-Рубрики

 -Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 1
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (88821 место)
За все время набрано баллов: 15 (30560 место)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Доктор_Хаус_Ру

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.01.2013
Записей: 13447
Комментариев: 16436
Написано: 31070


Основной тормоз развития цивилизации

Воскресенье, 30 Июня 2024 г. 08:47 + в цитатник
Цитата сообщения РОССИЙСКАЯ_СЕМЬЯ Основной тормоз развития цивилизации

Основной тормоз развития цивилизации (600x449, 50Kb)
И, соответственно и закономерно, источник всех глобальных проблем, в том числе глобального кризиса, и основная болевая точка истории.

Основной тормоз развития цивилизации
Время наше судьбоносное для человеческого племени, причём категорически и критически судьбоносное. Поскольку тема применения оружия массового поражения стала очень уж актуальной, то, значит, это ружьё уже повесили на стену, а по законам жанра оно непременно пальнёт. И ещё как пальнёт – если не изменить сам сюжет спектакля.

Тогда встаёт вопрос – а какова истинная суть этого спектакля, понимаем ли мы её, или нам только кажется, что понимаем, и играем по этой причине не тот спектакль и не те роли?

Наверное, уже практически все убедились, что с миром людей происходит что-то неладное, что он движется явно не туда. Но кто ведёт его не туда, в чём причина, как говорится, кто виноват и что делать? Принято считать, что рыба гниёт с головы, а с голубого ручейка начинается река, а если ручеёк уже давно не голубой, а гнилой?

Поскольку рыба, которая в нём плавала, массово сгнила? С головы? И как это рассуждение применить к процессу развития общества и возникающей в ходе этого развития проблематике? В контексте представлений СВФ – системно-вакуумной физики это будет выглядеть следующим образом.


Что является основным фактором, обеспечивающим развитие общества, точнее – системы "общество"? Будем отталкиваться от утверждения, что развивающаяся система "общество" развивается циклами, тогда главным становится вопрос, что обеспечивает эту цикличность? Хотя на этот вопрос ответить не так сложно, хотя и очень поверхностно - цикличность во всех случаях обеспечивают базовые законы Мироздания: "так работает эта штука".

Цикл вообще – это повторяющаяся последовательность процессов в системе. В развивающейся системе – уже с учётом характерных изменений и появления новых свойств системы в процессе развития. Но не любой уровень, или характер изменений в системе может сохранять существующую цикличность.

Наиболее фундаментальные изменения в развивающейся системе могут обусловить качественный скачок в её развитии и становление нового цикла её развития, т. е. начало нового периода.

Функционирование Вселенной и всех её подсистем содержит огромное количество циклов, начиная с космологической модели цикличности Вселенной, хотя это не очень корректная интерпретация. Ведь нельзя утверждать, что Вселенная, которая возникнет, скажем, после Большого взрыва – это будет та же самая Вселенная.

Или что циклы активности звезды будут идентичны, т. е. что это будет один и тот же повторяющийся процесс. Или что элементарная частица, которая проходит определённый путь до столкновения с другой элементарной частицей – это одна и та же частица.

Существуют циклы и соответствующая периодизация и в развитии общества. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.

Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания периодизации. Нам это важно, чтобы показать, что мы находимся в точке перехода в новый исторический период, а академическая инерция мешает нам это сделать.

Законами Вселенной задана фундаментальная и универсальная периодизация для всех без исключения развивающихся систем. Что это за периодизация?

Любая развивающаяся система проходит в своём развитии три основные фазы. Я специально подчёркиваю это число – три (3). Потому что некоторые рьяные "исследователи" начинают с пеной на губах доказывать, что этих фаз больше. Поэтому я и подчёркиваю: я имею в виду основные фазы.

Это латентная, скрытая лаг-фаза фаза, "прорастание" явления (как прорастание зерна злака); это открытая или лог-фаза, как бы выход проросшего зерна и-под почвы в новое пространство возможностей и его вхождение (вступление) в принципиально новую систему отношений с окружающим миром, включающая плодоношение; это фаза старения, которая завершается умиранием.

Человеческая цивилизация пока прошла лишь этап лаг-фазы, и давно стоит на пороге перехода в лог-фазу, в более высокую фазу развития.

Она пока не может осуществить этот переход, поскольку его возможность блокирует один деструктивный, но весьма весомый фактор, который можно определить как тотальное недомыслие общества, в первую очередь элитарное недомыслие, но основным ядром которого является научно-элитарное недомыслие. Это, в общем-то, главное в этой статье.

А что же, собственно, являет собой общество в рассматриваемом контексте? В каких категориях корректно описывать это явление: исключительно в экономических? Но из теории СВФ следует, что основными элементами системы "общество" являются индивиды, т. е. люди, которые обмениваются между собой исключительно с помощью такого ресурса, как информация.

Поэтому применение к анализу процессов в этих системах чисто экономических категорий является как бы не очень корректным. Это означает также, что все процессы в обществе носят базовый информационный характер. Полноводная река, которая начинается с ручейка; и что это за ручеёк, какова его природа? И каково направление потока? И какова природа самого родника, питающего ручеёк?

В структуре человеческого сообщества таким "ручейком", дающим питание собственно реке "общество", является наука, более общо – познание (в глобальном контексте это мировая наука). Главная функция науки – добывать знания о мире (а наш мир – это Вселенная), но не просто добывать, а использовать их для создания картины мира – своеобразной карты мира, по которой человечество ориентируется в своём развитии-движении.

Ясно, что это не механическое движение по некоему ландшафту, это гораздо более сложная форма движения, представляющая собой последовательность сменяющихся состояний системы "общество" и соответствующих изменений в её структуре.

Эта последовательность представляет собой нечто вроде траектории в пространстве состояний системы, и от выбора траектории, и от выбора каждого такого дискретного шага в той или иной степени зависит собственно жизнь, благосостояние или даже судьба этого Суперсубъекта – живой системы "цивилизация".

Тем или иным способом информацией, полученной познанием, пользуется, и руководствуется ею практически вся совокупность индивидов, составляющих общество, если не непосредственно, то опосредованно, а по-другому быть не может.

Поэтому роль точности информации о Мироздании, которую добывает для общества познание, переоценить невозможно. Для того, чтобы обеспечить требуемую точность информации, необходимо выполнение следующих условий: она должна быть "свежей", т. е. постоянно и часто обновляться и быть объективной, а не конъюнктурной или попросту лживой.

Поэтому к науке и людям науки (хотя это одно и то же) применимы очень высокие моральные требования. Но выполняются ли они? Если судить по результатам её деятельности, то не очень.

Сейчас многие из учёных сами заявляют, что наука, минимум лет 50 (а некоторые называют и гораздо более серьёзный срок), попросту не функционирует. Картина (карта) Мироздания не обновляется – хотя это необходимо делать с максимальной частотой, поэтому человечество не знает, в каком, собственно, мире мы живём, и как себя в нём следует вести. Поэтому многие поступают не так, как полезно всему обществу, а как кому вздумается, т. е. как выгодно самим.

Основная причина такого безобразия – меркантилизация познания, которая обусловлена самим доминирующим общественным строем и его базовой системой ценностей. Такой учёный, руководствующийся выгодой – ущербен, поскольку ради материальных мотиваций упорно будет защищать и свои заблуждения, догмы. Но много ли в современной науке "не таких" учёных, а настоящих?

В конечном счёте ущербно всё общество потребления, поэтому наука в таком обществе и не может быть иной.

Но важнейшую составляющую процесса познания являют методы познания, т. е. его основные инструменты, и здесь мы подходим к главному в статье. С помощью методов добываются, интерпретируются и систематизируются научные факты – строительный материал для обобщений, теорий. Качество методов, применяемых в познании – это условие корректности и эффективности полученного знания.

И метод – это не какая-то абсолютная и неизменная сущность – это тоже объект развития. Но применение нового метода познания может вызвать целую лавину разрушений в устаревших научных построениях, поэтому применение новых методов познания очень не любят учёные-ортодоксы.

Теперь о научных фактах. Дело в том, что научный факт – это не некая абсолютная истина, это соответствующая интерпретация неких явлений, которые составляют гиперпарадигму – набор базовых элементов, являющийся основой для всех без исключения явлений. Примером такой гиперпарадигмы является атомистика. Основным представлением этой гиперпарадигмы является представление об атоме (я не стану здесь распространяться на эту тему).

Существование таких элементов долгое время считалось незыблемым научным фактом. По сути, и всё здание современной науки по-прежнему базируется на представлениях атомистики и их производных.

Но! Что будет, если заменить элементы существующей гиперпарадигмы на другие? Ведь никакого запрета на подобные действия не существует! Не можем же мы разрешать, или даже требовать развития в одной части познавательного процесса и категорически запрещать в другой?

Сейчас картина мира базируется на некой устойчивой системе научных фактов, сформированных на платформе атомистской гиперпарадигмы. Замена этих базовых (или квазибазовых) элементов на другие будет являть не что иное, как альтернативную интерпретацию научных фактов, т. е. синтез новой гиперпарадигмы, что неизбежно потребует перестройки всего научного познания.

Потребуется, ни много, ни мало, перешивка всей структуры этих фактов, т. е. формирование некоего принципиально нового знания о Мироздании. Для судеб общества это хорошо, а вот для "науки", которая паразитировала на устаревшем знании, и её служителей, это плохо.

Именно такую процедуру с атомистской гиперпарадигмой, руководствуясь исключительно любопытством и не ставя каких-то далеко идущих жизненных планов, и осуществил автор данной статьи. И одновременно автор общей идеи непризнанной науки, которую он назвал СВФ – системно-вакуумная физика. Или

Единая наука, возникновение которой обусловлено глубинными вселенскими законами на определённом этапе развития общества. Который реализовывал какую-то свою, врождённую и неистребимую, как компьютерная программа, потребность, понять, как устроен мир на самом деле. Наверное, это было нужно не только мне.

Но что даёт формирование такой альтернативной картины мира? Да если в целом – то совершенно другое понимание мира и человека, их отношений, а отсюда – совершенно другая структура человеческой деятельности и отношений внутри человеческого сообщества. Абсолютно другая система ценностей, мотиваций, целей. Почему?

В этой альтернативной картине мира мир человека не ограничивается планетой Земля – хотя подавляющее большинство людей и понимает ситуацию именно таким образов. В силу мохнатой тотальной ограниченности, которая является прямым следствием заржавевшей давно науки и несуразного образования.

Мир человека, развивающаяся система "цивилизация" органическая подсистема системы "вселенная", которая должна развиваться по тем же универсальным законам, что и материнская гиперсистема. Только проблема в том, что эти законы сначала следует понять, но это работа, которая требует больших умственных усилий.

Но когда же понимать, если нужно потреблять, т. е. жрать, жрать, жрать! И убивать, ради того, чтобы пожрать побольше и получше. Ну, и к чему это приведёт в замкнутом планетарном ареале, с позитивной демографией и негативной ресурсной политикой?

В этой альтернативной модели формируется принципиально, качественно новая космологическая модель, в которой Разум, а, следовательно, и человек, как один из его носителей, обретает статус основного системоформирующего фактора.

Для человека, как органичной подсистемы Вселенной, системными законами последней обусловлена основная внешняя функция, иными словами – системная роль во Вселенной, которой должна быть подчинена вся деятельность человечества. Что неизбежно потребует формирования оптимально соответствующей этой задаче структуры общества – "общественных отношений".

Но оптимальная структура системы, это структура, в которой строго соблюдается принцип системного равновесия. Для системы "общество" это не что иное, как коммунизм. Да, не тот вульгарный, поверхностно понятый коммунизм, предложенный марксизмом, который закономерно потерпел крах, но полноценный, системно-физический его вариант. Ну и наконец, это единственный выход из того смертельного кризисного состояния, в которое завела планету специализированная "наука".

Это новое знание и является тем важнейшим и единственным условием перехода развивающейся системы "цивилизация" в принципиально новую, более высокую фазу развития.

Оно содержит осознание человечеством своей роли в мироздании, осознание того факта, что Вселенная не может играть для человечества единственную роль – роль кормовой базы, что человек, как подсистема этой гиперсистемы должен чем-то и служить ей, выполнять в этой системе и какую-то системную роль. Иначе в системно устроенном мире и быть не может.

Но основная болевая точка современности – это абсолютная неспособность людей, в первую очередь людей "учёных", просто допустить возможность такой альтернативы. Поэтому существует феномен истинно звериного отторжения "остепенёнными" любой серьёзной альтернативы.

Только освященные веками догмы, только то, к чему привыкли. Хотя существуют и другие, меркантильные стимулы сохранять "учёными" инерцию познания. А это очень мощная инерция. И весьма деструктивная по своим последствиям.

По сути, эта "рыба" – наука, уже давно сгнила, и именно с головы. Каковы деструктивные последствия для человеческого сообщества такого отношения науки, на содержание которой тратися приличный ресурс, к своим прямым обязанностям?

Это торможение интенсивного развития цивилизации практически до, так сказать, тетануса, т. е. полной остановки, паралича.

Это достигается наиболее деструктивными силами общества, в первую очередь капиталистами, но и чиновниками-управленцами, способом выборочного финансирования не "долгоиграющих", хотя и перспективных для всего общества проектов, а тех, которые могут принести самую быструю и большую прибыль.

При таком подходе к науке и развитию неизбежен эволюционный социальный тупик, тупик развития системы "общество", в котором мы сейчас и барахтаемся, думая, что куда-то движемся и уповая на чудо. Соответственно закономерен и разгорающийся передел планетарного масштаба вместо расширения границы базового ареала.

Всё это составляет перспективу коллапса, самоуничтожения цивилизации. А что должно было бы быть на следующем цикле развития общества?

Если коротко, то это должен был бы быть очень длительный цикл гармоничного развития глобального сообщества. Это была бы полноценная реализация тех мечтаний утопистов, которые грезили о гармоничном обществе. Реализация на основе универсальных физических принципов, на которых базируется жизнь Вселенной, и должна базироваться жизнь разумных существ.

Как должна выглядеть, если изложить хотя бы очень бегло, сообщество второй глобальной фазы?

Главное

Цивилизацию следует рассматривать как специфический системоформирующий фактор, сам сформированный на базе универсальных вселенских законов и предназначенный для выполнения вполне определённой системной функции, системной роли в структуре Вселенной.

В этом заключается суть перехода человеческой цивилизации во вторую глобальную фазу развития. В процессе этого перехода должно быть реализовано кардинальное преобразование общества - глобального сообщества.

Должны быть подвержены кардинальному изменению и приведены в соответствие с вселенскими законами система представлений (должна быть единой), ценности, мотивации, цели. А также морально-этический аспект бытия общества, т. е. его смысл.

Это не прихоть, все эти изменения крайне необходимы для эффективной реализации человечеством своей вселенской роли. Если всё это не изменить, цивилизация квазиразумных существ сохранит всего лишь статус космических насекомых.

Все эти преобразования должны обеспечить максимально эффективное функционирование системы (цивилизация), значит, в свою очередь, должна быть обеспечена возможность максимальной самореализации всех индивидов, составляющих общество, а, значит, должны быть созданы все условия для этого.

Что возможно лишь при социализме. Основным организующим принципом в этой ситуации должен выступать принцип системного равновесия.

Сущность (функция) некоторых институтов

Наука.

Для того, чтобы точно определиться с понятием науки, необходимо сначала определиться, что являет собой феномен человека во Вселенной. В контексте представлений СВФ – системно-вакуумной физики, Разум (в данном случае человек) основной фактор порядка, оптимизатор вселенского процесса, в котором содержится слишком много хаоса и избыточной энтропии, своеобразный ингибитор.

В этом и заключается его главная роль, точнее – должна заключаться, если он сумеет её осмыслить и правильно интерпретировать саму Вселенную. Т. е. не только как источник ресурса, который необходимо потребить.

Но для того, чтобы ориентироваться и действовать в Мироздании, необходима его полноценная информационная модель. Формирование такой модели, т. е. картины большого мира, Вселенной, и постоянное её обновление, поскольку мир развивается, и является прерогативой науки, познания.

Наука – это единственный способ поддержания паритета разрушительных возможностей с избыточными энтропией и хаосом, который заключается в, по возможности, более точном понимании свойств этого мира, в понимании происходящего. Человека может защитить только его знание.

В этом смысле специализированная наука и её возможности – стихийный, спонтанный вариант познания, который в полной мере отработал свою роль и исчерпал свой конструктивный ресурс. Мир, Вселенная, и мир человека – это единый процесс, управляемый глубинными законами Мироздания, и изучать, постигать эти законы закономерно должна Единая и физически строгая наука.

Поэтому "учёные" идиоты, которые изо всех сил тормозят эту альтернативу, наносят колоссальный вред будущему, а, возможно, и самой жизни человечества. Разумеется, абсолютно не понимая этого своими "учёными" мозгами.

Образование.

Цитата. "Образование — система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности".

Хорошее определение, но требуется уточнение, каких именно "знаний, умений навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций, конкретно? Какого ума, характера и физических способностей личности"?

Ведь и в потребительском обществе, и, даже, скажем, в фашистском, были востребованы те же качества, правда, с несколько иным содержанием, смысловым наполнением. Поэтому нам следует рассматривать эти качества только в контексте реализации базовой системной функции человечества.

В контексте СВФ образование определяется как интеллектуально-функциональное воспроизводство общества, а его задача – как распространение в обществе знаний, полученных наукой (познанием), обучение качественному, конструктивному мышлению. Профессиональное обучение – да, обучение сумме навыков, но оно не должно быть узкоспециальным, утилитарным.

Какой видится организация процесса образования в обществе? Это очень сложная тема, поэтому я хочу озвучить в основном один аспект. Самое главное, с чего должно начинаться образование и воспитание человека (а воспитание – это тоже образование), это внедрение в его мышление факта, что он органическая часть Вселенной и по сути – созидатель, а не насекомое-потребитель.

Что же касается собственно организации процесса образования, то можно сказать следующее.

Обучение нового поколения должно начинаться с обучения использованию информационным технологиям. Это специальный IT-минимум, который должны знать все, и обучать ему следует в специальных учреждениях, с соответствующей проверкой знаний. А дальше может следовать уклон в факультативный способ, который вполне может быть доступен с развитием IT-коммуникаций и настоящего, полноценного ИИ. Почему это важно?

Обучающемуся может быть интересен, скажем, преподаватель, некий видный учёный, который читает лекции в Сети, но живёт на другом краю света. Ограничивать его преподавательскую деятельность стенами учебного заведения и ограниченной аудитории нерентабельно, а так его мысли доступны гораздо более широкому кругу учащихся.

В принципе, возможны и полноценные обсуждения, мало чем отличающиеся от личных консультаций. Но экзамены должны быть очень строгими и сдаваться ИИ, возможно, неограниченное число раз, до приемлемого результата. Повторяю, тема эта очень сложная, поэтому говорить есть о чём.

Религия

Здесь я постараюсь очень коротко. Религия – это разновидность философии, задача которой ответить на три вопроса: что есть мир, что есть человек и каковы взаимоотношения между ними. По мере развития наука научилась (по крайней мере это касается СВФ) отвечать на эти вопросы.

Но в обществе ещё длительное время будет сохраняться существенная разница в уровнях образования и культуры.

Это значит, что далеко не каждый индивид сможет постичь полноценные научные выкладки. Потому популярное изложение идей СВФ вполне сможет сыграть роль единой мировой религии. Поскольку СВФ предоставляет полноценные ответы на озвученные выше вопросы.

Власть, управление

Власти в привычном смысле существовать не должно, должно быть организованно распределённое управление. Т. е. обществом и его развитием, в той или иной мере должен управлять каждый индивид (и "кухарка" и "слесарь", вспомним ленинский принцип, который здесь обретает особый смысл).

Но для этого каждый индивид (или, по крайней мере, доминирующее большинство) должны иметь соответствующий, высокий уровень образования, позволяющий ему разбираться в самых сложных вещах.

Но вместо традиционных властных структур должны функционировать источники информации, которые бы описывали происходящие в обществе процессы, но предельно объективно, без конъюнктуры, поскольку ложь должна быть признана самой тяжёлой, смертельно опасной инфекцией, способной убить само общество (в чём мы скоро, похоже, сможем убедиться). Хотя, видимо, от некоторых силовых воздействий отказаться будет невозможно. Но!

Человеческое сообщество – это не сообщество нарциссов, которые занимаются исключительно саморазвитием и самолюбованием. Цивилизация людей – это Воин порядка, а у воина должны быть крепкие мышцы и соответствующие умения.

Армию можно рассматривать как мышцы нации, цивилизация в новом, космическом статусе, тоже не сможет обойтись без крепких мышц. Иначе она может стать лёгкой добычей неких неизвестных пока сил – проявления Хаоса могут быть весьма многообразны.

Поэтому ей крайне необходимы мышцы цивилизации, и покрепче, даже если землянам придётся сражаться лишь со стихийными явлениями. А с внутренней бузой любого масштаба эти силы вполне смогут справиться, поскольку это тоже будет не что иное, как проявление Хаоса.

Политика

Цитаты. "Политика — одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства, общественные институты и отдельные люди реализуют свои цели и интересы, используя возможности власти. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии и других наук".

"Деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы".

Политика – инструмент управления функционированием и развитием общества как целым, его взаимоотношениями с соседями по глобальному (или космическому общежитию, если выяснится, что мы не одиноки во Вселенной), формированием нового общественного устройства, структуры общества, и контроль за устойчивостью существующего общественного устройства. В общем-то эта деятельность должна сохраниться, но без острых противоречий, без антагонизмов.

Экономика

Экономика должна быть подчинена решению основной задачи, т. е. оптимальному выполнению вселенской роли. Но ни в коем случае не должна работать на обогащение отдельных индивидов. Ресурс, добываемый цивилизацией, должен принадлежать всему обществу.

Она должна быть направлена на усиление возможностей всей цивилизации, а с социальной онкологией, со всеми видами паразитизма должна вестись бескомпромиссная борьба, до полного исчезновения этих явлений.

Деньги

Деньги должны быть даже в социалистическом обществе, хоть в виде потока машинной информации, и выполнять роль учёта производительной деятельности общества. Но ни в коем случае не должны иметь статус товара.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Таковы некоторые основные штрихи "портрета" общества будущего – стандартного космического сообщества разумных существ. Подсистемы, со своей ролью в гиперсистеме "вселенная". Ясно, что это весьма поверхностная пробежка по проблеме, поскольку глубокое её раскрытие потребует гораздо более серьёзного времени, сил, места.

Н.И. Кривохатько
1949 г.р., образование высшее - мехмат ДГУ, аспирантура МГУ.
Автор концепции СВФ (системно-вакуумная физика - единая наука, или интеграционная наука с максимальной степенью интеграции)
и СФКМ (системно-физическая концепция мира).
г. Запорожье

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку