Цитата сообщения ЕЖИЧКА
✿ܓОсобняк-замок Морозовых✿ܓ»
Одной из самых ярких архитектурных жемчужин Москвы можно уверенно назвать особняк Саввы Морозова на Спиридоновке. Он был построен для молодой жены знаменитого купца-мецената как символ их любви, однако в итоге стал свидетелем распада некогда счастливой семьи. Ну а в наши дни у этого здания совсем другая роль – политическая.
Красиво и романтично
Купив земельный участок на Спиридоновке у брата писателя Сергея Аксакова, Савва Морозов снес старое здание, выстроенное в стиле московского ампира. Дом был интересным, работы замечательного архитектора Витберга, и, к тому же, со своей историей: в свое время у одного из его первых владельцев, поэта и политика И. Дмитриева гостили Пушкин, Гоголь. Однако преуспевающий купец и его супруга сочли здание излишне простым. На его месте Морозов решил возвести нечто изысканное, модное и в то же время царственное. Один из богатейших купцов России, которому довелось побывать в Англии и хорошо ознакомиться с ее архитектурой, был увлечен романтикой средневековых замков. Нечто подобное он захотел построить в Москве, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны.
Особняк на Спиридоновке.
Их брак на тот момент считался идеальным с точки зрения пылкости чувств, но возмутительным с точки зрения общественной морали. Савва Морозов положил глаз на 17-летнюю Зинаиду еще в тот момент, когда присутствовал не ее венчании с его же племянником Сергеем Викуловичем, владельцем мануфактуры в Никольском. Чувства оказались взаимными, и вскоре купец-магнат и молодая жена Сергея Морозова стали тайно встречаться. В итоге она приняла решение развестись и официально вышла замуж за возлюбленного, однако старообрядческая община не одобряла союза Саввы Морозова и молодой «разводки-бесприданницы».
Савва и Зинаида Морозовы прожили вместе почти два десятка лет.
Дом на Спиридоновке задумывался для нее. Но кому можно было доверить столь важный проект? Конечно же, 33-летнему архитектору Федору Шехтелю. В то время он был уже известным зодчим, выстроившим немало зданий для богатого купечества, да и самому Морозову спроектировал прекрасный загородный дом. Серьезный заказ Саввы Тимофеевича (кстати, до того момента все проекты Шехтеля были скромнее) вызвал у амбициозного архитектора огромный интерес. Федор Шехтель сразу же предложил хозяевам три проекта, разработанные в разных стилях – ренессанса, рококо и английской неоготики. Морозов, конечно же, выбрал столь близкую ему неоготику, и Шехтель создал невероятно красивый дом-замок, привнеся в него также легкий романтизм и одухотворенность модерна.
Дом напоминает средневековый замок.
Особняк было решено расположить на небольшом расстоянии от так называемой красной линии и соединить его подземным переходом с дополнительным зданием, в котором располагались подсобные помещения, в том числе электростанция, прачечная и ледник. Все работы контролировала сама Зинаида, и часто те или иные архитектурные решения создавались при ее непосредственном участии.
Для Федора Шехтеля этот проект стал судьбоносным.
Дом Саввы Морозова получился одновременно и романтическим, и величественным, и по тем временам современным. Башнеобразные корпуса, арки шикарного крыльца, зубцы, резные своды и фантастические персонажи на фасаде – все это отсылает нас ко временам средневековых рыцарей. Здесь нет строгой симметрии, что делает здание еще более необычным и загадочным.
Шикарный и одновременно лаконичный.
И все же внешне здание выглядит несколько скромно в сравнении с некоторыми эпатажными купеческими особняками тех лет (вспомнить хотя бы дом Арсения Морозва работы архитектора Мазырина), но скромность эта воспринимается как высокий вкус и чувство меры.
От этого изысканного особняка невозможно отвести взгляд.
И, к тому же, парадные интерьеры особняка с лихвой возмещают ощущение строгости, которое может ошибочно возникнуть при взгляде на это очень интересное здание. Они невероятно шикарны и оригинальны.
Особняк внутри.
Особняк внутри.
Старинная мебель словно создана для королевских особ. Интересно, что почти вся она, а также деревянная отделка были изготовлены на мебельной фабрике родственника Зинаиды Григорьевны, П.А. Шмидта.
Особняк Морозова. Внутренние интерьеры.
В этом доме было и есть чему удивиться и восхититься.
По дому можно часами ходить как по музею.
Убранство внутренних интерьеров (или, говоря современным языком, дизайн) Савва Морозов заказал Михаилу Врубелю. Талантливый художник стал, например, автором эскиза витража торцевой стены «Встреча рыцаря-победителя», расположенной в начале лестницы скульптурной композиции, навеянной сюжетом оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», и трех панно, украсивших одну из гостиных (ее использовали как курительную комнату). В создании эскизов и чертежей принимал участие и сам Шехтель – например, он придумал необычные люстры и некоторую мебель.
Оригинальный витраж.
В особняке невероятно много интересных элементов.
Люстра-шедевр.
В доме есть залы, оформленные не только в готическом стиле, но и в духе ренессанса, ампира и рококо. И, конечно же, отдельного внимания заслуживает парадная лестница, перила которой обвиты загадочными змеями и мистическими существами.
Экстравагантная лестница.
Внутри дома намного эпатажнее, чем снаружи.
Особняк был построен в конце 1890-х годов, и этот проект стал для Шехтеля знаковым – он принес ему славу и позволил на вырученные (естественно, немалые) деньги выстроить себе небольшой дом в Ермолаевском переулке.
Дом архитектора Федора Шехтеля.
Дальнейшая судьба особняка
Увы, уже через год после новоселья над семейной идиллией четы Морозовых сгустились тучи. Став пайщиком и по сути одним из основателей Московского художественного театра и духовно отдалившись от жены по причине разных интересов, Савва Тимофеевич увлекся актрисой Марией Андреевой (будущей гражданской женой Горького). И хотя через некоторое время он вернулся к жене, его жизнь покатилась под откос, психологическое состояние стало ухудшаться и, как известно, закончилось все тем, что в один из майских дней 1905 года Морозов был обнаружен супругой мертвым в каннском отеле.
Морозов и Андреева.
После потери мужа Зинаида Григорьевна не смогла жить в этом доме, который некогда так любила и который был выстроен специально для нее и исходя из ее вкусов. Выйдя повторно замуж, в 1909-м вдова с облегчением продала особняк-замок богатому меценату Михаилу Рябушинскому. Свое решение она объясняла тем, что в доме ей все напоминает о муже, а по ночам ей мерещится, что в его кабинете кто-то ходит, покашливает и шуршит бумагами, будто бы дух погибшего супруга не хочет оставлять это место.
Находиться в некогда любимом доме стало для нее невыносимо. Особенно по ночам.
Вскоре после событий 1917 года в национализированном доме-замке новые власти устроили интернат для беспризорных детей-сирот. В 1929 году здание передали Наркомату иностранных дел. С 1938-го и вплоть до настоящего времени этот особняк официально считается Домом приемов МИД.
Министр иностранных дел Сергей Лавров в Доме примеов во время презентации Тульской области, организованной для Дипломатов зарубежных стран.
В 1995 году дом на Спиридоновке пережил серьезный пожар, но был очень быстро восстановлен – видимо, сыграл свою роль высокий статус здания. Уже в 1996-м в его стенах проводили встречу Большой Восьмерки. На данный момент особняк находится в идеальном состоянии, однако посмотреть на него можно только снаружи: пройти внутрь у простых смертных возможности нет.
Один из залов купца Саввы Морозова в XXI веке выглядит так.
А вот посетить Особняк Думнова-Маркова, в котором сейчас располагается посольство Нидерландов, при желании может любой.
Текст: Анна Белова
Источник: https://kulturologia.ru/