-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Медведева_Л

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.01.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3419


Очерки о происхождении русских слов

Среда, 20 Мая 2015 г. 10:22 + в цитатник
Цитата сообщения smart50 Очерки о происхождении русских слов

 


Очерки о происхождении русских слов

окончание

Раздел 3
БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА
"И пять раз вдень прославляем мы богов,
и выпиваем сурицу в знак благости и общности с богами,
которые во Сварге также пьют за наше счастье".

 


 



"Велесова книга".

Агу. Первоначально этим ласковым словом обращались не к младенцу, а к богу огня Агни. Его называли Агуня. Отсюда и сокращение: "Агу". Бог-огневик считался хранителем от недугов и болезней. Его молили о том, чтобы он сохранил здоровье ребёнка.

В основе обычая прыганья через костёр лежит ритуал очищения огнём. Таких ритуалов у наших предков-огнищан (огнепоклонников) было множество.

Ад и "гад" слова однокоренные. Гадами называли животных, обитавших под землёй. Бога подземного царства называли Гад (также Аид, Гадес).

Аполлон от "о пололоно". Буквально: "тот, что с воздушным шаром" (баллоном). Имя очень древнее. Оно появилось ещё до дробления европейских языков на русский, английский, немецкий, французский и другие языки. Поэтому значение этого слова можно одинаково успешно вывести из английского языка, где "о бэлун" означает "относящийся к воздушному шару", из немецкого, где "аббэлон" означает "спустившийся из шара", из французского, где "а балон" означает "владелец воздушного шара".

В древнерусском "о поло лоно" "о" означало "с", как в сочетании "о семи головах". "Поло" означало "полый", но понимаемое не как "пустой", а как "разбухший" (как в "полая вода"). "Лоно" – это шар. Не случайно слово "лоно" "выступает синонимом слова "сфера" (то есть буквально: "шар").

Согласно мифам, Аполлон был летающим богом. Для полётов он использовал особый летательный аппарат. Найденные модели (изображения) этого аппарата вполне согласуются с утверждением, что аппарат этот был не что иное, как воздушный шар.

Бес того же корня, что и Бес (или Бэс), как звали бога-карлика в Древнем Египте.

Буря связано с именем бога северного ветра, Борея, обиталищем которого считалась Фракия. Во многих языках одну из разновидностей северного ветра называют "бора" (в итальянском, латинском, греческом, русском и других). Слово, по-видимому, того же корня, что и "буря".

Венера. Планету Венеру назвали так в честь богини Венеры, покровительницы садов, богини весны и плодородия. Согласно преданию, Венера была матерью троянского героя Энея, прибывшего в Италию после разрушения Трои. Потомки Энея основали г. Рим. Вот почему римляне чтили Венеру как прародительницу римского народа. Троянцев называли также венедами. М.В.Ломоносов относил троянцев – венедов к предкам славян. В германской мифологии Венере соответствует богиня Фригг. Скандинавские народы называли её Фрейя. Под именем Фрихия та же богиня известна долматским славянам. Древние исландцы называли её "Прекрасная Фрея Ванадис". Последнее слово означает буквально "венедская", что говорит о происхождении данного культа от праславян-венедов. Кстати, имена Фригг, Фрейя, Фрихия, скорее всего, означают "фригийская". Фригийцами называли праславян – троянцев, переселившихся в Малую Азию из Фракии.

Древние славяне называли эту богиню разными именами. Среди них Сива, Жива, Лада, Пятница.

Гелиос. Созвучие "Гелиос"/"колесо" вряд ли случайно. Солнечного бога Гелиоса изображали на золотой колеснице ("колесница" от "колесо"). Кроме того, своей округлой формой и перемещением по небу Солнце-Гелиос напоминало колесо. Сюда же , вероятно, относятся слова "колосе", "Колизей", "глаз" (всевидящее око), то есть Солнце. Помимо явного созвучия, всех их сближает понятие округлости, ко-лесообразности, солнцеподобия.

Герой. Первоначально: "царь-жрец, которого приносили вжертвубо-гине Гере". Отсюда и слово "герой", означающее буквально "принадлежащий Гере".

Гидра от "Хитра". Полная форма: "хитрая". Помимо значения "изворотливая, лукавая, коварная", имеетещё одно: "изобретательная, искусная, мудрёная". Вот почему говорят "голь на выдумки хитра" и "хитро придумано". В древнерусском языке словом "хитра" называли чародейку, основной заботой которой было вызывание дождя, магия воды. На это, кстати, указывает и корень "чара" в слове "чародейка". Сегодня вместо "чара" ("чара зелёного вина") более употребительно слово "чарка", также обозначающее сосуд для питья.

В древнегреческих мифах описано фантастическое существо, девяти головая змея, жившая на Лернийском болоте в Арголиде. Её победил Геракл. Есть мнение , что под гидрой, как называлось это существо, подразумевались подземные воды, то тут, то там выбивавшиеся на поверхность и затоплявшие землю. Тем более, что словом "гидор" греки называли воду (ср. наши слова, начинающиеся с "гидро"). Таким образом, слова "хитра" и "гидра" обнаруживают явную смысловую близость через понятие "вода". Геродот, описывая Фермопильское ущелье, упоминает про горячие источники, которые местные жители называли хитрами (Грдт, VII, 176).

Хитрами в Греции называли также горшки для варки, а горшечника, изготавливавшего такую посуду называли "хитреус", то есть почти что русским словом "хитрец".

Годный. В основе корня "год" лежит идея "бог", "божественный порядок" (сравните: "ход"). "Годный" означает буквально "соответствующий божественному порядку" (сравните: "угодный"). Напротив, "негодяй" – это тот, кто живёт не по законам Года (сравните английское: "год" – бог).

Гореть. Буквально: "восходить вверх". В старину вместо "вверх" говорили "горе". Отсюда и "горница" (светлая комната наверху). Всевышнего бога называли Гор (иначе "Орь"). Это имя того же корня, что и "гора".

Гость. Богиня домашнего очага Гестия олицетворяла собой священны и долг гостеприимства. "Гость" означает буквально "находящийся под покровительством Гестии". "Гестия" и "гость" – слова однокоренные.

Дедун. Имя этого нубийского бога упоминается в древних пирамидных надписях. Не исключено, что онотого же корня, что "дед" и "титан".

Денис от Дионис, то есть от имени божества, культ которого существовал ещё в крито-микенскую эпоху. Впоследствии он рассматривался главным образом как покровитель виноградарства и виноделия.

Дит. Так звали этрусское божество подземного мира. Созвучие "дед"/ "Дит", видимо, не случайно. Дитолицетворял обожествлённого первопредка, дружественные человеку подземные силы, то есть силы мощей, останков "дедов". Обнаружение славяно-русских корней в этрусских словах скорее норма, чем исключение. Смотрите: "этруск", "Лаза", "палилии", "русалии" и другие слова.

Дмитрий от Деметра, то есть от имени Деметры, богини плодородия у пеласгов. Имя Деметра от "дня метра" буквально: "богиня-мать".

Ель. Когда аркадский бог Пан попытался овладеть целомудренной Пи-тис, то та, чтобы скрыться от преследования, превратилась вель. После этого случая Пан стал носить на голове еловый венок, а ставшая деревом Питие получила новое имя – Элат (богиня-ель, дух ели). Оба имени, Питие и Элата (Элат), оставили след врусском языке. От первого произошло слово "пихта", а от второго – "ель".

Ермолай. Это мужское имя того же корня, что и имя бога Гермеса. В Древней Руси Гермеса называли Ермис. Однокоренное старинное мужское имя: Ермий.

Иван от "ива". А как гласит поговорка, "на Руси Иванов, как грибов поганых". Мальчиков называли Иванами, посвящая их иве, священному дереву, дающему, как считали, воду. Древние греки донесли до нас наше же слово "ива" как имя богини "Ио" (сравните: "ива"/ "Ио"), возлюбленной Зевса. В Египте Ио стала известна под именем Исида(Изида), а поклонение ей было едва л и не всеобщим в Древнем мире. Знаменитый Александр Македонский планировал сделать Ио-Исиду единой и официальной богиней для всех народов, вошедших в состав его империи.

Такое название ива получила за гибкость своих ветвей. "Вива" означает буквально "гибкая, вьющаяся".

Идол вероятно, от "идало", то есть буквально: "едун", "пожиратель". Идол принимал жертвы (то есть "жратву"). Ему служил жрец (от слова "жрать").

Кора. Верхний слой нашей планеты принято называть "земная кора". Праславяне называли корой верхний слой земли, то, что мы сегодня называем почвой. Согласно догреческой (пеласгической) мифологии, были две богини, отвечающие за плодородие земли: мать и дочь. Мать звали "Деметра" (от "дея матра" – богиня-мать), а дочь – Персефона, или, иначе, Кора. Мать отвечала за надземную часть растения, а дочь – за подземную. Поэтому слово "корень" буквально означает "принадлежащий богине "Коре", то есть "корин". Оно как бы отвечает на вопрос "чей?"

Русское мужское имя "Дмитрий" означает буквально "посвящённый Деметре". Богиню Деметру принято было изображать в головном уборе, очень похожем на русский кокошник.

Крыница. В популярной украинской песне "Розпрягайте, хлопцi, конi" поётся про казака, который отправился "в сад криниченьку копать". Крыницей называют родник русские, украинцы, белорусы. В Польше есть известный курорт Крыница, название которого происходит от целебного источника. На Украине крыницами называли также богинь плодородия, обитавших якобы в родниках.

Древние предания донесли до нас имя хранительницы источника на ливийском побережье Африки у города Шаххат. Звали её Кирена. Впоследствии по имени этой нимфы назвали знаменитый город Кирену, потом и всю страну. До сих пор эта часть Ливии называется Киренаикой.

Не только созвучие "Кирена"/"крыница", не только совпадение значения (хранительница родника), но и тот факт, что африканский город Кирена основали выходцы из города Троя, даёт основание связывать название этой ливийской области, с "криниченькой" из украинской песни. Втроянцах и, в частности, в тех, кто был из рода Антенора, а именно они, как полагают, основали г. Кирена, многие исследователи видят далёких предков славян.

У греков тоже есть похожее слово: "крена" – родник. Мифический источник вдохновения, выбитый ногой крылатого коня Пегаса, назвали "Гиппокрена". Буквально: "лошадиный родник". Но это ещё не говорит о том, что слово "крена" греческое. Скорее всего, оно догреческое, доставшееся грекам от пеласгов, как и многие другие слова. Причём некоторые "пеласгические" слова даже в греческом обличий удивительно похожи на славянские: "каминос" – печь (сравните: "каменка"), "плинфа" – плоский кирпич (сравните: "плита"), "хитреус" – горшечник (сравните: "хитрец") и другие. Не исключено, что кличка Пегас того же корня, что и "пегий".

Ладно. Буквально: "угодно Ладе". От имени Лады, древней славянской богини любви, красоты и супружества, происходит множество других русских слов и выражений: "лад", "лады", "ладить", "наладить", "ладный", "в лад", "на лад", "ни складу, ни ладу" и другие. В народной поэзии "ладой" или "ладушкой" называют возлюбленную.

Древние греки считали имя Лада ликийским, пришедшим в Малую Азию с острова Крит и означающим "женщина".

Лада, Леда, Латона, Лето, Лат – всё это имена одной и той же богини, но только у разных народов и в разное время. У арабов сохранилось воспоминание о языческой богине Лат (аль-Лат).

В английском языке об имени этой богини напоминает слово "леди", которое означает буквально "дама", "возлюбленная", "супруга".

Лаза. Этрусская богиня с таким именем была покровительницей семьи. Её изображали в виде юной крылатой девы. Скорее всего, это та же богиня, что и Лада. Лада и Лаза – всего лишь разные произношения одного и того же имени. Переход "д" в "дз" (или "з") вполне обычен для славянских языков. Достаточно вспомнить так называемое белорусское "дзеканье". В белорусском языке "дз" (нечтосреднее между "д" и "з") регулярно появляется там, где по-русски звучит "д". Например: "дзива" (вместо "дева"), "дзве" (вместо "две"), "дзень" (вместо "день").

Ладонь возможно от Ладуня, ласкательного имени от Лада. Богиня Лада обычно изображалась с раскрытой правой ладонью, обращённой к верующим. Одним из значений это го жеста было "лёгкие роды". Изображение женской ладони служит амулетом и оберегом в странах Северной Африки, где его называют "рука Фатимы" (по имени дочери пророка Мухаммеда).

Ларец от "Лар", как этруски называли домашнего божка (он же "пенат" или "домовой"). Первоначально ларцом называли шкатулку для хранения изображений ларов.

Английское слово "лод" (пишется: "лорд") означает"господин", "повелитель", "владыка", "Господь Бог". Оно помогает понять, как в "акающих" говорах от "лорд" произошли "лар" и "лад". В первом случае отпал конечный "д", а во втором – средний "р".

Лелеять от "Лель". Буквально: "относиться так же, как богиня Лада относилась к своему сыну Лелю". Златовласый крылатый младенец Лель был олицетворением любви. Ему соответствовали "Эрос" ("Эрот") и "Амур".

Лён. Название этого сельскохозяйственного растения связано с именем Лин, как мифы называют духа льна, родившегося в Аргосе. В основе корня слов "лён – Лин" лежит идея "быть мягким, нежным", как и в словах "линять" (то есть "менять грубую кожу или шерсть на новую, нежную, мягкую") или "льнуть" (то есть "нежно, ласково прикасаться"). Арабское "ляййин" – мягкий, нежный – того же корня.

Лён был введён в культуру за несколько тысячелетий до нашей эры. В Вологодской области были найдены семена льна-долгунца, части прялки и отпечатки льняной ткани, относящиеся ко II тысячелетию до нашей эры.

С именем Л ин связано не только слово "лён", примерно так же звучащее на греческом , латинском и многих других языках, но и "линия". Последнее, кроме нынешних своих значений, означало ещё и "нить", сохранившееся улатинского слова "линия". Вероятно, первоначальное значение было "льняная нить". Поскольку натянутая нить давала возможность начертить прямую черту, то слово "линия" приобрело затем значение "черта", которое закрепилось в слове "линейка", обозначающем как прямую черту, так и планку для вычерчивания таких черт (линий).

Митра того же корня, что и "мера", "метр". У древних ариев Митра был богом-покровителем человека. Он оберегал его от болезней, гибели, умножал богатство, даровал душевное благополучие, славу, мудрость, святость. Традиционно Митра изображается во фригийской одежде, что говорит о его фригийском происхождении. Фригийцы -это переселившиеся в Малую Азию фракийцы, то есть предки славян.

Если выражаться современным языком, то вместо "поклоняться Митре" надо сказать "соблюдать меру во всем". Митра олицетворял меру, то есть мудрую достаточность, которая одинаково противостоит как развращающему изобилию, так и унижающей нехватке.

Небо того же корня, что Набо (имя вавилонского бога небес).

Невеста. Хранительниц священного огня в храме богини Весты в Древнем Риме называли весталками. Они должны были пребывать в безбрачии, служа богине. За нарушение целомудрия их живьём закапывали в землю. В переносном смысле весталками стали называть старых дев.

Таким образом, молодые девушки, достигшие брачного возраста, делились на "весты" (то есть "для Весты") и на "невесты" (то есть "не для Весты"). Так произошло слово "невеста", означающее буквально "не весталка".

Огонь и Агн и (имя ведического бога огня) – слова однокоренные. Как и "Веды"/"ведать"; "Сушна"/"сушка";"Индра"/"Андрей" и многие другие древнеиндийские и древнерусские слова.

Ориентир. Основа в этом слове та же, что и у латинского "ориентис" – восток. Главным ориентиром считалось восходяшее на востоке солнце. Корень "ор" тот же, что у слов "Хор", "Хорос", "Гор". Все эти слова объединяет понятие "поднимающееся солнце". Именно поэтому символом бога Гора (Хороса) был крылатый солнечный диск. Возможно, что сюда же следует отнести и имя Орь (Орей, или Арий), которым "Велесова книга" называет прародителя русского народа.

Паника. Богу Пану из древней, догреческой Аркадии не повезло уже при рождении. Он появился на свет с рожками, бородой, хвостом и козлиными копытцами. Но несмотря на это, был он добрым богом, покровительствовал всему живому. Пан очень любил музыку. Считается, что именно Пан изобрёл свирель. Точнее, флейту. А ещё точнее, духовой инструмент в виде соединённых вместе дудочек разной величины. До сих пор музыканты называют такой инструмент "флейта Пана".

Однако больше всего на свете Пан любил поспать и очень сердился, когда его будили. Тогда он издавал такой пронзительный крик, что волосы вставали дыбом. Людей охватывал непреодолимый страх. Отсюда появилось слово "паника", означающее буквально "ужас, как при крике Пана".

Не попал Пан в число 12-ти избранных небожителей, богов-олимпийцев. Древние греки объясняли это его смешной внешностью, чрезмерным (не божественным) простодушием, любвеобилием (если не сказать похотью) и природной ленью. Давно уже известно, что первыми божествам и был и не фантастические существа, а реальные люди, обожествлённые предки. Если найдётся народ, готовый "примерить" на себя черты Пана в качестве признаков национального характера, то Пана можно будет причислить к первопредкам этого народа. Пан не состоялся как олимпиец, но он был сводным братом самого Зевса и своими деяниями прославился так, что память о нём передаётся из поколения в поколение. В том числе через слова типа "паника".

Вот какой портрет Пана нарисовал М.Ю.Лермонтов: "Главу рогатую ласкает лёгкий хмель. В одной руке его стакан, в другой свирель!"

Перун. Возможно, что от слова "пир" – огонь, как в "пиротехника". В выражении "пир горой" имеется в виду не угощение, а высокое пламя ритуального костра. Выражение "пир на весь мир" превратилось в двусмысленность. Это и "угощение для всех" и "огонь на весь белый свет".

Когда произносили "Пирун", то всё было ясно: это от "пир" – огонь. Другими именами славянского бога-огневика были Огнич и Царь-Огонь. Но "пир" – огонь стало постепенно вытесняться словом "огонь". Дошло до того, что "пир на весь мир" мы перестали понимать как "огонь на весь белый свет", а "пир горой" уже не воспринимается как "огонь, подобный горе". "Пир" – огонь сделался чужим, иностранным словом, хотя и продолжает оставаться в таких словах, как "пиротехника". " Пирун" стал "Перуном", пернатым божеством, посылающим на землю перья – стрелы, перуны. Оболочка "пир" сохранилась, но её содержание изменилось на "богатое угощение". Как змея выползает из старой кожи, так и нынешнее, "гастрономическое" содержание слова "пир" выползло из древней оболочки-словоформы, вмешавшей в себя понятие "тризна". А в тризне центральное место занимал погребальный костёр. Еда была даже не на втором, а на третьем месте после состязаний. Но нравы изменились, и обильная праздничная пища заслонила собой всё былое содержание слова "пир".

Плутон. У бога царства мёртвых, Гадеса, было и другое имя: Плутон, или Плутос. Его не без иронии величали также "гостеприимным" за то, что он охотно принимал в свою подземную обитель любого, но ни кого не выпускал обратно, Кроме того, Плутон-Гадес любил пользоваться таким коварным средством, как шапка-невидимка. Короче говоря, качества хитрого и ловкого обманщика, то есть плута, у этого бога были налицо.

О том, что "плут" и "Плутон" слова родственные, свидетельствует и имя древнеславянского языческого божества Переплута, бога подземного мира.

Поросёнок. Образ богини плодородия и роста, Персефоны, тесно связан со свиноводством. Согласно мифу, похищение Персефоны богом подземного царства засвидетельствовано свинопасом Эвбу-леем, который якобы видел, как неожиданно разверзлась земля и в трещину попадали все его свиньи. Затем в образовавшийся провал въехала колесница с похищенной Персефоной. В память об этом событии в жертву богине Персефоне стали приносить свиней, причём жертвенных животных сбрасывали в естественные пропасти. Связь между богиней плодородия проста и свиньёй проста и понятна. С тех пор как человек приручил свинью, он не переставал удивляться способности этого животного к быстрому росту, жироотложению и плодовитости. Свинья и поныне остаётся самым плодовитым и скороспелым сельскохозяйственным животным.

Дошедшая до нас форма имени богини за тысячелетия неоднократно видоизменялась, особенно при переходе из языка в язык. Возможно, что некогда оно звучало как Поростёна, в котором корень "рос" ощущался более отчётливо, как в словах "поросёнок" (буквально: "детёныш на вырост"), "подросток", "поросль". Не исключено, что древнеславянский обычай погребения "соломенной бабы" связан с образом всё той же Поростёны-Персефоны.

Птах – имя одного из самых древних египетских божеств. О древнейшем населении Египта мало что известно. Однако слово "Птах", по-видимому, славянского происхождения, того же корня, что и "пташка". Тем более что Птах изображался в лётном (?) шлеме и в одеянии из перьев.

Пятница. Названия дней недели донесли до нас следы различных принципов, положенных в основу наименования. Один из них порядковый: "вторник" от "второй", "четверг" от "четвёртый". Однако "пятница", возможно, не от "пятый". В языческой Руси этот день был посвящён богине Пятнице, у которой были и другие имена: Лада, Ладуня. В изображении этой богини есть одна характерная деталь: правая ладонь её раскрыта к поклоняющимся. Так что имя Пятница могло быть дано по пяти пальцам руки, пятерне. В Древнем Риме развёрнутую ладонь богини объясняли как знак того, что роды у женщины будут лёгкими. Другая же рука, сжатая в кулак, напротив, предостерегала: за ослушание богиня нашлёт трудные роды. По русским поверьям, Пятница ревностно следила за тем, чтобы в пятницу женщины не прикасались к работе. За ослушание строго наказывала: колола спицей, сдирала кожу и даже превращала в лягушку. Отголоски этого сохранились в сказке про "Царевну-лягушку". Наказывала она и мужчин, вкладывая в их тело стрелье и ломоту. Напрашивается простое объяснение этому поверью. Через богиню Пятницу мудрые предки предупреждали людей: "Не переусердствуйте на работе. От постоянного и чрезмерного напряжения при дойке, прядении, ткачестве и т.п. могут скрючиться пальцы, в теле появится ломота".

Не случайно, что именно пятницу арабы сделали выходным днём. Здесь прослеживается влияние культа "Великой Богини", пришедшего из Фракии и Малой Азии.

Раз – это имя древнерусского бога. Счёт начинается с имени Раз (он же Род), так как бог является началом всех начал.

Раз олицетворял мужское начало, а число два – женское (сравните: "дева").

Разум – это "Раза ум", то есть опыт, доставшийся нам при рождении (инстинкты, генная память). Напротив, ум – это опыт, приобретаемый человеком в течение всей жизни. Такой опыт всегда недостаточен, однобок. Когда он приходит в противоречие с разумом, то говорят, что "ум зашёл за разум".

Руны от "ровны", то есть "ровные". Так называли буквы, наносившиеся на камень, металл, кость. Выбор писчего материала определил форму этих графических знаков, большинство из которых составлены из отрезков прямых (ровных) линий. Возможно, что под "чертами и резами" черноризец Храбр имел в виду именно руны. Состав рун и рунические алфавиты с течением времени менялись. Древнейшими принято считать "старейшие руны", собранные в единый алфавит "футарк". Такое название он получил по первым буквам-рунам: Ф,У,Т,А,Р,К. Алфавитный порядок (строй) футарка резко отличается от аранжировки букв в большинстве европейских алфавитов, где на первом месте стоит "А", а в середине есть неизменная "связка" из К,Л,М,Н. Взятые вместе, буквы футарка образуют текст, составленный из неповторяющихся букв. Этому тексту около 2 тыс. лет. В нём нет словоделения, да и орфография архаическая. Переписанный русскими буквами и разделённый на слова, футарк имеет следующий вид:

ФУТ АРКГОХНИ ЙЕ ПРСТ БЕМЛНГДО
ФУТ АРКОНИ ЕСТЬ ПЕРСТ БЕМЛИНГОДА
(в современной орфографии)

Под футом имеется ввиду мера длины. Аркона – это хорошо известный в истории древний город западных славян на острове Руяне (ныне Рюген) в Балтийском море. Здесь находился крупнейший храм Свя-товита, которому поклонялись не только славяне, но и германцы. Похоже, что текст футарка представляет собой что-то вроде клятвы негоциантов не нарушать меру длины, эталоном которой выступал ПЕРСТ идола Святовита в арконском храме. Имя БЕМЛИНГОД, возможно, является германским аналогом имени Святовит. В переводе с немецкого оно (точнее: БАМЕЛ Ь – ГОТ) означает "бог счастья". Так предки славян и германцев превратили алфавит в формулировку закона международного права.

Русалка. Описывая всвоей поэме "Руслан иЛюдмила" древнюю страну, где "Русью пахнет", А.С. Пушкин упоминает также и русалку, которая "на ветвях сидит". Таким образом, русалка выступает как одна из характернейших примет Руси, стояшая в одном ряду с именами Руслан (то есть "русский") и Людмила (то есть "людям милая"). Поэтому не приходится сомневаться, что слово "русалка" того же корня, что и "Русь". Вера в эту полуптицу-полуженщину была настолько характерна именно для русских, что слово "русалка" вытеснило даже другое, более древнее название: "сирин".

Моления полуженшинам-полуптицам были распространены в Древнем Риме, где они носили характерное название: "русалии". В этом слове слышится указание на происхождение этих молений от этрусков (этов русских), называвших себя расенами.

Русалку восточных славян не следует путать с русалкой славян западных в образе женшины с зелёными волосами и рыбьим хвостом вместо ног Такую русалку Пушкин описал в драме "Русалка". Полуженщина-полурыба не смогла бы усесться на ветвях дуба.

Селена. Так называли богиню Луны в Древней Греции. По происхождению это имя догреческое, пеласгическое. Оно состоит из определённого артикля "се" (сравните: "сей", "сея", "сегодня", "сейчас") и слова Лена – луна. Женское имя Лена (Елена) также означает "луна".

Сидор. Незатейливое, казалосьбы, русское мужское имя представляет собой сокращение от "Исидор", означающего буквально: "Исиды дар". Культ богини Исиды был распространён по всему Древнему миру: в Египте, Малой Азии, Сирии, Греции, Италии и других странах.

Титан того же корня, что и "тятя", "дедуня", "тятяня". Праславяне обожествляли своих предков (отцов, дедов). Есть основания видеть в титанах жителей Атлантиды. Во-первых, старший из титанов, Атлант, был именно тем, кто управлял Атлантидой, страной, названной его именем. Во-вторых, обстоятельства гибели титанов сходны с обстоятельствами гибели атлантов: громы и молнии, выброс камней, грохот, колебания земли, пламя, дым, смрад, кипение моря, низвержение под землю. Такая картина напоминает извержение вулкана или землетрясение. Прежде чем исчезнуть, титаны (особенно Прометей) успели многому научить людей. Тот факт, что Зевс заставил Атланта держать на своих плечах небо, можно истолковать как задание вести постоянные астрономические наблюдения. Атлант особенно славился своими астрономическими познаниями.

Улюлюкать. По мнению Геродота, обычай воздавать громкие крики – ололи, ололи – женщины Древней Греции переняли от женшин Ливии, от которых они заимствовали также эгиду и покрой одежды на изображениях богини Афины. В "Илиаде" Гомера описан обычай обращения к Афине с воплями со стороны троянских женщин: "Там с воздеянием рук возопили они пред Афиной". Отголоски этого хвалебного вопля слышны в русских народных песнях. Например, в песне "Во поле берёза стояла" постоянно повторяются слова "люли, люли", а в других песнях: "ай люли, ай люли".

Скорее всего, тот же самый вопль вошёл в качестве составной части в христианское богослужение под названием "аллилуйя". В Ираке, на земле праславян-шумеров, до сих пор бытует слово "халяхиль" (приветственные крики женщин), родственное слову "аллилуйя" и "улюлюкать".

После разрыва с древней языческой верой женские вопли в честь богини превратились в предмет насмешек и издевательств. Для тех, кто считал вопли "улюлю" ("ай люли"; "ололи") священными, такое к ним отношение выглядело святотатством, поэтому у слова "улюлюкать" появилось значение "глумиться". У нововеров же этот вопль переняли мужчины, вначале, возможно, в качестве издёвки, и он стал использоваться при травле животных собаками.

Хороший. Буквально: "угодный Хоросу". Похожим образом образуются слова и в других языках. В английском "гуд" – хороший созвучное "год" – бог. То же самое и в немецком: "гут" – хороший и "гот" – бог.

Чур. Возглас "Чур!" имеет языческие корни. Этообрашение за помощью, содействием к Богу Чуру, отвечавшему за охрану владений, особенно земельных участков. В Древнем Риме ему соответствовал Термин. О том, что Чур и Термин – это все го лишь разные имена одного и того же божества, говорит тот факт, что межевые столбы и пограничные знаки на Руси вплоть до недавнего времени назывались термами (сравните: "Термин"), как и у римлян. Наряду с этим их называли чурбаками, чурками (от "Чур"). Короткие обрубки брёвен с нанесёнными на них отметками олицетворяли Бога Чура. Когда мы восклицаем: "Чур, моё!", то тем самым как бы просим: "Чур, сбереги моё добро!" Иными словами, какбы столбим находку.

В слове "пращур" тот же корень, что и в "Чур".

Чураться когда-то буквально означало "прибегать к помощи Бога Чура для ограждения себя".

Эхо. Так звал и нимфу, повторяющую чужие выкрики. В наказания богиня Гера оставила от нее один только голос. Так, согласно мифу, появилось слово "эхо", одинаково звучащее во многих языках. Не исключено, что слово это того же корня, что и "икать" (т.е. делать "ик"), "гикать", "заикаться". Быть может, когда-то оно звучало как" и ка" и означало буквально: "та, что икает".

Яр (Ярило). Так в Древней Руси называли бога Солнца. В Древнем Египте того же бога называли Ра. Обращает на себя внимание созвучие обоих имён: Яр – Ра. Больше того, имя Ра также сохранилось в русском языке (например, в слове "радуга", буквально: "дуга Ра").

Скорее всего, "Яр" и "Ра" – это два разных произношения одного и того же имени. Однокоренные слова: "ярко", "наяривать", "яровой", "жар" и др.

Раздел 4
РАСТЕНИЯ
Каждое слово родного языка -
это открытая для чтения книга.
Слово не просто называет,
оно делает это, указывая на нечто важное,
выделяя существенный признак.
В звучании слова хранится опыт
предыдущих поколений.
Мы привыкли говорить словами.
Дадим же и словам поговорить с нами.
Им есть о чем поведать.

"Кто познал бы имена вещей, тот познает и вещи " (Платон).



Роща от "родище". Букв.: "место поклонения богу Роду". Сравните: "капище", "убежище", "жилище". Наши предки, язычники, не строили храмов, а для поклонения богам (точнее было бы сказать "единому Богу во множестве его ипостасей") использовали священные рощи, источники воды. Именно поэтому мы до сих пор называем естественный источник воды родником, то есть буквально: "источником бога Рода". Принято говорить "дубовая роща", но "сосновый бор". И в этом глубокий смысл. Наши предки поклонялись дубу, а на сосну смотрели как на дерево для хозяйственных нужд. Дуб называли "перуновым деревом", поскольку, как было замечено, Перун метал свои стрелы (молнии) прежде всего в дубы. Поговорка "с бору по сосенке" раскрывает значение слова "бор". " Бор" от "брать", то есть это такой лес, из которого берут все необходимое: древесину и другие дары леса. Роща же была неприкосновенной святыней.

Бор тоже мог превратиться в рощу. Скажем, если сосны в нем росли необыкновенно высокие и стройные. Тогда это уже не "сосновый бор", а "корабельная роща". Дерево здесь можно срубить только в порядке исключения. Скажем, на мачту для корабля.

"Дрожит как осиновый лист". Дрожание осинового листа вошло в поговорку потому, что лист этого дерева действительно постоянно дрожит. Даже в тихую, безветренную погоду. Как ни у одного другого дерева. Почему? Пока это науке не известно. Но если дрожит, то значит это ему зачем-то нужно. На все есть своя причина.

Живица от "живить", "заживлять". Эта смола нужна соснам, чтобы заживлять свои раны: трещины, порезы.

Опенок тот, что растет "о пен", т. е. "у пней".

Вяз назван так за вязкость своей древесины. Древесина вяза не только вязка, но еше крепка, упруга, тверда и очень долговечна. С глубокой древности листья и лыко вяза использовали для склеивания ран. Вот еще одно основание назвать его вязом – "вяжущим раны". Вязом это дерево называют в центральных областях России. А на северо-западе, на новгородской земле, его называют ильмом. Ильмень-озеро названо в честь него. Новгородское название практически совпадает с латинским. Сравните: "ильм/ульмус". Так вяз "связал" своим названием Русский Север с Этрурией, Древним Римом.

Шелковица имеет то отношение к шелку, что своей листвой поставляет тутовому шелкопряду незаменимый корм. Шелкопряд называется тутовым потому, что второе название шелковицы – "тут", "тутовое дерево", "тутовник".

Тут означает то же самое, что и Тот. Это имя бога мудрости, письма, счета. Другое имя этого древнего божества – Гермес.

Шелк того же корня, что и "силок". В основе обоих слов лежит понятие "тонкая и прочная нить". По-арабски "силк" означает "нить", а по-английски "силк" означает "шелк". "Красной нитью" через слова "шелк", "силок", английское "силк" – шелк, арабское "силк" -нить проходит все то же понятие прочности, силы. Стало быть, "шелк" от "сила" через понятие "силок". Добавим, что по-арабски не любая нить называется "силк", а только нить особой прочности. Для прочих нитей имеется слово "хайт".

Иван-чай. Слово "иван" в этом словосочетании имеет самое непосредственное отношение к иве. Оно означает "ивоподобный", а потому и пишется с маленькой буквы. На это указывает не только созвучие "ива/иван". По-английски эта трава называется буквально "ива-трава", а по-словацки – "вербовка" (букв.: "маленькая верба"). Напомним, что верба – это тоже ива, как и ветла, ракита, тальники прочие местные и уточняющие названия. Причина, по которой кипрей был назван иван-чаем, состоит в сходстве формы листьев у дерева и вы с травой иван-чаем.

Фикус от "выкус". Среди семейства растений, называемого "тутовые", есть род под названием "фикусовые". Среди фикусовых есть такое растение, которое мы называем в быту "фикусом", а также инжир, смоковница и фига. Причем последние три названия относятся код-ному и тому же плодовому растению. "Инжир" – это по-турецки, а смоковница и фига – по-русски. Смоковница того же корня, что и "смаковать", а "фига" – растение и "фига" – кукиш представляют собой два значения одного и того же слова. Одной словоформы хватило на двоих вот почему. Фикусовые (а значит и фига) имеют свойство пускать придаточные, воздушные корни. Такие корни-змеи обвивают основной ствол и принимаются его душить. Ствол выглядит совсем как большой палец, зажатый внутри известной "комбинации из трех пальцев".

Демонстрация кукиша (фиги, дули, шиша) обычно сопровождается словами: "Нако-ся выкуси!". Вот от этого-то "выкуси" и произошло "фикус".

Особого внимания заслуживает тот факт, что южное растение названо русским словом. Произошло это благодаря карам, одной из разновидностей древнерусского (праславянского) народа, населявшей юго-западную часть нынешней Турции. Это именно карам, говорившим на языке очень близком к русскому и писавшим чуть ли не русскими буквами за полторы тысячи лет до Кирилла и Мефодия, принадлежит первенство в возделывании фигового дерева. Вот почему фиговое дерево (инжир) в науке называется "фикус карика", то есть "карийский фикус". Другое наименование древних народов – финикийцы. Когда кары-финикийцы перебрались на северное побережье Африки и основали здесь город Карфаген (буквально: "Новгород"), то их стал и называть "пунами". Это от слова "пунцовые". Карфаген стоял там, где сегодня стоит город Тунис. Тунисский диалект арабского языка сохранил исконно русское значение слова "выкус". По-тунисски "факкуса" означает "кукиш".

Фиговый листок. Лист инжира (фигового дерева) напоминает своей формой ладонь руки. Кому-то из древних скульпторов пришла в голову остроумная мысль: прикрывать срамное место у обнаженных скульптурных героев фиговым листком, напоминающим ладонь руки с растопыренными пятью пальцами. Словно это и не листок вовсе, а рука, стыдливо прикрывающая срам. В Библию этот образ проник гораздо позже. Ева была далеко не первой, кому в голову пришло прикрыть наготу фиговыми листками. До христианских "первочёлове-ков", Адама и Евы, были "первочеловеки" других, более ранних религий. В том числе религии праславян-пеласгов.

Ива. "Ива" от "вить". Целый ряд деревьев и кустарников назван ивами за их способность виться, за гибкость ветвей. Ивы растут у воды, а вода – это жизнь. Одной только этой связи достаточно, чтобы сблизить понятия "ива" и "жизнь". Но ивы еще давали людям кров, из них плели стены домов-мазанок. Ивы давали утварь: корзины и прочее. Ивы, и это очень важно, давали надежный корм для скота (ветви, листья). Иву обожествляли. В мифах она упоминается как Ио, дочь речного бога. Превратившись в корову, Ио обошла множество стран, пока не стала египетской богиней Исидой. Именно Ио-Иву-Исиду праславянин, македонец Александр собирался объявить единой богиней своей империи.

Закрученная в спираль ветка ивы стала у древних символом жизни. Возможно, что латинское "вита" (жизнь) и русское "вита" (витая, закрученная) – это одно и то же слово. Жизненно важные вещества мы называем сегодня витаминами (от "вита" – жизнь). Сохранилось выражение "витать в облаках". "Витать" значит жить.

Ива, ил и с добавлением начальной, "охранной" "вэ" – вива – это та, что вьется. Влатинском языке, воспринявшем так много от этрусков (русских хетов), слово "вива" стало обозначать "живая". Отсюда такие наши слова, как "виват!" (буквально: "пусть живет!"), "виварий" (живой уголок) и уже упомянутые "витамин" и "витать". Через понятие "изгиб" ива сблизилась со змеей, стала змеевиком на груди у древних славян, уреем на голове у египетских фараонов, змеей над чашей на символе медицины.

Крушина от "крушить". Древесина этого дерева особенно хрупкая, ее так легко сломать, "сокрушить". Недаром научное название наиболее распространенной у нас крушины: "крушина ломкая". Интересно происхождение другого народного названия крушины: "медвежина". Наблюдательный русский человек заметил, что медведь, перед тем как залечь в берлогу на всю зиму, обгладывает кору крушины, чтобы тем самым очистить свой желудок перед спячкой. Медведь научил человека пользоваться крушиной как одним из лучших природных слабительных.

Отравить. Мало ли на свете ядов: яды ядовитых животных, яды-минералы. Но русскому человеку ближе всего были растительные яды, а если еше точнее, то яды, полученные из трав. Отсюда и "отравить", то есть "опоить ядовитой травой". "Отрава" – это букв.: "трава-яд". Слово "зелье" в своем "ядовитом" значении восходит к понятию "зеленый" по той же причине. "Зелье" от "полученное из зелени, т. е. из травы".

Липа. Достаточно произнести это слово, чтобы в сознании русского человека возник образ чего-то ароматного, пахучего и одновременно ...липкого. Совсем как "липец"-липовый мед. Цветущая липа-это царица среди других медоносных растений. А к меду русский человек никогда не был равнодушен. Недаром русский народный напиток так и назывался: "мед". Позже его стали называть "медовуха".

"Липа" от "липнуть". Возможно дерево назвали так из-за клейкого содержимого липовых плодов (орешков). Во всяком случае, на это указывает английское слово "лайм", у которого два значения: 1)липа; 2) птичий клей. Соглашусь, если кто-либо будет настаивать на том, что "липа" от "лепа" – красивая. Посмотришь на это дерево, да так и хочется воскликнуть: "Что за лепота!"

Кипарис. Хотя это дерево в России не растет, но пользуется известностью. Даже в пословицу вошло: "Полно гнилым-то носом кипарис нюхать".

В древнегреческих мифах название этого вечнозеленого хвойного дерева связывается с именем юноши, любимца Аполлона. Юноша Кипарис как-то нечаянно убил на охоте красавца-оленя и из-за этого впал в такую тоску, что Аполлон изсострадания превратил его в дерево с тем же названием. Ветки кипариса, похожие на оленьи рога, как бы напоминают о несчастном убитом животном. С тех пор кипарис стал символизировать печаль. Его стали сажать на кладбищах, а хвоей кипариса украшали погребальные костры.

В русском, латинском и греческом языках кипарис называется примерно одинаково. В гречески и язык оно попало из языка догреческо-го населения Эллады. С точки зрения русского языка буквальный смысл слова "кипарис" довольно ясен: "уроженец Кипра", "кипрец".

 

РУССКИЕ В ЗЕРКАЛЕ СВОЕГО ЯЗЫКА. В.Д.Осипов

Статья взята с сайта

http://kladina.narod.ru

 

 продолжение читайте:

http://www.lingvotech.com/russkievzerkale

 (97x51, 3Kb)

 

источник:

http://www.liveinternet.ru/users/smart50/post57449115

 (97x51, 3Kb)

 

Прослушать запись Скачать файл

 

Серия сообщений "Русский язык":
Часть 1 - Тайны русского языка. Автор Славянин с Майла
Часть 2 - Полная подборка правил русского языка.
...
Часть 17 - ИСКУССТВО БЫТЬ РУССКИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Часть 18 - Тонкости русского языка
Часть 19 - Очерки о происхождении русских слов
Часть 20 - НЕГАТИВ, ВНЕДРЁННЫЙ В РУССКИЙ ЯЗЫК
Часть 21 - Главные тайны кириллицы
...
Часть 27 - Правописание...
Часть 28 - 200 иностранных слов которым есть замена в русском языке
Часть 29 - Матрица Славянской Азбуки

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку