмигранная Конец 1880-х гг. Фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Евлампиевич Перхин Санкт-Петербург Золото, агат; полировка, чеканка

 

БОНБОНЬЕРКА В ВИДЕ СЛОНИКА С БАШЕНКОЙ Пурпурин, золото, серебро, алмазы огранки "роза", эмаль Фирма К. Фаберже, мастерская М. Перхина Россия, С-Петербург, 

Яйцо бонбоньерка, Фаберже, мастер Михаил Перхин, 1896-1903

Агатовое пасхальное яйцо, с надписью «Мне нравится быть любимой, как я люблю, когда люблю»В 1891 году в мастерской Перхина было 16 работников. Будучи художественной натурой, он участвовал в решении различных творческих и технических задач, принимал участие и в обсуждении проектов изделий.Фирма «Фаберже» состояла из нескольких мастерских и работавших с ними художников-дизайнеров, окончательный вердикт  выпуску ювелирной вещи выносил глава фирмы – Карл Фаберже, тоже дизайнер.

Императорская презентационная табакерка работы Фаберже Мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, около 1890 Трехцветное золото, эмаль «гильоше» Christie's. 6.06.2011. Лот № 108 Оценка аукциона (эстимейт): 300–500 тысяч фунтов Источник: пресс-релиз Christie's

Валентин Скурлов: «Биограф Карла Фаберже Г.Ч. Бэйнбридж называет Франца Бирбаума «главным дизайнером» и ставит его «на первое место после Карла Фаберже». Очевидно, Франца Петровича можно назвать художественным руководителем фирмы»

.

Портсигар в стиле Людовика XVIРоссия, Санкт-Петербург.1896-1903 гг..Фирма К. Фаберже, Мастерская М. Перхина

Из мемуаров Франца Бирбаума: «Мастерская Перхина производила чеканные и граверные работы, оправы нефрита и других сибирских каменных работа. Производство это было очень значительное, лучшие золотые работы фирмы изготовлялись в этой мастерской. Владелец ее Перхин заслуживает, чтобы о нем сказано было несколько слов. Уроженец Олонецкой губернии, он прибыл  в Петербург еще мальчиком без всякого образования, по всей вероятности даже безграмотный, он упорным трудом и сметливостью сумел выбиться из подмастерьев в мастера, организовать с помощью фирмы мастерскую и привлечь к себе способных работников по всем специальностям производства. Соединяя в себе громадную трудоспособность, знание дела и настойчивость в преследовании определенных технических задач, он высоко ценился фирмой и пользовался редким авторитетом среди подмастерьев»

Как художественный дизайнер фирмы Ф.Бирбаум пишет: «Долгое время клиентами фирмы были члены императорского дома и придворные круги. Лишь в 90-х годах прошлого столетия (1890-х гг.) к ним присоединилась финансовая и коммерческая аристократия. Типичной чертой императорских заказов была спешность.

Настольные часы в корпусе, украшенном эмалью «гильоше», жемчугом и двухцветным золотом Фаберже. Мастер Михаил Перхин. Санкт-Петербург. 1899–1903 Christie’s. 1.06.2015 Оценка аукциона (эстимейт): 80–120 тысяч фунтов Источник: пресс-релиз Christie’s

"Петушок"

Часто на составление проекта отводилось лишь несколько часов, вдобавок ночных. Происходило это от того, что заказ, пока доходил до нас, застревал у разных чинов двора. Заказы поступали двумя путями: через Кабинет Его Величества, и минуя его, непосредственно от императора или императрицы; последние были личными и семейными подарками. Среди них особенный интерес представляет ежегодное пасхальное яйцо, подносимое императором своей супруге.

Часы в серебряной оправе, отделанные эмалью Фаберже, мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, 1898–1903 Bonhams. 08.06.2011. Лот № 178 Цена: 156 тысяч фунтов Источник: bonhams.com

…За редким исключением многочисленные подарки императоров и императриц выбирались из готовых предметов. Для чего фирма посылала во дворец серии вещей на выбор. Официальные подарки заказывались через Кабинет Его Величества. Это были табакерки, папиросницы, перстни, брошки, запонки, булавки для галстуков». Ф. Бирбаум перечисляет среди подарков – «панагии и кресты», и далее он продолжает: «Некоторые панагии и кресты представляют художественный интерес. Исполненные большей частью в русском и византийском стилях, они богато украшались бриллиантами и цветными камнями» .

Бювар с монограммами императора Николая II и императрицы Александры Федоровны

Царь не только жаловал подарки. Он также получал их от своих подданных. Так, 22 июня 1896 года, по случаю въезда в столицу императорской четы после коронации, «От города Санкт-Петербурга» ей был преподнесен великолепный бювар (папка с поздравительным адресом), изготовленный в мастерской Михаила Перхина – главной мастерской фирмы Фаберже. Прямоугольный сафьяновый бювар украшен накладным серебряным декором и выложенным алмазами шифром “H II A”, вписанным в овальной венок из чеканных цветков. Изнутри он обтянут шелком цвета слоновой кости.

Шкатулка в форме веера. Золото, алмазы-розы, эмаль, горный хрусталь; чеканка, гравировка. 1.2х12 см. Перхин, Михаил. Россия. Конец 19 в.


В 1885-1895 годах главным художником фирмы «Фаберже» являлся Агафон Карлович Фаберже, с 1893 года – Франц Бирбаум. С фирмой «Фаберже» сотрудничали в 1896-1917 гг. приблизительно 19 художников

Пасхальное яйцо императорского двора -"Вдова (Пеликан)". Дата изготовления 1898 год. Работа фирмы придворного ювелира - Карла Фаберже. Мастер - ювелир - Михаил Перхин. Материалы 

В мастерской Михаила Перхина были выполнены 28 императорских пасхальных яиц, в том числе такие шедевры как «Дворцы Дании», «Бутон розы», «Мадонна Лилия» «Транссибирский экспресс», «Медный всадник» и другие, а также все семь пасхальных яиц для семьи Кельх-Базановых, пасхальные яйца «Ротшильдовское», «Мальборо», «Скандинавское» и другие.

Герцогиня Мальборо Яйцо сфотографировали на выставке в Риме .

Яйца "Конный памятник Александру III" и "Яхта Штандарт".

Темы пасхальных яиц часто определяли памятные события в жизни русского государства и царской семьи.В 1897 году к 1-й годовщине коронации императора Николая II Михаил Перхин приготовил «Коронационное» яйцо, украшенное золотистой эмалью с рисунком в виде солнечных лучей и решеткой из лавровых листьев и двуглавых орлов.

Коронационное , сфотографировали на выставке в Риме .

Внутри — точная копия кареты, на которой ехала на коронацию императрица Александра Федоровна.

Изделия мастера в Угловой шкаф и диван в одной из комнат Александровский дворец .

Яйца-подвески. Россия, конец 19 - начало 20 века. Фирма Фаберже. Горный хрусталь, родонит, лазурит, нефрит, пурпурин, недрагоценный металл.

Подвески из драгоценных камней и золота,экспозиция в Риме

В 1900 году было закончено строительство Транссибирской железной дороги.

Это важное событие было отмечено одной из самых интересных работ — пасхальным сюрпризом «Транссибирский железный путь» (точная модель первого сибирского поезда-платиновый паровоз с фарами из алмазов и фонарем из рубина и 5-ти золотых вагончиков с окнами из горного хрусталя и надписями: «почтовый», «для дам», «для курящих», последний вагон — «церковь»), которое демонстрировалось на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Из коллекции Ландесмузея в Лихтенштейне

В 1902 году Михаил Перхин создал яйцо «Гатчинский дворец».

 

Оно разделено на 12 сегментов мелкими ровными жемчужинами. Украшено орнаментом из красных бантов, зеленых листьев, символов науки и искусства. Сюрприз яйца — модель Гатчинского дворца — любимой резиденции императрицы Марии Федоровны из 4-хцветного золота со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом.

Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г....все самое красивое из императорских драгоценностей

Лилия,ландыши

 

Клевер,Роза

Анютины глазки

Михаил Перхин создал пасхальные яйца «Белые лилии», «Ландыши», «Анютины глазки», «Клевер». Яйцо «Анютины глазки» выполнено из гладкого темно-зелёного нефрита. Его оплетают тонкие вьющиеся стебельки с цветами и бутонами анютиных глазок из бриллиантов, рубинов и яркой эмали. Сюрприз яйца — рамка в форме сердца.

Третья Императорская коллекция Фаберже -пасхальные яйца отображаются среди сокровищ  Марии Федоровны на  выставке Вон Дервиш Мэншен , Санкт-Петербург , март 1902 года .

По случаю 200-летия начала строительства Петербурга было выполнено последнее яйцо «Петр Великий». Внутри яйца — миниатюрная реплика знаменитого «Медного всадника» работы Фальконе на скале из сапфира.

Яйцо "Рокайль",коллекция Келха

С 1895 года Михаил Перхин являлся купцом 2-й Гильдии и личным Почётным гражданином.

В 1896—1903 годах был попечителем Ялгубского земского училища. В 1899—1900 годах пожертвовал в церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в Ялгубе дорогие позолоченные серебряные богослужебные сосуды, и золотую табличку с чеканными узорами с именами родных Михаиа Перхина для поминовения.

Последняя работа Михаила Перхина была выполнена в 1903 году.

Умер после болезни в больнице для душевнобольных 28 августа 1903 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Наполеоновское  яйцо Фаберже в музее Метрополитен

Впервые могилу Михаила Перхина в конце XX века обнаружили и восстановили утраченное надгробие — учёный секретарь Мемориального фонда Карла Фаберже, историк ювелирного искусства В. В. Скурлов и председатель Союза ювелиров Северо-Запада А. С. Горыня.

Коробочка. СПб, конец 19 века. Фирма Фаберже, мастер М. Перхин. Горный хрусталь, алмазы. Собрание А. Викентьева.

Предметы с клеймом «М. П.» (Михаил Перхин) высоко ценятся на крупнейших аукционах во всём мире.

Дети

Евгения,Александра,Анна

Михаил

По смерти его, мастерская перешла в ведение старшего его подмастерья и товарища по учению Г.Вигстрема».Предметы с клеймом «М. П.» (Михаил Перхин) имеются в Государственных музеях России- в Эрмитаже/ С-Петербург/, в Оружейной Палате /Москва/, в частных коллекциях зарубежом. Высоко ценятся на крупнейших аукционах во всём мире.

Потомки рода Перхина Михаила живут в Санкт-Петербурге, США, Канаде. Дом Перхиных в Царском Селе был разрушен во время войны.

Счет Фирмы Фаберже от 25 апреля 1917 года - счет был выставлен императору Николаю II за изготовление пасхального яйца " Березовое "

Мемориальным фондом Карла Фаберже в 2009 году учреждена награда — почётный знак «150 лет Михаилу Перхину», которым награждаются лучшие мастера-ювелиры современности

Бинокль театральный, фирма Фаберже (начало 20 века), мастер Михаил Перхин.

В 1895 году он пожертвовал 500 рублей на строительство в родной деревне каменной церкви. Позже посылал деньги на храм, серебряные и позолоченные предметы церковной утвари. Церковь, увы, не сохранилась. В 2009 году мемориальным фондом Карла Фаберже была учреждена награда − почетный знак «150 лет Михаилу Перхину», которым награждаются лучшие мастера-ювелиры современности. Появилась информация, что в экспозиции Национального музея Карелии появится раздел, посвященный М. Перхину. В Ялгубе в память о нем будет поставлена часовня.

Яйцо-часы "Петушок", которое Николай II подарил матери - вдовствующей императрице Марии Федоровне в 1900 году. Мастер М. Перхин.
При помощи механизма крышечка яйца открывалась, и появлялся петушок, который начинал петь и хлопать крыльями.
Птички были символом Марии Федоровны

Валентин Скурлов на могиле  М.Е. Перхина

Дом Фаберже просуществовал до июля 1918 года, исчезли дамы в кружевных платьях с зонтиками, канули в прошлое кареты с вензелями, вместо великих князей удалые матросы заглядывали в витрины ювелирного магазина на Большой Морской 24, засматриваясь на невиданные колье, кулоны и табакерки. Только когда до Питера добрались сведения об убийстве царской семьи, старый мастер понял, что надеяться больше не на что. Все сборы заняли меньше 10 минут, ему было 72 года и он навсегда покидал свою гордость, свой Дом. Фаберже доживал свои дни в Лозанне, почти в полной нищете. Когда кто-то из сыновей спросил, почему он не вывез из России хоть что-то, старик удивился: “Что проку теперь было бы в нескольких горстях бриллиантов?”

Обложка книги

23 сентября свою книгу о мастере-самоучке в Карельском  краеведческом музее  представил штатный эксперт-консультант по Фаберже аукционного Дома Кристис, ученый секретарь мемориального фонда Карла Фаберже, эксперт по оценке художественных ценностей Министерства культуры и массовых коммуникаций России Валентин Скурлов.

– Валентин Васильевич, на обложке значатся четыре имени, расскажите о ваших соавторах…

– Один из моих соавторов – Татьяна Фаберже, ей в прошлом году исполнилось 80 лет. Она правнучка Карла Фаберже, внучка Агафона Карловича Фаберже, второго из четырех сыновей великого ювелира. Татьяна Федоровна – единственная в мире из носителей фамилии Фаберже (а их в мире 22), кто занимается историей фирмы. Она гражданка Швейцарии, но живет во Франции.

Татьяна Фаберже

Екатерина Демкина – исследователь-краевед. С ней я познакомился в Ялгубе, в прошлом году, когда ювелиры отмечали 150 лет со дня рождения Михаила Перхина. Екатерина показала книжечку «История Заозерья», которую она написала и издала на средства местного мецената. Про Перхина там не было ни слова, хотя фамилию она слышала. По нашей договоренности госпожа Демкина бросилась работать в архив и уже через месяц нашла дату рождения – 22 мая 1860 года (по новому стилю – 4 июня). А потом написала биографию.

Четвертый наш автор – Сергей Иванович Квашнин, из Кирова, выдающийся гравер. Фонд Фаберже в юбилейный год решил выдать 150 наград выдающимся ювелирам – по числу лет. Сергей Иванович – автор проекта этих наград.

Михаил Перхин. Рамка в золотой оправе. Боуэнит. Ок. 1890

– Книга получилась толстая. Это все – биография Михаила Евлампиевича Перхина?

– Нет, там еще представлены истории 222 выдающихся российских ювелиров постсоветского времени и деятельность Фонда Фаберже. Биография, написанная Демкиной, раскрывает феномен Перхина, исторический контекст его жизни.
Ваш земляк из Ялгубы был выдающийся редкий самоучка. Ялгуба тогда объединяла три ныне несуществующих села – Емельяновка, Анхимовка и Окуловка, откуда Перхин родом. Он из приличной семьи – из обельных крестьян. Так называлась небольшая прослойка крестьян, освобожденных от податей, потомки людей, оказавших услуги Отечеству и царскому дому, преимущественно в Смутное время, в Повенецком, Петрозаводском и Вытегорском уездах Олонецкой губернии.

Фотография Марии Павловны, вставлена в рамку, изготовленную  ювелиром под зеркальце на туалетном столике.

– С кем из потомков Перхина вам довелось связываться во время подготовки книги? Кто-то помог информацией?

– За два месяца до выхода книги нам страшно повезло. Один из правнуков Перхина (он живет в Канаде) сообщил нам, что узнал фамилию жены мастера – Татьяна Владимировна Финикова. А это мне лично очень о многом говорит. Потому что Владимир Фиников, отец Татьяны, был одним из ведущих ювелиров Петербурга. Он работал на фирму «Болин» – на конкурентов Фаберже. Перхин попал сначала в очень хорошие руки, к прекрасному мастеру, обучался у самого Финикова. И, как тогда часто бывало, женился на дочери хозяина. Ей было 16 лет, ему – 24. Позже, в 1896 году, Карл Фаберже просто перекупил хорошего мастера.

ПОДВЕСКА Золото, нефрит, бриллианты Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин 

У Фаберже к 1887 году в фирме работало всего 28 человек, он как раз начал разворачивать производство, открывать автономные фирмы. С помощью Фаберже Перхин  открыл свою мастерскую на Офицерской улице. Потом переехал на Большую Морскую, 11.

Обрамленный жемчугом миниатюрный портрет императрицы Марии Федоровны работы Иоганнеса Зенграфа. Красная эмалевая рамка в форме сердца выполнена в сложной технике гильош. Идея – Фаберже, мастер – Михаил Перхин. Этот портрет Мария Федоровна подарила своей родной сестре Тире, герцогине Камберлендской на Рождество 1905 года.

 

– Судя по всему, Перхин был очень зажиточным человеком.

– У Фаберже мастера очень хорошо зарабатывали. Но и работать приходилось по 12-14 часов в сутки. В 1894-95 годах  Перхин через Фаберже выполнил колоссальное количество императорских заказов, за что и получил звание личного почетного гражданина. В отличие от финнов – руководителей других  мастерских, которые были настоящими эксплуататорами, – Перхин предпочитал работать сам. Причем брал на себя самые трудные задачи. К тому же у Фаберже всегда был срок – вчера.
Конечно, Перхин разбогател – купил дом в Царском Селе, дети его учились в Царскосельской гимназии, чуть ли не с дочерьми великих князей. А младший сын – в гимназии Карла Мая, на Васильевском.

До самой своей ранней смерти в 1903 году Михаил Евлампиевич посылал деньги на храм в родной Окуловке, серебряные и вызолоченные предметы церковной утвари. В 30-е годы XX века, когда церковь разорили большевики, священники спрятали эту утварь – то ли в озеро, то ли в колодец. Ничего пока не найдено.

Запонки, золото,эмали, клейма, Михаил Перхин.

Личное клеймо мастера(МП)

– Самые знаменитые и дорогие произведения Перхина – пасхальные яйца, которые заказывал императорский двор.

– Да, у каждого яйца по традиции было свое название. Например, яйцо «Транссибирский экспресс», 1900 года, гордость Оружейной палаты. Это серебряное яйцо примерно 15 см в высоту. На нем – карта транссибирского пути, эмалевые накладочки разного цвета. Внутри – платиновый паровоз с рубиновым фонарем и четыре вагона – с надписью «для мужчин», «для женщин». Последний, пятый, вагон – церковь. Платиновым  ключиком паровоз заводится – он еще и бегает.
В основном темы яиц были семейные – чей-то день рождения, столетие общества Марии Федоровны, политических тем избегали.

ФИГУРКА КИВИ Золото, агат, рубины Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Россия, С-Петербург, 1899-1903

– Известна ли судьба всех пасхальных яиц, заказанных российским императором?

– Известна судьба всех, кроме восьми с половиной яиц, причем как выглядели пять из них, мы не знаем, есть только документы, но нет изображений. Почему с половиной? Известен сюрприз, который находился внутри одного из яиц, но изображения самого яйца нет. Пять из ненайденных яиц – перхинские. Это служит поводом для изготовления подделок. Взять, например, перхинское яйцо 1902 года. Описание его таково: яйцо нефритовое, внутри портрет Александра III и два плоских брильянта на золотом постаменте. Под это описание можно сделать все, что угодно.

И сделали: 10 лет безуспешно доказывают, что это – императорское. Мы с Татьяной Федоровной Фаберже создали полный каталог на основании архивных документов. Эта книга вышла на английском языке – «Императорские пасхальные яйца Фаберже». Там все расписано, кроме тех пяти яиц, которых никто не видел. Но знаменитое Ротшильдовское яйцо тоже 105 лет никто не видел. И вдруг оно в 1996 году «всплыло» у потомков Ротшильда, в частных руках. Хозяйке было 98 лет. Его продали на аукционе за 18,5 миллиона долларов – это самое дорогое яйцо из императорской коллекции. Работы Перхина, кстати. Купил его наш соотечественник, бизнесмен, живущий за границей, Александр Николаевич Иванов.

– Где похоронен Михаил Перхин?

– Его могилу я нашел еще в 1989 году, на Новодевичьем кладбище, по дореволюционным архивам. Ксерокса тогда не было, я зарисовал план. А в прошлом году взял в архиве ксерокопию, и мы на месте старого памятника  поставили временный знак. Мне кажется, могилу уже вскрывали. В 30-е годы такие могилы вскрывали в поисках сокровищ. Сейчас мы хотим поставить большой хороший памятник. И обязательно – из карельского габродиабаза.

СНаградной знак

Наградной знак

 



Стефано Папи «Сокровища дома Романовых» пер. с англ. Яз. И.В. Павловой. М.: АСТ: Астрель 2011

http://photowanderers.com/faberge-bowers-museum/

http://vesti.karelia.ru/portr/80/