-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в валия52

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.03.2013
Записей: 7875
Комментариев: 41807
Написано: 79908


История Деда Мороза .Часть 1.

Понедельник, 18 Ноября 2013 г. 19:33 + в цитатник

 

Традиционный костюм Деда Мороза. 
Об одеяниях Деда Мороза см. ниже "ОТЛИЧИЯ НАШЕГО ДЕДА МОРОЗА ОТ ВРАЖЕСКОГО ЗАДРЫГИ САНТА КЛАУСА".

 

ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо. 

 
Морозко.

Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек. 

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. 

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог». 

На праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой. Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены посленасильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»). 

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов. 

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек. 

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия. 

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа. 

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше. 

О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля — наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр.Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после "Словаря славянских богов". 


 

Традиции 

Дед Мороз – наш любимый славянский Бог и сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним. 

С древнейших дохристианских времен у язычников-славян Дед Мороз божественный повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался как могущественный волшебник с достаточно суровым характером. 

И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё так же могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы. 

В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его божественная внучка - Снегурочка. Как и все боги и волшебники, Дед Мороз может наказать за злые и нечестные поступки героев сказок, так и помочь в самый отчаянный момент. 

В отличие от традиционной в Северной Европе Снежной Королевы, Дед Мороз свою волшебную силу преумножает, не замораживая людям сердца, а наоборот согревая их своей любовью. Дед Мороз всегда дает возможность исправить свою ошибку другим персонажам, Снежная Королева никогда и ни в чём не помогает героям сказок. Обладая одинаковой силой в деле замораживания всего живого на земле, они совершенно различаются по температуре и доброте своих сердец. Сердце Снежной Королевы – кусок льда, а русский Дед Мороз несёт нам такую добрую теплоту своей древней языческой славянской души, что сравнить её можно лишь с теплом солнышка. 

Существенны отличия нашего древнего славянского Деда Мороза от западноевропейского святого Николая (Санта Клаус, Santa Claus). Дед Мороз довольно строгий, но справедливый, как должно любимому славянскому Богу. А в Санте Клаусе величия нет и в помине. А как же иначе?! 

Вы можете представить европейского задрыжку Санту в глухой русской деревне? Представить Санту, который сковывает лёд на реках? Прокладывает морозные снежные пути путникам? Наметает снежные сугробы? Который в тяжелейших обстоятельствах приходит своему теряющему силы народу на помощь и дотоле невиданными холодами вмораживает в лёд и обращает в прах непобедимые армии захватчиков, как это он сотворил и с армией Наполеона, и с армией Гитлера под Москвой и под Сталинградом? Конечно, нет! Потому наш великий русский языческий Бог Дед Мороз всегда с нами, какими бы силами ни пытались церковники вытравить его из нашей русской души. 

Задрыганный Санта Клаус – всего лишь западный бизнесмен и коммерсант: он снимается в рекламе «Кока-Колы» аж с 1931 года. Наш могучий Дед Мороз, в отличие от западного соседа, дарит подарки абсолютно всем детям, а не только тем, которые хорошо себя вели. И размеры щедрых подарков Деда Мороза не ограничиваются размерами носочков, в которые Санта Клаус кладет свои подарки. Широка и щедра душа нашего любимого славянского Бога Деда Мороза. Добра и прекрасна его божественная внучка Снегурочка

И с каждым новогодним подарком, оставленным под ёлочкой для малышей и взрослых, растёт могущество Деда Мороза и увеличивается Добро на земле. 

Великий Устюг — нынешняя «бизнес-родина Деда Мороза» 



По инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия. 

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.


 


Великий Устюг. Вотчина Деда Мороза летом.

 


Вотчина Деда Мороза зимой.

 


Вотчина Деда Мороза зимой.

 


Ворота в вотчину Деда Мороза.

 


Дед Мороз и Снегурочка.

 


Зал в тереме Деда Мороза.

 


Печь для пирогов в вотчине Деда Мороза.

 

 
Домик Снегурочки в вотчине Деда Мороза.

 


Интерьер гостиницы в вотчине Деда Мороза.

 


Магазин подарков в вотчине Деда Мороза.

 

Великий русский Бог и предательство иванов,
не помнящих родства 
Редакционная статья SuperCook.ru к 67-летию Дня Победы

Дед Мороз (на войне — главный русский Генерал Мороз) — реально существующий, всемогущий, то веселый, то грозный великий русский Бог, извечно заправляющий погодой.
 
Дважды, спасая Русь от лютого наступающего врага, когда русский народ в жестоких битвах уже терял последние силы, а враг подступал к Москве, дотоле веселый русский Бог Дед Мороз обращался в сурового непобедимого Генерала Мороза и приходил на выручку.
 
И две самые мощные в те времена армии в мире — Наполеона и Гитлера — Генерал Мороз беспощадно вморозил в лёд, перерезал им коммуникации и обратил в прах дотоле невиданными холодами, от которых начинало ломаться железо (во время боев под Москвой зимой 1941-42 гг. температура опускалась до минус 42oC).
 
Как повелось у нас на Руси, издавна привычной к холопскому преклонению только перед всем иноземным, где своих и за людей не считают, за Чудесное Спасение русские поставили памятный храм не своему могучему Спасителю Богу Морозу, а какому-то иностранному Христу, который, судя по переведенному с греческого Священному писанию, о Руси отродясь ничего знать не знал и ведать не ведал.
 
Так у нас в России всегда поступают с соотечественниками, творящими российским людям действительно добрые дела. А потом дурной неблагодарный народ удивляется, почему на Руси так мало хорошего?
 
Нынче россияне своего великого исконного русского Бога Деда Мороза даже в новогодние праздники по глупости старательно заменяют на какого-то иностранного святого задрыгу Санту Клауса, что родом из Анатолии (т.е. из земель нынешней Турции). А зря! За такие глупости Дед Мороз может пожурить так, что мало не покажется.
 
В отличие от приблудного древнееврейского самозванца и всяких его церковных святых, великий русский Бог Мороз имеет реальную неодолимую Божественную силу, потому в ничтожных поповских и прочих признаниях не нуждается. И когда русский Бог Мороз являет свою Божественную мощь, все прочие боги падают ниц и посиневшие испуганно расползаются в стороны, стуча отмороженными копытами. Так что поклонением чуждым богам русские лишь демонстрируют собственное недомыслие, если точнее — свою природную холопскую дурь. Вечному Деду Морозу это безразлично, а вот русским на их дури в современном мире уже не выжить.
 
Интересно, после столь неблагодарного всенародного забвения, Бог Мороз придет еще раз спасать Русь от врага? Или наоборот — в ближайшее время хлопнет по этим неблагодарным крепкими холодами, размораживающими все трубы в городах, да снегопадами и ветрами, рвущими электросети и срывающими крыши, и оставит их среди зимы без воды, без отопления, канализации и электричества? Ему это тоже раз плюнуть, чтобы русские наперед покрепче знали, кто на Руси есть настоящий всемогущий Бог, а кто — по глупости принятый ложный. Богу Морозу по силам и целые страны стереть в порошок наползающими ледниками. И придется тогда всяким вымышленным богам панически удирать из их рушащихся храмов, куда их перепуганные глаза глядят. Или, шутки ради, уберет на некоторое время свои холода — и земля пересохнет от жары, перестанет давать урожай и начнет пылать в пожарах.
 
Божественная сила Деда Мороза бесконечно превыше силы всех людей планеты вместе с их надуманными богами (независимо оттого, понимают это русские, или нет). Наш могучий русский Дед Мороз хоть и добр, но умеет иногда дать крепкий урок ради вразумления неразумных. И урок этот может длиться, по его усмотрению, от нескольких дней до долгих тысячелетий — для него, бессмертного, это лишь миг бесконечного властного бытия.
 
Всякому здраво соображающему понятно, что теплолюбивого иноземного Христа из Синайской пустыни на нашу холодную Русь калачом не заманишь. Что ему, слабому даже перед какими-то несколькими древнеримскими стражниками, делать на чужой земле, на которой безраздельно властвует Бог истинный, вечный, могучий и неодолимый! Потому не зависящий ни от каких верований, ни от каких церквей. И в попах не нуждающийся, ибо он есть истинен в своем величественном могуществе независимо от чьих-то людских признаний или глупых отвержений — как присутствие в природе Солнца, Луны и звезд.
 
Потому на свою поддержку он деньги и дары у народа никогда не цыганит — этим усердно занимаются лишь боги ложные вместе с их лукавыми служителями, кроме жадности, иного в душе не имеющими. А Богу истинному деньги ни к чему. И свои величественные дворцы, каких не построит народ, он создает сам. Церкви и молящиеся в них на карачках ему без надобности, потому что у него в руках Божественная Истина, всегда и во всем поверяемая практикой всей природы, а не лживыми словесами и измышленными поповскими писаниями в церковных книжонках. Бог Мороз благоволит не верующим, но знающим и к познанию сути природы устремленным. Пустыми глупыми молитвами его не проймешь.
 
У доброго, но слабосильного Христа всегда забот полон рот о его родном Богоизбранном народе — то о финансовых успехах разбросанных по всему миру многочисленных банков и прочих прибыльных предприятий его соплеменников, то о спасении евреев от злодейств других народов. В условиях посложнее, над которыми Христос не властен, ему и свой собственный народ спасать не очень-то удается.
 
В предательстве интересов Богоизбранного еврейского народа ради прочих чужих Христос никогда не подозревался, так что на всяких чужеродных молитвенных попрошаек ему отвлекаться некогда. Прочие небогоизбранные народы для него все на одно лицо — что русские, что китайцы, что малайцы, что чукчи — просто небогоизбранные, и всё тут. И ему нет никакого смысла и прока помогать кому-то из этих навеки чуждых его родному Богоизбранному народу в их возникающих трудностях и взаимных распрях.
 
И надо обладать уж совсем сбрендившей фантазией (т.е. залить за воротник не меньше литра), чтобы объявить добропорядочную мать древнеиудейского семейства Мариам (на Руси ее именуют Девой Марией) покровительницей России. Будто, у нее только и забот, чтобы вдруг позабыть о своих сородичах и начать усиленно радеть о какой-то далекой северной стране с ее не шибко разумным народом, способным после непомерного приема на грудь придумать даже столь дикую глупость.
 
До такого непристойного обвинения могут додуматься только уж совсем непорядочные люди. Просто святотатственно подозревать Деву Марию в ничем не оправданной измене своему народу с перебеганием в чужой стан, в котором именно к евреям отношение весьма неоднозначное и далеко не безгреховное, за которое от справедливой Девы Марии скорее полагалась бы вразумляющая кара, чем божественное покровительство. Здесь русских спасает только то, что Дева Мария изучением географии никогда не увлекалась, и столь далекая страна с тамошними дикими нравами ей неведома.
 
Как видим, русским от чужих богов ожидать нечего. Те немощные боги, если и существуют, ломают голову только о благополучии властвующих богатых да прислуживающих им попов и на нужды простого русского народа, как и всяких прочих, не отвлекаются.
 
Русским при военном столкновении с любым мало-мальски серьезным противником без спасительной помощи могучего Генерала Мороза будет неизбежная крышка, как это уже случалось в военной кампании в XIX веке в теплом Крыму или при событиях на отвоеванном китайцами у СССР о. Даманский. Или в конце ХХ века в жарком Афганистане, где оставшимся без Генерала Мороза советским агрессорам так поддали жару, что у них собственная страна безвозвратно развалилась на части.
 
От всяких молитв русских людей богу чужого южного народа (тем более, народа, на Руси не особо почитаемого, что горячо любящий свой Богоизбранный народ Христос вряд ли одобряет и поощряет) всегда толку, как от козла молока. Это лишний раз показали множественные святые молебны РПЦ жарким летом 2010 года, когда Русь полыхала в нескончаемых пожарах все лето и начало осени до естественного прихода проливных осенних дождей.
 
Просить Христа о погоде, что просить младенца сделать космическую ракету — Христу такое не по силам. Погода и все окружающие условия планеты всегда во власти бесконечно могучего и мудрого, хоть иногда и шаловливого, истинного русского Бога Деда Мороза, и только его одного. Недаром метеорологи называют его арктическую вотчину "кухней погоды". А погода определяет в жизни любого народа (в т.ч. на войне) много больше, чем всякие прочие факторы — это урожаи или неурожаи, здоровье или эпидемии, доброе благополучие или катастрофическое разрушение созданного.
 
И если русские не хотят, оказавшись среди страшных холодов или дикой жары, плакать и молитвенно трясти бессмысленными хоругвями, им предстоит задуматься, стоит ли отвергать своего исконного, истинного и всемогущего на Руси Бога ради пустого бессмысленного поклонения всегда и во всем бессильному импортному богу чужого народа, полезному только его хитроумным служителям для обеспечения их безбедного существования.
 
Всегда тщетны неразумные упования русских на измышленного чужим народом бога, для русских чуждого и ложного. Русь успешно развивалась только когда бесполезного иноземного Христа и его попов крепко отодвигали в сторону (петровские времена, вторая половина XIX века, советское время, когда советские люди первыми в мире проложили человечеству дорогу в космос), и впадала в мракобесие, развал и ничтожество, когда поклонение чужеродному импортному Христу становилось определяющим и направляющим.
 
Никогда в прежние времена в России влияние церкви на власть не было столь мощным и всеобъемлющим, как в нынешней российской демократии. Даже в темные лохматые века русские самодержцы такого давлеющего верховенства церковников над собой не терпели и не допускали. Нынешнее слияние властей в церковно-государственное единство будет неизбежно нарастать по причине неразумения ослабевшего народа. И с тем будет нарастать дальнейшее впадение страны в ничтожество.
 
Но в современном жестко перенаселенном мире народу, имеющему большие, пригодные для жизни земли с достаточным количеством воды, в ничтожестве уже не выжить. Именно перенаселение, недавно впервые за всю историю возникшее на планете, принципиально отличает наше время от всего прежде былого. Потому ссылки на прежние исторические примеры уместны лишь для слабо соображающих — перенаселенный мир стал иным, каким дотоле никогда не был. Миллиардную отметку человечество перешагнуло в 1820 году, в 1900 было 1,6 млрд, ныне более 7 млрд. Эта разница уже не количественная, а обратившая мир в новое качество.
 
Подняться из создаваемого все более глубокого провала, как это бывало на Руси раньше, уже не дадут другие народы, остро нуждающиеся в расширении своих земель. Им нужна свободная земля, рабы из чужого народа им не требуются — своих девать некуда. Так, если человек оступился и упал в чистом поле — встал, отряхнулся и пошел дальше. А когда упал в плотной движущейся толпе — из-под ног встать не получится, сразу затопчут. Отсюда надежные прогнозы для православно-демократической России и ее народа на недалекое обозримое будущее. Чтобы предвидеть падение подпиливающего под собой сук, великой мудрости не требуется.
 
Во время Великой Отечественной войны советские воины шли на смерть, сражались и побеждали не ради того, чтобы вместе с нынешним возвратом поповской идеологии в Россию пришли развал наук и производств, падение образования и медицины, невиданное обогащение РПЦ, в т.ч. беспошлинной торговлей водкой и табаком, возврат феодального устройства общества с жестким делением на элиту и бесправную чернь, безработица, изгнанные на улицу бездомные, ограбление и вырождение населения, многомиллиардные состояния одних и нищета других, крышуемая властями организованная преступность, рейдерские захваты, наркотики, спаивание народа, нескончаемое безумное повышение цен и поборов. А российские города и веси, как в давние тёмные века, вновь воссияли золочеными маковками бесчисленных церквей и наполнились дымом кадил.
 
Нынешний, ранее невиданный на Руси ажиотаж с Христовой верой уже выводит Россию на путь последнего парада с церковными песнопениями, иконами и хоругвями, за которым для дотла разворованной России и ее ныне быстро вымирающего народа зияет неизбежная пустота и исчезновение в небытие.
 
Негоже русским, если они хотят добиться в России хорошей жизни, поклоняться чужим инородцам и их прислужникам, о Руси не заботящимся, и забывать своего доброго Бога-Спасителя — весёлого и всегда всесильного на нашей Руси могучего Деда Мороза. Этот великий Бог, управляющий погодой, существовал всегда — задолго до появления русских — и успешно обойдется в своих делах без них. А вот русским, неразумно попирающим и уничтожающим свое национальное достояние в стараниях угодить жадно обирающим их чуждым идеологам и прислужникам бога чужого хитроумного народа, действующим только на свое обогащение, в нынешнем мире долго не протянуть. Эти "наставники" в их грабительском запале страну дотла оберут, а россиян — под красивую многообещающую говорильню — сомнут, затолкают под ноги и затопчут.
 
Как не так давно грустно заметил хорошо осведомленный о состоянии нынешней России старый и мудрый советский маршал, в молодости прошедший все фронтовые тяготы от первого до последнего дня войны:"Случись что сейчас, второй Великой Отечественной уже не будет". В такой оценке нынешней впавшей в ничтожество России и ее незадачливого народа старый маршал прав — во все времена участь иванов, не помнящих родства и поклоняющихся чужим, была незавидной. О том см. стр. Три масленицы на Руси и ее продолжение в современность — Россия в цифрах и фактах.

ЕСЛИ ТЫ НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ, 
ПОДДЕРЖИ НАШЕГО ДЕДА МОРОЗА!

 

 

История Деда Мороза 

Великий Бог наших древних предков-язычников 

Дед Мороз – грозный и всемогущий русский языческий Бог - появился у нас очень давно (не то, что западный клоуняжный задрыжка Санта Клаус). Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. 

Дважды, спасая Русь от лютого наступающего врага, когда русский народ в жестоких битвах уже терял последние силы, а враг подступал к Москве, дотоле веселый русский Дед Мороз обращался в сурового непобедимого Генерала Мороза и приходил на выручку. И две самые мощные в те времена армии в мире (Наполеона и Гитлера) Генерал Мороз беспощадно обратил в прах и вморозил в лед дотоле невиданными холодами. 


Случись что сейчас, западный придурковатый христианский Санта русских спасать не придет. 


 

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. 

В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. В разных регионах существовали свои особенности колядования. Хозяева одаривали колядующих едой. 

Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. 

Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды пришлой из Византии на Русь церковью были "упразднены", но существуют и по сей день. 

Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но "старшой" есть и сейчас. 

Хозяин зимы 

Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей. 

Крутой нрав 

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов. 

Внешний вид 

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, руковицах, и с посохом, которым он морозил людей. 

Место жительства 

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где "и летом студено". 

Снегурочка 

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания. 


 

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святого, то русский Дед Мороз – языческий всемогущий Бог, персонаж народных поверий и сказок. 

Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой. 

История христианского Санта Клауса 

Прообразом западноевропейского Санта Клауса был Святой Николай, который родился в III веке в городе Патара (малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. Святой Николай - один из самых почитаемых христианских святых. Честь эта выпала ему за великую доброту к людям и за многие творимые им чудеса. Позднее он стал епископом в городе Мира (ныне – Демре, небольшой городок неподалеку от Финикии), поэтому получил имя Мирликийский. В этом городке ему даже воздвигли памятник. В некоторый странах рассказывают, что Святой Николай подбрасывал в дома бедняков набитые золотом кошельки, причем многие считают, что святой подбрасывал кошельки через дымоход, и они попадали в башмаки, которые оставляли сушиться у очага. 


 

Поэтому во многих западно-европейских странах и сегодня принято новогодние подарки, особенно детям, прятать в сапожки, туфельки, или башмачки. Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в VII и XVIII веках, привезли c собой туда и предания о Святом Николае. Одной из первых церквей, построенных в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас или Синт Николас, позднее получившая название "Санта Клаус". 

 

Где родился Санта Клаус 

Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса появился в США сравнительно недавно, в Рождество 1822 года. Именно тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая", в которой Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде, и с курительной трубкой. В результате перевоплощения святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него появился мешок с подарками. 



Где живет Санта Клаус 

Многие северные страны до сих пор ведут спор, где живет Санта Клаус. Одни считают, что он живет на серерном полюса, другие – что он поселился в местечке Рованиеми на севере Финляндии. В современной Финляндии даже существует специальная служба для ответов от лица Санта Клауса, и это понятно, т.к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем от детишек разных стран с просьбами и пожеланиями. 

Английское Санта Клаус пошло от прозвания Sinterklaas (от слова "зола") св. Николая (в православной традиции Николая-Угодника) первыми голладскими поселенцами в Америке. Он считался покровителем мореходов и детей, для которых весь год готовил подарки, а в рождественскую ночь развозил их и оставлял в подготовленных для подарков чулочках. Правда, так стало считаться позже, а у голландцев Sinterklaas был, скорее, суровым воспитателем, ибо насыпал золу в чулки тем детям, которые вели себя не так, как надо. 

Особую популярность главный рождественский герой приобрел после того, как американский профессор греческой и восточной литературы Клемент Кларк МУР в 1822 году написал к празднику для своих детей стихотворение о святом Николае, который появляется в предрождественскую ночь, когда засыпают даже мыши, и спускается по каминной трубе с мешком, полным подарков, чтобы оставить их детям. В шубе, с белой бородой и красным носом он разъезжает на упряжке из восьми оленей, а о его приближении можно узнать по скрипу полозьев и мелодичному звону колокольчиков, привязанных к оленьим шеям. 

Стихотворение быстро разошлось и стало популярным, что несколько обидело профессора, так как был очень серьезен и не одобрял веселья, в которое превратилось празднование рождества. 

А лет через сорок карикатурист Томас Наст нарисовал Санта Клауса, и образ приобрел завершенность: красные шуба и головной убор, широкий кожаный пояс и сверкающие черные сапоги. 

Русский Дед Мороз выглядит иначе, а его история восходит к древним языческим богам, к Морозко из славянского фольклора. Дед Мороз - языческий Бог наших древних славянских предков. Он из тех давних времен, когда еще никакого христианства на свете не существовало. 

Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз - это великан, богатырь, каждую зиму обходящий дозором свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а, заодно, и одаривающий детей. Его особенность – перед вручением подарка, зачастую, просить исполнить что-нибудь для себя, рассказать стишок, спеть песенку, сплясать, разгадать загадку. Это не из-за жадности – просто его широкая душа просит радости. Но для безголосых, безногих, страдающих склерозом все окупается тем, что у нашего Деда есть Снегурочка – она не только всегда одарит, но и поцеловать может. 

Особенности русского Деда Мороза 


 
Дед Мороз (Морозко).

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы: 

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек! 

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ ХОЛОДНО! А алкоголя божественный Дед не боится.) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки. 

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег. 

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально цвет шубы был белым; затем, в самом начале ХХ века - стал синим, холодным; в советское время изменился на "революционный" красный, что совсем глупо по отношению к языческому Богу. На данный момент допускаются два варианта - белый и, в крайнем случае, синий. 

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные трехпалые рукавицы. 

6. Дед Мороз никогда не носит ремней и, обычно, не подвязывает шубу кушаком. Его шуба имеет внутренние застежки. Кушак появился уже в ХХ веке. 

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50 гр. С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут. 

8. При себе Дед Мороз всегда имеет волшебный посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ и "морозил". 

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет – на то он и Бог. 

10. Дед Мороз передвигается пешком или на санях, запряженных тройкой, или мгновенно перемещается таинственным божественным образом, о котором нам знать не дано. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. Случаев использования Дедом Морозом оленей не зарегистрировано - они для нашего могучего Бога мелковаты. 

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, где одни тюлени да пингвины, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. 

P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очков и не курит трубку! У Бога и с глазами, и с привычками все в порядке. 

Происхождение Новогодних Дедов разных народов 

Предками сказочного новогоднего персонажа в одних странах считают местных гномов, в других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. 

Предком нашего современного русского Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ нашего Деда Мороза складывался веками, и каждое время вносило в него что-то свое. 

Среди предков западноевропейского новогоднего старца Санта Клауса (но не нашего Деда Мороза!) был и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех маленьких дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотыми монетами. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира. 


 

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз. 

Костюм европейского Санта Клауса тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Санта Клауса бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Санта Клаусом все мы хорошо знакомы. 


 

Кто он такой - наш старый друг и всесильный добрый волшебник русский Дед Мороз? 

Наш Мороз – языческий Бог и персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли. 


 

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер ( или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу. 

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала"). 

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов. 

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи. 

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами. 

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда. 

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Русского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает: 

Борода и волосы - густые, длинные и седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (он бог-старик - седой, но полный божественной мощи и энергии) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений. 

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрывать шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!) 

Шуба - длинная (по щиколотку), обязательно серебряная (сплошь расшитая узорами из серебряных нитей), в крайнем случае синяя, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Шуба красного "революционного" цвета появилась при советской власти. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима. 

Шапка - под цвет шубы, расшитая серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (или белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же). 

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно. 

Пояс (допустим, но нежелателен) - белый с орнаментом под цвет долгополой шубы (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ... 

Обувь - белые, расшитые серебром валенки (или, в крайнем случае, шитые серебром сапоги с приподнятым носком, каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует). В морозный день Дед Мороз всегда надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". 
Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти хотя бы красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что тоже очень нежелательно). 

Посох - хрустальный или посеребрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы, без крючкообразного навершия. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания. 

http://supercook.ru/slav/slov-mif-13.html
 
Рубрики:  артисты
история
фото
искусство
сказки
легенды
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку