Замки и крепости Чехии .Часть 10 |
Замок Тельчский
Тельчский замок известен российским туристам как один из самых красивых готических замков Чехии. А по результатам социологических исследований самих чехов (2007г.) замок Тельч получил заслуженное первое место в списке «самых сказочных мест Чехии». Тельчский замок приобрел свою популярность прежде всего из-за своей аутентичности: и внешний фасад в стиле ренессанс, и внутренние интерьеры сохранились практически в первозданном виде.
Помимо этого здесь снималось несколько исторических фильмов и сказок, среди которых знакомые многим россиянам «Горделивая принцесса» и «Сказки пана Трошки». Неудивительно, что путешественников, старающихся попасть в это «волшебное» место с каждым годом становится все больше.
Тельчский замок расположился в одноименном городе на юге Чехии. Дата основания замка доподлинно неизвестна. С одной стороны есть указания о том, что уже в 1099 году были построены первые оборонительные стены, с другой стороны письменные упоминания о замке Тельч датированы только началом 14-го века.
Основателем первого готического замка (впоследствии он был перестроен) считается отец немецкого императора Карла IV, который проживал в этих местах. В 1333 году замок Тельч переходит в руки будущего императора, который в те годы был еще просто марграфом Карелом. Однако уже пять лет спустя Карел продает замок.
Новым владельцем становится Олдржих Витковиц из Градца, который начинает вести бурную деятельность: возле ворот замка появляется большая торговая площадь, а маленький провинциальный Тельч быстро превращается в купеческий город.
Сам замок и его крепостные стены сыграли ключевую роль в развитии города: из-за наличия защитного рва с одной стороны замка и естественных прудов с другой стороны, Тельч «расстраивался» только в одну сторону от замка, поэтому сейчас главная улица города ведет именно к Тельчскому замку – городскому сердцу.
Главную роль в истории замка в середине 16-го века сыграл знатный дворянин Захариаш. Будучи страстным путешественником и ценителем искусства, он восхищался итальянскими ремесленниками. Вернувшись из очередной поездки в Италию, Захариаш принимает решение перестроить уже обветшавший готический замок в стиле Ренессанса.
Главной проблемой на пути осуществления этого невероятного по своим масштабам проекта был вопрос финансирования. Но и тут Захариаш проявляет смекалку. Заключив выгодный брак с богатой наследницей рода Вальдштейна, он получает необходимые средства и вызывает из Италии лучших мастеров: Антонио Влач, Бальдассар Магжи де Ронио модернизируют основное строение замка, придав ему поистине величественную форму. Именно в таком «обновленном» варианте Тельчский замок сохранился и до наших дней. Кстати, Захариаш не останавливается на переделке только фасада замка, по его указу купеческие дома на главной площади города также перестраиваются в стиле Ренессанс.
Внутренние интерьеры замка создавались постепенно с 15го по 18-й века. Те интерьеры, что сохранились со времен Захариаша напоминают о сильном влиянии итальянского искусства. И каждый следующий владелец добавлял в образ Тельчского замка свою черту.
оранжерея
Первоначальный готический замок, возвышавшийся над Тельчем до 1550 года, состоял из центрального замка и капеллы, находившихся вокруг центрального замкового двора. Они были окружены крепостными стенами, валами и охранным рвом (канавой), а со стороны центральных ворот к замку примыкало небольшое селение (нынче город Тельч)
.
По приказу Захариаша в 1550 году к основному зданию (южный дворец) были пристроены дополнительные строения в стиле Возрождения, центральное здание было расширено, фасад украшен росписью «сграффито», а также был построен северный дворец и соединительные галереи. С западной стороны замка появляются дополнительные хозяйственные постройки и пивоваренный завод. Также для завершения образа рядом с замком разбили шикарный парк с изящными украшениями в виде арок.
Внутренние помещения также претерпели изменения: деревянные кесонные потолки и прочие изыски стиля Ренессанс радовали глаз Захариаша. Многие из интерьеров до сих пор сохранились, как сохранилась и мебель 16-17-го веков.
При посещении замка сегодня путешественники могут увидеть оригинальные росписи в и лепнину 16-го века. Самым впечатляющим интерьером считаются украшения и росписи Золотого зала. Здесь кессонные потолки украшены витиеватой резьбой, изображающей различных мифологических существ и античных героев. Помимо Золотого зала достойны осмотра Рыцарский зал со старинным оружием и охотничьими трофеями, Африканский зал с чучелами пойманных африканских животных, Театральный и Императорский зал с интересными кессонами.
Кроме залов для торжеств и приемов в замке интересно представлены обычные жилые помещения знати 17-19 веков (так называемые «Комнаты последних владельцев Подстатских из Лихтенштейна»), в которых не просто сохранилась мебель тех времен, но также и редкие фарфоровые изделия, фаянс, книги, ванные комнаты и раздевальни с элементами одежды.
Рядом со зданием замка расположилась капелла Всех Святых, в которую Захариаш вложил также немало усилий. Свод капеллы украшен лепниной и дорогой росписью. Позднее внутри нее был похоронен сам Захариаш и его жена, надгробные камни супругов исполнены в лучших традициях Ренессанса: массивные каменные орнаменты, скульптуры и гербовые знаки рода купцов из Градца.
Замок Тржебонь
Чешский городок Тржебонь расположен в биосферном заповеднике, который охраняется ЮНЕСКО. В этот заповедник круглый год приезжают люди с целью полечиться тржебоньскими грязями, попить целебной воды. Он также знаменит своими рождественскими карпами, которых зимой развозят по всей территории Чехии. Замок и центральная площадь Тржебоня наиболее известны.
Замок Тржебонь строился постепенно. Первоначально на его месте, на юго-западе города, была обычная ферма с курами, свиньями и прочей живностью. Со временем на этом месте построили укрепление для защиты города, которое вскоре превратилось в маленькую крепость. В свою очередь крепость была перестроена в замок и расширена.
Особенно заметные изменения внес Петр Вок, последний представитель рода Рожемберков. Перестройка велась под руководством итальянского архитектора Доменика Комета. Замок был украшен росписью в стиле сграффито, которая имитировала каменную кладку.
Самые весомые изменения были внесены Петром Вок, последним представителем рода Рожемберков. Руководил перестройкой архитектор Доменико Комет. Замок украшала роспись в стиле сграффито, имитирующая каменную кладку.
По инициативе Доминика Комета к замку слева были пристроены галерея и библиотека. Часть стены и Бржиличские ворота во время этих работ пришлось снести, а материал стен был использован в строительстве новых стен замка. В новых замковых стенах сделали ворота, которые назвали Будейовицкими. С помощью Длинного коридора, длина которого 110 метров, можно добраться из замка в церковь Святого Жиля.
Над воротами в основании башни, через которые можно попасть в двор замка, красуется герб рода Рожемберков, выполненный из мрамора. Из замка в парк ведут зарешеченные ворота. Кованые ворота ведут в камеру пыток и на псарню. На площади замка располагается фонтан, изображающий головы турок с выклёвывающими их глаза воронами. Этот фонтан символизирует победу над турками Адольфа Шварценберга.
Интерьеры замка не сильно изменились. О жизни самих основателей замка можно судить по "ренессансным интерьерам Рожмберков". О жизни Шварценбергов говорят другие помещения. От одного из Шварценбергов и его супруги Иды Лихтенштейнской остался Придворный зал - один из самых красивых.
Его зеркальные стены и потолки расписаны Томасом Тржебочовским, местным художником. Им на стенах изображены 32 герба. Они принадлежат придворным Вока Рожмберка. Замок также отличают пруды, окружающие его. Они были выкопаны местными крестьянами еще в XVI вручную. В них и живут рождественские карпы. Но не только это отличает эти пруды.
Самым большим в Богемии являются пруд Рожмберг, а одним из самых красивых - пруд Свет. В парке, окружающем замок, возведена усыпальница еще последними хозяевами замка. Она выполнена в неоготическом стиле. Своей изысканностью она привлекает туристов.
В 1562 году замок безуспешно осаждался гуситами, хотя и был поврежден. Также пострадал и сам город. После этого долго продолжалось восстановление и расширение замка. Сначала Рожмберками, затем Шварценбергами.
Во время владения Шварценбергов и были созданы тржебоньские пруды. Вплоть до 1940 года замок находился во владении Шварценбергов. Потом он был конфискован. А с 1945 года в нем размещалась местная администрация. Национализирован замок был в 1947 году. А с 1958 года и по сегодняшний день замок представляет собой национальный памятник культуры.
Сейчас замок привлекает к себе множество туристов. Их вниманию предложены прекрасные интерьеры Рожмбергов, завораживающие взгляд апартаменты Шварценбергов, казематы и псарня. Всевозможные мероприятия постоянно проводятся на территории замка: различные театральные представления, концерты. Созданный в 2005 году зал вмещает в себя до 80 человек. Он был сделан специально для проведения мероприятий.
В Тржебоне есть свое приведение, что свойственно большинству замков. Белая Пани периодически появляется и подсказывает, где спрятан клад или даёт полезные советы.
Замок Троски
Троски (чеш. Trosky) — крепость, находится около Ровенско-под-Троскамив северной Чехии, между Турновом и Йичином. Силуэт крепости является символом заповедника Чешский рай.
Построенная между двумя базальтовыми кеглями крепость в 1396 году впервые упомянута как владение Ченека Вартенбергского. Предполагают, что она возникла значительно раньше. После смерти Ченека в 1399 году она попала к чешскому королю Вацлаву IV. Тот продал крепость и владение Оттону Берговскому.
Его сын Оттон младший был убеждённым католиком. В 1424 году он противостоял осаде гуситов. В 1428 году пожар разрушил всю крепость, кроме девичьей башни.
В 1648 году в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) шведы также приложили руку к уничтожению Троски. Разрушив всё, что только было возможно, они покинули крепость. Следует полагать, что именно после этого события крепость получила своё название. Ведь в переводе с чешского «Троски» – не что иное, как развалины, руины.
На несколько веков о замке забывает, он пребывает в запустении.
Лишь в эпоху романтизма, в XIX веке, о нём вновь вспоминают. В этот период Троски довольно часто является источником вдохновения для поэтов и художников. В середине века хозяин замка Алоис планирует строительство винтовой лестницы в верхней части «Девы», чтобы можно было любоваться окрестностями и, в случае войны, заранее видеть противника. Однако мужчина умер в 1843 году, а проект так и остался незаконченным.
В наши дни замок находится в ведении Института наследия.
Замок Усов
Замок Усов (Usov). Первоначально готический град, расширенный в стиле ренессанс, на его территории было помещено здание в стиле барокко Лихтенштейнов. С 1898 года – музей охоты и рыболовства. Град с башнями, ограда с 1487 года. В замке природоведческие, охотничьи коллекции, собрание оружия.
Замок Фридлант.
Замок Фридлант. Раннеготический град основан Роновцами на важном торговом пути в середине 13 столетия. До настоящего времени сохранилась только его цилиндрическая башня. В 16 веке было проведена ренессансная перестройка. Во время Тридцатилетней войны здесь находилась резиденция Албрехта из Валдщтейна. Окончательный свой вид град приобрел после неоренессансных преобразований в 1867-1869 годах
. Хеб
Хеб-Град в одноименном городке был основан на месте древнего городища в первой половине 12 века господами из Вогбурга, на территории Баварии. После 1165 года император Фридрих Барбаросса перестроил его, а через сто лет вся эта территория была присоединена к Чехии, и город Хеб стал королевским городом. Из романских построек сохранились Черная башня, дворец, часовня св. Эрхарта и Урсулы. Перестроенный в барочную крепость град был разорен французскими войсками и с тех пор лежит в руинах.
Легенда о чертовой башне.
Давным-давно, в те старые времена, когда еще весь город Хеб (Cheb) был окружён крепостными стенами, жила здесь в доме “У двух принцев” вдова Мария Мартин вместе с дочерью. Как это иногда случается, мать была просто “без ума” от красоты своей дочери. Покупала ей всё новые и новые наряды и украшения, ещё великолепнее и изысканнее прежних. Ухаживала за ней, как за редкостным, выращенным в оранжерее, хрупким цветком, оберегая от малейших житейских трудностей и забот. Девушку звали Розали. С каждым днём она становилась всё более требовательной и капризной, представляя себе, что весь свет должен был служить ей так же, как это делала её мать.
В городе не существовало развлечений, где Розали не появлялась бы в новом ещё более прекрасном наряде, затмевая своей красотой остальных девушек. Вокруг неё толпились самые знатные и богатые юноши города, однако никто из них не привлекал внимание Розали. Она ждала принца, который явился бы к ней из далёких краёв, своей красотой и богатством затмив окружающих.
В канун Рождества зал в доме “У золотого солнца” озарялся сотнями восковых свечей. В невообразимых маскарадных костюмах танцевала молодёжь. Некоторые из гостей явились на бал в родовых рыцарских доспехах, другие ослепляли великолепием восточных нарядов, иные, подпрыгивая и позванивая колокольчиками под всеобщие взрывы смеха, веселили остальных в своих красочных шутовских костюмах.
Розали в наряде цвета утренней зари, в кружевах, подобных нежнейшим облакам в небе, была украшением бала. Её драгоценности горели дивными звёздами, лицо прикрывала тончайшая золотая вуаль.
Шаги её были легки, как весенний ветерок. Радом с ней кружил в танце чужестранец – статный, с необычайно прекрасным телосложением, одетый в облегающий костюм из золотой парчи с редкостным узором переливающегося алого цвета. Черная маска скрывала его черты. Из алого шёлка были его перчатки и шапочка, украшенная двумя чёрными перьями. Талию обвивал пояс в виде змеи из красного золота (временами казалось, что змея оживала и двигалась), каждая пуговица на его костюме была бриллиантом величиной с орех.
Близилась полночь. Свечи догорали. Отзвучали последние музыкальные аккорды. Только одна пара продолжала кружиться в танце. Розали и незнакомец, подчиняясь ритму единственно им слышной музыки, парили между присутствующими гостями, провожавшими их завороженными взглядами.
Лакеи распахнули двери настеж. Незнакомец, увлекая за собой Розали, проскользнул из зала на мраморную лестницу, затем вниз по ступенькам прямо на заснеженные тёмные хебские улочки. Снежные хлопья вихрем кружились вокруг танцующей пары. Вскоре никого нельзя было разглядеть в темноте, так стремительно унеслись они по узкой улочке, ведущей к крепости. Лишь издалека всё ещё доносился грудной смех Розали.
Дух Вальдштейна
Убийство Альбрехта Вальдштейна – генералиссимуса императорской армии, совершенно потрясло обывателей старинного города Хеба. Только некоторые смирялись с мыслью, что грозный полководец, которого не так дано восхваляли, а, заодно, опасались, теперь мёртв.
Вскоре прошёл слух о том, что дух его не находит покоя в могиле и, буд-то бы, глухой полночью встаёт он из гроба, возвращаясь на то место, где самого Вальдштейна отправили на тот свет оружейной секирой. Однажды горстка горожан сошлась в трактире на главной площади города. Засидевшись там до полуночи, перебирая дела дня сегодняшнего, незаметно обратились на прошедшие события. Вспомнили воеводу Вальдштейна и ту холодную февральскую ночь, когда старинный город содрогнулся, потрясённый кровавой резнёй.
Услыхав эти речи, разжиревший трактирщик подсел к изрядно подвыпившим посетителям, бесцеремонно вмешиваясь в их разговор. - Известно ли вам, что каждую ночь в крепость является сам воевода? – зашептал он, с таинственным видом прикладывая к губам свой толстый палец и ссылаясь на тех, кто в полночный час видели воочию в цитадели горящие огни, да ещё слыхали, как грохочет по камням карета воеводы
. - Всё это пустые выдумки! Враки! – презрительно скривил губы Менгер, сидящий недалеко от трактирщика. “Пока сам не увижу – не поверю! До полуночи ждать недолго. Поседите-ка ещё, а я пойду поглядеть на крепость. Вернусь – расскажу, сколько в речах этих правды.”
Горожане стали было соседа предостерегать да отговаривать, однако тот упрямо стоял на своём. Видно, уж больно хотелось отличиться своей смелостью. Выйдя из корчмы, он завернул в улочку, ведущую к цитадели. С тяжёлой головой, переполненной хмелем, приблизился он к запертым чёрным вратам. Вглядываясь в очертания крепостных строений, чутко прислушивался к ночным звукам. В крепости было тихо, как в костёле… Не было видно ни малейшего отблеска света, не доносилось ни единого звука.
Но, только лишь куранты на костёльной башне пробили двеннадцать, как вдруг, заскрипев петлями, тяжёлые крепостные ворота распахнулись настежь и по камням вымощенного подворья загремели конские копыта. Из ворот на мост вылетела чёрная карета, запряженная четверкой вороных. В карете почивал муж. Лицо его было смертельно бледным, а в груди зияла кровавая рана – след от оружейной секиры. “Мёртвый воевода!”, – пронеслось в мозгу у Менгера.
В очах вороных горел дикий огонь, из ноздрей выбрасывалось пламя, извергая жар на крепостные стены и на странный, ужасающего вида конвой, сопровождавший мёртвого воеводу. По обоим сторонам кареты рысью неслись шесть всадников с обнажёнными мечами в руках. За каретой во всеоружии следовали шесть оружиеносцев. Посередине между ними плёлся пленный, безоружный человек, явно идущий на смерть.
Кровь Менгера застыла в жилах от ужаса, на лбу выступил холодный пот, остатки рыжих волос дыбом поднялись на голове. Прижавшись к столбу, как завороженный, стоял он, не в силах отвести взгляда от странного конвоя. В этот момент кони повернули свои головы и пламень, вылетавший из их ноздрей, осветил лицо узника. У Менгера задрожали колени. В ужасе он повалился на землю. Ещё бы! Ведь в узнике он узнал самого себя – почётного хебского гражданина Менгера!
Лишь под утро сомлевшего, в совершенном беспамятстве, его обнаружили друзья и отвезли домой. В кругу причитающей над ним семьи, прожил он в горячке ещё несколько дней, прийдя в себя ровно лишь настолько, чтобы успеть рассказать приятелям о том, что увидел в крепости. После чего окончательно впал в состояния бреда и вскоре скончался на руках у своих близких, так жестоко заплатив за своё любопытство и упрямство.
Внезапно ночную темноту пронзил страшный крик. Вслед танцующей паре с р аспростёртыми руками бросилась женщина, одетая во всё чёрное.
На башне пробило два часа ночи. На площади всё стихло.
Перед рассветом, обходя вокруг крепости, ночной дозорный услыхал печальные причитания и плач, доносившийся из башни, стоящей над самой рекой. Подойдя ближе, он увидел перед собой неподвижную заснеженную фигуру. Это была Мария Мартин – совершенно замёрзшая. Глаза её были широко открыты и налиты кровью, у ног лежала алая атласная шапочка с двумя чёрными перьями, а рядом с ней золотая вуаль.
Из башни доносился грудной смех такой странный и болезненно-печальный, что ночному дозорному стало жутко. Сердце его сжалось. Он рванулся войти в башню, но дверей нигде не было. Заметив на стене что-то странное, поднял над собой фонарь и увидел надпись: “Чёртова башня”.
До сей поры стоит эта башня над рекой. Один раз в год – на Рождество, рано перед рассветом доносится из неё девичий смех такой странный и печальный, что у того, кто его услышит сожмётся сердце…
Останки бывшего генералисимусса императорских войск Альбрехта из Вальдштейна находятся в семейной гробнице рода Вальдштейнов в северо-чешском городе Мнихово Градиште.
Замок Червены Уезд
Замок Червена Лгота
Червена Лгота (чеш. Červená Lhota) — средневековый замок,расположенный в Южной Чехии, примерно в 20 километрах от города Йиндржихув Градец и примерно в 100 км к юго-западу от Праги.
Замок был построен в первой половины XVI века на месте готической цитадели, в начале XX века перестроен в псевдоренессансном стиле. Он находится посреди пруда на скалистом острове, к которому ведет каменный мост-виадук. Около замка разбиты декоративные клумбы с кустами-лабиринтами В настоящее время замок Червена Лгота является Национальным памятником культуры и открыт для посетителей.
Яркий цвет замка не оригинальный — изначально замок был белый. Происхождение необычного красного цвета окутывает много легенд. Одна из них повествует о прекрасной принцессе, которая жила в замке и выбросилась из окна. Тело ее не нашли и только красный след крови указал на ее ужасный конец. Несмываемый след крови явился стимулом для перекрашивания стен в алый цвет.
Первое письменное упоминание о деревне Cervena Lhota найдено в 1465 году. В годах 1542—1555 готическая крепость была перестроена в замок в стиле ренессанс. В письменных записях он фигурирует под названием Новый Lhota.
В 1658—1678 годы были внесены изменения в стиле раннего барокко, а над интерьером работали итальянские художники. В период до 1835 года, когда владельцем замка был Генри Эдвард Шенбург — Hartenstein, замок принадлежал многим семьям.
Между 1841—1863 в замке состоялась реконструкция в стиль романтической нео-готики и интерьеры были изменены. В 1945 году замок был конфискован по декретам Бенеша и в следующем году замок исполнял функции детского центра. В мае 1947 Cervena Lhota был удостоен внимания национальной культурной комиссии, которая в 1949 году сделала замок доступным для общественности.
С этими событиями связана любопытная легенда, вполне возможно соответствующая действительности. Первоначально, целью этой комиссии было решить, годится ли замок под пансионат для министерства сельского хозяйства.
Но находчивый смотритель Червены Лготы Антонин Вркоч перед приездом пражского начальства поднял плотину и спустил воду из пруда. Так что взору высоких гостей замок предстал в окружении грязной лужи, достававшей до окон первого этажа. Естественно, министерство от своих целей отказалось и отдало Червену Лготу туристам.
Замок включает живописный парк и часовню, которая является неотъемлемой частью замка. В настоящее время замок Cervena Lhota является национальным культурным памятником и находится под защитой национального института наследия в г. Чешские Будейовице
Источник:офсайты замков
Серия сообщений "Чехия":
Часть 1 - Живописная Прага-принцесса европейских городов.Часть 1.Староместская площадь
Часть 2 - Чески-Крумлов. Милый чешский городок.
...
Часть 17 - Замки и крепости Чехии .Часть 8
Часть 18 - Замки и крепости Чехии. Часть 9.
Часть 19 - Замки и крепости Чехии .Часть 10
Часть 20 - Замки и крепости Чехии. Часть 11
Часть 21 - Замок-крепость Кост. Чехия.
...
Часть 37 - Мистика готического замка Гоуска
Часть 38 - Готический стиль в архитектуре Чехии.Часть 1
Часть 39 - Готический стиль в архитектуре Чехии.Часть 2
Серия сообщений "Замки Чехии,Словакии":
Часть 1 - Живописная Прага-принцесса европейских городов.Часть 1.Староместская площадь
Часть 2 - Замок Карлштейн
...
Часть 19 - Замки и крепости Чехии .Часть 8
Часть 20 - Замки и крепости Чехии. Часть 9.
Часть 21 - Замки и крепости Чехии .Часть 10
Часть 22 - Замки и крепости Чехии. Часть 11
Часть 23 - Замок-крепость Кост. Чехия.
...
Часть 36 - Замок Чахтице и карпатская Салтычиха -графиня Батори
Часть 37 - Замок Локет -романтика и ужасы Богемии
Часть 38 - Чешский замок Кокоржин
Рубрики: | Чехия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |