О волосах, косах и косниках |
Заглянув в «Википедию», находим одно из определений слова коса — причёска, при которой несколько прядей волос на голове сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди и внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.
Девушка, ощипывающая цветок. Антонов С.А., 1842 г. ГРМ
К сожалению, установить историческое место происхождения такого рода укладки женских волос к нашему времени вряд ли представляется возможным - известен и применим этот способ на протяжении тысячелетий и в разных концах света. Вместе с тем, укорениться и перейти в стойкую традицию женским косам пришлось далеко не везде. Отыграем немного назад, от способов укладки — непосредственно к волосам. Почти все без исключения народы придают им огромное культовое значение, волосы являются одним из основных компонентом магических обрядов, а также, по преданиям, и сами являются источником необъяснимой энергии. Не будем углубляться, для чего именно индейцы американского континента собирали скальпы врагов, нас больше интересует как относились к волосам наши пращуры. Сразу оговоримся, что рассматриваются племена, занимавшие довольно обширные территории Европы от Дуная и до Урала. Итак, к женским волосам наши далекие предки относились очень трепетно, считали их источником колдовства и силы рода. К примеру кочевники, захватывая селение, старались найти супругу старосты или князя, чтобы отрезать ее волосы, так как верили, что вместе с этим силы покинут защитников, у воинов в дальних походах хранились обереги из волос любимых. С женскими волосами связаны многие обряды и ритуалы, а одно из центральных древних славянских божеств так и называлось - Волос (Велес). Сопоставляя естественное положение волос и приписываемую им энергетику, люди пытались всеми доступными способами упорядочить и подчинить эту волшебную силу. Вот и получается, что если из хаотичной прически «я упала с сеновала» волосы упорядочить, ну хотя бы расчесав гребнем, то их энергия потечет направленно, а коса с ее повторяющейся ритмично-спиральной структурой, если и не полностью моделирует молекулу ДНК, то уж точно напоминает довольно эффективный «Архимедов» винт, который обладает и транспортными свойствами и позволяет преобразовывать вполне реальную (известную современной науке) энергию.
Кстати женщин с вьющимися, курчавыми волосами в древности считали чертовками, либо ведьмами, видимо опять же благодаря тому, что энергия от таких волос распространялась хаотично, создавая вокруг их владелицы особую ауру. Так или иначе, на Руси и прилегающих к ней территориях трехпрядные женские косы прижились, и стали традиционной прической, тем более что они являются отражением троичности (триединства) Единого Бога.
Девушка перед зеркалом. Ф.О. Будкин. 1848.
А в западной Европе укладка женских волос в косу почти нигде не сохранилась в виде традиций. Вот, к примеру, норвежская женщина в традиционной одежде с распущенными волосами на картине конца 18 века. В большинстве же случаев волосы убирались под чепец, платок или бурнус — от грязи и дурного глаза (что кстати было и на Руси).
У славян коса, как вид женской прически, наделялся брачной символикой. В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Первое заплетание косы девочке означало достижение ею брачного возраста (13-16 лет) и символизировало переход в новую возрастную категорию - девок, невест. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин. Косы заплетали во время свадебного обряда, оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок и т.д.. В Архангельской губернии говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».
Бучкури А.А. Свадебный поезд. 1912 г
С замужества женщине с распущенными волосами ходить уже было недопустимо. Считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле, делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину с распущенными волосами. Непокрытые, распущенные волосы доверялись только мужу, так как только ему они были не во вред, мало того, он подпитывался силой, скрытой в них. Распустить волосы можно было так же в определенных обрядовых ситуациях: во время трудных родов (косы расплетала не только роженица, но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме); в обряде опахивания; при появлении градоносных туч; когда мяли лен (чтобы он был мягок и волокнист). Сила женских волос тщательно оберегалась и защищалась. У баб (замужних женщин) для этого служили сложные и богато украшенные головные уборы, целиком скрывающие волосы и отвлекающие на себя внимание, тем самым давая защиту обладательнице. У девок - очелья со сложными орнаментами, венцы, кованные кузнецами (которые почти повсеместно считались колдунами, поскольку укрощали в металлических изделиях стихии земли, огня и воды), различные привески - так же служили не только для украшения. Они были призваны отвести порчу от девичьих волос, забрать на себя первый взгляд, который несет в себе наибольшее количество энергии, не всегда положительной. Чем ярче, привлекательней украшение, тем легче цепляется за него глаз, в том числе и дурной. И тяга женщин к смене нарядов и украшений, скорее всего объясняется генетической памятью, которая подсказывает, что украшения напитываются отрицательной энергией, чаша может переполнится и их владелец вот-вот подпортит себе ауру. Можно отнестись к этому, как к шутке, но... Мода собирать и передавать из поколения в поколение фамильные драгоценности появилась не так давно, а наши предки хоронили друг друга с предметами обихода и украшениями, возможно исходя из логики накопления негатива, ведь почти все вещи, даже хозяйственно-бытового значения в древности одушевлялись, а душа является носителем энергии, повторимся — иногда отрицательной. Одним из самых распространенных и любимых украшений-оберегов косы и всей наспинной части девичьего костюма являлся коснИк (накОсник) - привеска, вплетаемая в косу при помощи шнура между прядями волос. Косники имели самую разнообразную форму и выполнялись из материалов как домашнего, так и фабричного производства.
"Русский традиционный костюм", статья "КосниИк (накОсник)". Изд."Искусство"
Наиболее простым вариантом косника следует считать вплетавшуюся в косу ленту, заканчивающуюся завязанным бантом. Концы ленты могли затейливо расшиваться растительным узором золотными или серебряными нитями и обшиваться металлической бахромой.
Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями.
Девичьи накосники. VIII - IX вв. Государственный исторический музей
Косник. Россия, вторая половина XVIII в. Парча, золотные и серебряные пряденые нити, трунцал, хлопчатобумажный шнур, перламутр, перламутровые плашки, стекла. Вышивка "в прикреп", низанье, плетение на коклюшках.
Собрание Государственного Исторического музея. Фотографии из каталога выставки "Красота повседневности", 2006 г.
Поверхность косников расшивалась с обеих сторон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной металлической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом.
Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея
Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея
Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея
Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея
Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея
Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея
Собрание Н.Шабельской в составе коллекции Метрополитен-музея
Косники в южных регионах страны были ярче и форма их была разнообразной. Выполнялись они как из подручных, так и из покупных материалов: разноцветных шерстяных нитей, кумача, тесьмы, бисера, блесток. Некоторые из них представляли собой мягкие розетки с подвесками, выполнявшиеся из гарусных нитей, обнизанных отдельными бисерными украшениями или сеточкой из бисера. Другие имели вид плотной кисти из разноцветных шерстяных нитей с бисеринами или бусинами на концах. Часто они изготовлялись в форме объемных и тяжелых трапециевидных или треугольных лопастей, расшивавшихся бисером замысловатыми узорами и заканчивавшихся длинной бахромой из низанного бисера, третьи делались из обтянутого кумачом картона, к которому пришивалась четырехугольная подвеска из плетеного разноцветного крупного бисера с геометрическим узором. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу тесьма.
Рязанская, Воронежская губернии, IX век.
Наиболее простые косники делались самими девушками, более сложные - сельскими мастерицами или монахинями в монастырских мастерских. Итак, косникИ (накОсники) — украшения со смыслом. Изучая коллекции мы узнаем, что делались эти предметы чисто девичьего туалета из всего, что попадалось под руку, обладало магическими свойствами и в совокупности не просто привлекало, но было эстетично и красиво по тем временам. Если отмести тот этнографический новодел с жаккардом, стеклом и дешевыми пайетками, который появился в первой половине XX века, то можно сказать, что эти украшения актуальны и несомненно красивы и сейчас. И это не просто дань моде на старину. Некоторые из накосников являются произведениями народного искусства, как, впрочем, и многие другие вещи тех времен.
http://www.livemaster.ru/topic/555255-o-volosah-kosah-i-kosnikah
Рубрики: | НАРОДНАЯ ОДЕЖДА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |