До последнего времени мне казалось, что тачка - специфическое отечественное явление, которое вызывает ассоциации с ударниками 1-ых Пятилеток и ГУЛАГом.
Хотя при такой простоте идеи её не могли не использовать и другие народы.
Но вот то, что вытворяли с тачкой в Китае, вызвало у меня настоящий разрыв шаблона.
Они додумались превратить тачку в пассажирский транспорт и даже ходить с ней под парусами!
На 1-ый неискушенный взгляд, китайская тачка ничем не отличается от нашей родной европейской - 2 ручки, 1 колесо.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/1.jpg)
А вот и нет, принципиальное отличие в том, что у китайской тачки большое колесо находится по центру всей конструкции.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/15.jpg)
Это отличие позволяло одному китайскому рабочему перевозить в 3, а то и в 6 раз больший груз, чем могла перевозить европейская тачка с одним маленьким колесом спереди.
Все дело в распределении веса груза - у европейской значительную часть этого веса несет в руках человек, у китайской же он весь лежит на колесе.
В этом плане, ее конструкция близка к совершенству.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/2.jpg)
Ни в греческой, ни в римской истории нет однозначных упоминаний об одноколесных повозках.
1-ые достоверные упоминания о тачке в западном мире появляются лишь в начале тринадцатого века, и с тех пор она использовалась исключительно для перемещений грузов на короткие расстояния.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/3.jpg)
На Востоке же она вовсю использовалась и на средних, и на дальних расстояниях, перевозя как грузы, так и людей - и все благодаря удачному расположению колеса.
Вот вам немного древнеинженерной магии: если груз весит 100 кг, то европеец с тачкой несет на руках 50 кг, а хитрый китаец - ничего (работа по толканию и рулению одинакова).
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/18.jpg)
А вот вам немного магии социоинженерной: тогдашние вьючные животные могли перевозить от 50 до 150 кг, но стоили денег, их нужно кормить, лечить, погонять, охранять отдельно от людей, то есть два носильщика с дешевыми тачками давали фору любому ослу.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/16.jpg)
Такая тачка оставалась наиболее эффективным транспортным средством вплоть до промышленной революции, особенно если учесть, что наиболее трудоемкая ее часть, - колесо, - здесь лишь одно (в отличие от телег, карет и бричек ).
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/4.jpg)
Европейские тачки того же периода (ну, может кто не помнит, как выглядит):
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/5.jpg)
Но самое главное - это дороги.
Классическая европейская дорога, еще со времен Рима, представляет собой широкую (ширина двуколки умножить на 2 плюс место для обгона) мостовую - крайне дорогое в строительстве и эксплуатации сооружение.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/22.jpg)
У китайцев все много проще, достаточно замостить своеобразную «рельсу» под одно колесо (ну и пару ног).
Экономия на строительстве - 1, экономия земли - 2, меньше дорога - меньше налога, это 3.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/24.jpg)
Весь Китай был пронизан тысячами хорошо мощеных дорожек.
Увы, промышленная революция сдула китайские тачки с этих дорожек, и заменила их более современной вещью - велосипедом.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/7.jpg)
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/8.jpg)
Разумеется, как и любое изобретение, китайская тачка была объектом усовершенствований...
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/9.jpg)
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/10.jpg)
Как и все инновационные технологии, китайская тачка появилась на свет как военная разработка, да такая удачная, что хранилась в секрете долгое время.
1-ые ее упоминания относятся к продовольственному снабжению армии, а также использованию ее в качестве хорошего фортификационного средства.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/26.jpg)
Есть мнение, что Европа не изобрела и не применяла такие транспортные средства не потому, что система образования, или господствующая религия, или анатомия с физиологией европейца не позволяли это сделать, а просто потому, что плотность судоходных рек в Китае существенно ниже, чем в Европе.
И еще: в средние века тягловой силы (вьючных животных) в Европе на душу населения было вдвое больше.
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/11.jpg)
![Невероятная история тачки в Китае](http://www.fresher.ru/manager_content/images2/neveroyatnaya-istoriya-tachki-v-kitae/12.jpg)
Источник
|
|