У каждого времени свои проблемы, но не стоит забывать о дне рождения создателя, пожалуй, самой популярной "Весны" - Сандро Боттичелли. Стоит упомянуть о том, что художник, как многие его сограждане, флорентинцы, испытал влияние неистового Джироламо Савонаролы. Думаю, скучать им не приходилось...
Сандро Боттичелли (настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Вани Филипепи) родился 1 марта 1445 года во Флоренции, в семье предпринимателя. Начальное образование получил в монастыре Санта Мария Новелла, в котором позднее будут размещены его работы.
Первое дело, которому обучился будущий художник - ювелирное мастерство, которое развило в нём художественные задатки.
Увлекшись живописью, Алессандро поступил в подмастерье известного художника Филиппо Липпи. Позднее становится учеником Андрео де Вероккио.
В 1470 году художник получает свой собственный заказ и с этого момента его творчество выходит на новую ступень.
Весна. 1482 г.
Больше всего положительных откликов получила его работа "Поклонение волхвов" для монастыря Санта Марии Новелла.
В одном из персонажей Боттичелли изобразил себя. В 1481 году Боттичелли участвовал в украшении Сикстинской капеллы фресками.
По возвращении в Рим художник пишет ряд картин на мифологические темы: "Весна", "Турнир", "Рождение Венеры".
Рождение Венеры. 1485 г.
Мадонна Евхрастии. 1470 - е г.
В 1480 - х годах художник находился на вершине славы, заказы были нескончаемы.
В одиночку мастеру было не справиться, поэтому он, по традиции времени, поручал большую часть работы ученикам, а на себя брал самое трудное и престижное.
Портрет Джулиано Медичи. 1478 - 1482 г.г.
Немая. 1475 г.
Портрет молодой женщины. 1480 г.
Портрет молодого человека. 1483 г.
Известность художника была велика, он считался лучшим художником Флоренции.
В старости Боттичелли увлекается идеями Савонаролы - проповедника аскетизма. Меняется стиль его живописи, усиливаются религиозные тенденции. В творчестве художника ощущаются трагизм и надломленность.
Портрет Данте Алигьери. 1495 г.
Святой Доминик 1498 - 1505 г.г.
В последние годы жизни Боттичелли слава его померкла. О былой популярности оставалось лишь вспоминать.
В 1502 году Изабелла Кастильская, выбирая кого - нибудь из флорентийских художников для исполнения её заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли. О его последних годах жизни достоверных сведений не сохранилось.
Умер Сандро Боттичелли 17 мая 1510 года во Флоренциии.
Фреска Святой Августин. 1480 г. Церковь Оньисанти.
В церкви Оньисанти похоронен Сандро Боттичелли в фамильной гробнице.
Вместе с художником умерла и память о нём.
Заново Боттичелли был открыт только в конце XIX века стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и группы художников - прерафаэлитов.
Вот почитала сама и посмотрела,как-то маловато мне показалось...Добавлю ещё.
Особенности творчества художника Боттичелли: свои шедевры он создавал во время расцвета Ренессанса — эпохи,в которую заново было переосмыслено отношение к античной культуре,религиозным сюжетам,реализму.
В картинах Сандро Боттичелли,которые вы можете увидеть на фото,функция передачи основного замысла художника возложена на линию. Линеарность позволяет следовать контуру изображаемых предметов,подчеркнуть их красоту и значимость.
Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны,декоративны и драматичны. Волшебные полотна на мифологические,религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом.
Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. Тондо художника«Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года,принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения.
В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца,но и более поздние: к примеру,полотно Сандро Боттичелли под названием«Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии,началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа.
Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи.
Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата,который был ювелиром. (...)
Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Ори
По словам Вазари,между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь,что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других,и Сандро,изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного«чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей,не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства,в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота,в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.(...)
гинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому.
Особенно эффектна его Венера,которая нагая плывет по морю в раковине,и боги ветров осыпают ее дождем из роз,и гонят раковину к берегу.
Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 году стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана.(...)
«Рождение Венеры» стало последней картиной с обнаженной женской натурой.
Усердно изучал Данте; плодом этого изучения явились гравюры на меди,приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова«Ада»(издание Магны).
Выполнил множество картин по заказам Медичи.
Две самые знаменитые картины Боттичелли,так называемая«Примавера»(«Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу,возникшую в медическом кругу. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477−1478 годами. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо — сыновей брата Пьеро«Подагрика». Позднее,после смерти Лоренцо Великолепного,эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро,за что и снискала себе прозвище«dei Popolani»(Пополанской). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески,для нее же предназначались и эти две картины. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Крупнейший представитель флорентийской философии XV века,Марсилио Фичино следовал Платону,переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением.
В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом,в том числе оно связывается с классической поэзией,в частности,со строками Горация и Овидия. Но наряду с этим в замысле боттичеллевских композиций должны были отразиться идеи Фичино,нашедшие свое поэтическое воплощение у Полициано.
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании,но выступает гуманистическим идеалом любви духовной,«того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь,которое очищает все в своем движении»(Шастель).
Следовательно,образы Весны носят космологически-духовный характер. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой,порождая Примаверу,Весну — символ живительных сил Природы. Венера в центре композиции(над ней Амур с завязанными глазами) — отождествляется с Humanitas — комплексом духовных свойств человека,проявления которых олицетворяют три Грации; устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.
В боттичеллевской трактовке миф обретает особую выразительность,идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев,следующих единому гармоническому ритму,который создается линейными очертаниями драпировок,фигур,движением танца,постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия.
Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы,напоминая шпалеру.
Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas(совокупность духовных свойств человека,олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы), или же идея высшей,идеальной красоты,заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека — то есть красоты внешней,являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии,микрокосм в макрокосме.
По своему замыслу«Рождение Венеры», близко«Весне»; в нем трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой.
Соединяясь с материей,животворный дух вдыхает в нее жизнь,и Ора(Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества,протягивает богине плащ«скромности», даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями.
Кажется,подобная картина отражена в строках поэмы Полициано«Стансы к турниру».
Девушка божественной красоты
Колышется,стоя на раковине,
Влекомой к берегу сладострастными Зефирами
И Небеса любуются этим(зрелищем).
Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур,чем в трактовке окружающей их пространственной среды,они приданы также легким одеяниям,оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток.
Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией,характерной для искусства Боттичелли.
Но вслед за созданием этих картин противоречия,постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса,коснулись и художника.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
Судя по количеству его учеников и помощников,зарегистрированных в кадастре,в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием.
В этом году он написал«Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти(Всех Святых) для Веспуччи,одной из самых знаменитых семей города,близкой Медичи. Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов.
Боттичелли немало потрудился,стараясь превзойти всех живописцев своего времени,но в особенности Доменико Гирландайо,выполнившего с другой стороны образ св. Иеронима.
Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы,ибо на лице этого святого он выразил ту глубину,остроту и тонкость мысли,которая свойственна лицам,исполненным премудрости.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала,где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску«Благовещение»(Флоренция,Уффици).
Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой,роспись,вероятно,была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии.
Благодаря политике Лоренцо Медичи,стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции,Боттичелли вместе с Козимо Росселли,Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой«великой капеллы» Ватикана,только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской.
Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы,а современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников.
(...)
Осенью 1482 года,когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта,Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию,где вскоре пережил утрату отца. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти.
В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи,и многие из наиболее известных произведений художника 70−80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства; другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов,друзей Лоренцо Великолепного(1449−1492), которых он собрал при своем дворе.
Образованнейший человек,трезвый и жестокий политик,Лоренцо был поэтом,философом,уверовавшим в природу,как в Бога.
Крупнейший меценат своего времени,он превратил свой двор в центр художественной культуры Возрождения.
Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями,как«Благовещение»(1489—1490), «Покинутая»(1495—1500) и т. д.
(...)
Портреты Боттичелли,как уже отмечалось,стоят,в общем,ниже образов,входящих в его композиции.
Это объясняется,вероятно,тем,что для воображения художника с его постоянной потребностью в совершенном ритме было необходимо движение,чего не мог дать погрудный портрет,обычный в ХV веке. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Во всяком случае,образы его«Симонетты»(Симонетта Веспуччи) не стоят Граций«Весны».
Что же касается его мужских портретов,то к шедеврам художника можно отнести лишь«Лоренцано» за его поражающую жизненность,а также портрет молодого человека(Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
(...)
По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо,где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости.
Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или для коллекций произведений искусства. Первое известное нам тондо,датируемое семидесятыми годами, — это«Поклонение волхвов»(Лондон,Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Начиная с этой еще незрелой работы,где искажение перспективы выглядит оправданным,если картину расположить горизонтально,Боттичелли демонстрирует«софистический», трезвый и беспокойный подход,описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты.
Примеры тому — «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом»(обе в Уффици).
Первая,1485 года,благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины,написанной на выпуклой поверхности; во второй же,созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории,использован обратный прием,создающий эффект поверхности вогнутой.
Среди больших религиозных композиций несомненным шедевром является«Алтарь св. Варнавы», написанный тотчас же по возвращении из Рима. Благодаря силе исполнения некоторые образы этой композиции выглядят поистине великолепными.
Таковы св. Екатерина — образ,полный затаенной страсти и потому гораздо более живой,чем образ Венеры; св. Варнава — ангел с лицом мученика и особенно Иоанн Креститель — одно из наиболее глубоких и наиболее человечных изображений в искусстве всех времен.(...)
Усиление нравственного и религиозного настроения в последних произведениях Боттичелли очевидно.
Оно ощутимо и в личной драме Боттичелли,который,подобно Савонароле,ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра Борджиа.
Но,с другой стороны,к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно,что проявилось уже тогда,когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность«Мадонны Евхаристии».(...)
Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти.