Дом со шпилем |
Дом со шпилем – так неофициально называют жилой дом, расположенный в самом центре Харькова, возведенный в стиле сталинского ампира. Это здание является одной из ведущих достопримечательностей города и одновременно его архитектурным украшением, входит в список семи чудес Харькова.
Дом со шпилем — это полноценный квартал на площади Конституции, который ограничен непосредственно самой площадью, Московским проспектом, переулком Короленко и переулком Армянским.
Ко времени начала строительства Дома со шпилем площадь Конституции, довольно сильно пострадавшая во времена войны, высотных зданий не имела вовсе, а те немногие небольшие домики, которые там находились, были практически полностью разрушены. В 1950 году на этой площади Харьковский турбинный завод начал строительство жилого дома для своих сотрудников. Проект Дома со шпилем разработал архитектор П.И. Арешкин в характерном для того времени советском монументальном классицизме.
Следует отметить, что уникальность сталинского ампира как архитектурного стиля заключается в сочетании, казалось бы, не сочетаемых между собой элементов барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко, в невероятном смешении роскоши, помпезности, монументальности и величественности. Отличительными чертами стиля являлись ансамблевая застройка улиц и площадей, причудливый синтез архитектуры, живописи и скульптуры при одновременной разработке традиций русского классицизма и использовании архитектурных ордеров и барельефов с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, и, как неизбежный результат — оптимистическим настроем всего сооружения.
В 1954 году было завершено строительство главной семиэтажной части дома с одиннадцатиэтажной башней, венчающейся шпилем. Он-то, собственно, и дал общее название новому сооружению. Сочетая классические пропорции и основные символические мотивы во внешней отделке, Дом со шпилем является классическим образцом сталинского ампира. Фасад подчёркнут укрупнённым композитным ордером, и применяемым в цокольном этажах рустом, особо выделяется портик и торжественно-парадная фасадная композиция.
Всего в Харькове возвели 4 аналогичных здания, но в хрущевский период времени этот архитектурный стиль уже не применяли. В 1967 году закончили строительство девятиэтажного крыла дома со стороны Армянского переулка, в котором разместили почтовое отделение. Это крыло строилось в период борьбы Н.Хрущёва «с архитектурными излишествами», и потому оно абсолютно безлико в архитектурном плане.
Здания сталинской эклектики порой называли «храмами коммунизма». Отчасти это объясняется тем, что после возникновения Страны Советов и начала строительства в ней нового общества возникла острая необходимость искоренения всех существующих религий. По принципам устройства атеистического государства, религии не могли сосуществовать с социализмом и, в будущем,- коммунизмом по экономико–юридическим и идеологическим причинам. Вот тогда-то руководство СССР решилось на создание новой «религии» из коммунистической идеологии. Новое детище нуждалось в материальных способах выражения, а, поскольку для любой религии таковыми являются храмы, то и коммунизму нужны были свои «храмы», которыми стали все тогдашние административные, общественные, промышленные и иногда жилые здания. Ключевым моментом было то, что «храмы коммунизма» должны были являться архитектурными доминантами на фоне остальных жилых зданий того времени, представлявших из себя деревянные бараки (тогда как в царской России православные храмы являлись архитектурными доминантами на фоне избушек простых людей). Чтобы хоть как-то уподобиться храмам, новые псевдокультовые сооружения предназначались лишь для проведения коммунистических «обрядов» — работы, учебы, иногда — развлечения. Каждая сталинская высотка имеет центральную часть, намного превышающую остальные части — почти как у православных храмов, и шпиль, являющийся как бы своеобразным куполом, и символ коммунизма на шпиле в виде пятиконечной звезды, который является вариацией на тему православного креста над куполом. Что касается жилых зданий сталинского ампира, то в них жили лишь образцовые коммунисты, представители верхушки власти и иногда – выдающиеся представители пролетариата.
В свое время Дом со шпилем имел ещё одно народное название – «Книжный мир», по одноименному магазину, занимавшему в 1950-1990 годы первые этажи Дома на площади Конституции. В годы независимости площадь магазина постепенно уменьшалась, и в 2010 году его полностью ликвидировали.
Дом со шпилем очень часто печатают на открытках, да и смотрится он очень оригинально, как памятник архитектуры сталинской эпохи. Дом удачно дополняет ансамбль площади Конституции. Для нас это привычный советский стиль, а вот иностранцы специально приезжают на него посмотреть, т.к. этот стиль — сталинский ампир — был характерен только для Советского Союза. Крупные многоэтажные дома-комплексы с магазинами строились только в городах-миллионниках в характерных для послевоенного периода «богатых» архитектурных формах, как правило, занимая целый квартал по периметру.
Кому-то из приезжих Дом со шпилем чем-то напоминает Эмпайр-стэйт-билдинг, особенно вечером при соответственной подсветке, кому-то — больше МГУ, то здание, что на Воробьёвых горах, кому-то киевский кинотеатр «Дружба».
В 2008 году в Харькове проводился конкурс «Семь чудес Харькова». Всевозможные уменьшенные макеты чудес-победителей украсили площадь Архитекторов. Дом со шпилем занял шестое место. В ноябре 2009 года на площади Архитекторов была установлена уменьшенная копия Дома со шпилем, создателем которой является Сейфаддин Гурбанов.
Рубрики: | Милый сердцу Харьков |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |