Став на привлечение клиентов, для повышения благосостояния. |
Метки: Став на привлечение клиентов для повышения благосостояния руны доход деньги |
Человечество составляет всего 0,01% живых существ на Земле. Но, похоже, мы уничтожили 83% диких млекопитающих. |
Новаторская оценка всей жизни на Земле показала, насколько крошечную часть всех живых существ занимают люди, и насколько непропорционально большое наше влияние на планету.
Согласно проведённому исследованию, 7,6 миллиарда человек в мире составляют лишь 0,01% всех живых существ, но с самого начала развития цивилизации человечество стало причиной исчезновения 83% всех диких млекопитающих и половины растений. Одновременно с этим, количество скота, который находится во владении у людей, лишь растёт.
Эта работа – первая всесторонняя оценка «веса» каждого класса живых существ, и она отвергла некоторые научные предположения, на которые исследователи опирались долгое время. Так, растения затмевают собой все остальные формы жизни и составляют 82% живой материи, бактерии – 13% всех живых существ, а оставшиеся грибы, рыбы и животные – это всего 5% жизни на Земле.
Ещё один сюрприз заключается в том, что «морская жизнь» составляет только 1% всей биомассы. Подавляющее количество живых существ обитает на суше, и достаточно большая часть (одна восьмая) – это бактерии, которые находятся глубоко под земной поверхностью.
«Я был шокирован, когда обнаружил, что ещё не существует всеобъемлющей целостной оценки всех различных компонентов биомассы», - говорит профессор Рон Мило из научного института Вейцмана в Израиле, который возглавил ислледование, опубликованное в «Трудах Национальной Академии Наук».
«Я надеюсь, что это даст людям представление о том, насколько доминирующую роль человечество сейчас играет на Земле», - сказал он, добавив, что старается есть меньше мяса из-за огромного воздействия домашнего скота на окружающую среду.
Человеческая деятельность настолько сильно преобразовала планету, что учёные задумываются о том, чтобы провозгласить новую геологическую эру – Антропозой. Один из предложенных маркеров опознавания эры – это кости домашней курицы, которая теперь действительно повсеместно распространена.
Исследование показало, что выращиваемая домашняя птица составляет 70% всех птиц на планете, а дикие птицы – это лишь 30% от всех пернатых. С млекопитающими картина ещё более впечатляющая: 60% всех млекопитающих на Земле – это скот (в основном крупный рогатый скот и свиньи), 36% - люди, а всего 4% - дикие животные.
«Это ошеломляет, - говорит Мило. - В фильмах о дикой природе мы видим огромное количество птиц всех видов, но когда мы провели анализ в ходе исследования, то обнаружили, что количество одомашненных птиц превышает количество диких в разы.»
Уничтожение дикой природы ради ведения сельского хозяйства, массовые лесозаготовки и развитие человечества в целом привело к тому, что ряд учёных считает, что Землю ожидает шестое массовое вымирание живых существ. Считается, что около половины всех животных на планете были потеряны за последние 50 лет.
Но сравнение новых оценок с теми, которые проводились во времена, когда люди ещё не занимались фермерством, и когда ещё не произошла промышленная революция, показывает ужасающий масштаб происходящего. Осталась лишь одна шестая часть диких млекопитающих, и это поражает учёных. В океанах за три столетия китобойного промысла осталась лишь пятая часть морских млекопитающих.
«Это поразительно, насколько непропорциональна наша роль на Земле, - сказал Мило. - Когда я собираю паззлы с моими дочерями, мы обычно видим там жирафов рядом с носорогами и слонами. Но если я попытаюсь дать им более реалистичное видение мира, то это будет корова рядом ещё с одной коровой и курицей».
Несмотря на фактическое могущество человечества, если говорить о весовых категориях, то здесь люди ничтожны. Общая масса вирусов на Земле превышает общую массу людей в три раза, рыба весит в 12 раз больше человечества, грибы – в 200 раз.
Но наше влияние на природный мир оказывается действительно огромным, и особенно это заметно в вопросах о том, что мы предпочитаем есть.
«Наше пищевое поведение напрямую влияет на места обитания животных, растений и других организмов, - говорит учёный. - Я хотел бы надеяться, что под влиянием нашего исследования люди изменят ту часть своего мировоззрения, которая связана с потреблением еды. Я не стал вегетарианцем, но я принимаю тот факт, что мои решения определённым образом воздействуют на окружающую среду, и из-за этого я задумываюсь, стоит ли выбирать говядину или мясо птицы, или вместо этого можно использовать тофу.»
В своих оценках биомассы исследователи использовали данные из сотен исследований, в которых в свою очередь использовались различные современные методы, такие как дистанционное спутниковое зондирование (этот метод позволяет сканировать большие области) и генетическое секвенирование, которое помогает находить множество живых микроорганизмов.
Они начали с оценки биомассы класса организмов, а затем определяли, в каких условиях эти формы жизни могли существовать во всём мире. Главным измеряемым элементом был углерод, и учёные обнаружили, что весь живой мир в целом содержит его массой 550 миллиардов тонн. Учёные признают, что в некоторых областях оценки остаются существенные неопределённости, особенно когда речь идёт о глубоководных бактериях, но несмотря на это данная работа представляет собой весьма полезный обзор.
Пол Фалковски из Университета Рутгерса в США (этот учёный не принимал участие в исследовании) сказал: «Насколько мне известно, это исследование стало первым всесторонним анализом распределения биомассы всех организмов на Земле, включая вирусы.
Из этой работы можно сделать два масштабных вывода. Во-первых, люди чрезвычайно эффективны в использовании природных ресурсов. Люди искореняли диких млекопитающих для обеспечения себя едой и просто для удовольствия практически на всех континентах.
Во-вторых, биомасса наземных растений доминирует в глобальном масштабе, и большая часть этой биомассы существет в древесной форме».
Метки: Человечество составляет всего 0 01% живых существ на Земле. Но похоже мы уничтожили 83% диких млекопитающих природа био |
Здесь живет любовь |
Метки: http://loverium.com/?refcde7e507 |
Захотелось счастьем поделиться |
Метки: счастье стихи музыка открытка |
СТАВ «СОВЕРШЕННАЯ ВОЛНА» |
«Приходит время, когда надо идти собственным путем» Сержио Бамбарен
Искренне благодарю Рунаву за художественное исполнение, а еще за то, что она стала первым «Кроликом» этого става на испытательном полигоне. О своем применении става, я надеюсь она здесь сама расскажет
Рабочие руны:
КЕНАЗ: Сила анализа. Продвижение вперед. Внутренний свет
ГЕБО:- Дар Времени. Обмен Энергией
На втором плане:- ИНГВАЗ: Непрерывность. Производительность. Доступ к иной реальности.
Задача става: Сделать шаг вперед в познании своего индивидуального пути. Познание иных миров, иных реальностей. Яснознание.
Став написан по ассоциации с Золотой Рыбкой Данте, но представляет собой иные задачи. Это дельфин стремящийся попасть на СОВЕРШЕННУЮ ВОЛНУ
Runava пишет:
Как первоиспытатель, хочу прокомментировать работу става.
Вчера вечером нанесла слюной на запястье, ни чего не говорила, просто было чувство, что до жути надоело быть в роли слепого котёнка и мне очень нужна правдивая информация в любом виде. А потом отправилась в раздел «Предсказания» трактовать выложенные расклады и произвела настоящий фурор. Я сама от этого эффекта обалдела. Почти все мои толкования в яблочко. И это при том, что в последнее время у меня с предсказаниями и диагностикой сплошные проколы были.
Так что огромное спасибо автору.
Синильга пишет:
Теперь мой опыт. Рисовала на бумажке, держала при себе, при приеме клиентов. Диагностика проходила так же, как всегда, достаточно точно(мой давний хлеб, не хвастаюсь), но я бстрей чувствовала состояние человека, более того, по окончанию диагностики, я не была уставшая, как обычно, а прибыла свежая энергия. Клиенты примерно такими словами у меня спрашивалт: «Вы там по пути, что-то подчищали? Я многозначительно отмалчиваясь, так как пока не охарактизовала для себя ситуации. Энергию люди не теряли, как раз наоборот. Скорее всего, происходил более качественный взаимообмен энергией, чем всегда. Бумажку сжигала с сблагодарностью после клиента. Перед новым клиентом, готовила новую.
Пока вот так.
Метки: СТАВ «СОВЕРШЕННАЯ ВОЛНА» руны |
Сергей Джагдиш: Семиступенчатый метод реализации цели |
Источник: https://www.diets.ru/post/219488/
|
10 дурацких ошибок, которые совершают женщины, чтобы испортить себе жизнь |
Метки: 10 дурацких ошибок которые совершают женщины чтобы испортить себе жизнь |
Без заголовка |
Точнее это не притча, а сказка от Недоброго Сказочника: - А ты знаешь, как обычно заканчиваются сказки?
- Конечно. Все Принцессы остаются с Драконами. Живут долго и счастливо... Очень долго, разумеется, ты ведь представляешь, сколько может прожить нормальный, здоровый, счастливый Дракон?
- Хм, почему это с Драконами? А как же порядочные Принцы?
- Принцы? Принцы имеют ужасное свойство опаздывать. Понимаешь, пока Принцесса ждёт Принца, всё свободное время она проводит с Драконом. Ну, и влюбляется потихоньку. Сначала вроде просто болтать начинает, как бы от скуки, мол, с кем ещё в пещере и в плену поговоришь, а потом и увлекается - Драконы ведь потрясающие собеседники - начинает дружить. Дружит, дружит, дружит - и вдруг не может без своего Дракона жить. То есть вообще.
- И в этот момент, как я понимаю, и появляется Принц.
- Да. Но, как ты понимаешь, уже поздно.
- А ты?... Как же твой Принц?
- А что я?... Я уже влюбилась. В своего Дракона.
- О, а Принцу что скажем?
- Не знаю. Скажем, что дома никого нет...
Метки: принцесса дракон принц сказка |
Приглашение к исповеди. |
“Мне все равно, чем ты зарабатываешь себе на жизнь.
Я хочу знать, отчего болит твоё сердце. Смеешь ли ты мечтать о том, чтобы исполнилось твоё самое заветное желание?
Мне все равно, сколько тебе лет. Я хочу знать, можешь ли ты рискнуть и выглядеть смешным ради любви, ради мечты, ради приключения, которое люди называют жизнью.
Мне все равно, в каком знаке зодиака находится луна в твоем гороскопе и какие планеты её окружают. Я хочу знать, сумел ли ты познать горе, погрузился ли ты на самое дно печали. Сумел ли ты выстоять и стал более открытым миру благодаря предательству или содрогнулся в страхе перед новой болью? Я хочу знать, можешь ли ты выдержать боль, мою или свою, не скрывая и не смягчая её, и не пытаясь все исправить.
Я хочу знать, можешь ли ты жить радостью, моей или своей, можешь ли ты быть диким и танцевать, как безумный. Можешь ли ты наполниться экстазом так, чтобы счастье лилось через край? Можешь ли ты забыть обо всем на свете, даже о том, что ты человек, даже о том, что ты должен ходить по земле? Умеешь ли ты летать?…
Мне все равно, правдивы ли твои слова. Я хочу знать, можешь ли ты разочаровать другого, чтобы следовать своей правде, чтобы быть честным с самим собой. Можешь ли ты выдержать обвинения в предательстве и не предавать свою душу? Можешь ли ты, попирая веру, оставаться тем, кому можно доверять?
Я хочу знать, умеешь ли ты каждый день видеть красоту в том, что некрасиво. Умеешь ли ты черпать силы в её присутствии?
Я хочу знать, можешь ли ты жить, осознавая свое поражение или моё, мне все равно, и при этом стоять на краю озера и кричать огромной серебристой луне: "ДА!!!".
Мне все равно, где ты живешь и сколько у тебя денег. Я хочу знать, можешь ли ты после ночи горя и отчаяния, истощённый от слез и невыносимой боли, встать и делать все, в чем нуждаются наши дети.
Мне все равно, с кем ты знаком и как сюда попал. Я хочу знать, сможешь ли ты стоять со мной посреди огня, не пошатнувшись.
Мне все равно, что ты знаешь и кто тебя этому научил. Я хочу знать, что наполняет тебя изнутри. Что останется, когда не будет ничего?
Я хочу знать, можешь ли ты быть наедине с собой, нравишься ли ты себе в отражении пустоты?”
Письмо вождя индейского племени Ория.
Метки: исповедь боль поиск |
Самопомощь в преодолении последствий травмирующих событий. |
Свою статью я хочу посвятить теме самопомощи при работе с последствиями травмирующих событий. Мне очень хочется поддержать людей, которые переживают сильные эмоциональные потрясения. Теме психотравм посвящено множество материалов, об их последствиях и о том, чем они могут быть вызваны. В своей практике я столкнулась с тем, что люди, пережившие тяжелые психические потрясения, могут испытывать глубокие внутренние конфликты, ощущения несчастья, тревоги и панические атаки. Процесс проработки травматичного опыта начинается с принятия себя и своих разрушительных тенденций, с восстановления доверия к миру и ощущению безопасности жизни в нем. Важно позаботиться о себе, услышав свои истинные желания и потребности.
В таких случаях лучше всего работают техники и методы арт-терапии и бодинамики (направление телесно-ориентированной психотерапии). (хотя представители других направлений могут со мной поспорить) Я сейчас буду говорить о техниках, которые можно применять, для работы с последствиями травмирующих событий, а не, когда событие только-только произошло и нужно принимать экстренные меры для стабилизации психического состояния человека.
Первое, и самое основное, что нужно восстановить – это ощущение безопасности. Безопасность – самый важный ресурс для изменений и трансформации негативного опыта. Поэтому развивать и формировать в своем теле ощущение безопасности очень важно для людей, которые пережили травмирующие события.
Упражнение из арт-терапии для работы с безопасностью.
Возьмите лист формата А3 и гуашь. Нарисуйте место, в котором вы чувствуете себя в безопасности. Это должно быть место, которое реально существует. Помните, 100 % безопасности не существует, место должно быть достаточно безопасным для вас, что бы вы могли делать, чувствовать в нем то, что вам хочется. Это место, в котором вы можете побыть собой и вам никто не помешает, и никто не будет угрожать вашей безопасности. После рисования посмотрите на рисунок и попробуйте ощутить телесно безопасность. Какая она, как отзывается в теле? Фиксируйте ваши наблюдения мысленно. Не ожидайте от себя мгновенных результатов, просто позвольте себе ощутить все импульсы и эмоции.
Работа с телом. Границы.
Для работы с безопасностью, важно проработать ощущение физических и психических границ. Первой границей, которая отделяет внешний мир от внутреннего – это кожа. Функциональные границы (это те границы, которые могут защитить) дают ощущение безопасности существования. Если физические границы тела – это кожа, то психические и личностные границы занимают определенное пространство вокруг нашего тела. Восстановлению личностных границ может помочь следующее упражнение. Автор упражнения П.Левин
Пограничная нить.
Вам понадобиться клубок пряжи или лески. Сядьте так, чтобы вам было удобно. Сфокусируйте внимание на передней стороне своего тела, затем на обоих боках (поочередно на правом и левом), и наконец, на спине. Обратите внимание на то, где, согласно вашим ощущениям, проходит граница вашего личного пространства. Иными словами, постарайтесь определить, насколько близко вы могли бы к себе подпустить другого человека, не чувствуя дискомфорта. При помощи нити или лески обозначьте на полу эту границу вашего личного пространства. Если рядом с вами кто-то есть, вы можете завершить упражнение, сказав этому человеку: «Видишь? Это граница моего личного пространства. Ты можешь пересечь эту линию и войти в него, только если я тебя приглашу».
Выполняя упражнение, обращайте внимание на ощущения в теле, что происходит с вами, когда вы находитесь внутри границ, как вы себя при этом чувствуете. Это упражнение важно выполнять часто, если можно каждый день.
Работа с границами в арт-терапии.
Для работы с границами подойдет рисование мандал. На листе формата А3 нарисуйте круг, найдите в нем центр и заполняйте пространство круга тем, чем хотите. Любыми рисунками и состояниями. Роль границ в этой технике играют границы круга, они разделяют внешнее и внутреннее пространство круга. Заполняйте круг желаемыми состояниями. И фокусируйте свое внимание на ощущениях в теле, отслеживайте эмоциональные состояния.
Работа с телом. Заземление.
Заземление – это контакт с реальностью «здесь и сейчас», ощущение своей телесной реальности. Заземляться важно, так как одним из защитных механизмов Эго является уход от болезненной реальности в мир иллюзий и фантазий. Для того, чтобы заземлиться, существует множество упражнений. Я предлагаю упражнение П.Левина
Сядьте на стул. При этом ваши стопы должны ровно и прочно стоять на земле на полу. Положите кисти рук на нижнюю часть живота и почувствуйте, как поток энергии, поднимающийся от земли, проходит через ваши стопы и ноги и попадает в ту область, где находится ваш центр тяжести. Выполняя упражнение, следите за своим дыханием, ощущениями и эмоциями. Работая с безопасностью, границами и заземлением, вы почувствуете себя свободней и будете получать удовольствие от жизни.
автор статьи: Долбня Кира Юрьевна
Источник: © psy-practice.com
Метки: заземление безопасность личное пространство границы личности тело самопомошь психотерапия |
КАОРАНАХ. От избыточного веса (автор - ув. Рунава) |
Метки: руны-стройность похудение вес |
Скажи, кто я - пойму, кто ты |
Метки: стихи Роман Ангелис |
Так работает психологическая защита. Буквально на пальцах) |
Метки: психологическая защита |
КАК ПРАВИЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ ДУРАКА ИЛИ 11 ПРИЗНАКОВ НЕПОБЕДИМОГО ОППОНЕНТА |
Метки: включить дурака |
Полный крах всех надежд... |
Вот и пойми этот богатый русский язык))
Метки: юмор анекдот русский язык |
15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу |
Психологическая зрелость – важная составляющая при оценке состояния собственной психики. Зрелость способствует раскрытию всех способностей и талантов человека, помогает процветанию как в духовном плане, так и материальном. Этот список будет весьма полезен для тех, кто любит качественную пищу для ума и всячески поддерживает свой интеллектуальный рост.
Сам Абрахам Маслоу полагал, что личности, имеющие нижеперечисленные качества, составляют лишь 1% населения и являются неким образцом «качественного человека» – психологически здорового и максимально выражающим человеческую сущность людей.
Метки: Маслоу взрослость зрелость признак |
ТЕХНИКА МГНОВЕННОГО ИСЦЕЛЕНИЯ |
Техника, которую я вам сейчас опишу, очень простая и эффективная. С ее помощью вы сможете не только существенно снизить или освободиться от нежелательных эмоциональных состояний, но и уменьшить физическую боль вплоть до ее полного исчезновения. Вы можете снять болевые симптомы, практически, любой болезни или расстройства. И что самое главное, вам даже не придется в это верить. Все, что вам потребуется – это правильно воспользоваться данным методом.
Эта техника очень проста и абсолютно безопасна для вашего здоровья. Поэтому, волноваться вам тоже не следует. Просто расслабьтесь и делайте ее всегда, когда захотите. С ее помощью можно также помогать и другим людям.
А теперь, сама техника:
Прежде всего, найдите удобное место и время, чтобы вас в течение нескольких минут никто не беспокоил. Определите для себя по шкале от 0 до 10 баллов ту боль или эмоциональное состояние, которое вы испытываете на данный момент и запишите цифру или запомните ее.
К примеру, вы испытываете страх или раздражение, а может и боль в колене или еще где-нибудь. Остановимся на боли в колене. Положите одну руку на то место, где вы ощущаете боль и прочувствуйте контакт вашей руки и болевого участка. Осознайте полностью ваше прикосновение. Не торопитесь. Обратите внимание на тепло, исходящее от вашего тела, напряжение или боль. По возможности, осознавайте все, что происходит на месте контакта вашей руки и того участка на вашем теле.
Затем другой рукой прикоснитесь к любому другому месту на вашем теле. Главное, чтобы вам было удобно и комфортно. И прочувствуйте и осознайте контакт второй руки с вашим телом и несколько секунд осознавайте этот контакт. В общем, все тоже самое, что и с первой рукой.
После того, как вы прочувствовали и осознали первый и второй контакт ваших рук с вашим телом, четко осознайте ощущение в обоих руках одновременно. Это очень важно! Сохраняйте это осознание обоих рук на протяжении нескольких секунд.
Затем, продолжая удерживать внимание на обоих прикосновениях, вы также заметите, что некая отдельная часть вас просто наблюдает за всем этим процессом.
Просто будьте расслаблены, пусть все происходит естественно.
В то время, когда вы удерживаете расширенное осознание этих двух точек, не делайте ничего. Просто сосредоточьте внимание на ощущениях в кончиках пальцев и все. Если вы удерживаете внимание на ощущениях двух контактирующих рук и больше ни на чем, то вскоре начнете испытывать некий покой, умиротворение и даже легкую радость. Осознайте это ощущение и теперь сохраняйте ваше внимание уже на этих трех ощущениях: двух контактов ваших рук и на появившимся приятном чувстве.
Продолжайте осознавать все три объекта до тех пор, пока не ощутите изменения в вашем теле. Например, расслабление в мышцах. Это произойдет через несколько минут или даже секунд. Вы можете заметить, как ваши пальцы рук словно слились в одно целое с теми местами, к которыми они прикасались. Это хороший признак. Это означает, что процесс исцеления начался. Продолжайте удерживать внимание на этих трех ощущениях еще пару минут и затем отпустите ваши руки и просто побудьте в тишине.
Вот и все. Это вся техника. Теперь попробуйте замерить по субъективной шкале от 0 до 10 ваше состояние после этой техники. Иногда боль проходит не сразу и потребуется еще какое-то время, чтобы заметить положительные изменения. Но чаще всего, снижение боли или даже полное ее исчезновение происходит, практически сразу.
Попробуйте эту технику прямо сейчас.
источник Магия_психологии
Метки: исцеление |
Карта сознания Дэвида Хокинса |
Метки: Дэвид Хокинс карта сознание осознание осознанность уровень вибрации уровень сознания |
Упражнения для снятия стресса |
leonid_orlan
Продолжая разговор о техниках изменения отрицательных эмоций, негативных энергий, тревог, стрессов и тому подобных неприятных ситуаций, давайте рассмотрим разные способы мышления в ситуациях негативного состояния. Эти стили мышления отличаются по степени отождествления с состоянием. Чем более мы отождествляемся с состоянием, тем труднее из него выйти. И когда мы оказываемся в не совсем приятном состоянии, нам лучше создать возможность для его быстрого изменения.
Отождествление
Первый способ состоит в отождествлении с состоянием и мышление звучит примерно так: ”Мне плохо” или “мне грустно” или “мне скучно”. В этом стиле мышления мы выражаем идею о том, что мы тождественны с нашим состоянием. В словесном выражении это выглядит как прямое сочетания местоимений “я”, “мне” и состояния. Мы не создаем никакого пространства между собой и состоянием. Они близки и практически совпадает в данном стиле. Практически мы говорим, что мы являемся нашим состоянием. Это отождествление.
Нахождение
Во втором стиле мышления мы создаем для себя немного больше свободы и говорим примерно так: “Я сейчас нахожусь в состоянии скуки” или “Я сейчас нахожусь в состоянии грусти” и так далее. Здесь мы подчеркиваем, что мы не тождественны с нашим состоянием, а просто в данный момент находимся в нем. И это также означает, что в следующий момент мы можем в нем уже не находиться.
Такой стиль мышления более полезен так как устраняет отождествление с состоянием и открывает возможность для его изменения. Во втором стиле мы создали больше пространства между собой и нашим состоянием. Мы можем назвать данный стиль–нахождением.
Наблюдение
Третий стиль мышления наиболее эффективен, хотя и наиболее необычен. Здесь мы полностью устраняем отождествление с состоянием и говорим просто о наблюдении его. Словесное выражение будет таким: “Я сейчас наблюдаю скуку” или “Я сейчас наблюдаю грусть”. В данном стиле мышления мы даже не подчеркиваем, что состоянием принадлежит нам. Возможно оно и не является нашим.
Все что мы знаем, так это только то, что данное состояние наблюдается. То, что состояние наблюдается еще не говорит, что оно наше или чье-то еще. Этот стиль подчеркивает разотождествление с состоянием и смотрит на состояние просто как на нечто существующее без отождествления с ним. В третьем стиле нам наиболее легко избавиться от состояния, потому что мы не отождествляемся с ним. Это стиль наблюдения.
Зная об данных трех стилях мышления – Отождествления, Нахождения и Наблюдения, мы можем в повседневной жизни быстро изменять нежелательные состояния за счет контроля нашего мышления.
Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.
Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.
Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.
Упражнения для выхода из стрессовых ситуаций
Упражнение для снятия стресса: «Проблема»
Такое упражнение поможет, если ваш стресс вызван проблемой, «подвисшей в воздухе». Упражнение направлено на достижение внутреннего спокойствия и адекватного отношения к такой проблеме. В результате выполнения упражнения снижается тревожность и паническое состояние отступает.
Выполняется в течение 10-15 минут.
Сядьте удобно, закройте глаза. Постарайтесь увидеть проблемную ситуацию со стороны, как бы отраженной в зеркале. Включите в эту «зеркальную картинку» ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Представьте дом, в котором вы живете, и людей, живущих вместе с вами.
Когда ваша картинка расширится и станет отчетливей, подумайте о городе, в котором живете, потом о всей стране и тех, кто ее населяет. Продолжая расширять картинку, представьте всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.
Еще больше расширяйте «зеркальную картинку»: вообразите Солнечную систему — огромное пылающее Солнце и планеты, вращающиеся вокруг него. Почувствуйте бесконечность Галактики и ее холодное равнодушие к судьбе человечества. Продолжая удерживать в своем воображении картину необъятного Космоса, снова вернитесь к своей проблеме и попробуйте сформулировать ее в двух-трех словах.
В ходе выполнения упражнения актуальная проблема становится менее значимой и утрачивает свое влияние на ваше настроение, стрессовое состояние снимается. А значит, вы готовы к успешному и конструктивному решению проблемы.
Упражнение для снятия стресса: «Внутренний луч»
Упражнение направлено на снижение внутренней напряженности на начальной стадии стресса. Оно поможет вам, если стресс вызван состоянием одиночества, непонимания.
Выполняется в течение 3-5 минут.
Расслабившись и успокоившись, представьте такую картину. В верхней части вашей головы возникает светлый луч. Он движется сверху вниз и медленно освещает ваше лицо, шею, руки и плечи теплым, ровным и приятным светом.
По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, исчезают складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает ваш новый облик — успешного и благополучного человека, сдержанного, стабильного, хорошо владеющего собой.
После выполнения упражнения вы почувствуете, что хорошо отдохнули и ваше состояние улучшилось. Вы стали спокойнее, увереннее, уравновешеннее.
Упражнение для снятия стресса: «Мария Ивановна»
Упражнение помогает сгладить неприятный осадок после конфликта на работе, снять стресс, вызванный ссорой с конкретным человеком.
Выполняется в течение 10-15 минут.
Возвращаясь домой после работы, вы еще раз вспоминаете напряженный разговор с сотрудницей. Назовем ее условно Марией Ивановной.
Чувство обиды и раздражения охватывает вас. Ничего хорошего вам это не дает: на фоне усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть о Марии Ивановне, но это удается далеко не всегда. Тогда попробуйте другой способ.
Вместо того чтобы вычеркивать сотрудницу из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее.
Попробуйте по дороге домой сыграть роль «Марии Ивановны».
Подражайте ее походке, манере себя вести, постарайтесь представить, о чем она думает, когда возвращается домой с работы, какова ее семейная ситуация, что ее беспокоит дома, чем она озабочена. Наконец, как она сама относится к вашему с ней конфликту.
Несколько минут такой «психологической игры с образом» ослабят ваше внутреннее напряжение, и вы почувствуете, что успокаиваетесь и ваше отношение к конфликту и к самой Марии Ивановне меняется.
Благоприятные последствия такой игры обнаружат себя на следующий день, когда вы придете на работу. Ваша сотрудница удивится вашему спокойствию и доброжелательности и сама, вероятно, постарается уладить конфликт.
Упражнение для снятия стресса: «Настроение»
Упражнение помогает снять стресс и устранить неприятный осадок после конфликта или произошедшей неприятности, неурядицы, быстро успокоиться и обрести внутренний покой.
Выполняется в течение 15-20 минут.
Возьмите цветные фломастеры или карандаши. Расслабленной левой рукой нарисуйте абстрактный рисунок: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погружаясь в свои переживания, выбирайте цвет и проводите линии так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением. Вы как бы переносите свое грустное настроение на бумагу, материализуя его.
После того как вы изрисовали весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, пишите те слова, которые сразу же приходят в голову.
Еще раз посмотрите на рисунок, как бы снова переживая свое состояние, и перечитайте написанные слова, а потом энергично, с удовольствием разорвите листок. Скомкайте кусочки бумаги и выбросите их.
Покончив с рисунком, вы избавитесь от плохого настроения и успокоитесь.
Метки: упражнения для снятия стресса стресс |
Слова-пароли для достижения цели |
Метки: слово пароль |
Результат теста "Ваша скрытая сущность" |
|
Тибетское упражнение для моментального восстановления жизненной энергии. |
Метки: Тибет упражнение набор энергии |
Воздействие частот на сознание |
Метки: воздействие чтота Гц |
Катерина Булгакова: «Выход из Драматического Треугольника – есть!» |
Публикация Линн Форрест «Три лица жертвы – Драматический Треугольник Карпмана»вызвала резонанс среди читателей Psycluber. Многие узнали себя в ролях Жертвы – Спасителя – Преследователя, что не удивляет, поскольку треугольник является способом описания психологических игр, в которые играют люди. В каждой семье, сообществе или коллективе есть свой излюбленный набор игр, с определенными правилами, и выигрышами. Большинство из них описано в книгах основателя Транзактного Анализа Эрика Берна.
Роль, через которую мы чаще всего входим в треугольник, становится значительной частью нашей идентичности и определяет способы взаимодействия с миром и окружающими. Попав в треугольник, мы проходим через все три роли, иногда в считанные минуты или даже секунды, много раз в день. А результат почти всегда одинаковый – разочарование, растерянность, боль и масса негативных чувств и эмоций.
Однако, мало кто знает, что Драматический Треугольник ключ к Треугольнику Победителя, который создает основу для здорового, близкого общения и способствует успеху в жизни.
Как Жертве стать Победителем? Об этом расскажет Cертифицированный Транзактный Аналитик Европейского реестра в области психотерапии — СТА-P- ЕАТА, предварительный тренер и супервизор в области психотерапии – PTSTA-P-ЕАТА, инструктор 101 курса Катерина БУЛГАКОВА.
— Катерина, есть ли выход из треугольника и что для этого можно сделать?
— Выход из Драматического Треугольника – есть. Способы выхода из ролей описала Транзактный Аналитик автор треугольника Победителя Эйси Чой. По ее словам для того, чтобы выйти из игровых «нездоровых» ролей треугольника, и перейти к здоровому «неигровому» открытому общению, стоит перестать обесценивать то, что обесценивалось в игровой позиции.
— Что человек обесценивает, находясь в роли Жертвы?
— Жертва обесценивает свою способность справляться с ситуацией. Чаще всего люди в роли Жертвы предпочитают играть в «Бедняжечку», в беспомощного человека, который дает понять окружению, что его нужно срочно спасать. Такие люди часто жалуются на судьбу, плохие дела и неразрешимые проблемы, вовлекая в треугольник сочувствующих и всемогущих Спасителей или гневных, обличающих Преследователей.
Однако, если Жертва подумает над тем, что она может сделать для того, чтобы справиться с ситуацией, то она перестает находиться в роли Жертвы и переходит в здоровую «неигровую» позицию Уязвимого.
— Чем отличается роль Жертвы от позиции Уязвимого?
— Уязвимый – это человек, который, может, не так успешен, но все же, ищет способы, чтобы справиться с ситуацией. Если он видит, что его знаний, сил, связей или возможностей не хватает, он обращается за помощью. Рассуждает он примерно так: «У меня есть проблема. Эту часть проблемы я могу решить самостоятельно. А здесь мне понадобится помощь. Кто может мне в этом помочь?» После этого он решает, кого он попросит о помощи, и в чем конкретно она будет заключаться. И если человек, к которому обратился Уязвимый может и хочет помочь, он откликнется на его просьбу. А если нет, то Уязвимый продолжает искать варианты выхода из ситуации до победного конца или благополучного исхода. И это уже не приглашение в игру, а открытая коммуникация.
Человек в роли Жертвы, скорее всего, прибегнет к манипуляции, поскольку боится отказа, протеста или сопротивления. Он будет намекать, чтобы вынудить человека самому предложить ему помощь, а на психологическом (скрытом) уровне «кричать»: «Спасай меня». И по сути, это будет означать приглашение в игру (или в Драматический Треугольник).
— К примеру, если женщина, которую избивает муж, снимет побои и напишет заявление на мужа в милицию (полицию), это будет считаться переходом в позицию Уязвимого?
— Да. Это считается. Еще можно предложить жене подумать («Подумать» здесь ключевое слово), о том, какие еще есть варианты решения этой проблемы, кроме того, чтобы терпеть, страдать и переживать.
— С ролью Жертвы разобрались. Предлагаю перейти к роли Спасителя. Что он обесценивает?
— Прежде всего, Спаситель обесценивает способность людей справляться с ситуациями. Не дождавшись просьбы о помощи, он обычно разворачивает «масштабную операцию по спасению беспомощной Жертвы» и делает даже больше, чем нужно. Обычно это раздражает. Может, человек не хотел, чтобы его спасали или делали все за него?
Но как только Спаситель перестанет бросаться помогать без разбору всем и каждому, он из игровой роли переходит в позицию Помощника. В этой позиции, человек, прежде чем приступить к активным действиям, спросит: «Нужна ли моя помощь?», а затем «Чем я могу тебе помочь?». И если помощь нужна, то Помощник уточнит, чем конкретно он может быть полезен. И сделает только то, о чем его попросили. Ни больше, ни меньше.
— Это, кстати, может быть хорошим маячком. Как только человек начинает делать больше, чем его просили – это будет сигнализировать о том, что человек в роли «Спасителя».
— Да. Прежде, чем помогать, стоит спросить, нужна ли помощь, какая именно и в каком объеме. Тогда можно будет избежать неприятных чувств и эмоций.
— Часто в роли Спасителей для своих детей выступают мамы? Могут ли вопросы из серии «Чем я могу тебе помочь» сработать и для ребенка?
— Конечно. Мастер Транзактного Анализа Клод Стайнер разработал десять правил для развития автономии в детях. И одна из важных задач родителей приучать ребенка думать и принимать решения самостоятельно. Это способствует развитию Взрослого. Ребенок может запросто вовлечь маму в игру, и явно или неявно требовать его «спасать».
Например, сделать что-то за него: завязать шнурки, убрать игрушки, почистить ему зубы, развлечь его или подумать и принять решение за него же. Так ребенок держит маму «на крючке», чтобы не отпускать ее от себя ни на шаг. В этом случае маме следует задавать ребенку больше вопросов. Например, «А что ты думаешь по этому поводу?», а для совсем маленьких «А что бы тебе хотелось сейчас?» и так далее.
— Вот конкретная ситуация: мама с ребенком собираются на прогулку, и тут Машенька или Петенька заявляет: «Я пойду на улицу в одной майке». А за окном – метель. Как быть?
— Вы можете сказать: «Хорошо. А теперь представь на минутку, что ты вышел на улицу в одной маячке. Что ты будешь чувствовать?». Иногда полезно прояснить мотивацию: «Почему ты хочешь выйти на улицу без майки?».
Здесь цель – вывести ребенка из игры в реальность. Когда ребенок упрямится и не хочет надевать на себя верхнюю одежду, он создает игровую ситуацию, вынуждая маму отреагировать на его выходку. Мама разнервничается, и, возможно, накричит на него. Для ребенка крик то же внимание, и неважно, что оно со знаком минус. А задавая вопросы, мама может уйти от «крючка», выйдя в позицию Помощника, который внимательно относится к сообщениям своего ребенка и начинает рассуждать с ним на предложенные темы.
— Осталось прояснить, что обесценивает Преследователь?
— Преследователь игнорирует само право Жертвы на собственные мысли, чувства, пространство, здоровье и, по большому счету, на жизнь.
Человек, вышедший из роли Преследователя, попадет в здоровую неигровую позицию Уверенного.
Уверенный – это человек, который обладает некой силой, лидерскими качествами, способный постоять за себя, людей и организацию.
Чтобы Преследователь смог перейти в позицию Уверенного, ему предстоит научиться уважать границы другого человека и прояснять свои чувства в социально приемлемой форме (без оскорблений, криков, запугивания, игнорирования и рукоприкладства).
— В письмах читателей часто звучал вопрос: Как противостоять Преследователю?
— Это рекомендации больше для Жертвы. Ей стоит подумать о том, как она может защитить себя, когда ее «преследуют». Что она может для этого сделать? Если это оскорбления, то можно не принимать это на свой счет. В момент своей гневной тирады Преследователь просто выражает какие-то свои чувства, которые мало имеют отношение к реальности. Это из области популярных рекомендаций.
— Полезных, кстати, популярных рекомендаций, о которых не лишне напомнить…
— А если давать рекомендации Преследователю, то ему важно осознавать, что с ним происходит в моменты, когда он нападает, и научиться четко определять, где его границы, а где границы другого человека. Ему также придется принять тот факт, что у других тоже есть свое собственное мнение и это Окей.
— Получается, что треугольник Спаситель – Жертва – Преследователь – это ключ к треугольнику Победителя?
— Можно сказать и так. Игры это бессознательный процесс и если вывести эти роли на сознательный уровень, с ними уже можно что-то сделать. Появляется выбор: включаться в игру или нет, реагировать на психологические «крючки» Жертвы или предоставить ей возможность самой справится с проблемами, принимать оскорбления преследователя на свой счет или пропустить их мимо ушей.
В каждой роли есть, что обесценивать, но как только человек перестает это делать, у него появляется возможность перейти в здоровую, благополучную позицию и статьПобедителем, а не проигравшим.
Подготовила: Ксения Панюкова
Метки: треугольник карпмана спаситель жертва преследователь |
Три лица жертвы — Драматический Треугольник Карпмана |
Знаете ли вы это или нет, но большинство из нас ведут себя, как жертвы. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Это неизбежно рождает в нас чувство гнева, страха, вины или неполноценности. Мы чувствуем, что нас предали, или что нами воспользовались.
В психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображенные в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок Драматическим треугольником.
Когда, лет тридцать назад, я открыла для себя эту схему, она стала одним из наиболее важных инструментов в моей личной и профессиональной жизни. Чем больше я учу, как применять в отношениях треугольник Карпмана, тем глубже моя признательность за этот простой и точный инструмент для понимания структуры отношений.
Я верю, что каждое дисфункциональное взаимодействие с собой или другим, происходит из роли жертвы в треугольнике. Но пока мы не осознаем эту динамику, мы не можем трансформировать ее.
В драматическом треугольнике Карпмана три роли: Преследователь, Спаситель и Жертва. Карпман описал их как три аспекта или три лица жертвы. Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов мы всегда превращаемся в жертву. Если мы в треугольнике, мы живем как жертвы.
У каждого человека есть основная или наиболее знакомая для него роль в треугольнике. Это то место, в котором мы обычно входим в треугольник, «подсаживаемся» на него. Мы перенимаем эту роль в нашей родительской семье. Хотя мы начинаем с какой-то одной роли, но попав в драматический треугольник, мы всегда проходим через все три роли, иногда в считанные минуты или даже секунды, много раз каждый день.
Спасители видят себя в качестве “помощников” и “воспитателей”. Им нужно кого-то спасать для того, чтобы чувствовать себя важными и нужными. Им трудно быть жертвой, так как они привыкли быть теми, у кого есть ответ на любой вопрос.
Преследователи часто считают себя жертвами ситуации. Они отказываются признавать, что их тактика — обвинение. Когда им на это указывают, они утверждают, что нападение является оправданным и необходимым для самозащиты. Роли Спасителя и Преследователя — две противоположные роли Жертвы. Но независимо от того, в какой роли мы начинаем действовать в треугольнике, мы обязательно попадаем в роль Жертвы. Это неизбежно.
Преследователь и Спаситель считают, что они лучше, сильнее, умнее, чем жертва. Жертва всегда чувствует себя униженной и рано или поздно начинает мстить, превращаясь в Преследователя. А Спаситель или Преследователь в этот момент перемещается в жертву.
Пример: отец приходит с работы домой, и обнаруживает, что мама и сын ссорятся. “Убери свою комнату, а не то… ”, — угрожает мама. Отец тут же приходит на помощь. Он может сказать : “Дай ребенку отдохнуть. Он был в школе весь день”.
После этого может быть несколько вариантов. Мама может почувствовать себя Жертвой, затем станет Преследователем и обратит свой гнев на папу. Так, отец перемещается из Спасителя в Жертву. Они могут проделать несколько быстрых путешествий вокруг треугольника с сыном на обочине.
Или сын может почувствовать, что отец набрасывается на маму, и начнет спасать мать: “Не твое дело, папа. Я не нуждаюсь в твоей защите.” Вариации бесконечны, но это всегда перемещение по вершинам треугольника Карпмана. Для многих семей это единственный известный им способ взаимодействия.
Роль, через которую мы чаще всего входим в треугольник, становится значительной частью нашей идентичности. Каждая роль — это свой особый способ смотреть и реагировать на мир.
Мать Салли была наркоманкой. Даже в самых ранних своих воспоминаниях Салли несла ответственность за мать. Вместо того, чтобы самой получать помощь от родителей, она стала маленьким родителем своей матери, которая играла роль беспомощного ребенка. С детства Салли усвоила роль Спасителя, которая стала ее главным способом иметь дело с другими людьми.
У Спасителя есть бессознательное убеждение, что его потребности не важны, что его ценят только за то, что он может сделать для других. В жизни Спасителя должен быть кто-то, кого бы он мог спасать.
Салли никогда не признается в том, что она жертва, потому что в ее представлении она единственная, у кого есть ответы на все вопросы. Тем не менее, она периодически становится мучеником, громко жалуясь: «После всего, что я для тебя сделала… вот она, твоя благодарность!”
Преследователи не считают себя жертвами, нуждающимися в защите. Свое мстительное поведение они легко оправдывают тем, что обидчики получили то, что заслужили, вот как они это видят. Их основное убеждение — «мир опасен, людям нельзя доверять, поэтому мне нужно нанести удар прежде, чем они сделают мне больно”.
Боб — врач, который часто обижает других. Нападение является его основным способом борьбы с неудобствами, разочарованием или болью. Однажды, например, он упомянул, что работал с пациентом на поле для гольфа. Он сказал: «Линн, вы можете поверить, что пациент имел наглость спросить меня вылечить его коленную чашечку прямо там, в мой единственный выходной день?»
«Да», -ответила я, — некоторые люди просто не уважают чужие границы. Как вы на это отреагировали?”
“О-о, я привел его к себе в кабинет для лечения, все в порядке, — усмехнулся он, — и я так больно сделал ему укол, что он никогда этого не забудет.»
Иными словами Боб спас бесцеремонного пациента, но таким образом, чтобы “наказать” его за наглость. Бобу его действия казались рациональными, даже оправданными. Его пациент посягнул на его свободное время, тем самым заслужил грубое обращение, и он его получил. Это — яркий пример мышления Преследователя. Боб не знал, что он мог бы просто сказали «нет» на просьбу пациента лечить его в выходной день. Он не должен чувствовать себя жертвой, и он не должен спасать пациента. Бобу не пришло в голову установить границы, в качестве варианта выхода из ситуации. В душе он считал, что с ним обращаются несправедливо, и поэтому он имел право получить сатисфакцию.
Те, кто начинает путешествие по треугольнику из роли Жертвы, считают, что они не могут заботиться о себе. Они смотрят на Спасителя снизу вверх и говорят: «Ты единственный, кто может мне помочь.» Это то, что жаждет услышать любой Спаситель.
На формирование устойчивой роли жертвы, как правило, влияют установки в детстве. Например, если один из родителей не побуждал своих детей к тому, чтобы они приняли на себя соответствующую их возрасту ответственность, поэтому, став взрослыми, они могут чувствовать свою неадекватность в уходе за собой или чувствовать обиду на взрослых, когда не получают помощи.
Есть много вариантов, и каждый случай следует рассматривать индивидуально. Мы движемся по треугольнику не только в отношениях с другими, мы проигрываем эти роли и в наших собственных умах. Например, мы можем обрушиться на себя из-за незавершенного проекта. Мы ругаем себя за лень, недостатки, чувствую нарастание гнева и ощущения собственной никчемности. Наконец, когда мы больше не можем этого выносить, мы снимаем себя с крючка ожиданий, и устраиваем побег в форме вечеринки или чего-то в подобном роде. Такое «спасение» может длится несколько минут, часов или дней.
Делая это, мы испытываем стыд, вот почему я называют треугольник Карпмана генератором стыда. С помощью этого треугольника мы можем снова и снова генерировать стыд по поводу старых ран или проблем.
Мы не можем выйти из треугольника, пока мы не признаем, что мы в нем находимся. Как только мы это сделаем сознательно, мы начинаем наблюдать за нашими взаимодействиями с другими, чтобы определить способ, которым мы начинаем действовать в треугольнике. Что служит для нас крючком, начальным стимулом?
Каждая роль имеет свой собственный язык, убеждения и поведение — полезно знать их. Это поможет нам определить, когда мы подсаживаемся на треугольник. Изучение роли также способствует более быстрому пониманию, когда мы увлекаемся приманкой, брошенной нам, чтобы мы начали играть. Поэтому давайте рассмотрим каждую роль более тщательно.
Спаситель
Спаситель может быть описан как аспект роли матери. Вместо адекватного выражения поддержки и воспитания, Спаситель, как правило, пытается «задушить» в другом инициативу, чтобы управлять и манипулировать им — «для его же собственного блага», конечно. Их проблема в ошибочном понимании того, что именно нужно для поощрения, поддержки и защиты.
Спаситель, как правило, ищет зависимых людей, проявляет себя с ними, как благожелательный, заботливый человек, — тот, кто может «исправить» зависимого. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Нет лучшего способа почувствовать себя важным, чем роль Спасителя.
Спасители, как правило, вырастают в семьях, где их потребности не признаются. Это психологический факт, что мы относимся к самим себе так, как к нам относились в детстве. Начинающий Спаситель растет в среде, где его потребности сведены на нет, и поэтому, как правило, относится к себе с той же степенью небрежности, что он испытал, когда когда был ребенком. Ему не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.
Спасители испытывают большое удовлетворение, они, как правило, гордился собой и получают социальное признание, даже вознаграждение, поскольку их поступки можно рассматривать, как бескорыстные. Они верят в свою доброту и видят себя в качестве героев.
За всем этим стоит убеждение: “Если я позабочусь о них достаточно хорошо и долго, то, рано или поздно, они будут заботиться обо мне тоже.” Но, такое редко случается. Когда мы спасаем нуждающихся, мы не можем ожидать ничего взамен. Они же не могут позаботиться о себе — еще меньше они могут позаботиться о нас. И тогда Спаситель превращается в жертву, точнее, в мученика, так как ему очень сложно признать себя жертвой.
Чувства предательства, использованности и отчаяния являются торговой маркой позиции Жертвы Спасителя. Обычные фразы для замученного Спасителя: “После всего, что я для тебя сделал, вот твоя благодарность?” или “Не важно, как много я делаю, этого никогда не бывает достаточно”, или: “Если бы ты меня любила, ты бы не относилась ко мне так!”
Самый большой страх Спасителя — что они в конечном итоге останутся в одиночестве. Они считают, что их ценность возрастает от того, как много они делают для других. Спасители бессознательно поощряют зависимость, потому что они верят: «Если я вам нужен, вы не оставите меня». Они пытаются стать незаменимыми для того, чтобы избежать одиночества.
Чем больше они спасают, тем меньше ответственности берет на себя тот, о ком они заботятся. Чем меньше ответственности берут на себя их подопечные, тем больше они их спасают, и это нисходящая спираль, которая часто заканчивается катастрофой.
Мать двоих сыновей подростков хорошо описала это. Она сказала: «Я думала, что моя роль, как хорошей матери, состоит в том, чтобы убедиться, что мои сыновья поступили правильно. Поэтому я считала, что я была ответственна за выбор, который они делали, я говорила им, что делать, и постоянно пыталась контролировать их поведение.»
Чему же удивляться тогда, что ее сыновья винят всех вокруг них за болезненные последствия их собственных неправильных решений? Они научились думать, что их поведение — это ее ответственность, а не их собственная. Ее бесконечные и бесплодные попытки контролировать их — причина постоянной борьбы между ними. Созависимая мать невольно учит своих сыновей видеть себя жертвами, в чьих несчастьях всегда виноват кто-то другой. Есть вероятность, что один из этих мальчиков станет Гонителем.
Такая мать бывает убеждена, что ее сыновья не в состоянии сделать правильный выбор. У нее есть перечень доказательств, подкрепляющих ее позицию. Это накопленные данные оправдывают ее “обязанность” контролировать выбор ее сыновей. Но когда они стали подростками, она уже не смогла заставлять их соответствовать своей роли, как она могла это делать, когда они были младше. Она неизбежно будет чувствовать себя беспомощной и неудачницей, то есть жертвой. Она будет либо уступать их требованиям или “гнать” их за неповиновение. Так или иначе, она (и они) будут чувствовать себя плохо. Их чувство вины и раскаяния может снова мотивировать ее на исходную роль Спасатель, чтобы начать все заново.
Я уже писала о Салли, которая выросла, видя мать беспомощной и беззащитной. С раннего возраста она чувствовала огромную ответственность. Ее собственное благополучие зависело от этого! С течением лет она едва могла сдерживать свою ярость по отношению к матери за то, что она была такой слабой. В качестве Спасителя она будет делать все, что может, чтобы поддержать мать, снова и снова чувствуя поражение, потому что мать ничего не пыталась изменить. Неизбежно обида возьмет свое, и Салли будет с презрением относиться к матери, перемещаясь в роль Преследователя. Это стало ее главным паттерном в общении, не только с матерью, но и в других отношения тоже. К тому времени, когда мы встретились, она была эмоционально, физически и духовно вымотана, проведя жизнь в заботе об одном больном и зависимом человеке за другим.
Иметь рядом Жертву необходимо для того, чтобы Спаситель мог поддерживать свою иллюзию о том, что он нужен. Это означает, что всегда будет существовать по крайней мере один человек в жизни каждого Спасителя, кто будет больным, слабым, глупым и, следовательно, зависимым от них. Если Жертва начнет брать ответственность на себя, Спасителю придется либо найти новую жертву, либо попытаться вернуть прежнюю к привычной роли.
Если вы привыкли играть роль Спасителя, это не означает, что вы не можете быть любящим, великодушным и добрым. Существует четкое различие между тем, чтобы быть по-настоящему полезным, и Спасительством.
Подлинный помощник действует без надежды на взаимность. Он делает, чтобы побудить взять на себя ответственность, а не поощрять иждивенчество. Он считает, что каждый человек имеет право на ошибки и учится через иногда жесткие последствия. Они верят, что у другого есть силы на то, чтобы увидеть себя впоследствии без них, Спасителей.
Спасители не берут на себя ответственность за собственные потребности. Вместо этого, они делают это для других в попытке получить подтверждение или почувствовать себя нужным, или в качестве способа обеспечения зависимости. Поэтому роль Жертвы для них неминуема.
Гонитель (Преследователь)
Роль Гонителя характерна для тех, кто подвергался открытому психическому и/или физическому насилию в детстве. Внутренне они часто кипят от стыда, чувствуют гнев, и эти два чувства управляют их жизнью. Они могут подражать их обидчику в детстве, предпочитая быть похожими на тех, у кого была сила и власть. Гонитель как будто говорит: «Мир жесток, и только бессердечные могут выжить. И я буду одним из них». Таким образом, если Спасатель — это тень матери, то Преследователь — тень отца.
Гонитель преодолевает чувство беспомощности и стыда, нападая на других. Доминирование становится самым частым стилем взаимодействия. Это означает, что он всегда должен быть прав. Его методы — запугивание, проповеди, угрозы, обвинения, чтение лекций, проведение допросов и прямые атаки. Спасителю нужен кто-то, за кого он может принять решение, а Гонителю нужен кто-то, кто был бы виноват. Гонители отрицают свою уязвимость, в то же время как и Спасители отрицают свои потребности. Больше всего они боятся беспомощности. Им нужна жертва, чтобы спроецировать на нее свою беспомощность.
Преследователи, как правило, пытаются компенсировать внутреннее чувство никчемности грандиозными замашками. Грандиозность неизбежно приходит от стыда. Это — компенсация и прикрытие для глубокой неполноценности.
Самое трудное для Гонителя — взять на себя ответственность за то, что они делают больно другим. По их мнению, другие заслуживают то, что получают.
Иосиф был из известной, состоятельной семьи. Его родители развелись, и отец его был зол, отчужден и использовал свои деньги, чтобы контролировать других. Его мать была алкоголичкой, которая приводила домой мужчин, злоупотребляющих ею и Иосифом на протяжении всего его пред-подросткового и подросткового возраста. Он рано узнал, что его единственный шанс на выживание — сражаться. Он построил свою жизнь так, чтобы там всегда был враг, с которым приходится бороться.
Снаружи Иосиф выглядит так, как будто транслирует «мне наплевать». Но внутри ему было горько и неприятно. Иосиф был постоянно вовлечен в судебные процессы и даже в драки. Смысл всех этих происшествий был в том, что всегда кто-то другой был виноват. Он не мог противиться тому, что, как он чувствовал, было оправданным возмездием.
Иосиф является примером классического Преследователя. Преследователь — не плохой человек, просто его детство было настолько травмирующим, что сформировало враждебное отношение к миру. Он должен пребывать в полной боевой готовности, чтобы нанести ответный удар.
Преследователи не осознают себя таковыми. Они воспринимают себя в качестве жертв. У преследователя цикл выглядит примерно так: «Я просто пытался помочь (Спаситель), а они на меня напали (Жертва), так что мне пришлось защищаться (Преследователь).»
Если Гонитель будет честен с самим собой, он поймет, что опасен для других, и почувствует вину. Чтобы не допустить этого, Гонителю всегда нужен кто-то, чтобы винить его во всем. Гнев придает им энергию, чтобы жить, как другим — кофе по утрам.
Как и для других ролей, чтобы выйти из роли Гонителя нужно принять на себя ответственность за свои действия. Как ни странно, но из роли Гонителя проще всего выйти из треугольника.
Жертва
Роль Жертвы — это раненный аспект нашего внутреннего ребенка; та часть нас, которая невинна, уязвима и нуждается. Но мы превращаемся в Жертву только тогда, когда полагаем, что не можем позаботиться о себе. Их самый большой страх, что у них ничего не получится. Это беспокойство заставляет их быть всегда в поиске кого-то более сильного и более способного позаботиться о них.
Жертвы отрицают, что у них есть возможности решения проблем и потенциал для самостоятельной выработки энергии. Вместо этого они, как правило, считают себя неумелыми в обращении с жизнью. Это не мешает им чувствовать обиду по отношению к тем, от кого они зависят. Они настаивают, что о них нужно заботиться, но не любят, когда им указывают на их неадекватность.
Жертвам в конце концов надоедает быть ниже Спасителя, и они начинают искать способы чувствовать себя равными. Однако чаще всего это выглядит, как превращение в Гонителя для Спасителя, путем саботажа усилий по их спасению, чаще всего через пассивно-агрессивное поведение. Например, они играют в игру «да, но … «
Вот как это работает…
Спаситель предлагает полезный совет в ответ на жалобы или проблемы, озвученные Жертвой. Жертва сразу дает ответ типа: «да, но это не будет работать, потому что…» Жертва пытается доказать, что их проблемы неразрешимы, таким образом Спаситель оставляет усилия, чувствуя себя полным импотентом.
Убежденная в своей внутренней неполноценности, Жертва часто злоупотребляет наркотиками, алкоголем и едой, азартными играми, и это только часть саморазрушительного поведения, практикуемого Жертвой.
Линда была вторым ребенком в семье. Она вечно попадала в неприятности, с самого детства. Она пропускала школу и часто болела. В подростковом возрасте она начала принимать наркотики. Ее мать Стелла была Спасителем. Она была уверена в бездарности Линды и постоянно выручала ее из неприятностей. Смягчая последствия выборов Линды, Стелла лишила Линду возможности учиться на своих ошибках. В результате, Линда становилась все более некомпетентной и зависимой от других. Ее мать, руководимая благими намерениями, способствовала тому, чтобы Линда заняла в жизни позицию Жертвы.
Поскольку Жертвы часто являются идентифицированными пациентами в семье, они обращаются за профессиональной помощью чаще всего. Среди профессиональных психологов изобилуют Спасители. В этом случае специалист может сам войти в треугольник. Это означает, что реальная проблема не будет решаться.
Жертвы должны научиться нести ответственность за себя и заботиться о себе, а не искать для себя Спасителя. Они должны бросить вызов укоренившимся убеждениям, что они не могут позаботиться о себе, если они хотят избежать треугольника. Вместо того, чтобы чувствовать себя бессильными, они должны признать свою способность решать проблемы, а также свои лидерские качества.
Быть жертвой — это бесконечный цикл чувства поражения и бесполезности. Нет никакого спасения, кроме того, чтобы взять на себя полную ответственность за собственные чувства, мысли и реакции.
Вход в треугольник
Каждый начинает свой круг по треугольнику по-своему. Эти сценарии состоят из определенного набора убеждений, через которые мы и видим мир.
История Спасителя
Спасители считают, что их потребности не имеют значения. Это означает, что только так они считают себя вправе сближаться с другими, и их потребности удовлетворяются через заднюю дверь. Их стартовые ворота: “Если я забочусь о других, достаточно хорошо и достаточно долго, то и мои потребности будут удовлетворены другими. Это единственный способ быть любимым”. К сожалению, Жертвы, о которых заботятся Спасители, не имеют понятия о том, как позаботиться о Спасителях.
История Жертвы
Вина и стыд являются движущей силой для сохранения Треугольника. Чувство вины часто используется Жертвой в попытке манипулировать своим Спасителем: “Если вы не сделаете этого, то кто же?” Жертвы полагают, что беспомощны от рождения, поэтому они проводят жизнь в поисках Спасателя. Однако при этом они злы на своих спасителей, потому что им приходится смотреть на них снизу вверх.
История Преследователя
Преследователи считают, что мир опасен, и используют страх и запугивание как инструменты, для того, чтобы поставить других на их место. Они не видят, что их методы для обеспечения “безопасности” в итоге доказывают им, что жизнь действительно так опасна, как они верят. Их история говорит, что они — ни в чем не повинные жертвы в опасном мире, где другие будут всегда делать им больно. Выживают наиболее приспособленные, и их единственный шанс — ударить первым. Эта история держит их в состоянии постоянной обороны.
Автор: Линн Форрест
Метки: жертва преследователь спаситель треугольник карпмана |
Мужчины, с которыми невозможны длительные здоровые отношения. |
Метки: альфонс бабник тиран инфантильный алкоголик |
Без заголовка |
|