Без заголовка |
Усадьба Отрада-Семеновское
Граф Владимир Григорьевич Орлов. 1812 г. Худ. К.-Х. Фогель фон Фогельштейн. Государственная Третьяковская галерея. Портрет ранее находился в усадьбе Отрада
***
Обустройством усадьбы в селе Семеновском, переименованном в Отраду и расположенном севернее Хатуни, выше по течению Лопасни, занялся младший из братьев Владимир Григорьевич Орлов (1743–1831), который в юности немало поездил по Европе, получил образование в Лейпцигском университете, а по возвращении в Россию в 1766 г. стал директором Академии наук. Вскоре он оставил службу и посвятил себя семье и обустройству усадьбы, предпочитая столичной суете сельскую жизнь, садоводство и охоту. Орлов намного пережил и своих братьев, и супругу Елизавету Ивановну, урожденную Штакельберг (1751–1817), скончавшись в Москве в 89-летнем возрасте.
Граф Владимир Григорьевич Орлов. 1812 г. Худ. К.-Х. Фогель фон Фогельштейн. Государственная Третьяковская галерея. Портрет ранее находился в усадьбе Отрада
Елизавета Ивановна Орлова, урожденная Штакельберг (1741—1817), любимая фрейлина Екатерины II, дочь директора Лифляндской коллегии экономии барона Фабиана Адама фон Штакельберга
***
Екатерина Владимировна Новосильцева, ур. графиня Орлова (1770—1849), с 1799 года замужем за бригадиром Дмитрием Александровичем Новосильцевым (1758—1835).
***
Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809–1882) был одним из наиболее образованных представителей дворянской элиты XIX в., способствовавших развитию науки и культуры. Он рано потерял мать, скончавшуюся в Ливорно в 1819 г.
Наталья Владимировна Давыдова,урожденная Орлова
****
Воспитанием мальчика занялся дед, Владимир Григорьевич Орлов, отправивший его учиться в Эдинбургский университет. Получив степень доктора права, Владимир служил в русском посольстве в Лондоне. В Шотландии он познакомился и близко подружился с Вальтером Скоттом, для которого в 1827 г. лично перевел на английский язык «Слово о полку Игореве». На пути в Россию, в Веймаре, молодой аристократ получил возможность лично пообщаться с И.-В. Гете.
Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов. 1840 г. Худ. Кристина Робертсон. Государственный исторический музей. Портрет ранее находился в усадьбе Отрада
****
Лев Степанович Гурилев (1770–1844) — талантливый русский композитор, дирижер, пианист, впоследствии музыкальный педагог. Родился в селе Семновском и до 1831 г. был крепостным графа В. Г. Орлова, который разглядел музыкальный дар мальчика и отдал его в обучение к знаменитому итальянскому композитору Джузеппе Сарти. Долгие годы Гурилев руководил крепостным оркестром в усадьбе Отрада, был также популярен и ценим среди московских любителей музыки. После освобождения от крепостной зависимости преподавал фортепианную музыку в женских учебных заведениях Москвы. Более известен его сын Александр Гурилев (1803–1858), родившийся в усадьбе Отрада и ставший крупным композитором, пианистом, автором знаменитых романсов, таких как «Однозвучно звенит колокольчик», «Вам не понять моей печали», «Зимний вечер» и др.
Вид усадьбы Отрада-Семеновское
****
Владимир Григорьевич Орлов о строительстве усадьбы Отрада: «Положение деревни сей хорошее и для жизни выгодное, крестьяне хлебопашцы и кажутся хороши. Начал я селиться в своем поместье, выбрал для усадьбы берег красивой Лопасни, окруженный старым красным бором и других пород лесами. Призвал я лучшего в то время архитектора, и указал он мне место на высокой горе построить тут трехэтажный барский замок и церковь. План мне полюбился, однако исполнил я его не совсем в точности. Церковь на высокой горе, на открытом от лесов месте построил, а для постройки дома спустился пониже, к берегу реки, между лесами: там, я думал, будет осенью и в первозимье теплее и от буйных ветров защита, хотя замок, выстроенный на возвышенности, был бы виднее и великолепнее. Начавши строить, я опять не послушался архитектора — вместо, трех выстроил только два этажа».
Вид усадьбы Отрада-Семеновское. Н.х. нач. 19 в. Государственный Исторический музей
****
К главным особенностям усадьбы можно отнести расположение дома не на возвышенном месте, как было обычно принято, а внизу, у берега реки. Наверху поставлена церковь, замыкающая своим силуэтом вид от дома на обширный луг, оживленный отдельными группами деревьев. Это один из самых английских образов пространства в русских усадьбах. Известно, что при Орлове в Отраду специально завезли оленей, чтобы они гуляли по парку, как в усадьбах английских лордов.
Вид усадьбы Отрада-Семеновское. Н.х. нач. 19 в. Государственный Исторический музей
****
Цельность облику усадьбы придавали характерная для большинства построек фактура краснокирпичных неоштукатуренных стен с белокаменным декором, а также повторяемость форм и деталей в стиле сдержанного классицизма. В центре парадной зоны расположен дом-дворец, симметрично обстроенный служебными, гостевыми и оранжерейными флигелями. Севернее, на возвышении, были построены Князь-Владимирская церковь (по посвящению нижнего храма называемая также Никольской, 1778–1780) и Успенская церковь-усыпальница (1832–1835). К северо-западу от усадьбы размещался большой хозяйственный двор (от него остались «готическая» кузница и амбар), еще дальше школа и больница, выстроенные владельцами для жителей села. Один из самых ранних под Москвой пейзажных парков, отразивший начавшуюся англоманию русской аристократии, был разбит к югу от дома, за рекой Лопасней. В документах он назывался Андреевкой. Меньшая, левобережная, часть парка носила название Володимирки, по расположенному рядом храму.
Вид на Князь-Владимирскую церковь и Успенскую церковь-усыпальницу. Фото нач. ХХ в.
****
Авторство главного дома (1775–1779) до сих пор остаётся загадкой, одни специалисты приписывают его К. И. Бланку, другие — В. И. Баженову, хотя в документах ни тот, ни другой не упоминаются. Надзирали за строительством крепостные архитекторы, сначала Бабакин, а после него Цуканов. Известно, что сам Орлов постоянно вносил в проект творческие корректировки. В необычный план здания вписаны помещения разной конфигурации — овальные, треугольные и с закругленными сторонами. В облике дома чувствуется влияние модного тогда французского неоклассицизма, но очень оригинально интерпретированное, с сохраняющейся тяжеловесностью архаичных «каменных палат» и барочными формами наличников. Необычно отсутствие у здания акцентированного центра и особо оформленного главного входа.
Главный дом со стороны двора. Фото нач. ХХ в
Главный дом со стороны реки. Фото нач. ХХ в
На рубеже 1840–1850-х гг. по проекту М. Д. Быковского к углам дома были пристроены входные крыльца и открытые террасы-ротонды. В те же годы по проектам Быковского и Гаральда Боссе были построены заново или капитально перестроены служебные корпуса и оранжереи по сторонам дома. Фасады оранжерей украшены терракотовыми барельефами по рисункам корифея немецкого романтизма К. Ф. Шинкеля. Боссе спроектировал красивейшую ограду парадного двора в стиле необарокко, украшенную фигурами львов и орлов. В настоящее время все скульптуры сняты, а сама решетка сильно повреждена.
Рельеф с кентавром на фронтоне оранжереи. По рисунку К. Ф. Шинкеля. Утрачен в 2000-е.
Проект ограды парадного двора. Арх. Г. Боссе. 1851 г.
Скульптура льва на воротах парадного двора. Фото 2002 г
****
Интерьеры дома имели роскошную отделку. Здесь были наборные паркеты, кафельные печи и камины, стенные и потолочные росписи. Плафон в гостиной расписывал сам К. П. Брюллов. Орловыми в усадьбе было собрано много художественно и исторически ценных предметов. Особую гордость составляли портреты, запечатлевшие членов семьи, императоров и других известных персон. В залах висели оригиналы Рокотова, Левицкого, Брюллова, Кристины Робертсон, на высоких постаментах стояли мраморные бюсты всех братьев работы Ф. И. Шубина (сейчас в экспозиции Третьяковской галереи). Был здесь и знаменитый «Христос со сложенными руками» Рембрандта — самая ценная картина орловского собрания. В доме и парке находились скульптуры знаменитого ваятеля Пьетро Тенерани, ученика Кановы и Торвальдсена, возглавлявшего позднее римскую Академию Святого Луки. В. П. Орлов-Давыдов заказал ему портреты членов своей семьи, четыре аллегорических панно и мраморную статую основателя усадьбы В. Г. Орлова, установленную в качестве памятника. В доме хранилась уникальная реликвия — «Орловская табакерка», с миниатюрными портретами всех пяти братьев Орловых. Были здесь и некоторые личные вещи М. В. Ломоносова, в т. ч. часть его библиотеки и архива. Их купил у вдовы ученого покровительствовавший ему Г. Г. Орлов.
Интерьеры главного дома на акварелях нач. ХХ в. Из журнала «Столица и усадьба»
Отделка одной из комнат главного дома. Фото 2002 г.
Настенные росписи в главном доме. Утрачены в 2000-х гг. Фото 2002 г.
Иван Орлов. Бюст работы Ф. Шубина. 1778. ГТГ
Григорий Орлов. Бюст работы Ф.Шубина
Алексей Орлов.Бюст работы Ф.Шубина
Федор Орлов.Бюст работы Ф.Шубина
Мраморный портрет графа Владимира Григорьевича Орлова. 1770-е гг. Ск. Ф. И. Шубин. Государственная Третьяковская галерея. Ранее находился в усадьбе Отрада
«Орловская» табакерка. 1770-е гг. Национальный музей декоративных искусств, Буэнос-Айрес. Ранее находилась в усадьбе Отрада
Рембрандт. Христос «со сложенными руками». 1657–1661 гг. Собрание Хайдов, США. До 1919 картина находилась в усадьбе Отрада
****
В память императрицы Екатерины II, возвысившей Орловых, в конце XIX в. в парке поставили ее бронзовый бюст, на цоколе которого было начертано: «Екатерине Великой — благодетельнице рода Орловых». Таким образом, к началу ХХ в. Отрада-Семеновское представляла собой выдающееся собрание художественных ценностей, в т. ч. и европейского уровня. Здесь все хранило память о екатерининском времени, ставшем «золотым веком» и для Орловых, и для всего русского дворянства. К сожалению, до наших дней от всего этого великолепия уцелело очень немногое.
Памятник Екатерине II. Не сохранился
***
Мавзолей графов Орловых в Отраде (1832–1835) принадлежит к выдающимся шедеврам архитектуры русского ампира. Это последнее произведение Доменико Жилярди, спроектированное им в начале 1832 г., перед самым отъездом из России на родину. Еще в первое десятилетие XIX в. граф В. Г. Орлов возвел в уединенном месте парка, среди сосновой рощи деревянную часовню-усыпальницу в виде ротонды, куда перезахоронил своего рано умершего сына Александра и трех братьев, Ивана, Григория и Федора. Вскоре к ним добавился гроб четвертого брата, графа А. Г. Орлова-Чесменского, скончавшегося в 1807 г. и первоначально похороненного в другом месте. После погребения в 1817 г. в ротонде супруги хозяина, графини Елизаветы Ивановны, было велено освободить от деревьев вид на усыпальницу со стороны дома.
Проект храма-мавзолея Орловых в усадьбе Отрада. 1832 г. Арх. Д. Жилярди
****
Еще при жизни старого графа началась удивительная история посмертного странствия братьев Орловых, завершившаяся страшным финалом уже после революции. Попавшая под влияние архимандрита Фотия племянница В. Г. Орлова А. А. Орлова-Чесменская вознамерилась перевезти гроб отца и его братьев в новгородский Юрьев монастырь, где Фотий был настоятелем и где она сама почти безвыездно поселилась, купив усадьбу под стенами обители.
Графиня А́нна Алексе́евна Орло́ва-Чесме́нская ,портрет работы И. В. Баженова, 1838 год
Фотий (гравюра Л. А. Серякова)
****
Фотий внушил графине мысль, что она должна снять с рода Орловых проклятие — отмолить грех цареубийства, в котором был повинен ее отец, замешанный в гибели свергнутого Петра III в. 1762 г. Графиня направила с Синод и императору прошение, в котором сообщала, что захоронения в орловской усыпальнице не соответствуют православному канону, поскольку гробы стоят выше уровня земли. Пока был жив Владимир Григорьевич, он не разрешал разорять созданную им родовую усыпальницу, но после его смерти среди наследников произошел раскол. Орлова-Чесменская в итоге добилась санкции на перенос останков только троих братьев — Алексея, Григория и Федора. Это событие произошло в январе 1832 г., после чего по заказу дочери В. Г. Орлова Е. В. Новосильцевой в Отраде началось возведение новой каменной усыпальницы, куда после завершения строительства в 1835 г. были перенесены останки остальных покоившихся в усадьбе членов семьи. Руководил работами двоюродный брат Д. Жилярди Алессандро, несколько упростивший проект отказом от предполагавшегося скульптурного убранства.
Проектные чертежи мавзолея Орловых. 1832 г. Арх. Д. Жилярди. Архив Нового времени, Мендризио (Швейцария)
****
http://www.visitusadba.ru/publication/1331/
https://ru.wikipedia.org/
Серия сообщений "***Русские усадьбы":
Часть 1 - Усадьба Барятинских "Марьино"
Часть 2 - Уникальный памятник истории - усадьба дворян Гальских
Часть 3 - Юсуповы.Часть 6.Прекрасное Архангельское...«Мой Юсупов…»
Часть 4 - Усадьба Отрада-Семеновское
Серия сообщений "***Орловы":
Часть 1 - Михаил Федорович Орлов: дипломат, декабрист, герой...
Часть 2 - Анна Орлова - дочь Алексея Орлова
...
Часть 6 - Из архивов: Как хоронили Светлейшего Князя Григория Орлова.
Часть 7 - Старший из братьев Орловых -граф Иван Григорьевич.
Часть 8 - Усадьба Отрада-Семеновское
Часть 9 - Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский
Часть 10 - Граф Фёдор Григорьевич Орлов
...
Часть 13 - Русский государственный деятель -Князь Алексей Фёдорович Орлов
Часть 14 - Основатель ветви Орловых-Давыдовых-граф Владимир Петрович .
Часть 15 - "Неясный след далеких писем"(чем запечатывали старинные письма и документы)
Рубрики: | интересное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |