Масленица – древний языческий праздник и подразумевается, что с приходом и укреплением христианства в далёком десятом веке, Масленица, как и все языческие обычаи, должна была кануть в Лету. Но она выжила. Более того, она нашла довольно широкое воплощение в русской литературе. Многие писатели так или иначе прибегали к изображению Масленицы в своих произведениях. Но зачем? Давайте разбираться…
А. С. Пушкин, "Евгений Онегин"
«Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины»
Так описывает классик семью Татьяны, желая показать ее традиционность, патриархальность, воплощение знакомой поэту с детства русской деревни. Арина Родионовна, разумеется, рассказывала маленькому Пушкину про Масленицу, а, возможно, он даже праздновал ее со всеми атрибутами: переодеваниями в мифических существ, плясками, кулачным боями, катании на прабабушке современной карусели – на столб крепилось колесо, к нему привязывались веревки, участники брались за другой конец и разбегались, раскручивая колесо и под действием центробежной силы поднимались над землёй. Описывая какая Масленица была у Лариных и какие жирные блины ела Татьяна, Пушкин противопоставляет ее мир: домашний, теплый, мир преданий и верований – миру Онегина с балами, прогулками по бульварам и черепаховый супом на ужин.
Н. В. Гоголь "Мертвые души":
"— Прошу покорно закусить, — сказала хозяйка. Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было"
Узнали к кому из помещиков заехал Чичиков? Правильно, к Коробочке. Здесь блины упоминаются с той же целью, что и у Пушкина – показать традиционность быта героя. Но в «Мертвых душах» другая задача. Пушкин хвалит Лариных за их приверженность к старине, Гоголь же выставляет Коробочку с ее мелочностью смешной .
При том что блины в «Мертвых душах» совсем никак не связаны с Масленицей. Там попросту не то время года. Выглядывая из окна, Чичиков видит «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем». Так что появление на столе блинов неожиданно, но очевидно, опять же используется для создания образа хозяйки.
А.Н. Островский "Снегурочка":
«Честная Масляница!
Веселенько тебя встречать, привечать,
Трудно-нудно со двора провожать.
Уж и как нам тебя вертать, ворочать?
Воротись, Масляница, воротися!
Честная Масляница!
Воротися хоть на три денечка!
Не воротишься на три денечка,
Воротися к нам на денечек!
На денечек, на малый часочек!
Честная Масляница!»
В «Снегурочке» обращение к теме Масленицы тоже можно считать созданием атмосферы: сюжет разворачивается в некие мифические, и очевидно, стародавние, времена. Но для Снегурочки эта песня-обращение к Масленице, которую она называет Масляницей на старый манер, это крик души. Ее оставили одну в лесу, для нее начинается новая жизнь с Бобылем и Бобылихой. Прощание со старым трудно, но необходимо ради будущего – это и мысли Снегурочки, и суть самого праздника.
А. И. Куприн:
«Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»
А вот здесь Куприн не прав! Хотя многие считают, что блин является символом Масленицы из-за сходства с солнцем, советские фольклористы, например, Пропп, считали, что все несколько сложнее. Для древнего славянина самым важным был урожай. Урожай определял как то, доживешь ты до следующей весны или нет, так и то, насколько ты богат, успешен, почитаем. О хорошем урожае принято было просить предков – они одновременно и на небесах и под землёй, так что могут подсобить урожаю во всех сторон. А теперь обратимся к блинам. Есть ещё одно событие, которое не обходится без блинов – поминки. Наличие блинов на Масленице – это молитва почившим предкам о хорошем урожае. А главным блюдом праздника являются не блины (иначе бы она была Блинница), а коровье масло, так как на протяжении ещё почти месяца верующие будут питаться только растительным маслом.
И. А. Бунин "Чистый понедельник":
«…В трактире Егорова в Охотном Ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским»
В 19-ом веке Масленица в трактирах праздновалась очень широко. Основной контингент – извозчики, мелкие чиновники, торговцы – невзыскательный люд, который рад и стопке водки и жирным блинам на закуску. Но для героев Бунина все сложнее. Они оба влюблены, богаты, молоды, красивы. Они могут продвигать жизнь без остановки, чем они и занимаются, но неполные, непонятные отношения их сводят с ума обоих. И тогда героиня решает расставить все точки над i раз и навсегда. Как Масленица всегда ассоциируется с разгуляем, веселой игрой, обжорством и незнанием меры, так же жили и они. Но, как гласит пословица, не все коту Масленица - будет и Великий пост. В чистый понедельник героиня резко меняет свою жизнь, так что этот трактир с блинами был последним моментом совместной разгульной жизни.
Получается, что несмотря на свои языческие корни, Масленица, как никакой другой праздник, смогла прижиться и взаимоувязаться с праздниками церковными и, как результат, остаться в истории и литературе. Для русских писателей Масленица была всегда показателем разгульности, свободы, изобилия, но в то же время ностальгии по временам и нравам былых лет.
Что заставляет нас праздновать Масленицу сейчас? Тяга к блинам, гуляниям или желание стать частью долгой, длинной и интересной традиции?
Что бы то ни было, желаем вам приятной и сытной Масленицы!
p.s-пост собран с помощью интернета
|
|