За кем будущее?
Юлия Шигарева, «АиФ»: Год культуры, Год литературы, Год кино… Год театра предлагают провести, Год науки. А вы какой бы год провели, Андрей Дмитриевич?
Андрей Дементьев: Год милосердия. У меня такие строчки родились:
«Завершился Год литературы.
Год кино сменил его давно.
Но не поубавилось халтуры
Ни в литературе, ни в кино...
А пока я в ожиданье Года,
Где бы милосердие сошлось
С зовом душ и красотой Природы.
Мудро и навек… Не на авось».
Я слежу за тем, что вокруг происходит. Огромную тревогу у меня вызывает ситуация с больными детьми. Поэт Сергей Михалков сказал когда-то: «Сегодня - дети. Завтра - народ». А ведь мы хотим, чтобы народ наш был здоровым, талантливым, правда? Значит, этим больным детишкам государство должно помогать в первую очередь. Но помогают им благотворительные фонды, куда деньги переводят простые русские люди. От пенсий отщипывают, от более чем скромных зарплат. То, что в нашей милосердной России живут такие прекрасные, готовые помочь люди, - потрясающе. Плохо другое. Это забота государства - лечить своих граждан. Это его обязанность!
Конечно, приятно иметь 100-метровую яхту с вертолётной площадкой. Но ты помни, что рядом с тобой живут люди, которым не хватает даже на то, чтобы нормально питаться.
- А старики? За них вы не тревожитесь?
- Печалюсь! Пенсии маленькие. Как прожить?! Как платить за квартиру, за лекарства?! Они же старые, больные. И свою жизнь, здоровье они отдали, работая на благо этого государства. Уже за одно только это пожилые люди должны быть окружены заботой и вниманием.
Про себя скажу: мне 88 лет, но я вынужден работать, потому что я не проживу на те деньги, которые получаю как пенсию. Раньше, в советское время, которое мы сейчас все клянём…
- ...пожилым и молодым уделялось больше внимания?
- Конечно! Мы сегодня говорим о свободе... Да, я рад, что изменилась политическая обстановка в стране, что Россия стала свободным демократическим государством. В Советском Союзе много было страшного и несправедливого. У меня дед и оба дяди погибли в тюрьме, отец сидел, и меня как сына врага народа не принимали в институты. Но и хорошего тогда было много. Бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание. И качество образования было высокое.
Я школу заканчивал в войну. Тяжелейшее время - похоронки, бомбёжки, холод, голод, изматывающая работа. При этом один мой одноклассник, Володя Макаров, сын сапожника - сапожника! - выучил 9 языков, защитил кандидатскую на французском языке, стал ректором института. Второй одноклассник, Герман, парень из семьи бухгалтера, стал учёным-атомщиком, получил Ленинскую премию, звание Героя Соцтруда.
Учителя и дети - мы были одна семья. Можете себе представить, прошло 70 с лишним лет, а я до сих пор помню всех моих учителей по имени-отчеству! Они были настолько увлечены своей профессией, что ничего, кроме доверия и уважения, вызывать не могли.
«Это призвание!»
- Вот вы говорите: в тяжелейшее время наше образование было отменным. Сейчас жизнь благополучная, а качество образования оставляет желать лучшего да и авторитет учителя упал. Самый свежий пример: в Новосибирской области учительница уволилась из-за издевательств школьников.
- Когда-то я написал стихи: «Не смейте забывать учителей. Всё лучшее в нас - всё от их усилий. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Думаю, что падение авторитета связано с материальным положением учителя. Он вынужден подрабатывать - на творчество уже времени не остаётся. А ведь учитель ни о чём не должен думать, кроме профессии. Потому что он готовит будущее того государства, в котором живёт. Это главная профессия страны - учитель. И потом - врач.
Вот вы говорите: почему нет авторитета учителя? Потому что авторитетов в принципе всё меньше и меньше остаётся. А это - воспитание вообще и воспитание уважения к старшим в частности - оно из семьи должно идти. Но в семьях сегодня детям внимания уделяют очень мало. Дети мало читают, родители мало читают. А зря! «Всем лучшим в себе я обязан книгам», - сказал Горький. Гениальная фраза!
Ведь что такое книга? Это опыт десятков людей, собранный под одной обложкой. В книгах сказано, что такое человек и как к нему надо относиться.
- Да, в семье теперь воспитывать некогда - многие родители озабочены выживанием, деньги зарабатывают. В школе сказали: воспитание - это не к нам, мы теперь только образовательные услуги оказываем, а с воспитанием сами разбирайтесь.
- Знаете, само слово «услуги» относительно профессии учителя неприемлемо. Оно эту профессию унижает. Не «услуги» - призвание! Учитель, как и писатель, художник, артист, он от Бога должен получить этот талант - преподавать, передавать знания, опыт. Ты должен быть настолько добрым, настолько воспитанным человеком, от тебя должен идти такой свет доброты, мудрости, чтобы дети к тебе тянулись, хотели быть похожими на тебя.
Повторю: огромное число россиян сегодня не берёт книгу в руки. А что это означает? Что душа сплющивается, обедняется, выветривается. Извините, что я всё время свою семью вспоминаю, но у нас как было заведено... Мы жили бедно, отец подрабатывал, чтобы прокормить семью. Но каждый вечер он садился ко мне на краешек кровати и читал Пушкина, русские сказки, «Маугли» Киплинга. Он приучал меня к литературе. Мне это очень помогло в будущем. Я полюбил эту жизнь. Понял, что в ней есть действительно ценного, а что - так, мишура.
- Какие бы слова вы нашли для сегодняшних родителей, чтобы они поняли: это очень важно - вечером сесть к своему ребёнку на краешек кровати и прочитать ему сказку?
- Это потом вернётся им гордостью за своих детей. Потому что, если дети получат это всё сначала от семьи, потом от школы, института, они станут выдающимися. Они станут личностями!
Что ещё меня оскорбляет и обижает - тут вдруг прозвучали предложения исключить из школьной программы великие произведения о Великой Отечественной войне. «В окопах Сталинграда», «Повесть о настоящем человеке»... На каком основании?! Мол, они были написаны в жестокое советское время. Простите меня! Но Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Чехов работали в ещё более суровое время царизма. И что? Их тоже исключать? Ну давайте уберём из школьной программы Лермонтова и Пушкина! Это такая глупость: если ты живёшь в этой политической системе, то уже «не в состоянии» написать достойное произведение. Но порядочность, доброта, милосердие, которые есть в книгах гениальных писателей, - это вечные нравственные понятия. Не важно, какая пора на дворе, какая система. Важно, что живёт у тебя в душе, что ты можешь передать людям.
Еженедельник АиФ/Персона/25.11.2016