Цитата сообщения smart50
Cиндром Стендаля!
Его ещё называют флорентийский синдром
Французский писатель Стендаль, чьим именем названо загадочное состояние человеческой души, стал первым, кто рассказал о странном влиянии великих шедевров эпохи Возрождения на тело и разум зрителя.
В книге «Рим, Неаполь и Флоренция» он подробно описал свои ощущения от пребывания в этих городах в 1817 году.
Есть в ней рассказы о том, как автор едва не лишился чувств после посещения церкви Санта-Кроче во Флоренции, и вдруг ощутив свою незначительность перед бессмертными творениями.
Флоренция. Церковь Санта Кроче.
Французский писатель даже не догадывался о том, что уже через несколько минут с ним произойдет то, что войдет в историю как «синдром Стендаля».
«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю», – описал случившееся впечатлительный Анри в своих записках об Италии и таким образом сделал все, чтобы в будущем его личностью заинтересовались не только литераторы, но и психологи.
-«Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей...» .
Одним из них стала доктор Грациэлла Магерини, рассказавшая в 1979 году миру о новом виде психического расстройства с лирическим названием «синдром Стендаля».
Причиной возникновения временного помешательства является перенасыщенность Флоренции историческими архитектурными памятниками, так сказать, когда количество прекрасного на единицу площади превышает некую критическую отметку, и сознание наотрез отказывается это переваривать.
Флоренция
Ежегодно жертвами «лирического» синдрома становятся десятки туристов.
Грациэлла Магерини – писатель, психотерапевт, крупнейший специалист в области психологии искусства и ауксологии, президент ассоциации «Искусство и психология».
Наиболее известная книга Грациеллы Магерини – «Синдром Стендаля», выдержавшая два переиздания. Выражение «Синдром Стендаля», предложенное Г. Магерини, вошло в повседневную речь как термин, который обозначает психологический дискомфорт человека, спровоцированный произведением искусства.
Увидев, что симптомы ее пациентов во многом совпадают с теми, что описал автор «Пармской обители», она дала синдрому имя французского классика. Некоторые исследователи называют его флорентийским синдромом, поскольку чаще всего он наблюдался именно в колыбели Ренессанса.
Психический кризис настигает путешественников совершенно неожиданно. Например, после любования полотнами Боттичелли, Рафаэля и Караваджо.
«Рождение Венеры» Боттичелли, 1485 г
По словам итальянского психолога, во время приступа синдрома на лбу людей выступает пот, начинаются приступы паники, обмороки, потеря ориентации в пространстве и времени, головокружение, искажения в восприятии реальности, галлюцинации.
Караваджо «Обращение Савла».
«Иностранец, чаще всего выходец из восточной Европы, не состоит в браке, увлекается изобразительным искусством, преобладающий пол – женский, преобладающий возраст – от 25 до 40 лет» – вот типичный пациент больницы Санта.
Мария Новелла – больница, в которую попадают с «синдромом Стендаля» или «синдромом Флоренции». Там психоаналитики дают больным выговориться (например, молодой американец рассказал, как однажды подвергся насилию со стороны своего преподавателя) и вскоре отпускают.
«Среди моих пациентов был студент, приехавший из Праги, — приводит пример из своей практики Грациелла Магерини.
— Он провел во Флоренции много дней. Он посетил Санта-Кроче, Дуомо и, конечно, Уффици. В один из последних дней своего визита он отправился в собор Санта-Мария дель Кармине полюбоваться фресками Мазаччо.
Сначала он почувствовал легкое недомогание, а потом понял, что вот-вот упадет в обморок. Юноша из последних сил вышел из церкви и осел прямо на церковных ступеньках. Когда он попал ко мне, он не разговаривал, а первые связанные предложения начал произносить лишь спустя несколько месяцев регулярных сеансов психотерапии. Он, как оказалось, потерял ощущение самоидентичности, ощутил себя разобранным на куски» .
Вообще же проявление симптомов синдрома Стендаля разнообразно — бурная пульсация в висках, головокружение, тошнота, чувство угнетенности, учащенное сердцебиение, дрожь и даже галлюцинации. У каждого человека они проявляются по-своему.
До «клиники» все же доходит редко: так, за последние 10 лет практики Грациеллой Магерини было зафиксировано немногим более ста случаев. К чему же тогда шум-гам? Происходившее с людьми можно списать и на вялотекущую шизофрению, и на гипертонический криз, и на элементарный перегрев на солнце.
Но дело в том, что именно синдром Стендаля считают причиной большинства случаев вандализма, когда одержимые люди пытались уничтожить шедевры живописи. Достаточно вспомнить неоднократные покушения на «Джоконду» Леонардо да Винчи. Это и заставило ученых докапываться до глубинных причин синдрома.
В одном из музеев Флоренции — Палаццо Медичи-Риккарди — этим летом проводился занятный эксперимент. Специальное оборудование считывало физиологические данные посетителей экспозиции — температуру тела, пульс, частоту дыхания. Предполагалось, что это исследование поможет вычислить процент людей, подверженных синдрому Стендаля. Увы, результаты исследования свет так и не увидели — то ли датчики дали сбой, то ли эксперимент оказался рекламной акцией. Прозвучала и другая версия — по концентрации знаменитых полотен Палаццо уступает другим флорентийским «очагам культуры». Проще говоря, до синдрома Стендаля недотянули.
Главной причиной, провоцирующей синдром Стендаля, психотерапевты считают чрезмерное переживание собственного культурного опыта. Сталкиваясь лицом к лицу с Джокондой или Пьетой, о которых мы читали в школьных учебниках и хрестоматиях по искусству, мы испытываем сильное эмоциональное потрясение.
Пьета Сандро Боттичелли.
Синдрому Стендаля, по мнению Грациеллы Магерини, в меньшей степени подвержены жители Азии и Северной Америки, у которых собственный культурный код, а также сами флорентийцы, получившие своего рода эстетический иммунитет от рождения.
«В нашем мозгу сильные бесконтрольные эмоции превращаются в символы, — объясняет Магерини.
— Символы формируют блоки мыслей, с помощью которых начинается процесс мышления. Это можно объяснить на примере ребенка, который только учится превращать эмоции в связную речь. Когда трансформации эмоции в мысль не происходит, возникают психологические проблемы» .
Получается, что мозг, получив передозировку прекрасного, иногда не в состоянии переработать все эмоции — отсюда и нервозность, и переутомление. И все же оспаривать тот факт, что одни полотна действуют на человека сильнее, а другие слабее, не приходится. Иначе чем объяснить, что актам вандализма чаще подвергаются творения художников Ренессанса или эпохи барокко? На этот счет есть своя теория.
«На впечатление от картины влияет не только наше сознание, которое реагирует на сюжет, цвета, но и подсознание, — говорит главный научный сотрудник Эрмитажа доктор исторических наук Борис Сапунов.
— Если сделать фотографию с картины и увеличить ее раз в двадцать, то можно разглядеть микромазки. Наше сознание их уловить не в состоянии, а вот на подсознание они могут воздействовать».
По одной из версий в каждом из полотен может быть спрятан аналог 25-го кадра, тайно навязывая человеку определенное состояние. Какое сообщение, какой сигнал для нашего подсознания он может нести? По словам Бориса Сапунова, сегодня графологическая экспертиза может рассказать о художнике по мазкам так же, как о любом человеке по почерку. Эксперт полагает, что если авторы картин находились в нервозном состоянии, то спустя века это настроение через подсознание передается особо чувствительному зрителю.
Винсент Ван Гог. Звездная ночь, 1889.
Скептики ехидничают: согласно этой теории в зоне риска должны находиться полотна Ван Гога. Однако исследователи не исключают, что специфический мазок не что иное, как изобретенный в эпоху великих мастеров эффект, позволявший программировать поведение зрителя.
«Возрождение — в том числе эпоха экспериментаторства, тогда художники занимались постоянным поиском во всем, — говорит Борис Сапунов,
— в составе краски, цветах, символах, новых способах передачи эмоций».
Косвенно эту идею подтверждает и тот факт, что одной из главных особенностей Ренессанса был всплеск интереса к человеческой природе — от его анатомии до сознания. Философия Ренессанса обращалась к идеям неоплатонизма, эксплуатировала религиозную мистику. Все живописцы той эпохи были одновременно и философами, и учеными, и естествоиспытателями. Они вкладывали свои тайные знания в картины, статуи, мозаики. Достаточно вспомнить великого Леонардо или гениального Микеланджело.
Микеланджело Буонарроти. Изгнание из Рая.
Возможно, что в шедеврах великих итальянцев есть не только «второе дно», напичканное культурными и мистическими символами, которое с таким воодушевлением исследовал автор «Кода да Винчи», но и третий слой, взывающий к самым тонким материям.
Источник: