Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации, или Патриарший собор во имя Воскресения Христова в Подмосковье. |
Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации, или Патриарший собор во имя Воскресения Христова, - православный храм в Одинцовском городском округе Московской области расположен на территории парка "Патриот", в 8 километрах от Кубинки. Место было выбрано не случайно. Гитлеровские войска в конце ноября 1941 года были остановлены к западу от Москвы именно под Кубинкой.
Решение о строительстве нового центрального храма Вооруженных Сил РФ и музейного комплекса в военно-историческом парке "Патриот", посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, было подписано Президентом В.В. Путиным по предложению министра обороны С.К. Шойгу. Через 5 дней состоялась торжественная закладка в присутствии первых лиц государства и Патриарха Кирилла. Строился храм как на пожертвования, так и на бюджетные средства Москвы и Московской области. Освящение Патриаршего собора во имя Воскресения Христова -прошло 14 июня 2020 года в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Высота храма вместе с крестом составляет 95 метров. Это один из самых высоких православных храмов России и мира. Площадь храмового комплекса составляет 11 тысяч м², вместимость внутреннего помещения - до 6 тысяч человек.
Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации под Кубинкой с трех сторон окружает мемориальное сооружение "Дорога памяти" длиной 1418 метров - по числу дней войны, с 26-ю залами и с эффектом погружения в события главных битв. Галерея - место хранения информации о более чем 36 миллионах воинов, участвовавших в сражениях.
В галерее "Дорога памяти" действуют постоянные экспозиции и временные выставки.
Музейный комплекс.
Фигура скорбящей Матери, оплакивающей победителей, не вернувшихся с поля брани, находится в 120 метрах от святилища храма. Свеча, один из главных атрибутов военного храма, сокрыта в складках одежды скульптуры.
У Главного храма Вооруженных сил России есть архитектурные особенности.
Собор окрашен в традиционные цвета, но не в белые, как для православных церквей, а как для армии - в темно-зеленые - цвет солдатской формы и стального оружия.
Он воздвигнут в русско-византийском стиле, зародившемся в середине XIX века.
Характерные черты храма - один массивный главный купол и четыре меньших по размеру по углам здания.
Не обошло новую постройку и влияние постмодернизма.
Основной массив стен возводили из бетона. Сложный рельеф храма (снаружи и внутри) подчеркивается особыми плитами, задекорированными под состаренную медь.
Эффекта патины добивались с помощью особой бронзовой эмали.
Главным архитектором стал Дмитрий Смирнов, уже создавший Храм Новомучеников на Лубянке.
Все купола выполнены из алюминиевого сплава, используемого для строительства подлодок и космических кораблей. Они позолочены и по форме напоминают княжеский шлем, хранящийся в Оружейной палате.
Главный купол массой 80 тонн дополнительно украшен медальонами с аббревиатурой ГХВС и изображениями Архангела Михаила. Все колокола выполнены по древней технологии литья.
Главные ворота.
Главный вход в собор со стороны звонницы "охраняют" первые русские святые - князья Борис и Глеб. Над ними - в золотом сиянии Владимирская икона Божией Матери, а еще выше – ветхозаветная Троица.
Северные врата храма.
Северные врата символизируют начало войны. Князья Александр Невский и Дмитрий Донской призывают к борьбе с врагом. По краям врат - сцены героические и трагические события 1941-1945 годов.
Южные врата.
Южные врата - это триумф Победы. Святые мечом разрубают гитлеровский герб.На остальной площади ворот – сцены решающих битв, в том числе Сталинградской, Курской, взятия Берлина и, конечно, парад победителей.
Икона-складень перед алтарем.
С наружной стороны алтарной апсиды расположена необычная икона-складень.
На иконе изображен момент, когда воскресший Иисус выводит из ада ветхозаветных праведников. Красно-желтый фон символизирует и адское пламя, и огненный ужас войны.
В закрытом состоянии на иконе виден только лик Христа, а на створках – архангелы, поражающие льва и змия.
Икону торжественно открывают на 24 часа по субботним дням в 17:00 (час начала суток по православному исчислению).
Скульптурные композиции в храме - барельеф с героями от Крымской до Первой мировой войн.
Внутреннее убранство главного храма Вооруженных сил.
Создатели собора учли главную проблему всех огромных культовых зданий, построенных в прошлых веках, - сохранение живописных изображений и фресок от сырости и перепадов температур. Поэтому для оформления интерьеров использовались "вечные" материалы – мрамор, мозаика на основе смальты, керамика, фарфор, витражное стекло и металлы.
Верхний храм.
В верхнем храме пять алтарей. Главный из них посвящен Светлому Воскресению Христову – Пасхе. Четыре других – небесным покровителям российской армии: Андрею Первозванному (флот), Александру Невскому (пехота), Пророку Илье (авиация и ВДВ), великомученице Варваре (ракетные войска).
Среди темно-зеленых стен, украшенных узорчатыми металлизированными панелями, яркими акцентами выделяются многочисленные мозаичные образы Иисуса, Богородицы, святых покровителей российского воинства, а также панно с изображениями главных битв прошедших веков и Великой Отечественной войны.
Современные строительные технологии позволили создать потолочные своды в виде изогнутых витражей. На них методом фьюзинга (техника спекания цветного стекла в печи - относительно новая технология изготовления витража) изображены 40 советских и российских орденов, вручаемых за воинские подвиги.
Витражами остеклены и многочисленные окна храма.
Под сводом главного купола – огромное мозаичное изображения Спаса Нерукотворного – копия с хоругви XII века, находящейся сейчас в Третьяковской галерее.
Изображения под потолком – классические сюжеты из Евангелия, а ниже – славные страницы истории страны.
Главный двухярусный алтарь выстроен в виде походных церквей. Над ним словно парит барельефный образ Воскресшего Христа, торжественно шествующего в небесах (автор сюжета, как и внешнего складня, – Дашии Намдаков).
Главная икона верхнего храма – образ Спаса Нерукотворного в виде огромного складня. Деньги на ее создание пожертвовал лично президент России В.В. Путин.
Лик Иисуса написан на доске от лафета русской пушки образца 1710 года, найденной в Неве недалеко от летнего дворца Петра I.
Запчасти для скрепления деталей складня изготовлены из прикладов винтовок Мосина (трехлинеек) 1940 года.
При создании образа использовались традиционные технологии: паволока, левкас, яичная темпера, сусальное золото, инкрустация драгоценных и полудрагоценных камней.
Чтобы икона попала в храм уже намоленной, ее провезли по 120 российским городам, 300 воинским частям, где совершались особые молебны. Всего она проделала путь в 60000 километров.
Главная икона нижнего храма – образ князя Владимира. Она также сделана в виде складня и также проехала много верст, прежде чем была установлена в храме.
К святыням относятся и знамена боевых частей, участвовавших в Великой Отечественной войне, хранящиеся в верхнем храме.
Нижняя церковь Главного Воинского храма России, возведенного в парке "Патриот", посвящена равноапостольному князю Владимиру. Образ святого князя – духовного родоначальника нашей страны – один из ключевых в символике.
Нижняя церковь не имеет окон.
Как сделать светлым здание, находящееся в подвальном этаже? Какими выразительными средствами показать сакральность помещения, его принадлежность к к Чистому Свету Мира Божественного. Как создать интересный, выразительный интерьер?
Решение украсить стены и своды храма мозаикой стало великолепным ответом на эти вопросы. Проект уникального убранства разработали заслуженные художники России супруги Михаил Сергеевич Леонтьев и Дарья Викторовна Шабалина Они же написали иконы для храма. Мозаики воплотили в жизнь специалисты Художественно-производственного предприятия "Домострой". Многоцветные панно из смальты и керамики преобразили низкие своды храма в мерцающий звездами небосклон. Стены украсили 1350 квадратных метров мозаик. Руки мастеров рождали многофигурные композиции на золотых фонах и образы святых, пейзажи Руси и Святой земли. Стилистика их напоминает о древнерусском искусстве: иконописи, мозаике и, пожалуй, о книжной миниатюре с ее динамикой и одновременно - тонкостью проработки деталей. А сочетание в интерьере ярко-синего, белого и золотого цветов с мощной подсветкой создает возвышенное настроение.
В мозаике отражена военная атрибутика, портретная.
Баптистерий (купель).
Помещение для крещения новообращенных построено по византийскому образцу. Купель огромна, позволяет окунуть взрослого с головой. Крещаемый входит с западной стороны, затем к нему присоединяются священник и крестный. После совершения таинства человек выходит на восток.
***
"Недавно видел мощь и силу и помолился в месте том
За нашу матушку Россию, за нас за всех, за общий дом..." © Павел Добролюбов.
"Чем гуще тьма тем храм светлей в ночи". Иеромонах Роман. Фото: httpscaptour.ru.
Использованы:https://moskultura.ru/church/glavnyj-hram-vooruzhennyh-silhttps://ru.wikipedia.org/wiki/ и др.
|
Рубрики: | История/наше время |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |