Борщ с точки зрения разных направлений искусства Источник http://chemistry-chemists.com/N4_2016/C...
ЖАРА. ЧТО ПИТЬ? ЧТО ЕСТЬ? КАК ЖИТЬ В ТРОПИКАХ? И КАК ГОТОВИТЬ РЫБУ - (4)Кончается лето, но жара не уходит. И в палящем кишиневском августе &...
Борис Чичибабин. Киев .. - (2)Борис Чичибабин. Киев ... Фотограф: flyua_kiev. Закат над Киево-Печерской...
Интернетсайт "ОПАСНАЯ МЕДИЦИНА" - (0)Интернетсайт "ОПАСНАЯ МЕДИЦИНА" http://badbed.ru/ Из главной страницы этого сайта: "ЗАЩИТИМ...
Елисеевский магазин: история и интересные фотографии - (0)Елисеевский магазин: история и интересные фотографии В этот магазин до сих пор водят...
Жюль Массне |
Каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец — частицу Верди и Пуччини.
Ф. Пуленк
Разноречивы мнения современников! В них не только борьба вкусов и устремлений, но и неоднозначность творчества Жюля Массне. Главное достоинство его музыки в мелодиях, которые, по словам композитора Брюно, «узнаешь среди тысяч». Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость и выразительность.
Жюль Массне неглубок, считал его постоянный недруг и соперник Камиль Сен-Санс, "но это не имеет никакого значения. ...Искусство нуждается в художниках всевозможных разновидностей... У него было обаяние, способность очаровывать и нервный, хотя и неглубокий темперамент... В теории мне такой характер музыки не нравится... Но как устоять, когда слышишь Манон у ног де Гриё в ризнице Сен-Сюльпис? Как не быть захваченным до недр души этими рыданиями любви? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут"?
Эмиль Фредерик Массне родился 12 мая 1842 года в Монто, тогда пригороде, сейчас часть города Сент-Этьен, департамент Луары. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Париж, где отец Жюля Алексис Массне, в прошлом фабрикант регионального значения, занимавшийся производством кос и серпов, проходил курс лечения от болезни сердца. В Париже мать Жюля Аделаида начала давать уроки фортепианной игры. Она также обучала и Жюля. В возрасте 11 лет он смог выдержать экзамены и поступить в Парижскую консерваторию.
Массне был студентом, когда семья переехала из Парижа в Шамбери, но Жюль пробыл там всего несколько месяцев, после чего вернулся в Париж и поселился у родственников первой жены своего отца. Для того чтобы заработать на жизнь Массне в течение шести лет играл на литаврах и других ударных инструментах в оркестре Театра Лирик, а также подрабатывал пианистом в Кафе де Бельвиль.
Учителя Массне по консерватории вначале не сулили ему успешной карьеры в музыке. Их мнение изменилось в 1863, когда за кантату «Давид Риццио» он получил Римскую премию, после чего три года стажировался в Риме. Там Массне познакомился с Ференцем Листом, по рекомендации которого давал уроки фортепиано дочери госпожи де Сен-Мери. Через три года ученица стала его женой. Брак с Луизой Констанцией де Гресси (1866) способствовал проникновению Массне в высшее общество и распространению там его произведений. Первой оперой композитора стала одноактная «Двоюродная бабушка» (1867, Опера-комик).
Наставником Массне стал композитор Амбруаз Тома с его связями в театральном мире. Популярности сочинений Массне способствовал также его издатель Жорж Гартман, который популяризировал творчество Массне в массовой прессе, благодаря своим знакомствам в журналистских кругах.
В 1870—1871 Жюль Массне принимал участие во Франко-прусской войне. С 1878 он профессор Парижской консерватории. Среди учеников — Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Джордже Энеску, Рейнальдо Ан, Шарль Кёклен. В 1876 он получил орден Почётного легиона, с 1899 — командор. В 1878 по рекомендации Камиля Сен-Санса был избран членом Академии изящных искусств. Массне стал самым молодым (36 лет) академиком, когда-либо избиравшимся в состав этой академии.
Вершина творчества Массне — оперы «Манон» (1884) и «Вертер» (1892)
Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в «Вертере», чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души.
Дебюсси
"Вертер" - по-настоящему выстраданное, выношенное и очень личное лирическое высказывание композитора. Посещение дома Гете в Вецларе, где был задуман великий роман, невероятно душевно тронуло Массне. После он «со слезами на глазах» перечитал «Страдания юного Вертера» (1774), в котором великий немецкий писатель отразил драматические судьбы целого поколения свободомыслящей молодежи, вступившей в столкновение с отсталым феодальным жизненным укладом старой Германии. и уже не сомневался, что напишет оперу на гетевский сюжет. Премьера оперы Жюль Массне «Вертер» состоялась в феврале 1892 в Императорском оперном театре в Вене.
В России опера была впервые исполнена в 1895 в Киеве, затем 17 января 1896 на сцене Мариинского театра в Петербурге (Н. Фигнер — Вертер, М. Фигнер — Шарлотта, Яковлев — Альберт); в Москве — 19 декабря 1904 в Новом театре. Однако только после исполнения заглавной партии Собиновым (впервые — 16 октября 1907) «Вертер» захватил слушателей. Образ, созданный великим артистом, покорял сдержанным драматизмом, проникновенным лиризмом, высоким благородством и одухотворенностью. В традиции Собинова исполняли эту партию многие певцы.
В советский период «Вертер» был поставлен в Петрограде, в Театре комической оперы (премьера — 10 декабря 1920, режиссер Оленин), в Москве, на сцене Студии Станиславского (1921), затем в ленинградском Театре им. Кирова (премьера — 31 октября 1937, режиссер и исполнитель заглавной партии — Печковский). Значительным явлением было концертное исполнение в Москве (Козловский — Вертер в 1938, Максакова — Шарлотта). В 1957 была осуществлена постановка в московском Большом театре (Лемешев — Вертер), в 1963 — в Театре им. Кирова, в 1984 — там же (под управлением Колобова). Среди выдающихся зарубежных исполнителей партии Вертера в конце XX века — Краус, Гедда и Корелли.
Большим успехом пользовались оперы «Таис» (1894), «Жонглёр Богоматери» (1902), «Дон Кихот» (1910, написана специально для русского певца Федора Шаляпина).
Кроме 34 опер Массне написал фортепианный концерт, ряд концертных сюит, балетную музыку, оратории и кантаты, а также более 200 песен и романсов. Некоторые из его инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями: медитация из оперы «Таис» для скрипки с оркестром, арагонский танец из оперы «Сид» для оркестра, элегия из музыки к драме «Эриннии» для виолончели с оркестром. Элегия исполняется в различные аранжировках (в том числе для фортепиано), а также как отдельное вокальное произведение со словами.
Будучи профессионально работающим композитором (он ежедневно сочинял музыку с 4 часов утра), Массне разрабатывал фрагменты будущих опер не на фортепиано, а «мысленно, в уме». Эта способность позволяла Массне быть великолепным оркестровщиком собственных произведений.
Жюль Массне умер в Париже в возрасте 70 лет после тяжелой болезни. После его смерти стиль Массне вышел из моды, и большинство его опер были забыты и не ставились на сцене. Начиная с 1970-х интерес к наследию Массне восстановился, его оперы вновь заняли достойное место в репертуарах ведущих театров мира.
meloman.ru›Репертуар›massne-zhyul-1842-1912
Жюль Массне никогда не разочаровывал свою публику, хотя бы благодаря только превосходно сработанному звуковому материалу. В любой его опере, даже не удавшейся в целом, есть памятная страница, живущая самостоятельной жизнью вне общего контекста.
Серия сообщений "Опера":
Часть 1 - ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ
Часть 2 - Опера "Турандот"
...
Часть 26 - Сатана там правит бал
Часть 27 - Фильм-опера "Евгений Онегин" 1958 г.
Часть 28 - Жюль Массне
Часть 29 - Рихард Вагнер
Часть 30 - Михаил Петренко
...
Часть 46 - "Паяцы"Режиссер Франко Дзефиррелли
Часть 47 - Андреа Бочелли
Часть 48 - Без заголовка
Рубрики: | Искусство/Вокал |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |