-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в валия52

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.03.2013
Записей: 7875
Комментариев: 41809
Написано: 79910


Призрачные миры Вильгельма Котарбинского

Пятница, 18 Марта 2022 г. 20:49 + в цитатник

Голуби.jpg
 
Польский художник Вильгельм Александрович Котарбинский более 30 лет прожил в Киеве, и не только в музеях города хранятся прекрасные коллекции работ этого мастера. Он был одним из «соборян», участвовавших в росписях Владимирского собора, оформлял роскошные особняки Ханенко и Терещенко…

Туман Нила. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1880.jpg
Туман Нила. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1880
В конце XIX века Котарбинский был модным художником, новое время сломило его, и бурный ХХ век почти забыл славное имя. Почему же столь притягательны его работы в наши дни?
На террасе (Гадание на розах).jpg

На террасе (Гадание на розах)

О творчестве художника, долгое время забытом, рассказывает Марьяна Ильинична Кружкова, научный сотрудник Киевского Музея русского искусства, в котором хранится значительная часть наследия художника

   

- В нашем музее хранится уникальная коллекция В. Котарбинского - это его живописные и графические работы, а также панно, созданные для вестибюля дома Богдана Ханенко, - начинает рассказ Марьяна Ильинична, и мы сразу знакомимся с произведениями мастера.

Зал Киевского Музея русского искусства

Работы В. Котарбинского в Киевском Музее русского искусства

Женщина с кувшином и Женщина с голубями.jpg

Панно В. Котарбинского «Женщина с кувшином» и «Женщина с голубями», созданные для особняка Богдана и Варвары Ханенко

Сатир. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg

Сатир. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век

Академист-символист

- В русском искусстве Котарбинский всегда находился на периферии: он «не вписывался» в историю искусства. Художник придерживался академизма, но не чистого стиля, основателем которого был Брюллов, наследующий классицизм, а академизма конца ХIХ века, соединяющего в себе также модерн и символизм.

Вечернее безмолвие. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1900-е.jpg

Вечернее безмолвие. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1900-е

Расцвет творчества Котарбинского приходится на 1880-е годы, когда в России появляются совершенно новые направления: модерн «Мира искусства», а также (вспомним, что художник умер в 1921 году) авангард. Поэтому творчество Котарбинского долгое время вообще не привлекало внимания исследователей.

Жертва Нила. Вильгельм Александрович Котарбинский.jpg

Жертва Нила. Вильгельм Александрович Котарбинский

- В советское время академическое направление с его духом «красивости» считалось слащавым искусством.

Купидон и вакханка. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX. Частное собрание.jpg

Купидон и вакханка. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век

Сейчас академизм трактуется как положительное явление - салонные художники были виртуозными мастерами и всегда нравились публике.

После смерти.jpg

После смерти. В.А. Котарбинский.

Они обращались к тем же темам, что и художники-демократы, только трактовка была иной.

У жертвенника. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg

У жертвенника. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век

Вильгельм  Котарбинский. Моление о чаше. ..jpg

В. Котарбинский «Моление о чаше», конец ХІХ - начало ХХв.

Если возьмем тему Христа, то увидим, насколько иначе подошел к ней Котарбинский по сравнению с, например, передвижниками: экзальтация у одного и, скажем так, географическая и историческая конкретика - у других.

Воскрешение сына вдовы из Наина. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1879.jpg

Воскрешение сына вдовы из Наина. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1879

- Виртуозное мастерство Котарбинского делало этого художника чрезвычайно популярным: его возвышенный стиль и отвлеченные от повседневности сюжеты обладали особым очарованием: работы радовали глаз

Клеопатра. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg

Клеопатра. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век

Песнь невольниц. Вильгельм Александрович Котарбинский.jpg

Песнь невольниц. Вильгельм Александрович Котарбинский

… На одних работах Вильгельма Александровича видим яркие цвета, на других всё погружено в полумрак или изображено при лунном свете - это его элегические картины.

Вечерняя тишина. Вильгельм Александрович Котарбинский 2.jpg

Вечерняя тишина. Вильгельм Александрович Котарбинский

Для академистов природа всегда служила ничего не означающей декорацией...

Вечер. Вильгельм Александрович Котарбинский.jpg

Вечер. Вильгельм Александрович Котарбинский

... у Котарбинского же, напротив, природа и человек составляют единую гармонию,

соединяя внешнюю и духовную красоту.

Вечер на террасе. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg

Вечер на террасе. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век

- Котарбинский словно жил вне своего времени - в его

искусстве ощущается предчувствие надвигающейся катастрофы

Водяная нимфа. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1900.jpg

Водяная нимфа. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1900-е

- Революция 1905 года в России и Первая Мировая война привели к крушению великих империй в Европе - старый мир рухнул. Это время «Серебряного века» в России, и большинство художников приветствовали новый мир, что привело к взрыву абсолютной и невиданной свободы творчества.

В. Котарбинский Темная звезда.jpg

В. Котарбинский «Темная звезда»

Очень короткий был этот взлет, всплеск свободы, когда появились авангардисты, футуристы…

Но Котарбинский всего этого не принимал. Он считал, что происходящее ведет к мировой трагедии, которая поглотит тех же художников, как это впоследствии и произошло.

Сон. Вильгельм Александрович Котарбинский.jpg

Сон. Вильгельм Александрович Котарбинский

В 1890-е годы художник увлекается изображением фантастических сцен и мистических видений. В его картинах появляются ангелы, вампиры, духи природы и смерти. В серии его графических работ из собрания Сумского художественного музея, изображающие мертвецов и страшилищ, видим это предчувствие приближающегося бедствия.

У могилы. Вильгельм Александрович Котарбинский.jpg

У могилы. Вильгельм Александрович Котарбинский

Сепии и живописная работа В. Котарбинского из собрания Сумского художественного музея им. О. Х. Онацкого. Исключительно для себя, развлечения ради, Котарбинский писал на картогах сепией (светло-коричневое красящее вещество) картинки на различные фантастические сюжеты.

Сафо.jpg

Вильгельм Александрович Котарбинский. Сафо

Эти картинки очень понравились профессору Прахову, увидавшему их однажды у художника. По настоянию профессора, Котарбинский выставил эти картинки на передвижной выставке, и они произвели настоящий фурор у посетителей.

Смерч. Ангел с поднятым мечем.jpg    К звездам. Поцелуй ангела.jpg

Вильгельм Александрович Котарбинский.

Смерч. Ангел с поднятым мечем и К звездам. Поцелуй ангела

Все дороги ведут в Рим

Вильгельм Котарбинский родился в дворянской семье 30 ноября 1849 года - в местечке под Варшавой. О своих юношеских мечтах художник рассказывал:

«Мне было девятнадцать лет, когда я влюбился в свою кузину и захотел быть художником. И то и другое отец не одобрял: жениться на кузине не разрешала римско-католическая церковь, а быть художником, писать вывески, красить полы и заборы - было, по мнению моего отца, «не шляхетское дело». Убедить его не было никакой возможности».

Мечтания. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg

Мечтания. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век

Несмотря на неудовольствие отца, Вильгельм решил стать художником. Проучившись четыре года в рисовальных классах Варшавского товарищества изобразительного искусства и получив от них небольшую стипендию и финансовую помощь дяди, в 1871 году он отправился в Рим.

Знатные венецианцы у гондолы. Вильгельм Александрович Котарбинский.jpeg

Знатные венецианцы у гондолы. Вильгельм Александрович Котарбинский

Оказавшись в столице Италии, паренек был вне себя от счастья и тут же отправился гулять. Опьяненный красотой древних памятников, он так увлекся, делая зарисовки, что не мог вспомнить гостиницу, в которой остановился. Он провел ночь под открытым небом.

Рабы. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg

Рабы. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век

Пока Котарбинский получал стипендию, он три года учился в Академии Святого Луки. Участвовал в конкурсе на звание лучшего рисовальщика Рима, который каждый год устраивала Академия, и получил первую премию.

Могила самоубийцы. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1901.jpg

Могила самоубийцы. Вильгельм Александрович Котарбинский. 1901

Котарбинский жил в маленькой комнатушке, служившей ему мастерской. Стул, стол и поломанный манекен составляли нехитрый интерьер, а ложе он устраивал из перевернутого стола, привязывая к его ножкам простынь. Постоянные недоедания, привели юношу к болезни.

Фаворитка гарема со своей служанкой. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg

Фаворитка гарема со своей служанкой. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век

Как-то раз, гуляя по Риму, Котарбинский наткнулся на художественную лавку, где за очень солидные деньги продавались его работы туристам (а владелец салона покупал его произведения за копейки!). При следующей встрече с обманщиком-дилером, он спустил его с лестницы и стал лично приглашать клиентов в свою мастерскую.

Серенада под луной. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg

Серенада под луной. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век

Со временем о нем узнали не только в Европе, но и в России. Художественный критик Стасов очень ценил дружбу с Котарбинским и рекомендовал многим художникам, выезжавшим в Италию, искать с ним знакомства.

Моление о чаше. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.jpg

Моление о чаше. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

Вильгельм Александрович Котарбинский. 1890-е

После десяти лет, проведенных в Италии, Котарбинский приехал в Киев работать над росписями Владимирского собора. Пригласил его Адриан Викторович Прахов - археолог, искусствовед, профессор Киевского университета. Он не относился серьезно к живописи Котарбинского, однако, случайно увидев его графику, сказал: «Это как раз то, что останется от него в истории».

Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.jpg

Суд Пилата. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

Вильгельм Александрович Котарбинский. 1890-е

Сотворение мира. Шестой день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.jpg
Сотворение мира. Шестой день творения. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Последние годы жизни
Марьяна Ильинична Кружкова завершает свой рассказ о художнике:
«Последние годы в Киеве жизнь художника складывалась трагически. Он остался один, был болен психически. Он не выдержал всего, что происходило вокруг - это видно по его работам.
Туман-утешитель. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg
Туман-утешитель. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век
После революции пришел голод, никто не покупал работы художника,
в гостинице к нему постоянно приходили из ЧК с обысками, забирали какие-то работы, то арестовывали, то угрожали арестовать…
В. Котарбинский. Портрет Э. Л. Праховой.  собрание И. Понамарчука.jpg
В. Котарбинский «Портрет Э. Л. Праховой», собрание И. Понамарчука
Для Котарбинского все происходящее было чудовищным и неприемлемым, он жил в своем мире, в своем искусстве и вдруг эти «Швондеры»… Кто-то мог убежать, уехать за границу, он же оказался совершенно беспомощным. Его спасла Эмилия Прахова, забрав к себе в 1919 году».
6.jpg
Художник скончался в доме Праховой 4 сентября 1921 года.
Он похоронен на Байковом кладбище на 1-м польском участке новой части кладбища.
Восточная красавица с цветами. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век.jpg
Восточная красавица с цветами. Вильгельм Александрович Котарбинский. XIX век
Работы В. Котарбинского, рассказывающие о былой красоте античности,
хранятся в частных собраниях Украины, России и Европы
Источник: Полную статью о художнике можно почитать: .
Мой альбом на Яндекс.фотки Здесь 

Один из вариантов Римской оргии. В. Котарбинского. Частное собрание.jpg
Один из вариантов «Римской оргии» В. Котарбинского. Частное собрание
Художник прожил непростую, но богатую событиями творческую жизнь, оставив нам своё большое наследство - замечательные картины, дающие полное представление о незаурядной во всех отношениях личности, талант которого, нам ещё предстоит оценить.
Проповедь в Капернауме (The Sermon at Capernaum). Частное собрание..jpg
Проповедь в Капернауме (The Sermon at Capernaum). Котарбинский. Частное собрание
Известный русский критик и журналист Владимир Кинг-Дедлов (1856-1908) писал о Котарбинском:
«Русский человек так мечтать на заказ не сможет. Русский ум точен, польский - раскидист. Русское воображение нуждается в реальной подкладке, польское - витает в облаках. Русский артист может быть идеалистом, но фантастическим живописцем, каких у поляков немало, не сделается никогда. Сведомский, когда пишет, работает. Котарбинский - мечтает, мечтает всегда, без устали, в то время, когда работает, и тогда, когда отдыхает….»
Egypt receives the light.jpg
Котарбинский. Египет получает свет (Egypt receives the light)                                                                                    https://lyarder.livejournal.com/43149.html    
Рубрики:  история
фото
картины,художники
искусство
сказки
легенды
флора
пейзажи
фауна
икона
антиквариат
музей
религия
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 6 пользователям

мурзик49   обратиться по имени Пятница, 18 Марта 2022 г. 22:37 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
дракоша52   обратиться по имени Пятница, 18 Марта 2022 г. 23:30 (ссылка)
п п м (700x700, 554Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л-1   обратиться по имени Суббота, 19 Марта 2022 г. 04:22 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
таила   обратиться по имени Пятница, 20 Мая 2022 г. 12:46 (ссылка)
Благодарю, Валечка!! Чудесная живопись!! Доброго денечка! Хорошего настроения! Желаю счастья! Крепкого здоровья! Добра и радости! Храни тебя Господь! Берегите себя и своих близких!

Любовь - восхитительный цветок - Фразы и цитаты
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку