Не жалуйся, что твои мечты не сбылись;
заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал.
Естественные биологические потребности организма у человека превращаются в осознанные мечту и цель. В обычном понимании у мечты есть две формы: позитивная и негативная. Позитивная выражается в стремлении к исследованию, открытиям и изобретениям, к высокому, неизвестному и новому - деятельностному поведению. Другая же, негативная форма мечты проявляется в том, что мечта остается самоцелью, лишь предметом мечтания, получения положительных эмоций от самого факта переживания себя в виртуальном пространстве "сбывшейся" мечты и заменяет человеку деятельность и реальную жизнь мечтательностью, фантазерством. То есть это состояние, в котором человек погружается в придуманный им мир мечты и живет ощущением ее достигнутости. Процесс мечтания заменяет человеку жизнь настоящую. Ему уже не нужно заботиться о том, как достичь ее, он уже "живет" в ней. Для его мозга мечта уже достигнута. Жизнь "удалась".
Однако, процесс мечтания - обязательный часть жизни человека. Именно здесь формируется будущая личность. Мечтание - работа по прорисовке будущих целей деятельности. Ощущение мечты как реальности дает глубокую прорисовку объекта будущих устремлений безотностительно возможности реализации желаний. Только так и создается новое.
Мечта обязательно должна быть хоть немного фантастичной, нереальной, т.е. за пределами своих возможностей, осознаваемых человек в данный момент времени. Иначе это простое желание, удовлетворение которого необходимо, но буднично и не вызывает особого энтузиазма. Следует сразу ответить сторонникам постановки человеком перед собой реальных, достижимых целей, дабы не формировался в нем комплекс неполноценности. Во-первых, мечта - смысл обязательного развития человека, но не исчерпывает и не заменяет все остальные его потребности. И во-вторых, принцип реализации кажущейся недостижимой цели сформулирован С.П.Королевым: "Цели у меня глобальные, а задачи для их я всегда ставлю реальные".
А тот, кто скажет себе: "это невозможно", убивает в себе творца и оставляет себе лишь стремление к удовлетворению биологических потребностей организма традиционными средствами, полученными из знаний и способов, уже созданных человечеством и частично освоенных им.
Следующим шагом должна стать деятельность по реализации мечты. То есть мечта должна превратиться в цель, в практическое устремление. В период мечтания создается мечта-проект как яркая, принимаемая всей душой, картина, которая в последующем позволит личности сформировать образ цели в подробную цель-проект и цель-программу и путь ее (мечты) исполнения. Таким образом мечта и цель становятся инструментом самоорганизации и самоуправления личности.
Чтобы мечта-цель стали в для человека управляющей силой, она должна быть представлена в 4-х видах.
Цель - точка.
Описание выражено кратко 1-10 слов, ярко, символично и вызывать к мысленному взору человека красивые, энергетически заряженные образы. Возьмем для примера: "принц на белом коне" и "1 млрд $".
Цель-проект.
Далее точка разворачивается деталями и подробностями. "Принц, красивый, сильный, благородный, исполняющий желания и приедет он только к принцессе доброй, женственной, ...". "1 млрд $" - это свой дом у моря, крутая машина, предприятия, приносящие доход, доступность качественной пищи и одежды, свобода передвижения по Земле, обладатель этого богатства образованный, умный человек, умеющий подобрать, сплотить и вести за собой команду профессионалов. Правильно оформленная цель выглядит как конкретное и подробное описание архитектуры города, чертежи дома или изделия, с массой приложений и пояснительных записок о материалах, оборудовании, средствах и способов его создания. Одним словом настоящий деловой инженерный проект, согласно которому "прораб счастья" сумеет осуществить его строительство. Важное замечание: есть цели, которые нужно создать, а есть цели, для которых нужно создать себя.
Цель-программа.
Подробное описание пути достижения, последовательности действий и операций по достижению промежуточных целей, которые как кирпичики станут затем будут уложены в главное здание-цель.
Цель-план.
Под планом мы понимаем список дел на 1 год - месяц - неделю - сегодня.
Если в ваших планах нет дел по направлению к мечте-цели. значит вы обманываете себя и других, перед кем декларировали свои цели. Кстати, именно по конкретным действиям можно точно определить настоящие цели человека, поскольку цель и действие (средства) - явление единое и неразрывное. Если для своей мечты я ничего не сделал сегодня, значит это была красивая мечта, но не моя цель. Это было просто желание, надежда на осуществление чуда от неизвестных сил, а может и известных (родственники, друзья, правительство, умные сильные люди, герои), которые могли бы это для меня сделать. А я не могу, это же просто нереально. Мне некогда и не на что получать нужные знания и развивать свои способности для реализации этой красивой, но несбыточной мечты. Мне нужно зарабатывать на хлеб насущный, ходить на нелюбимую работу и получать нищенскую зарплату.
Справедливости ради следует сказать, что масса открытий и изобретений, которые меняли жизнь человечества, были сделаны "случайно" и вовсе не ради кого-то или чего-то, а из потребности к познанию нового, простого человеческого любопытства, правда одухотворенного человеческой страстью к открытиям. Это есть частный случай мечты-цели, обеспеченными лишь вдохновением и колоссальным трудом. То есть, Периодическая система химических элементов приснилась Менделееву, а не его кухарке. Кстати, кухарка все-таки сможет управлять государством и познанием, когда овладеет знаниями всех тех богатств, которые выработало человечество.
Как мечта превращается в цель? Если мечтания - процесс приятный, малозатратный и безопасный, то целевая деятельность по ее достижению - это процесс трудный, напряженный и связан со множеством рисков вплоть до остракизма (изгнания из общества) или даже гибели реализатора мечты. Поэтому внутренний процесс перехода от мечтаний к действию, как правило, это сложный и трудный процесс с большим количеством порывов и отступлений. Возможно это связано с перестройкой эволюционно закрепленной, бессознательной парадигмой мировоззрения человека.
Рассмотрим два фактора, обеспечивающих это превращение. Первый - это воздействие на человека внешних условий. Этим фактором может стать невыносимость условий жизни или даже угроза уничтожения личностных ценностей и устремлений субъекта или его порабощения и угнетения. а также воздействие на него другого человека, показывающего ему образ мечты и, главное, путь к ее осуществлению. Один из примеров мечты человечества является общество-утопия. Его желанный образ после определения пути его достижения и появления лидеров-организаторов реально становится силой управления человеком.
Второй фактор - собственное внутреннее мощное устремление личности. Состояние, когда мечта-цель захватывает и полностью поглощает человека. Когда мечта приобретает яркий, привлекательный и волнующий образ, она превращается в деятельностную цель.
Цель - привычки - стереотипы
Мечта, как новое явление в сознании человека, непременно требует изменения самого человека. И здесь возникает серьезный барьер - привычки и стереотипы личности. Эти устоявшиеся, привычные шаблоны, которые до сих пор обеспечивали комфортное существование индивида не хотят сдавать без боя и агрессивно доказывают человеку что мечта это хорошо, но недостижимо, что "нас и здесь хорошо кормят", что лучшее - враг хорошего. Но можно встретить и такое определение понятия "стереотипа" (от греч. стерео - твердый и тип - форма): "Стереотипы — признак недалёкого, плохо образованного и подверженного манипуляциям человека. Разрушение стереотипов — задача каждого независимо мыслящего человека и гражданина".
Преодоление привычки, стереотипа - всегда сильный стресс. Стресс - это выделение колоссальной энергии, которая при существенных сомнениях и бездействии не находит выхода в деятельности, в результате чего эта энергия разрушает организм человека. Это очень опасное состояние называется дистресс. При преодолении стереотипа на уровне смены modus vivendi и происходит кризис личности, имеющий возрастные циклы 15-30-50 (+-) лет. А сделать такой кризис сознательно вдвойне опасно.
Подсознание боится этого состояния. Мечта так прекрасна, что мысленное переживание владения ею становится наркотиком счастья и не дает человеку бросить мечтание и перейти к действию. Теперь целью человека становится самый простой способ - думать о самой мечте, а не о ее достижении. Достижение мечты - энергетически чрезвычайно затратный процесс, а думать о мечте, переживание картины "я в мечте" не требует никаких затрат (лежи да мечтай) и не предполагает риска ее неисполнения. Беда в том, что человек в этот как правило уже "знает" чтО достижимо, а что нет. Вот он главный враг - стереотип. Человек не понимает, что даже сам процесс достижения мечты - это уже ее исполнение.
Но попробуйте предложить юной девушке вместо ее стереотипа привлекательности (модность, яркость, "взрослость" и пр.) предложить такой вариант ее мечты:
Не нужно раздеваться, чтобы нравиться
и ботоксом накачивать тела...
Есть женственность — оружие красавицы!
Улыбка, смех, счастливые глаза.
Есть в каждой шарм, свое очарование,
которые не купишь, не пришьёшь...
Заботливость, тепло и обаяние,
есть чувственность с которой ты живёшь...
Татьяна Григорьева
Или такое
Сила женщины
Пусть не смущает вас слеза
И на лице разлитая усталость,
Ведь женщина всегда сильна,
Какой бы слабой не казалась...
Не обманитесь нежною улыбкой
И слабостью поникшего плеча,
Несет достойно женщина по жизни
Все тяготы, что ей дает судьба...
И воспевают нас поэты,
Наш нежный профиль и анфас,
А мы лукаво прячем силу
На самом дне прекрасных глаз...
© Copyright: Марина Искандарян, 2009
Вы бывали в доме для престарелых?
Там живут люди, которые по установленному неизвестно кем и когда стереотипу думают, что они сделали в жизни все, что положено и теперь этот дом - их участь. Они там не живут. Они там доживают. Остаток сил они используют на воспоминания, общение, редкие развлечения, мелкие занятия и страдания. У них нет мечты-цели. Последние силы у них блокируются стереотипом "больше ничего невозможно".
Практически то же самое мы видим в больничных стационарах. Люди, ограниченные территорией пребывания, рвутся оттуда всей душой, хотя ничто не мешает им действовать и там. Но их стереотипы: шахтер должен рубить уголь, а строитель класть кирпичи, учитель передавать свои знания другим лишают их мечты-цели и блокируют деятельность. Это значит, что не было у этих людей мечты-цели как объекта, а был главным процесс добывать, строить, учить. А ради чего? И незапланированная пауза в работе (болезнь) все остановила. И не понимают они (такого и не было в проекте), что развивать себя, продолжать совершенствовать главный процесс их жизни можно и здесь. Кстати и врачи лечат не шахтера, строителя, учителя. Они лечат организмы, а значит "честно" стараются выполнить известные им технологии, а результаты своей работы отправляют в статистику. Вот и все.
С детства следует закладывать в себя огромные цели (по принципу С.П.Королева, см. выше), чтобы смыслов жить хватало до полного окончания сил организма.
=== Цель - якорь и спасательный круг для души человека. Она не всегда поможет не налететь на рифы повседневности, не разбиться о скалы обыденности и не утонуть в море комфортной жизни. Путь к мечте - это всегда простор, мощные ветра и 7 футов под килем. Путь к мечте-цели всегда легок и восторженно радостен для души.
--- мечты свои и чужие
---кто идет к ранее никем не достигнутого, никогда не ошибается.
"МЕЧТА. ЦЕЛЬ." (эссе-размышление на заданную тему или попытка философского подхода к определению ее составляющих) 1 1. ... Мечту следует отличать от фантазии. ФАНТАЗИЯ - есть вымысел, л о ж н о е, придуманное, не могущее существовать в действительности, во всяком случае,в данный, конкретный промежуток времени. Поэтому имеет отношение к желаниям человека получить "удовольствие" "здесь и сейчас", хотя бы за счет привнесения эфемерного в эту самую действительность, а стало быть, без усилий со стороны самого человека. ... Это - попытка приукрасить, преувеличить жизнь как таковую и внутри человека, приписывание им несуществующих свойств. ... Это - его м и ф о себе самом, о с в о е м, о жизни вообще; свидетельство безобразности и неустроенности этого мира, что зачастую нисходит к оправданию человеком своей слабости и корыстных мотивов к могучести и могуществу, к самовластию, - что не имеет ничего общего с предназначением и призванием человека. ... .... 2. ... М Е Ч Т А - это потребность, нужда человека в с о в е р ш е н н о м: в себе и в жизни, в том необходимом ее "довеске", без которого человек сознает себя как бы "неполным", а жизнь - источником обманывающей реальности. . М Е Ч Т А - это всегда движение вверх, ввысь, стремление человека к "округлости" жизни и своего "я", к завершенности и преобразованию несовершенного в совершенное. Это - тоска по достижимости всего этого... . . 3. . ...И только, когда чувства достигают невыносимого накала от испытания п о д о б н о г о, проходя в том числе и через искушение фантазией, вследствие чего "ударяется" о необходимость изменения чего-либо, что приблизило бы к осуществлению мечты, эти чувства в итоге побуждают человека к осмыслению происходящего. И тогда он - устанавливает Ц Е Л Ь. .
Ц Е Л Ь - есть осознание мечты. Ее постижение, то есть мыслетворчество. Сфера задач и движения к их выполнению. Выстраивание подвижнической деятельности в сторону мечты - путем сравнения с тем, что имелось в жизни человека и тем, что, благодаря предпринятым им шагам, появилось н о в о г о - такого, что стало соспоставимо с объектом (-ами) мечты, ее рельефа, перспективного воплощения. Ц Е Л Ь - это достижение ЭВРЕСТИЧНОСТИ в сущности жизни, которая, с одной стороны, есть удовлетворяющая человека самореализация в свете выполняемых (решаемых) задач, а с другой - полагает и заключает в себе феномен бесконечности преобразовния жизни. И, поскольку преимущественно имеет дело с н е и з в е с т н ы м: со множественностью нюансов-связей познаваемого с непознанным в осуществленном, - спроектировать ЕЕ - по опредеоению - невозможно. А можно только увеличивать качество движений, опираясь на массу накопленного опыта их попыток и отказ от рабства всякого рода устойчивости и застойности быта и быту; а целестабильность полагать - лишь как Д В И Ж Е Н И Е.
Таким образом, Ц Е Л Ь - это это базовое средство самовоспитания. Платформа, с которой мечта утверждает бытие и направляет его в русло открытых "невозможностей", дарует способы к невероятным открытиям. И в этой связи в самой себе предопределяет качественное изменение и испытываемых чувств, их трансформацию в виде н о в ы х, более мощных переживаний (в отличие от страданий). Ц Е Л Ь _ это и свойство. Свойство человека "неспящего", его бодрствующего духа, когда только и возможны желания, из иллюзий сновиденного доведенные до состояния мечты и степени целеобразования. А это - путь в БЕСКОНЕЧНОЕ... Ц Е Л Ь - это прежде всего и всегда движение к НЕБЫВАЛОМУ ЗАПРЕДЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ.