Гомеопатия – наука как старая, так и молодая. С того времени, как Ганеман сформулировал Закон Подобия, прошло уже больше двухсот лет, однако, состояние дел нисколько не улучшилось, даже, возможно, стало менее ясным. Объясняется это тем, что гомеопатические представления, основываясь на феноменологическом принципе, предполагают весьма внимательное и заинтересованное отношение к человеку вообще, а уж к конкретному пациенту – тем более. То ли ритм жизни, то ли определенные тенденции "модерна", ну, в общем, все стремится естественным путем попасть "на конвейер". Что и говорить, штучная продукция, так сказать, ручной сборки, весьма дорога в изготовлении, однако ж, данный подход (конвейер) совершенно неприемлем по отношению к человеку.
Поэтому даже школы классической гомеопатии, апеллирующие к Ганеману, по большей части прикрывают свое незнание метода фразами о "приверженности уницистским традициям". Из Ганемана пытаются выхватывать всего лишь отдельные и весьма частные положения, (например "подобное лечится подобным"), забывая о сути и смысле данных понятий. Ганеман утверждал, что лечить надо не болезнь, а "жизненный принцип человека". В переводе на современный язык это означает требование системного подхода – оценки максимально полной взаимосвязи процессов, происходящих в организме человека, без которого ни само определение болезни, ни тем более, ее излечение невозможны.
К сожалению, в большинстве своем лечение "по жизненному принципу" заменяется подбором препаратов по частной симптоматике. И хорошо, если этот подбор осуществляет достаточно опытный врач, который так или иначе, назначит средство "более или менее подходящее", что, к сожалению, бывает не так часто.
Впрочем, не только наша излишняя торопливость, поспешность и поверхностность мышления и изучения определяют текущее положение дел. Существует и ряд принципиальных моментов.
Самуил Ганеман в своих трудах по сути дела определил всего лишь возможности и основы метода, и, конечно, за 200 лет должно было бы происходить определенное развитие гомеопатии как научной дисциплины, каковой, безусловно, она и является. Ряд гомеопатов после Ганемана определили такие понятия как конституции и миазмы, ссылки на которые, впрочем, имеются и у Ганемана, но они, к сожалению, не вошли в "базовые гомеопатические представления". При этом без данных представлений в гомеопатии "просто никуда", поскольку именно конституции и миазмы определяют тот самый "жизненный принцип" или "природную склонность" человека к возникновению тех или иных заболеваний, а попросту говоря, патогенную предрасположенность.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...